Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Переход к рыночным отношениям, возникновение частной собственности и конкуренции, уход в прошлое планового руководства, снижение роли государства и идеологии в социальном управлении представляют собой явления, кардинально отличающиеся от практики общества предшествующих десятилетий. Эти перемены предполагают, с одной стороны, анализ существующей системы управления, с другой, научную разработку концепции управления в новых условиях.
РАЗДЕЛ 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ
1. 1 Исторические аспекты теории управления и становления понятия «управление»
Концепция управления существует уже тысячи лет. Элементарные подходы к управлению восходят как минимум к 3000 годам до Рождества Христова, времени, когда записи деловых отношений впервые были записаны священниками Ближнего Востока. Сократ, около 400 г. до н. э., утверждал, что управление было компетенцией, отчетливо отдельной от обладания техническими навыками и знаниями. Римляне, известные своими легионами воинов во главе с центурионами, обеспечивали подотчетность через иерархию власти. Римско-католическая церковь была организована по принципу определенных территорий, цепочки команд и должностных инструкций.
С появлением новых технологий появились требования к повышению производительности и эффективности. Желание понять, как лучше всего вести бизнес, было сосредоточено на идее рабочих процессов. То есть, менеджеры хотели изучить, как выполняется работа и как это влияет на производительность. Идея заключалась в оптимизации способа выполнения работы. «Одним из главных архитекторов измерения человеческой производительности был Фредерик Тейлор. Тейлор считал, что повышение эффективности и снижение затрат являются основными целями управления. Помимо Тейлора, другие теоретики управления, включая Фрэнка и Лилиан Гилбрет, Харрингтона Эмерсона и других, расширили концепцию управленческого обоснования с целью эффективности и последовательности» [6, С. 511].
Стала появляться необходимость не только управлять производительностью труда, но и связывать всю организацию для достижения общей цели. Менеджменту, в силу необходимости, приходилось организовывать множество сложных процессов для все более крупных отраслей. Французу Анри Файолю приписывают разработку концепций управления планированием, организацией, координацией, командованием и контролем, которые стали предшественниками основных принципов управления:
Разделение работы: делегирование обязанностей по проекту разным членам команды позволяет им сосредоточиться на одной специализированной задаче, а не распределять свое внимание между несколькими.
Полномочия и ответственность: для получения наилучших результатов должен существовать баланс между полномочиями или правом принимать управленческие решения и ответственностью сотрудника за свои задачи.
1. 2 Управление как наука и искусство. Методы управления
«Большая часть споров о том, является ли менеджмент искусством или наукой, основана на описании того факта, что ранние лидеры промышленности использовали интуицию, предчувствия, здравый смысл и опыт в управлении организациями. Однако здравый смысл и наука значительно различаются в решении проблем. Художественное применение управленческих знаний является обязательным условием для решения сложных ситуаций в организациях» [3, С. 181]. Понятно, что управление — это художественное выполнение дел в свете реалий ситуации. Человеческие навыки не могут существовать сами по себе; они должны быть согласованы с концептуальными навыками и техническими навыками. Поэтому теоретические знания об управлении недостаточны или неактуальны для решения проблем.
Управление - это четко определенный процесс, который включает в себя планирование, организацию, координацию, направление и контроль имеющихся ресурсов оптимальным/экономичным образом для надлежащего выполнения миссии организации в установленные сроки. Эффективное управление является обязательным условием для любой успешной организации и устойчивого совершенствования/процветания в условиях конкуренции, возникающей в результате глобализации и быстро меняющихся потребностей людей.
Менеджмент имеет сходство как с искусством, так и с наукой. Это взаимодействие как науки, так и искусства. Он рассматривается как наука по той причине, что обладает упорядоченной совокупностью знаний, обладающих определенной универсальной истиной. «Можно сказать, что менеджмент - это, безусловно, искусство, но совокупность знаний, принципов, методов и т.д., лежащих в основе научной практики. Управление называется искусством из-за управления ресурсами на основе личности/субъективности. Наука предоставляет необходимые знания, а искусство имеет дело с подходящим применением знаний, подразумевая, что искусство управления начинается там, где заканчивается наука управления» [3, С. 183].
