Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Государство и право - это формы, которые исторически формировались на протяжении длительного времени. И государство, и право, как особые институты, постоянно совершенствуются и развиваются. Столетия назад они были совсем не такими, какими являются сегодня. Поэтому важно изучить основы и предпосылки их возникновения и развития, чтобы понять основные тенденции изменения и совершенствования этих институтов, являющихся регуляторами общественной жизни, понять природу современного государства и спрогнозировать его дальнейшее развитие.
Актуальность темы исследования. Государственное регулирование содержания и масштабов социальных процессов ослабло. Новые институты, соответствующие требованиям демократического общества, функционирующего в условиях рыночной экономики, еще не возникли или функционируют не в полной мере . Реализация мер социальной помощи для различных групп населения будет иметь региональную специфику, поскольку будет зависеть от уровня социально-экономического развития региона, бюджетных характеристик на всех уровнях и полномочий федеральных и региональных органов власти в социальной сфере, являющейся совместной зоной ответственности.
Объектом исследования настоящей работы являются нормы права, регулирующие сущность и социальное значение государства.
Предметом исследования составляют общественные отношения, регулирующие сущность и социальное значение государства.
Целью исследования является анализ сущности и социального значения государства.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1.рассмотреть понятие и признаки государства;
2.раскрыть теоретические основы социальной политики государства;
3.исследовать основные направления реализации социальной политики;
4.выявить особенности социальной политики в России.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, системный, комплексный, нормативный.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: Конституция РФ; федеральное и региональное законодательство; постановления судебных инстанций РФ и иные материалы юридической практики.
Теоретическая степень разработанности темы исследования. Теоретической основой исследования являются труды российских ученых по праву, такие как: Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Менкенов А.В., Антонова Н.В., Гаджиев Г.А., Журавлева О.О., Комкова Г. Н., Торосян Р. А., Кораблева О.В., Павлюткин И.В., Сулейманова Г.В., Тучкова Э. Г., Черепанов В.А. и другие авторы.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в ней теоретические положения могут быть использованы в целях дальнейшего изучения и решения актуальных проблем социального значения государства.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВА
1.1 Понятие и признаки государства
Государство - сложное явление. С древнейших времен предпринимались попытки определить понятие государства, но до сих пор не существует общепринятой и общепризнанной концепции государства .
Во многих случаях государство трактуется как политическое сообщество, ассоциация, федерация людей (Цицерон, Фома Аквинский, Дж. Локк, Г. Гроций, И. Кант). Так, Кант рассматривал государство как "общество людей, которые распоряжаются собой и управляют"; по мнению Л. Дюга, "государство - это любое человеческое общество, в котором существует политическая дифференциация между правителями и управляемыми".
Такое понимание государства сводилось, по сути, к характеристике политического общества, а не государства.
Во многих случаях государство стремятся определить по его роли в социальной жизни и выполняемым им функциям. С этой точки зрения цель государства видится в управлении делами общества, обеспечении правопорядка и общественной безопасности; Л. Гампрович определял государство как естественно развивающуюся управляющую организацию, призванную поддерживать определенный правопорядок. Это соответствует действительности, но не раскрывает всей полноты этого явления.
Марксистская теория рассматривает государство исключительно исходя из его классовой природы и видит его назначение и роль в использовании организованного насилия одним классом (экономически господствующим) против другого класса (эксплуатируемого).
Марксистская доктрина лежала в основе отечественной правовой теории в советское время, в частности, социалистическое государство трактовалось как классовое правление рабочих и крестьян.
Существует определение государства, которое сводится к перечню институтов, характеризующих анализируемое явление в одном аспекте. Столь же односторонней является трактовка государства как организации отношений между различными группами, слоями общества и индивидами.
Если при рассмотрении государства с различных точек зрения - философской, исторической, социологической, юридической и т. д. - можно выделить лишь те или иные аспекты его характеристик, то сформулировать полное и универсальное понятие государства не представляется возможным.
В современной отечественной юридической литературе понятие государства чаще всего определяется через его признаки. Это общепринятый подход. Серьезных разногласий среди ученых по поводу этих признаков нет.
Несмотря на разнообразие современных государств и тех, что существовали до них, все государства имеют некоторые общие черты .
К признакам государства относится:
-существование официальной политической власти и специального административно-принудительного аппарата;
-территориальную организацию населения;
-государственный суверенитет;
-всеобъемлющий и общеобязательный характер действий государства;
-наличие государственной казны. Это связано с существованием налогообложения и сбора налогов.
