Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Современная общеобразовательная школа, являясь основным образовательным учреждением общества, ставит своей целью решение проблем успешного развития детей разного возраста. Однако в начальных школах наблюдается тенденция к снижению результатов обучения среди учащихся, у которых нет клинического диагноза, но есть очевидные трудности в обучении. Поскольку учебная деятельность - это в основном интеллектуальная деятельность, ее успех зависит от качества и организации познавательного процесса и уровня его подготовки.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОГНИТИВНОЙ ПРОНИЦАЕМОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Сущность и содержание понятия «когнитивные способности» и «когнитивная проницаемость»
В ходе повседневной деятельности человек сталкивается с проблемами различного характера. Эти проблемы можно только исследовать, обнаружить, обработать и применить на практике.
Когнитивная проницаемость человека (возможность получать, хранить и преобразовывать информацию) - это инструмент в мире знаний. Это основа для формирования самодостаточной, продуктивной и инициативной личности.
До сих пор не существует единого определения понятия «способности». А.Ф. Лазурский считает, что способность - это природная сила, позволяющая человеку адаптироваться к окружающей среде.
С.Л. Рубинштейн описывает термин «способность» как «умение к чему-либо, способность выполнять определенную деятельность». Компетентность должна включать в себя различные атрибуты и психологические качества, необходимые в силу характера определенной деятельности и требований, которые она предъявляет [5].
В понимании А. Н. Леонтьева, способность - это индивидуальное свойство, которое в целом определяет успешность выполнения определенной деятельности. По мнению психологов, решающая роль в развитии общих способностей отводится социальным условиям и воспитанию, а развитие специфических характеристик происходит в процессе освоения мира.
«Когниция» - термин, широко используемый в зарубежной литературе по психологическому образованию. В отечественной науке для определения этого понятия изначально использовался термин «познание». Однако, анализируя психолого-педагогические исследования в области познания человека, придем к выводу, что авторы стали чаще использовать термин «когниция» [12].
Бесспорным авторитетом в области когнитивной психологии можно назвать Р. Солсо. По его мнению, когнитивная психология изучает процесс приобретения, преобразования, представления, хранения и извлечения знаний из памяти, а также то, как эти знания направляют наше внимание и управляют нашими реакциями.
Отдельно ученые применяют термин «когнитивная проницаемость» - это феномен, который возникает, если когнитивные состояния более высокого уровня, такие как убеждения, желания, намерения и т. д., могут непосредственно влиять на восприятие [17].
Проанализировав определения разных авторов, можно выделить три наиболее распространенных объяснения термина «когнитивная проницаемость»:
1. Когнитивная проницаемость - это индивидуально-психологические особенности процессов чувствования, внимания, восприятия, памяти, мышления и воображения. Эти характеристики проявляются в успешном познании окружающего мира и отличают людей друг от друга (В.Д. Шадриков, Е.Л. Солдатова).
2. Когнитивная проницаемость - это система, представляющая признаки, взаимосвязи и многофункциональные отношения объектов и активностей (Т.А. Ратанова, Н.И. Чуприков). Эти системы являются основой для процессов анализа, синтеза, обобщения и т.д. Н.И. Чуприкова акцентирует внимание на том, что присущие конкретному человеку качества в процессе анализа и синтеза должны зависеть от уровня развития когнитивных способностей [4].
Из этого можно сделать вывод о двусторонней связи между когнитивным развитием и качеством процесса анализа и синтеза, а именно о когнитивном развитии. Более высокий уровень развития когнитивной проницаемости приводит к более качественному процессу анализа и синтеза, и наоборот. Чем выше качество анализа и синтеза, тем выше уровень развития когнитивных способностей. Это положение определяет понятия «когнитивные способности» и «когнитивная проницаемость».
3. Когнитивная проницаемость - это сообразительность, интеллектуальные способности (А.М. Матюшкин, Н.А. Сырников). Согласно утверждению А.М. Матюшкина, интеллект - это организация индивидуального психологического опыта в виде ментальных структур, генерируемого ими психологического пространства для размышлений и построенных в этом пространстве психологических представлений о происходящем. В.Н. Дружинин дал наиболее распространенное определение интеллекта: интеллект - это знания и общая способность решать проблемы. Он определяет успех любой деятельности и становится основой для других способностей [16].
1.2 Особенности когнитивной проницаемости школьников, испытывающих трудности и успех в обучении
Неуспеваемость школьников следует отнести к одной из наиболее серьезных социальных проблем нашего времени. В этом смысле учителям необходимо обновить свои знания о психологии начальной школы и когнитивных способностях, связанных с возрастом школьников. Эти способности во многом определяют успех школьного образования.
