Фрагмент для ознакомления
2
В наше время поведение людей и в частности молодежи все более обуславливается влиянием информационно-коммуникационных технологий. Они сейчас стали неотъемлемой частью повседневной жизни молодых людей, оказывая с каждым днем все большее влияние на их предпочтения, поведение и взаимодействие с медийным контентом. В связи с этим, изучение особенностей медиаповедения современной молодежи в контексте информационно-коммуникационных технологий является актуальной проблемой, требующей внимания исследователей. В данной курсовой работе был проведен анализ современных тенденций в медиаповедении молодежи, рассмотрено влияние информационно-коммуникационных технологий на медиаповедение, а также описаны особенности медиапотребления молодежи. Исследованиями в этой области занимались такие авторы, как Бакулев Г.П,, Дунас Д.В, Назаров М.М., Грушин Б.А., Прохоров Е.П., Жилавская И.В., Мельник Г.С., Богомолова Н.Н., Долгова Ю.Н., Пронина Е.Е. Работа включает анализ литературных источников, рассмотрение теории использования медиа и удовлетворения потребностей в контексте медиапотребления молодежи, а также изучение изменений в медиапотреблении под влиянием информационно-коммуникационных технологий. Особое внимание уделено российской молодежи и ее медиапотреблению, выявлению особенностей и тенденций в данной области. Целью данной работы является не только описание современного состояния медиаповедения молодежи, но и выявление ключевых факторов, влияющих на формирование и изменение их медийных предпочтений.
Для достижения поставленных целей в настоящей работе были поставлены следующие задачи:
- Изучить теоретические аспекты медиапотребления, медиаповедения и современных информационно-коммуникативных технологий;
- Рассмотреть современные информационно-коммуникационные технологии и медиаповедение молодежи, в том числе тенденции в медиаповедении молодёжи;
Методическая база исследования: методы исследования документального, системного и логического анализа.
Структура данной работы следующая: вначале введение, где излагаются вводная часть в тематику исследования, цель, задачи и методическая базы исследования. Далее работа разделена на две главы. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты медиапотребления, медиаповедения и современных информационно-коммуникативных технологий. Во второй главе изучены современные информационно-коммуникационные технологии и медиаповедение молодежи. Работа завершается заключением, где делаются основные выводы по обеим главам, и списком использованных источников.
Глава 1. Теоретические аспекты медиапотребления, медиаповедения и современных информационно-коммуникативных технологий
1.1. Теория использования медиа и удовлетворения потребностей в контексте медиапотребления молодежи
Современной молодежью активно используются информационно-коммуникационные технологии. Это оказывает значительное влияние на ее медиаповедение. Для того, чтобы понять этот процесс взаимодействия между использованием медиа и формированием медиаповедения, важно изучить теорию использования медиа и удовлетворения коммуникативных потребностейю Концепт медиапотребления включает в себя не только потребление контента, но и взаимодействие с ним, а также влияние различных медиа на формирование ценностей, убеждений и поведения, считает Конькова В. С. [7]. Современные информационно-коммуникационные технологии предоставляют молодежи широкий спектр возможностей для получения информации, общения, самовыражения и развлечения. Также в современных условиях необходимо учитывать развитие информационных технологий и самих медиа, что требует пересмотра теорий использования медиа и удовлетворения потребностей. В контексте медиапотребления молодежи важно учитывать не только количество потребляемого контента, но и его качество, контекст использования, а также мотивации и потребности, которые удовлетворяются с помощью медиа. Теория использования медиа и удовлетворения потребностей помогает понять, как молодежь выбирает медийный контент, как он влияет на их эмоциональное состояние, мировоззрение и поведение. Исследования Понукалиной О. В. [13] показывают, что молодежь использует различные медийные платформы для удовлетворения разнообразных потребностей, таких как информационные, социальные, развлекательные, образовательные и другие.