Названные признаки составляют политико-юридическую характеристику государства.
В качестве основных признаков государства иногда называют общий язык общения, наличие армии, единой системы обороны и внешней политики. Однако эти признаки не являются самыми важными и решающими. Они скорее вспомогательные и дополнительные.
Единую оборонную и внешнеполитическую систему также нельзя отнести к признакам государства. Как известно, существует ряд государств с конституционной политикой постоянного нейтралитета (например, Австрия). Единая система обороны и внешней политики также часто является результатом международно-правового союза государств, входящих в различные сообщества.
Для каждого из основных признаков государства, описанных выше, поясним, в чем они заключаются.
Политическая публичная власть - одна из основных характеристик государства. В первобытных обществах власть не была политической. Все они были одинаковыми и сводились к выживанию и воспроизводству человечества. И только когда общество дифференцируется на различные группы, классы и сословия, возникают разнообразные интересы индивидов, согласование которых и означает политику .
Выступая арбитром между различными слоями, группами и классами населения, государственная власть приобретает политический характер. Однако государственная власть не представляет собой власть общества в целом, а стоит над обществом, отделена от него и приобретает независимость по отношению к другим источникам власти. Независимо от того, кому доверено осуществление власти, будь то отдельный человек (монарх, президент) или группа лиц, они выступают как органы и представители государства.
Государственная власть осуществляется совокупностью органов, образующих государственный аппарат, который:
-управляет обществом;
-имеет право применять принудительные меры
-имеет право принимать общеобязательные акты;
-составляет особую группу людей, профессией которых является работа в государственном аппарате.
Таким образом, государство - это политическая организация, объединяющая все общество и призванная управлять общественными делами, разрешать социальные конфликты, обеспечивать правопорядок и устанавливать определенную систему управления. Реализуя политическую публичную власть, государство использует различные средства и методы управления, среди которых особое место занимает возможность применения силы принуждения.
Для этого в государстве существуют специальные органы, такие как армия, суды, полиция, тюрьмы, которые имеют право законно (на законных основаниях) применять принудительную силу к тем, кто не подчиняется положениям государственной власти.
Территориальная организация государства отличается от территорий, населенных первобытными общинами, прежде всего наличием границ. Границы обозначают не только переход к оседлой жизни, но и пределы осуществления государственной власти. В то же время границы означают территориальную неприкосновенность государства. В результате территориальные связи первобытных общин в обществе, организованном государством, трансформируются в сильную территориальную организацию населения и в разделение населения по административно-территориальному признаку .
Однако не только население делится по региональному признаку, но и сама государственная власть организуется по этому признаку. Так, различные органы государственной власти в принципе имеют территориальные пределы осуществления своих полномочий и управляют конкретными административно-территориальными единицами.
Под государственным суверенитетом понимается верховенство государственной власти внутри страны, то есть независимость в своей деятельности, полноправие в общественной жизни территории и самостоятельность в отношениях с другими государствами.
В юридической литературе принято выделять три основных качества суверенитета: верховенство, единство государственной власти и независимость.
Верховенство подразумевает полноту власти государства на своей территории. Никакая другая власть не имеет права присваивать себе функции государственной власти на своей территории или ставить себя выше государственной власти. В результате государство, во-первых, распространяет свою власть на всю территорию государства; во-вторых, определяет всю структуру правоотношений; в-третьих, юридически регулирует деятельность различных организаций и объединений, рамки поведения и действий физических и юридических лиц; в-четвертых, определяет права, свободы и обязанности граждан; в-пятых, регламентирует полномочия государственных органов, должностных лиц и т. д. Так и будет.
Однако верховенство не означает неограниченную государственную власть. В демократическом обществе государственная власть ограничена и основана на законе .
Единство суверенитета означает, что он не может быть разделен между различными носителями власти и принадлежит государству в целом, а не отдельным его частям или органам.
Независимость государственной власти - это ее независимость по отношению к другим государствам, в том числе международным организациям. Однако эта независимость не является абсолютной. Будучи членом мирового сообщества, любое государство подчиняется нормам и принципам международного права. В частности, суверенитет современных государств естественным образом ограничен необходимостью уважать неотъемлемые естественные права, а также взаимными обязательствами государств по международным договорам.
Всеобъемлющая обязательная сила государственных актов определяется исключительным правом государства принимать, изменять или отменять правовые нормы, распространяющиеся на все население, за исключением лиц, обладающих дипломатическим иммунитетом, то есть принимать законы. Только государство своими общеобязательными актами может устанавливать правовой порядок в обществе и обеспечивать его соблюдение.
