Фрагмент для ознакомления
2
В условиях стремительного развития технологий и интенсивного внедрения цифровых решений в образовательный процесс, актуальность проектно-исследовательской деятельности в школе возрастает как никогда. Иммерсивные технологии, такие как виртуальная реальность (VR), дополненная реальность (AR) и смешанная реальность (MR), открывают новые горизонты для реализации познавательных и творческих задач учащихся. Они предоставляют уникальные возможности для создания интерактивной учебной среды, способствуя вовлеченности и мотивации школьников в процессе обучения.
Иммерсивные технологии как пример развития новых технологий нашли свое отражение в школьном образовании. При этом такие технологии для большинства школьных дисциплин выступают в первую очередь как средство обучения (например, использование специального оборудования – очков дополненной реальности на уроках физики для просмотра демонстрационного материала и выполнения виртуальных лабораторных работ) и как компонент методов обучения (например, на уроке географии с использованием технологии дополненной реальности учащиеся могут изучать географические объекты, в том числе и недоступные, в трехмерном пространстве, наблюдать за их изменениями, делать прогноз, выполнять исследования).
Актуальность данной темы обусловлена тем, что внедрение иммерсивных технологий позволяет не только разнообразить методы обучения, но и развивать важные компетенции, такие как критическое мышление, творческий подход к решению задач и навыки командной работы. Проектно-исследовательская деятельность, в свою очередь, способствует углубленному изучению предмета и помогает учащимся научиться применять теоретические знания на практике.
Цель данной курсовой работы – исследовать возможности использования иммерсивных технологий для организации проектно-исследовательской деятельности на внеурочных занятиях по информатике.
В ходе работы мы проанализируем существующие подходы к интеграции современных технологий в учебный процесс, выявим их сильные и слабые стороны, а также предложим рекомендации по оптимизации использования иммерсивных технологий в рамках проектной деятельности.
Таким образом, рассмотрение иммерсивных технологий как инструмента для организации внеурочных занятий по информатике имеет существенное значение не только для развития образовательной среды, но и для подготовки учащихся к требованиям современного цифрового общества.
Объект исследования – иммерсивные технологии.
Предмет исследования – иммерсивные технологии для организации проектно-исследовательской деятельности.
Задачи исследования:
- изучить основные виды и технические особенности современных иммерсивных технологий для внеурочных занятий по информатике;
- рассмотреть возможности иммерсивных технологий для реализации проектно-исследовательской деятельности по информатике;
- разработать примеры проектно-исследовательских заданий с применением иммерсивных технологий;
- разработать методические рекомендации по реализации проектно-исследовательской деятельности по информатике с применением иммерсивных технологий.
В настоящее время имеется значительный объем научных работ и исследований, посвященных применению иммерсивных технологий в плане средств обучения. Среди таких работ можно выделить исследования следующих авторов: П. С. Бажина, А. В. Гриншкун, О. П. Жигалова, А. В. Иванова, Ю. В. Корнилов, А. А. Куприенко, С. В. Пащенко, А. В. Толстопятов и др.
В процессе исследования применялись следующие научные методы: анализ технической документация, систематизация и анализ научной, педагогической и методической литературы, анализ, сравнение, синтез, обобщение современного педагогического опыта в области применения иммерсивных технологий в процессе обучения информатики на разных ступенях образования.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Глава 1. Теоретические основы современных иммерсивных технологий и их возможности для реализации проектно-исследовательской деятельности по информатике
1.1 Основные виды и технические особенности современных иммерсивных технологий для внеурочных занятий по информатике
В настоящее время курс информатики в школе направлен на освоение фундаментальных знаний в области информатики и формирование у учащихся информационной культуры.
Программа курса информатики основана на шести ключевых темах:
информация и информационные процессы;
представление информации;
исполнитель;
формализация и моделирование;
алгоритмизация и программирование;
информационные технологии.
Иммерсивные технологии позволяют учащимся воспринимать информацию через органы чувств, делая процесс обучения наглядным и динамичным. Например, сложные химические эксперименты, которые невозможно провести в обычной школьной лаборатории, в виртуальной реальности выглядят естественно и понятно.
С помощью технологий виртуальной, смешанной и дополненной реальности можно создавать объекты и формы, которых нет в реальном мире. Это даёт возможность работать с абстрактной информацией и многомерными моделями, которые могут быть использованы в различных учебных предметах, включая информатику.
Невозможно оценить эффективность иммерсивных технологий без понимания целей обучения информатике в школе. Они включают в себя передачу фундаментальных знаний о процессах преобразования, передачи и использования информации, а также раскрытие значения информационных процессов в формировании научной картины мира и роли информационно-телекоммуникационных технологий и вычислительной техники в развитии современного общества.
Глобализация и информатизация общества заставляют по-новому взглянуть на процесс обучения информатике. Иммерсивные технологии содержат в себе огромный потенциал, который должен быть направлен на повышение качества знаний учащихся. Однако до сих пор не существует сбалансированной и систематической методики обучения с использованием технологий виртуальной, дополненной и смешанной реальности.
Для разработки подходов к обучению информатике с использованием технологий виртуальной реальности необходимо исследовать модели, которые обосновывают связь между содержанием, способами его реализации и особенностями восприятия учебного материала.