Искусство предполагает практическое применение знаний и умений для достижения требуемых целей. Теоретические знания могут быть получены с помощью образовательных курсов, исследований или практики. Искусство предполагает использование этих знаний в реальной жизни с использованием собственного творческого потенциала и инноваций. Поскольку искусство связано с использованием данных в личных целях, требуется определенная изобретательность и творческий подход, чтобы следовать полученным фундаментальным системам.
Искусство обладает следующими характеристиками:
1. Практические знания. Искусство требует практического применения. Аналогичным образом, навыки, необходимые хорошему руководителю, выходят за рамки теоретических знаний и научных степеней. Необходимо применять принципы управления на практике в реальных жизненных ситуациях и анализировать результаты.
2. Наличие теоретических знаний: Искусство предполагает наличие специальных знаний. Специалисты в своих конкретных областях получили определенные элементарные постулаты, которые применимы к определенному виду искусства.
3. Искусство основано на традициях и творчестве: оно практично. Искусство включает в себя творческую практику, основанную на интеллектуальных знаниях.
1. 3 Современные теории управления
Теоретики долго размышляли о том, какой тип управления лучше всего подходит для людей в профессиональной среде. Теории управления, по сути, охватывают набор общих принципов, которыми руководствуются менеджеры при управлении бизнесом. Эти теории вращаются вокруг надзора, организации и групповой эффективности — служа инструментом, который сотрудники могут использовать для согласования с целями бизнеса и внедрения стратегий для их достижения. Ранние теории управления были основаны на системе поощрений и наказаний, где успех получал признание, а неудача приводила к выговорам. Эти теории широко использовались руководителями предприятий для управления эффективностью работы своих сотрудников.
«В середине XX века в управлении господствовала неопозитивистская установка: научный подход (Тэйлор), методология системного анализа (Берталанфи), количественные и математические методы. Управленцы исходили из того, что должно быть специальное, профессиональное и математически точное знание, отделенное от идеологии и ценностных установок. Неопозитивистская установка обнаруживается в обязательном требовании верификации и эксплицитности. Верифицированность самого управления подразумевает математические методы обобщения информации, повышение роли статистики» [13, С. 138].
Под влиянием естественно-научной позитивистской методологии для анализа аномалий покупательского поведения, кризисных явлений рынка успешно применялись общенаучные методы сбора, обработки информации. Существующее сегодня смещение акцентов в сторону плюральности и множественности типов покупательского поведения заданы парадигмальной установкой мультикультурализма. Антропологический маркетинг исходит из идей многообразия актуализирующегося «человеческого» в человеке, он ориентирован на сложность, многомерность человека. Он заимствует философско-антропологическая методологию, которая призвана осмыслить человека как одновременное сочетание универсального бытия и множественности исторически изменчивых способов существования в культуре. Ценность антропологического маркетинга заключена в учете тех заимствований, которые возникают в результате влияния одной культуры на другую.
Современная теория управления — это современный подход, который рассматривает организации как динамические системы, на которые влияют как внутренние факторы, так и более широкая внешняя среда. В отличие от классической теории управления, которая считает, что деньги являются единственным мотиватором для сотрудников, современная теория признает, что люди движимы различными факторами, такими как удовлетворение и личностный рост. Эта теория объединяет математический анализ с пониманием человеческих эмоций и мотивов. Менеджеры используют данные и статистику для оценки производительности и удовлетворенности сотрудников, стремясь создать продуктивную и удовлетворяющую рабочую среду. Современная теория реагирует на быстрые изменения, вызванные технологиями, и подчеркивает адаптивность для решения проблем на рабочем месте. Современная теория управления признает сложность человеческого поведения и меняющуюся бизнес-среду, предоставляя руководителям возможность эффективно руководить своими командами и способствовать формированию процветающей организационной культуры.