Нормативные и иные правовые акты являются одной из важнейших форм государственной деятельности и основным способом осуществления государственной власти, тем самым ставя государственную власть в определенные рамки и придавая ей правовой характер. Правовые нормы регулируют организацию государственных органов, их структуру, объем полномочий, приемы и методы их деятельности.
Государственная власть проявляется прежде всего через нормативно-правовое регулирование общественных отношений. Правовые акты устанавливают правовые отношения между государством, членами общества и различными его элементами.
Государственная казна является одной из ключевых характеристик государства. Это связано с тем, что содержание государственных институтов, развитие экономики и культуры, поддержание социальной жизни были бы невозможны без финансирования из государственной казны.
В литературе эту характеристику государства иногда называют налогообложением или сбором налогов. Однако налогообложение, хотя и очень важное, является лишь одним из источников государственных доходов. Понятие государственной казны гораздо шире и включает в себя, помимо налогов и обязательных платежей, государственные займы, внутренние и внешние займы, таможенные пошлины, ценные бумаги и валютные ценности.
Содержание общих признаков государства в процессе развития государственно-организованного общества уточняется и приобретает новый смысл и значение. Однако в целом перечень этих признаков остается неизменным .
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Российская Федерация. Законы. Конституция РФ : [принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020]. // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" // http://www.pravo.gov.ru, 18.10.2024
3. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в РФ" // http://www.pravo.gov.ru,18.10.2024
4. Постановление Правительства РФ от 16.08.2021 № 1342 (ред. от 09.07.2022) "О Единой государственной информационной системе социального обеспечения" (вместе с "Положением о Единой государственной информационной системе социального обеспечения") // http://www.pravo.gov.ru, 18.10.2024
Специальная литература:
1. Афанасьев М.А., Голубева Т.Ю. Право социального обеспечения России. Учебное пособие. - М: Проспект, 2020. 184 с.
2. Гусев А. Ю. Судебная защита права российских граждан на социальное обеспечение. Монография. - М: Проспект. 2020. 112 с.
3. Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения России. - М: Проспект, 2020. 480 с.
Публикации периодической печати и научных сборников:
4. Журавлева О.О. Налогово-правовые меры поддержки семей // Журнал российского права. 2021. № 5. С. 92.
5. Какие меры социальной поддержки предусмотрены для населения? // Азбука права: электрон. журн. 2023.
6. Какие организации относятся к учреждениям социальной защиты? // Азбука права: электрон. журн. 2023.
7. Какие льготы имеют многодетные родители? // Азбука права: электрон. журн. 2023. - С.10.
8. Касаткина А.Ю. Семья в РФ: проблемы теории и практики / А.Ю. Касаткина // Семейное и жилищное право. 2021. № 5. - С.8.
9. Костина С.Н. Модели многодетности в современном российском обществе (результаты нарративного интервью) / С.Н. Костина, Е.В. Зайцева // Социологические исследования. 2021. № 3. - С.94.
10. Лошкарев, И. О. Социальная политика Президента России как фактор и условие функционирования социального государства / И. О. Лошкарев, А. Л. Питерская, Е. В. Батеева // Образование и право. – 2023. – № 3. – С. 11-16.
11. Павлюткин И.В. Как создаются семьи с большим числом детей: типы жизненных переходов родителей / И.В. Павлюткин, М.А. Голева // Социологические исследования. 2020. № 7. - С. 109.
12. Рузаева, Е. М. Социальная политика современного государства как объект исследования науки права социального обеспечения / Е. М. Рузаева // Вопросы российского и международного права. – 2023. – Т. 13, № 3-1. – С. 211-217.
13. Яновская, О. Р. Социальная политика государства и базовый доход / О. Р. Яновская // Экономика и предпринимательство. – 2023. – № 7(156). – С. 156-159.
Электронные ресурсы:
14. Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Менкенов А.В., Антонова Н.В., Богатырева Н.В., Слесарев С.А. Комментарий к Федеральному закону от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2024. Режим доступа: https://www.consultant.ru
15. Предусмотрены ли пособия многодетным семьям на федеральном уровне? // Азбука права: электрон. журн. 2024.
16. Сперанская Л.В. Социальная защита населения: понятие и правовое регулирование // СПС КонсультантПлюс. 2024. Режим доступа: https://www.consultant.ru