Фрагмент для ознакомления
2
Заикание является сложным речевым нарушением, проявляющимся в виде судорожных запинок, нарушающих плавность, ритм и темп речи. Оно обычно возникает в возрасте от 2 до 5 лет, когда у ребенка активно формируется фразовая речь. В этот период нервная система ребенка испытывает значительное напряжение, что делает ее особенно уязвимой к различным факторам, способствующим развитию заикания.
Исследователи выделяют две группы факторов, способствующих возникновению заикания: предрасполагающие и производящие.
Предрасполагающие факторы.
1. Биологические причины.
К ним относятся генетическая предрасположенность и особенности функционирования нервной системы. Как отмечает В. М. Шкловский, заикание является дискоординационным судорожным нарушением речи, возникающим по механизму системного речедвигательного невроза [21, c.46].
2. Психологические особенности.
Повышенная эмоциональная возбудимость, тревожность и чувствительность могут способствовать развитию заикания. Н. М. Асатиани и Л. И. Белякова указывают, что заикание следует рассматривать как полиморфное болезненное состояние, при котором судорожное нарушение речи является лишь одним из симптомов [1, c. 28].
Производящие факторы.
1. Острая психическая травма.
Сильный испуг, стрессовые ситуации или конфликты могут спровоцировать начало заикания. Н. А. Власова подчеркивает, что психотравмирующие ситуации играют значительную роль в генезе заикания [5, c. 100].
2. Неблагоприятные условия воспитания.
Чрезмерная строгость, частые ссоры в семье или неправильные методы воспитания могут способствовать развитию заикания у ребенка. Как отмечает В. И. Селиверстов, нарушенные взаимоотношения нервных процессов в коре головного мозга могут быть обусловлены состоянием нервной системы и ее «готовностью» к отклонениям от нормы [15, c. 35].
В дошкольном возрасте заикание имеет ряд специфических проявлений:
нестабильность симптомов (интенсивность заикания может варьироваться в зависимости от эмоционального состояния ребенка и ситуации общения);
сопутствующие поведенческие реакции (дети могут проявлять логофобию — страх перед речью, избегать определенных слов или ситуаций, требующих вербального общения);
влияние на личностное развитие (заикание, возникшее в дошкольном возрасте, имеет тенденцию к хронификации, искажая формирование личности и нередко приводя к социальной дезадаптации).
Таким образом, заикание у дошкольников является многофакторным нарушением, обусловленным сочетанием биологических, психологических и социальных факторов. Раннее выявление и комплексный подход к коррекции данного нарушения являются ключевыми для успешной реабилитации и предотвращения негативных последствий в дальнейшем развитии ребенка.
1.2. Дидактические игры как метод коррекционного воздействия
Дидактические игры являются эффективным средством коррекции речевых нарушений у дошкольников, включая заикание. Они объединяют элементы обучения и игры, что позволяет детям естественным образом развивать речевые навыки в увлекательной и непринужденной форме. Как указывает А. В. Запорожец, игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, и ее использование в коррекционной работе значительно повышает эффективность образовательного процесса [10, c. 50].
Дидактическая игра сочетает в себе познавательный и развлекательный элементы, что позволяет решать коррекционные задачи, не вызывая у ребенка напряжения и страха. По мнению Е. И. Тихеевой, такие игры способствуют развитию у детей внимания, памяти, мышления, а также коммуникативных навыков [20, c. 25]. Они обеспечивают возможность для речевой практики в условиях, приближенных к реальной жизни, что особенно важно для детей с заиканием.
Можно выделить следующие цели применения дидактических игр в коррекционной работе:
развитие плавности речи;
формирование правильного темпо-ритма речи;
уменьшение страха перед речевой ситуацией (логофобии);
развитие речевого дыхания и голосообразования;
подходы к использованию дидактических игр.
Исследователи выделяют несколько подходов к организации дидактических игр в коррекционной работе.
1. Тематические игры.
Используются для расширения словарного запаса и активизации речевой деятельности. Например, такие игры, как «Найди и назови» или «Собери слова».
2. Ритмические игры.
По мнению Ж. В. Стукаловой, ритмические упражнения, включенные в структуру игры, помогают детям развивать чувство темпа и ритма, что является важным аспектом коррекции заикания [18, c. 14].