РАЗДЕЛ 2 ИСКУССТВО ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РФ И ЗА РУБЕЖОМ
2.1 Особенности современного российского стиля управления. Оценка эффективности
«Представление о политике как искусстве управления полисом (государством), ведения государственных дел, сущность деятельности органов власти предполагает несколько особенностей, выявленных еще Платоном. Решающими элементами политики являются государство и крупные общественные группы» [11, С. 126]. Государственное управление — процесс регулирования отношений в этой архисложной системе. Имеется в виду принятие решений, учитывающих в той или иной степени интересы и потребности всех «составляющих частей». Кроме этого, важно уметь предвидеть последствия воплощения в жизнь программ, прогнозировать реакцию на них. Но и этого мало.
Искусство управления государством – это умение соизмерять желания и возможности. У любой страны есть определенный ресурс. Согласно Оксфордскому словарю политики и международных отношений, государственное управление — это управление отношениями между государствами в интересах собственной страны. Это иллюстрируется в книге Маргарет Тэтчер 2002 года «Государственное управление» — размышлении о ее пребывании у власти, которое фокусируется на «роли государства в поддержании международной безопасности». И это, вероятно, наиболее распространенное современное использование. Но есть и несколько других.
Гораздо более старая традиция берет начало от Макиавелли и больше фокусируется на том, как «государь» должен оставаться у власти и защищать свое государство от внутренних и внешних врагов. Макиавелли знаменито и противоречиво отстаивал право «государей» использовать любые необходимые средства для «государственных целей». Однако большая часть основополагающего труда Макиавелли «Государь» больше фокусируется на внутреннем поддержании власти.
В «Государе» Макиавелли представляет подробный анализ структуры власти в Италии эпохи Возрождения. Он объясняет, как различные города-государства боролись за власть и как это приводило к большой политической нестабильности. Он также углубляется в различные типы правительства, которые существовали в то время, и как они способствовали борьбе за власть. Наконец, он предлагает свои собственные мысли о том, как эти факторы можно было бы использовать для создания более стабильного и сильного государства. По мнению Макиавелли, ключ к успешному правительству — это понимание и использование динамики власти внутри него. Макиавелли основывается на этой литературной традиции, но вырывает ее с корнем из философской основы. Он отбрасывает аристотелевское соединение этики и политики, классическое предположение, что то, что определяет хорошего человека, также определяет хорошего правителя, где личная добродетель возносится на уровень общественной.
Макиавелли утверждает, что наиболее важной из них является сила страха. Он считает, что государь не должен слишком полагаться на какой-либо один тип власти, поскольку это может привести к катастрофе. Вместо этого он должен тщательно сбалансировать все четыре типа власти, чтобы создать стабильное и успешное правительство. В «Государе» Макиавелли обсуждает различные способы, с помощью которых те, кто у власти, сохраняют и увеличивают свою власть. Он утверждает, что для тех, кто у власти, важно иметь четкое представление о динамике власти в игре, чтобы сохранять контроль.
Искусство, которое имел в виду Отто фон Бисмарк, было искусством осуществления контроля в обществе посредством принятия и исполнения коллективных решений. Это, возможно, классическое определение политики, разработанное на основе первоначального значения этого термина в Древней Греции. Слово «политика» происходит от слова polis, что буквально означает город - государство. Древнегреческое общество было разделено на совокупность независимых городов - государств, каждое из которых обладало своей собственной системой управления. Изучать политику, по сути, означает изучать правительство или - изучать осуществление власти. Эта точка зрения развита в трудах влиятельного американского политолога Дэвида Истона (1979, 1981), который определил политику как «авторитетное распределение ценностей». Под этим он подразумевал, что политика охватывает различные процессы, посредством которых правительство реагирует на давление со стороны общества в целом, в частности, путем распределения льгот, вознаграждений или штрафов.
