Фрагмент для ознакомления
2
Подростковый возраст – это некий переходный этап в жизни каждого человека, между детством и взрослостью. Актуальность данного возраста заключается в том, что данный период является самым сложным, кризисным и переходным в развитии ребенка. Подростковый возраст имеет биологически обусловленное начало, но обусловленный культурой, конец. Именно поэтому хронологические границы для данного периода развития человека имеют лишь условный характер, а множество авторов разработали собственные периодизации. Подростковый возраст — период выхода из детства, переход к взрослой жизни от детства. Как правило, его соотносят с хронологическим возрастом с 10—11 до 14—15 лет. Способность к рефлексии с этого момента акцентируется школьником на себя. Соотношение себя скорее со взрослыми, нежели с более младшим возрастом ведет подростка к причислению себя к «взрослым», за которым признаются значимость и самостоятельность.
Подростковый возраст – это период бурных изменений, не только физиологических, но и психологических, социальных. Он знаменует собой переход от детства к взрослости, но этот переход не происходит гладко и линейно, а сопровождается противоречиями, иногда конфликтами, поиском себя и своего места в мире. Одним из ключевых моментов, сигнализирующих о начале подросткового периода, является изменением внутреннего восприятия себя, сопровождающееся ощущением взрослости. Появляется стремление к самоопределению, к отграничению от мира взрослых и к формированию собственной системы ценностей.
Подростковый возраст включает в себя также и физиологические, психические и физические изменения в организме. Половое созревание, изменения гормонального фона, появление сексуального влечения – все это делает данный период особенно непростым. Особенностями развития подростка по Д.Б. Эльконину являются следующие симптомы:
1. Возникновение тенденций к негативизму и упрямству в межличностных отношениях со взрослыми, безэмоциональнае оценка собственных успехов, резкая потеря интереса к школе и ориентированность на пространство вне ее пределов.
2. Появляются компании единомышленников.
3. Возникновение такого явления в жизни ребенка, как личный дневник[1].
Стремление к независимости является ключевой потребностью подростка. Он стремится к автономии в решениях и действиях, хочет опираться на свои собственные суждения и убеждения. Это желание проявиться в всех сферах жизни: в выборе одежды, музыки, друзей, в способах проведения свободного времени. Повышенное внимание к социальным контактам также характерно для подросткового возраста. Это время активного формирования социальных связей, выстраивания отношений с друзьями, появления и развития романтических отношений. Подросток ищет признание среди сверстников, его самооценка зависит от мнения своей группы. Развитие самосознания является важным фактором в подростковом возрасте. Подросток начинает более осознанно относиться к своим мыслям, чувствам и действиям. Он пытается понять, кто он такой, какие у него сильные стороны, какие слабости. В этот период могут появиться чувства неуверенности, сомнений в себе, стремление к самоутверждению. Физиологические изменения, происходящие в этот период, также оказывают сильное влияние на психику подростка. Половое созревание, изменения гормонального фона, появление сексуального влечения – все это делает данный период особенно непростым. Подросток может испытывать неловкость, застенчивость, непонимание своих новых чувств и желаний. Это время усиленного внимания к собственному телу, к внешности, попыток найти свой стиль и образ.
Важную роль в развитии подростка играет семья. Подростку необходимо чувствовать поддержку и понимание со стороны родителей, чтобы справиться с трудными переживаниями, которые могут возникнуть в этот период. Однако здесь важно найти баланс между контролем и свободой. Родителям необходимо давать подростку возможность самостоятельно принимать решения, но при этом быть готовыми поддержать его в трудную минуту. Влияние социума также огромно для подростка. Он находится под давлением групп сверстников, медиа, и это влияние может быть как положительным, так и отрицательным. Важно понять, что подросток еще не обладает полной взрослой самостоятельностью, его мировоззрение и ценности еще формируются, и он в значительной мере зависит от внешнего влияния.
Педагогические и психологические подходы к воспитанию подростков должны учитывать все особенности этого периода. Важно уважать личность подростка, предоставлять ему право на собственное мнение, давать возможность для самовыражения и развития собственных талантов. В этот период важно помочь подростку понять свою индивидуальность, сформировать позитивную самооценку, научить его правильно строить отношения с другими людьми и справляться с трудными ситуациями [6].
Подростковый возраст – это переходный период, в который происходит активное формирование личности, определяются базовые ценности и убеждения. Необходимо помнить, что этот период не прост, он сопровождается противоречиями, конфликтами и поисками своего места в жизни. Важно относиться к подросткам с терпением, пониманием и поддержкой, давая им возможность самостоятельно расти и развиваться.
Иногда, появившиеся в данный период интересы приобретают постоянный характер и оказывают влияние на всю последующую жизнь человека. Л. С. Выготский перечислял некоторые основные группы интересов подростков, названные им доминантами:
1.Эгоцентрическая доминанта – подростка интересует собственная личность.
2. Доминанта дали – подросток устремлен к более обширным масштабам будущего, чем к ближним и текущим событиям настоящего.
3. Доминанта усилия - тяга подростка к сопротивлению. Волевое напряжение, иногда проявляющееся в упрямстве, хулиганстве, негативизме к воспитательским авторитетам и др.
4. Доминанта романтики – подросток устремлен к неизведанным и рискованным событиям, переходящих в героизм и приключения. Возникающая тенденция к взрослости, как некое стремление идентифицироваться с образом взрослого, обнаруживает себя в попытках копирования определенных сторон поведения и внешнего облика выбранных образов. Виды подобного копирования могут быть различны:
1. Идентификация по внешним признакам. Таковыми могут выступать курение, ранняя алкоголизация, азартные игры, стремление к следованию трендам в современной моде, использованию «взрослой» косметики, украшений и тому подобное.
2. Социальная зрелость и интерес к профессиональному самоопределению.
3. Знакомство и стремление подражать идеализированным образам феминности и маскулиности. У подростков мужского пола зачастую на первый план выходят занятия спортом.
4. Интеллектуальная зрелость, выражающаяся в стремлении познавать и уметь самому[3].
По мнению Л.И. Божович, подростковый возраст можно разделить на две фазы – 12-1 5 лет и 1 5-17 лет. Она отмечает, что при всем стремлении к более взрослой и самостоятельной позиции, в его переходном этапе еще не сформированы ни внутренние, ни внешние возможности, чтобы ее занять. Рассматривая подростковый возраст, можно сказать, что «в течение этого периода ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребенка к миру и к самому себе, развиваются процессы самосознания и самоопределения, приводящие в конечном счете, к той жизненной позиции, с которой школьник начинает свою самостоятельную жизнь».
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Арон, И. С. Психология готовности к профессиональному самоопределению : подходы и результаты исследований : монография / И. С. Арон. — Йошкар-Ола : ПГТУ, 2016. — 284 с.
2. Волков, Б. С. Психология подростка : учебное пособие / Б. С. Волков, Н. В. Волкова, Е. А. Орлова. — Москва : Академический Проект, 2020. — 240 с.
3. Мареев, С. Н. Л.С. Выготский: философия, психология, искусство : монография / С. Н. Мареев. — Москва : Академический Проект, 2020. — 227 с.
4. Чекина, Л. Ф. Психология развития : учебное пособие для вузов / Л. Ф. Чекина. — 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2024. — 208 с.
5. Шамовская, Т. В. Психология подростка : учебное пособие / Т. В. Шамовская. — Кемерово : КемГУ, 2019. — 123 с.
6. Шипова, Н. С. Психология детей и подростков: практикум : учебное пособие / Н. С. Шипова, С. А. Хазова. — Кострома : КГУ, 2024. — 102 с.