3. Игры на развитие речевого дыхания.
Игры, такие как «Надуй шарик» или «Подуй на парус», позволяют детям тренировать правильное речевое дыхание и координировать его с произнесением слов.
Многочисленные исследования подтверждают эффективность использования дидактических игр в работе с детьми с заиканием. Например, Т. С. Портнова в своем исследовании показала, что систематическое применение игр способствует снижению частоты судорожных проявлений речи и повышению речевой активности ребенка [14, c. 41].
Таким образом, дидактические игры представляют собой мощный инструмент коррекционного воздействия. Их использование позволяет создать благоприятные условия для развития речи детей с заиканием, снижая эмоциональное напряжение и устраняя речевые страхи. Важным аспектом является то, чтобы игры были адаптированы под индивидуальные особенности детей и их потребности, что повышает их коррекционный потенциал.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Асатиани, Н.М., Белякова, Л.И. Современные представления о заикании: понятие, механизмы, этиология и симптоматика // Дефектология. – 2019. – №4. – С. 22–29.
2. Бажина, О.А. Подвижные дидактические игры в коррекции звукопроизношения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи // Образование и развитие. – 2020. – №4. – С. 39–45.
3. Барканова, А.А. Игровая деятельность в развитии речи дошкольников с речевыми нарушениями // Современные проблемы педагогики. – 2021. – №4. – С. 45–51.
4. Башмакова, С.Б., Бузикова, П.Э. Диагностика и коррекция диалогической речи у детей с заиканием // Современные исследования в логопедии. – 2020. – №3. – С. 45–52.
5. Власова, Н.А. Психотравмирующие ситуации как фактор возникновения заикания у дошкольников // Молодой ученый. – 2020. – №15. – С. 98–101.
6. Волкова, Г.А. Игровая деятельность как средство формирования личности дошкольника // Современные проблемы дошкольной педагогики. – 2021. – №4. – С. 45–50.
7. Ворошилова, Е.Л. Использование игр в логопедической практике // Молодой ученый. – 2020. – №15. – С. 98–102.
8. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка. – М.: Педагогика, 2020. – 345 с.
9. Жулина, Е.В., Лебедева, И.В., Смирнова, Д.С. Преодоление заикания у дошкольников с использованием логопедической ритмики // Педагогическая наука и практика. – 2019. – №2. – С. 28–34.
10. Запорожец, А.В. Игровая деятельность как ведущая в дошкольном возрасте // Психология развития. – 2019. – №3. – С. 45–51.
11. Лазарев, А.Н. Коррекционные игры для устранения заикания у дошкольников // Дефектология: теория и практика. – 2019. – №2. – С. 22–28.
12. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Изд-во Московского университета, 2019. – 304 с.
13. с дизартрией // Логопедия: теория и практика. – 2021. – №1. – С. 12–18.
14. Портнова, Т.С. Эффективность применения дидактических игр в работе с детьми с заиканием // Молодой ученый. – 2022. – №4. – С. 39–45.
15. Селиверстов, В.И. Роль неблагоприятных условий воспитания в формировании речевых нарушений у детей // Вопросы дефектологии. – 2021. – №3. – С. 33–39.
16. Соколов, Н.М. Дидактические игры в логопедической практике. – М.: Просвещение, 2021. – 256 с.
17. Стребелева, Е.А. Организация коррекционных игр в дошкольном возрасте: методическое пособие. – СПб.: Речь, 2020. – 198 с.
18. Стукалова, Ж.В. Ритмические упражнения в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями // Логопедия: теория и практика. – 2021. – №1. – С. 12–18.
19. Титлянова, Е.С., Хмелькова, Е.В. Программа использования дидактических игр в коррекции нарушений звукопроизношения у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием // Логопедическая работа в ДОУ. – 2022. – №2. – С. 50–57.
20. Тихеева, Е.И. Дидактические игры в системе дошкольного воспитания // Вопросы педагогики. – 2020. – №2. – С. 22–28.
21. Шкловский, В.М. Неврозы и заикание: механизм и способы коррекции // Логопедические исследования. – 2018. – №2. – С. 45–52.