2. 2 Искусство управления государством за рубежом
Историческое развитие американской государственной администрации прошло через четыре эпохи. В первые годы кадровый состав правительства был очень скудным. Постепенное увеличение численности государственных служащих произошло в 1800-х годах, в эпоху клерков. Избрание Франклина Рузвельта президентом в 1932 году положило начало третьей эпохе — эпохе административного управления. Этот термин использовался комитетом по планированию реорганизации Рузвельта отчасти потому, что он означал сосредоточенность на управленческих потребностях президента на высоком уровне.
Эпоха реформ в государственном управлении (1981–1990) была отмечена либерально-консервативными правительствами в США и Великобритании и возникновением Вашингтонского консенсуса, серии экономических, социальных и административных политических рекомендаций основных многосторонних организаций для радикального реформирования повестки дня развития развивающихся стран. Эти рекомендации в основном соответствовали доминирующему неолиберальному экономическому мышлению того времени, которое выступало за создание открытых рыночных экономических систем путем сокращения государственных дефицитов и государства, открытия рынков и усиления конкуренции. В государственном управлении административные реформы, основанные на принципах Нового государственного управления, продвигались посредством приватизации, одержимости эффективностью и повышения роли негосударственных субъектов в государственном секторе в партнерстве с правительствами, таких как НПО и частный сектор в государственно-частных партнерствах (ГЧП).
Многие из административных и экономических реформ, предпринятых в 1980-х годах, впоследствии провалились, что привело к длительным экономическим и социальным кризисам, особенно в Латинской Америке, таким как гиперинфляция, растущий долг и рост уровня бедности. В 1990-х годах дискуссии в литературе перешли в новый период, период Переоценки реформ: контрреформы и демократизация (1991–2010). Многие ученые и практики изучали административные реформы на волне Вашингтонского консенсуса и децентрализации, рассматривая ограничения определенных подходов к повышению эффективности и подотчетности государственных организаций.
«Государственное управление в континентальной Европе, особенно в таких странах, как Франция и Германия, находится под сильным влиянием исторических событий, таких как Наполеоновский кодекс, концепция Rechtsstaat (государство, основанное на законе) и традиция централизованной власти. Эти страны имеют долгую историю формирования государства с сильными иерархическими бюрократиями, призванными обеспечивать верховенство закона и поддерживать общественный порядок» [14, С. 386]. Государство рассматривается как центральный орган, ответственный за организацию общества и обеспечение общественного блага, при этом государственное управление играет ключевую роль в достижении этих целей.
В англосаксонских странах, таких как Великобритания, США, Канада и Австралия, государственное управление основано на либеральной традиции ограниченного вмешательства правительства. Принципы общего права, индивидуализма и рыночно-ориентированных решений привели к созданию системы государственного управления, которая менее централизована и более гибка. Государственное управление в этих странах делает упор на эффективность, управленческость и подотчетность, часто заимствуя практику из частного сектора для улучшения предоставления государственных услуг.
РАЗДЕЛ 3 РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ УПРАВЛЕНИЯ
3. 1 Современные проблемы и тенденции формирования искусства управления
В 21 веке менеджмент сталкивается с различными уникальными проблемами, связанными с меняющимся бизнес-ландшафтом, достижениями в области технологий, меняющейся динамикой рабочей силы. «На современном этапе развития науки управления проблема искусства менеджмента требует дальнейшего исследования в области научно-обоснованной концепции развития и эффективной реализации искусства менеджмента в российских условиях, факторов его формирования в структуре человеческого капитала, методов оценки состояния и мотивирования искусства менеджмента» [15, С. 376].
К содержанию проблемы можно отнести следующие ключевые моменты:
1. Противоречия между потребностями современного менеджмента и возможностью их реализации. Потребности определяются реальностью развития экономики, а возможности — механизмом формирования и реализации искусства менеджмента.
2. Недостаточность разработки концептуальных положений искусства менеджмента в плане условий рыночной экономики.
3. Роль образования в обеспечении развития искусства менеджмента и удовлетворения потребностей его современной практики.
Рассмотрим современные проблемы формирования искусства управления:
1. Противоречия между потребностями современного менеджмента и возможностью их реализации. Потребности определяются реальностью развития экономики, а возможности — механизмом формирования и реализации искусства менеджмента.