Общей чертой всех познавательных процессов учащихся должна быть их продуктивность, результативность и устойчивость. Начальная школа является неотъемлемой частью всей школьной системы. Средний школьный возраст - это возраст детей в возрасте от 6 до 11 лет, которые учатся в первом-четвертом классах начальной школы [23].
По словам Д.Б. Эльконина, образовательная деятельность является основной деятельностью младшего школьного возраста, потому что, прежде всего, через нее формируются основные качества личности детей школьного возраста и индивидуальные психологические процессы».
По словам Н.П. Локаловой, 15-40% учащихся начальной школы сталкиваются с различными трудностями в процессе поступления в школу. На уровне реализации познавательной деятельности учащегося, когда требования, предъявляемые образовательным процессом, не соответствуют фактическому уровню его интеллектуального развития, в обучении возникают определенные трудности [0].
Н.П. Локалова определяет трудности в обучении как субъективное переживание разницы между требованиями учебной деятельности и интеллектуальными способностями учащихся [11].
Школьные трудности, трудности в обучении, неуспеваемость в школе, особые препятствия для развития школьных навыков, задержка интеллектуального развития - все это разнообразие обусловлено:
- неоднородностью, вариативностью трудной успеваемости детей в ходе учебной деятельности;
- различными причинами, стоящими за этим;
- различиями в методах их исследования [5].
Анализ специальной литературы показывает многогранность понятия «трудности в обучении» и отсутствие единого мнения по этой теме. Психофизиолог М.М. Безрух, Н.В. Дубровинская, Д.А. Фарбер под понятием «школьные трудности» понимают всю сложную ситуацию школьных проблем у детей, связанную с началом систематического обучения, приводящую к явному функциональному напряжению, отклонениям в состоянии здоровья.
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СПОСОБНОСТЕЙ КОГНИТИВНОЙ ПРОНИЦАЕМОСТИ В СВЯЗИ С УСПЕШНОСТЬЮ ОБУЧЕНИЯ
2.1 Организация и методы исследования
Для достижения исследовательских целей, решения задач и проверки гипотез сформулируем план работы, состоящий из четырех этапов:
1. Организация и проведение диагностического исследования;
2. Анализ и объяснение полученных результатов;
3. Математическая обработка и интерпретация полученных данных;
4. Выводы и предложения.
Выборка исследования. В исследовании приняли участие 40 учащихся: 19 учащихся специализированных филологических классов и 21 ученик общеобразовательных классов. Все учащиеся учатся в восьмом классе.
2.2 Анализ и интерпретация результатов
Результаты исследования общих умственных способностей подростков, обучающихся в профильном классе (рис. 4), показывают, что общие умственные способности у 1 учащегося ниже, в среднем на 13, а общие умственные способности у 5 учащихся выше.
Средний балл составил (Mx=18,2), что выше среднего арифметического для этой возрастной группы (Mx=17,5).
5% учеников имеют более низкий уровень психологических навыков, 68% - средний, а 27% - более высокий.
Таким образом, большинство учащихся ознакомительного класса имеют средний или высокий уровень умственных способностей. Вербальные, логические, числовые и пространственные навыки позволяют понимать аналогии, абстрагировать значение конкретных фраз, логически рассуждать и оперировать объектами в плоскостях и пространстве. Основным фактором, влияющим на умственные способности, является обучение [9].
Обучение в профильном классе направлено на формирование и развитие определенных навыков: анализа, обобщения, установления причинно-следственных связей и т.д. Можно предположить, что такому высокому и положительному результату способствует специализированная подготовка.
Результаты исследования оперативной памяти у подростков, обучающихся в профильном классе (рис. 5), показывают, что объем оперативной памяти ниже у 1 учащегося, выше у 4 учащихся и средний у 14 учащихся. Среднее значение по выборке Mx=22,5.
Таким образом, низкая производительность оперативной памяти у 9% учащихся, средний уровень - 86%, а самый высокий уровень составляет 5%. Большинство учащихся общеобразовательных классов имеют средний объем оперативной памяти, что свидетельствует о способности сохранять информацию и манипулировать ею.
Результаты исследования произвольного внимания среди подростков, обучающихся в обычных классах (рис. 9), показывают, что показатели произвольного внимания ниже у 2 учащихся, выше у 1 учащегося и средние у 18 учащихся. Среднее значение по выборке Mx=10,7.
Таким образом, 10% учащихся имеют более низкие показатели произвольного внимания, при среднем показателе 85% и высоком показателе 5%. Большинство учащихся в общем классе имеют произвольный средний балл внимания [17].