Одна из моделей, включающая эти важные компоненты, представлена на рисунке 1.
Фрагмент для ознакомления
3
Барсук, H.C. Формирование универсальных учебных действий обучающихся с помощью веб-квест технологии / Н.С. Барсук, М.М. Маркосян // Цифровые технологии в науке и образовании. Сборник статей по материалам VII Всероссийской научно-практической конференции. - Нижний Новгород: Мининский университет. - 2021. - С. 21-24
Брыксина, О.Ф. Оценивание результатов проектной деятельности учащихся / О.Ф. Брыксина, Е.П. Круподерова // Современные исследования социальных проблем. -2015. -№ 1(21). - С. 223-228
Васильева, Е.В. Технологии развития навыков проектной деятельности в общеобразовательной организации / Е.В. Васильева // Социальные процессы в современном российском обществе: проблемы и перспективы. Иркутский государственный университет. - 2021. - С. 112-116
Груздева, М.Л. Современные концепции формирования информационной культуры: сравнительный анализ / М.Л. Груздева, Н.И. Тукенова // Вестник Мининского университета. - 2015. - № 4(12). - С. 13.
Иванова, A.B. Технологии виртуальной и дополненной реальности: возможности и препятствия применения / A.B. Иванова // СРРМ. - 2018. - №3 (108). - С. 88-107
Круподерова, Е.П. Интернет-сервисы для построения персональной цифровой среды современного учителя / Е.П. Круподерова, K.P. Круподерова // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 61-4. -С. 176-179
Круподерова, K.P. Мотивация школьников и школьников к освоению информационных технологий через проектную деятельность / K.P. Круподерова, М.Р. Зайцева, К.О. Тимофеева // Проблемы современного педагогического образования. -2019.-№63-4,-С. 125-128
Круподерова, K.P. Формирование универсальных учебных действий обучающихся через проектную деятельность с использованием Интернет-сервисов / K.P. Круподерова, Н.С. Барсук, A.B. Бойко // Образование в цифровую эпоху. Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции преподавателей, школьников, аспирантов, докторантов и заинтересованных лиц. - Нижний Новгород: Мининский университет. - 2019. - С. 148-151
Лобанова, Т. Ю. Проектная деятельность как способ повышения познавательной активности в урочной и внеурочной деятельности школьников / Т.Ю. Лобанова, A.A. Лобанов // Информатика в школе. - 2015. - № 4. - С. 3-10
Мовсесян, С.Р. Проектная деятельность по информатике и некоторые ошибки при ее организации / С.Р. Мовсесян // Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе: материалы Международной научно-практической интернет-конференции, г. Москва, 22-26 апреля 2019. - С. 189-194
Мункоев, A.A. Педагогические условия, способствующие формированию исследовательских умений на уроках информатики / A.A. Мункоев // Вопросы педагогики. - 2020. -№ 8-1. - С. 58-60
Павлычева, Л.Ю. Организация внеурочной деятельности обучающихся через участие в Интернет-проектах / Л.Ю. Павлычева / В сборнике: Информационные технологии в организации единого образовательного пространства. - 2016. -С. 141-144
Пичужкина, Д.Ю. Проектная деятельность с использованием технологии дополненной реальности / Д.Ю. Пичужкина, Е.А. Гордеева // В сборнике «Цифровые технологии в науке и образовании». Сборник статей по материалам VIII Всероссийской студенческой научно-практической конференции. - Нижний Новгород: Мининский университет. - 2022. - С. 38-41
Проектирование учебных заданий на основе использования Интернет-сервисов: учебно-методическое пособие / Т.И. Канянина, В.Б. Клепиков, Е.П. Круподерова [и др.]. -Н. Новгород: НИРО, 2019. - 188 с.
Распоряжение Минпросвещения России от 18.05.2020 № Р-44 «Об утверждении методических рекомендаций для внедрения в основные общеобразовательные программы современных цифровых технологий». - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_355762 (дата обращения: 01.10.2024)
Реализация регионального проекта «Современная школа». Создание центров образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» [Электронный ресурс] / Министерство образования и науки Республики Башкортостан. – Режим доступа: https://education.bashkortostan.ru/activity/19010/. (дата обращения: 01.10.2024)
Смирнов, А. С. Технологии виртуальной реальности в образовательном процессе: перспективы и опасности: статья / А. С. Смирнов, К. А. Фадеев, Т. А. Аликовская, А. В. Тумялис , К. С. Голохваст - 2020. Т. 315. № 6.
Смолин, А.А. Системы виртуальной, дополненной и смешанной реальности. Учебное пособие / А.А. Смолин, Д.Д. Жданов, И.С. Потемкин, А.В. Меженин, В.А. Богатырев. - С-Пб: Университет ИТМО. - 2018. - 59 с.
Уваров, А.Ю. Образование в мире цифровых технологий: на пути к цифровой трансформации / А.Ю. Уваров. - М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2018. - 168 с.
VR и образование: как технология влияет на здоровье детей? [Электронный ресурс] / МЕЛ. – Режим доступа: https://mel.fm/blog/karolina-podplrtko/4932-vr-i-obrazovaniyekak-tekhnolgiya-vliyayet-na-zdorovye-detey. (дата обращения: 01.10.2024)