2. Недостаточность разработки концептуальных положений искусства менеджмента в условиях рыночной экономики.
3. Роль образования в обеспечении развития искусства менеджмента и удовлетворения потребностей его современной практики.
4. Сложность и многозвенность организационных структур управления, их слабая адаптация к изменениям внешних условий.
5. Низкий уровень культуры управления во всех сферах общественной жизни — от высших, государственных иерархических уровней до управления предприятиями, организациями и фирмами.
6. Ложный акцент на управление системой распределения в ущерб первоочерёдным проблемам управления производством продукции.
7. Глобализация и международная конкуренция: организации теперь работают на глобальном рынке, сталкиваясь с возросшей конкуренцией как со стороны внутренних, так и международных игроков.
8. Технологические достижения: Стремительные технологические достижения продолжают разрушать отрасли и изменять бизнес-модели.
9. Гибкость и адаптивность: бизнес-среда характеризуется быстрыми изменениями, непредсказуемостью и неопределенностью.
3. 2 Методы решения проблем государственного управления в РФ
Основная функция правительства — снижение рисков, с которыми сталкивается общество. Идея раннего действия по предотвращению или смягчению вреда набирает обороты, однако прогресс является медленным. Одна из причин заключается в том, что превентивные дискурсы во внутренней политике, как правило, доминируют только в ограниченных областях: например, преступность, безработица семейные проблемы, определенные аспекты здоровья и др.
«Проблемы и особенности государственного управления в современной России обусловлены переходом от одной социально-экономической системы, основанной на государственной собственности на средства производства, централизованном планировании и командно-административном управлении, к системе, основанной на разнообразии форм собственности, рыночной экономике, демократических механизмах управления, принципах гражданского общества» [16, С. 153].
Ключевые аспекты управления государственным сектором включают в себя:
1. Соблюдение нормативных требований: обеспечение соответствия всех операций государственным законам и постановлениям имеет первостепенное значение для поддержания доверия и законности в сфере государственной службы.
2. Подотчетность обществу: поскольку организации государственного сектора подотчетны гражданам и должны действовать в общественных интересах, поддержание высокого уровня прозрачности и подотчетности имеет решающее значение.
3. Предоставление услуг: эффективность управления в государственном секторе часто измеряется качеством, эффективностью и доступностью услуг, предоставляемых населению.
Проблемы в государственном секторе часто связаны с бюрократической неэффективностью и необходимостью удовлетворять сложные, порой противоречивые требования заинтересованных сторон без ущерба для качества услуг.
3. 3 Искусство эффективного управления: стратегии и тактика
Эффективное управление относится к степени, в которой руководство достигает своих целей с помощью организационных ресурсов. «Эффективное управление выходит за рамки простого контроля за операциями. Оно требует глубокого понимания целей, ценностей и культуры организации, а также способности вдохновлять и мотивировать сотрудников. Суть управленческой эффективности заключается в умелом использовании цели, людей и процесса для улучшения результатов команды» [5, С. 690].
Теории управления эффективностью являются важной частью организационного поведения и управления человеческими ресурсами, поскольку они помогают компаниям как управлять, так и мотивировать своих сотрудников. Существует несколько различных теорий управления эффективностью, хотя применение каждой из них, как правило, различается в зависимости от типа рабочего места и потребностей его сотрудников. Основная цель теории управления эффективностью — повысить производительность сотрудников посредством мотивации и развития. Иерархия потребностей Маслоу — это теория управления эффективностью, которая описывает, как сотрудники обычно мотивируются на удовлетворение своих потребностей по порядку, начиная с самых базовых и постепенно переходя к потребностям более высокого уровня.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Управление — это процесс планирования, руководства и контроля организационных ресурсов для достижения целей организации. Управление влечет за собой несколько процедур, взаимодействующих для достижения поставленных целей. Это процесс использования набора ресурсов целенаправленным образом для выполнения определенных задач.