На рисунке 10 показано распределение результатов по показателю «Общие умственные способности». В профильной категории средний показатель равен - 18, а в общеобразовательной - 17. Исключительных или экстремальных значений нет.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По завершении работы приведем следующие выводы:
Когнитивная проницаемость - это феномен, который возникает, если когнитивные состояния более высокого уровня, такие как убеждения, желания, намерения и т. д., могут непосредственно влиять на восприятие.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Анастази, А Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. – 7-е изд. СПб.: Питер, 2022. – 688 с.
2. Ахметова, Л.В. Структурная самоорганизация детерминант когнитивной сферы личности школьников / Л.В. Ахметова. – М.: Наука, 2022. – 135 с.
3. Ахметова, Л.В. Продуктивность мышления в аспекте индивидуальных особенностей структурной организации когнитивной сферы личности учащихся // Вестник ТГПУ. - 2022. – № 5. - С. 34-39.
4. Блинова, Н.Г. Психофизиологическое развитие учащихся в условиях профильного обучения / Н.Г. Блинова, С.Б. Лурье, Е.В. Васина. – М.: Вестник КемГУ, 2021. – С. 136-140.
5. Бэддели, А. Ваша память. Руководство по тренировке и развитию / А. Бэддели. – М.: Издательство Эксмо-Пресс, 2021. – 320 с.
6. Величковский, Б.М. Современная когнитивная психология / Б.М. Величковский. – М: Издательство МГУ, 2022. – 366 с.
7. Величковский, Б.М. Когнитивная наука / Б.М. Величковский. – М.: Издательство «Смысл», 2020. – 448 с.
8. Величковский Б.М., Психология восприятия / Б.М. Величковский, В.П. Зинченко, А.Р. Лурия. – М.: Логос, 2020. – 246 с.
9. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – М., Аспект-Пресс, 2022. – 224 с.
10.Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – М.: Издательство Москва-Ленинград, 2020. – 362 с.
11.Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. — М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2020. — 1136 с.
12.Гальперин, П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / П. Я. Гальперин. — Исследования мышления в советской психологии. - М.: Наука, 2022. – 272 с.
13.Гуревич, П.С. Психология и педагогика / П.С. Гуревич. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020. – 320 с.
14.Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В.В. Давыдов. - М.: Педагогика, 2020 – 240 с.
15.Даутова, О.Б. Готовность педагогов к реализации современных педагогических технологий профильного обучения / О.Б. Даутова. – М.: Известия РГПУ им. А.И. Герцена, 2020. – 198 с.
16.Дикова, Г.Р. Активизация самостоятельной познавательной деятельности учащихся при профильном обучении / Г.Р. Дикова. – М.: Казанский педагогический журнал, 2022. – 61 с.
17.Дружинин, В.Н. Когнитивная психология / В.Н. Дружинин, Д. В. Ушаков.— М.: ПЕР СЭ, 2022. — 480 с.
18.Дружини, В.Н. Экспериментальная психология / В.Н. Дружинин. – СПб.: Издательство «Питер», 2020. – 320 с.
19.Ильенков Э.В. Личность и творчество / Э.В. Ильенков. – М.: Наука, 2023. – 272 с.
20.Карпенко, Л.А. Краткий психологический словарь / Л.А. Карпенко. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2020. – 512 с.
21.Кравцов С. С. Теория и практика организации профильного обучения в школах Российской Федерации / С.С. Кравцов. – М.: Вита, 2022. – 57 с.
22.Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. - Спб: Питер, 2022. — 940 с.
23.Кривоносов, А.Т. Слово и мысль. Вопросы взаимодействия языка и мышления / А.Т. Кривоносов. – М.: Логос, 2020. – 548 с.
24.Леонтьев, А.Н. Проблема развития психики / А.Н. Леонтьев. – М.: Издательство МГУ, 2021. – 584 с.
25.Локалова, Н.П. Уроки психологического развития для подростков / Н. П. Локалова. - 2022. – С.174.
26.Лурия, А.Р. Лекции по общей психологии / А. Р. Лурия. — СПб.: Питер, 2020. — 320 с.
27. Матюшкина, Е.Я. Особенности развития мышления подростков в условиях профильного обучения / Е.Я. Матюшкина. – М.: Логос, 2020. - 209 c.
28. Романова М.А. Развитие познавательных способностей в контексте когнитивной психологии / М.А. Романова. – 2022. – № 5. – С. 63-88.
29.Сафронова, М.В. Особенности мотивации учебной деятельности школьников, обучающихся в условиях различных образовательных подходов / М.В. Сафронова, Е.В. Хлызова. – М.: Наука, 2022. – С. 222-225.
30.Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания / К.Д. Ушинский. – СПб.: Питер, 2021. – 650 с.