Например, социальные сети позволяют молодежи поддерживать связи с друзьями, следить за новостями, делиться своими мыслями и эмоциями. Видеохостинги предоставляют возможность потреблять развлекательный контент, обучаться новому, повышать квалификацию, находить вдохновение. С учетом разнообразия медийных платформ и контента важно понимать, какие именно потребности молодежи они удовлетворяют.
Теория использования медиа и удовлетворения потребностей помогает выявить, какие медийные продукты и услуги наиболее привлекательны для молодежи, какие потребности они удовлетворяют, и каким образом медиа влияют на формирование их личности. Изучение взаимосвязи теории использования медиа и удовлетворения потребностей с медиаповедением молодежи позволяет лучше понять динамику изменений в их медийном потреблении, формирующимся под воздействием информационно-коммуникационных технологий.
Постоянное развитие информационных технологий открывает новые перспективы для исследования влияния медиа на молодежь, а также для разработки стратегий взаимодействия с этой аудиторией. Таким образом, теория использования медиа и удовлетворения потребностей играет важную роль в изучении медиаповедения современной молодежи в условиях быстрого развития информационно-коммуникационных технологий. Понимание мотиваций и потребностей молодежи в контексте их медийного потребления позволяет более эффективно взаимодействовать с этой аудиторией и создавать контент, который будет отвечать их ожиданиям и интересам.
Медиапотребление в контексте современности подразумевает реализацию таких свобод, как право на самовыражение, свободное творчество, высказывание своего мнения, точки зрения, право на свободу общения, решение самых разнообразных задач и проблем, связанных как с внутренним, так и внешним миром. Молодежь потребляет медиа для коммуникации, управления собственными разнообразными ресурсами, самоорганизации, доступа к материальным благам, источникам информации, удовлетворения своих потребительских и духовных интересов, образования, рекреации. Наличие широкого спектра информационно-коммуникативных технологий, таких, как социальные медиа, цифровое телевидение, информационные каналы и платформы, средства для видеосвязи и видеоконференций, создают больший эффект присутствия и стирают грань между реальностями онлайн и офлайн. Все более глубокой погружение в цифровую среду формирует новые поведенческие навыки, связанные с использованием медиа.
Исследование медиаповедения молодежи представляет собой сложную и многогранную задачу, требующую применения разнообразных методов и подходов. Одним из основных методов исследования медиаповедения молодежи, как считает Полуэхтова И. А. [12], является анализ контента. Путем изучения содержания медийных продуктов, таких как телепередачи, фильмы, музыка, видеоигры, можно выявить основные темы, ценности, стереотипы, которые могут формироваться у молодежи под воздействием информационно-коммуникационных технологий. Анализ контента позволяет понять, какие идеи и образы предлагают СМИ молодежи в качестве эталонов. Этот метод можно применять в комбинации с другими эмпирическими методами для того, чтобы сравнить предлагаемые СМИ образцы поведения с реально сформировавшимися.
Фрагмент для ознакомления
3
Алексеева А. З. Геймификация в образовании / А. З. Алекс еева, Г. С. Соломонова, Р. Р. Аетдинова // Педагогика. Психология. Философия. — 2021. — № 4 (24). — С. 5–10
Видная О. Е., Меркушина Е. А. Параметры медиасоциализации молодежи: современный ракурс / О. Е. Видная, Е. А. Меркушина // Знак: проблемное поле медиаобразования. — 2021. — № 4 (42). — С. 94–104.
Добрынина, В. И. Становление информационной культуры в России и ее влияние на процесс преемственности культурных ценностей / В. И. Добрынина, А. А. Колодина // Вестник МГУКИ. – 2017. – № 1. – С. 48‒55.
Дунас Д.В., Вартанов С.А., Кульчицкая Д.Ю., Салихова Е.А., Толоконникова А.В. Теоретические аспекты изучения медиапотребления Российской молодежи: к пересмотру теории использования и удовлетворения1 // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2019. №2.
Жилавская И.В. Медиаобразование молодежной аудитории. Томск: ТИИТ, 2009. – 322 с.
Ковтун, А. В. Ключевые аспекты формирования медиаповедения и медиакультуры молодежи / А. В. Ковтун // Молодежная дипломатия и новые вызовы времени : Материалы I Международной научно-практической конференции, Москва, 12–13 октября 2022 года. – Москва: Автономная некоммерческая организация высшего образования "Университет мировых цивилизаций имени В.В. Жириновского", 2023. – С. 71-78.
Конькова, В. С. Медиакультура и медиапотребление в современном российском обществе / В. С. Конькова // Коммуникология: электронный научный журнал. – 2022. – Т. 7, № 4. – С. 21-32.
МедиаТренды Экспертный взгляд факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова на события в СМИ 16 марта 2020- стр. 4-5.
Мерзлякова, И. Л. Информационно-коммуникационные технологии в процессе формирования медиаповедения современной российской молодежи / И. Л. Мерзлякова // Kant. – 2021. – № 1(38). – С. 134-139. – DOI 10.24923/2222-243X.2021-38.28.
Морозова, А. А. Характер медиаповедения в социальных сетях как индикатор медийной компетентности молодежи / А. А. Морозова // Экономические, юридические и социокультурные аспекты развития регионов : Сборник научных трудов, Челябинск, 14 ноября 2014 года / Редколлегия: Л. В. Виницкий, Е. А. Захарова, С. Б. Синецкий, Г. И. Ладошина. – Челябинск: Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Челябинский институт экономики и права им. М.В. Ладошина", 2014. – С. 161-169.
Никитина, Д. О. Социализация молодежи в условиях цифрового общества / Д. О. Никитина // Russian Economic Bulletin. – 2020. – Т. 3, № 5. – С. 264-269.
Полуэхтова И. А. Исследования аудитории и медиапотребления в цифровой среде: методологические и практические проблемы // Медиаскоп. 2016. Вып. 4.
Понукалина, О. В. Социокультурное значение досуга / О. В. Понукалина // Современная картина мира: общество, время, пространство : сборник научных трудов. – Саратов : Юл, 2011. – С. 71‒77.
Пугачева Л. Г. Киберкоммуникация в образовании: «бестелесная» личность / Л. Г. Пугачева // Вестник МГУКИ. — 2022. — № 4 (108). — С. 35–41.
Стариченко Б. Е. Цифровизация образования: иллюзии и ожидания / Б. Е. Стариченко // Педагогическое образование в России. — 2020. — С. 49–58.
Шарковская, Н. В. Инновационные формы организации досуга студенческой молодёжи / Н. В. Шарковская // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2015. – № 4. – С. 136–141.
Интернет ресурсы
Аудитория восьми крупнейших соцсетей в России в 2023 году: исследования и цифры [Электронный доступ] Режим доступа- https://ppc.world/articles/auditoriya-vosmi-krupneyshih-socsetey-v-rossii-issledovaniya-i-cifry/ (дата обращения 25.09.2024)
Бобров Б. Стало известно, какие мобильные игры наиболее популярны у россиян [Электронный доступ] Режим доступа- https://rg.ru/2023/09/21/stalo-izvestno-kakie-mobilnye-igry-naibolee-populiarny-u-rossiian.html (дата обращения 25.09.2024)
Влияние СМИ на современного подростка [Электронный ресурс] Алые Паруса, проект для одарённых детей Петрова Ольга Геннадьевна вкл 23.04.2018 - 8:40- Режим доступа https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2018/04/23/vliyanie-smi-na-sovremennogo-podrostka (дата обращения 18.03.2024)
Ольховая Т. А. Поколение Z: новые реалии социализации. — Текст: электронный / Т. А. Ольховая, А. А. Чернова, В. Б. Парамонов // Современные проблемы науки и образования. — 2020. — № 4. — URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29976 (дата обращения: 18.03.2024).
VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся Старт в науке [Электронный доступ] Режим доступа- https://school-science.ru/7/8/40739 ( дата обращения 18.03.2024)