Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы курсовой работы подчеркивается тем, что в условиях современного экономического развития в качестве главного назначения бюджета любого рода выступает финансовое обеспечение исполнения тех функций, которые возложены на государство и на органы публичной власти. Налоговые сборы являются основой доходов государственного бюджета, выступая в качестве эффективного инструмента регулирования социально-экономических общественных процессов, посредством налогов происходит покрытие ежегодных государственных расходов. Всем этим обусловлена необходимость налогов, потому что они - база финансового механизма регулирования экономики государством. В условиях современных рыночных отношений налоги - важнейший элемент экономического принуждения, однако при этом ими сохраняется у субъектов экономики достаточная степень интереса к повышению собственных финансовых показателей. На государственном уровне налоги являются основным регулирующим элементом и вместе с тем важнейшим источником формирования бюджета страны.
Ни в одном государстве не представляется возможным обойтись без осуществления налоговых платежей, по причине чего налоги выступают в качестве того фона, на котором идут процессы социально-экономического характера в современном обществе. У государства после получения налоговых платежей имеется возможность концентрации значительных средств, которые могут направляться на выполнение его в том числе и социальных функций, как то: развитие сфер науки, образования. физкультуры и спорта и пр. Любые организации, в том числе относящиеся к физкультурно-спортивным, обязаны платить налоги.
Цель курсовой работы – оценка видов налогов. которые платят физкультурно-спортивные организации, выявление проблем налогообложения и путей их преодоления.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть налог как экономическую категорию;
- представить налоговую систему России;
- оценить тенденции развития налоговой системы России;
- определить типы физкультурно-спортивных организаций и специфику их налогообложения;
- рассмотреть виды налогов, которые платят физкультурно-спортивные организации;
- охарактеризовать проблемы в области налогообложения в физкультурно-спортивной сфере и пути их преодоления.
Объект исследования – налоги.
Предмет исследования – налоги физкультурно-спортивных организаций РФ.
Исследования в данной области можно найти в работах отечественных ученых: З.М. Абдуллаевой, В.П. Беспаловой, Н.И. Ворониной, В.Н. Ильиной, З.А. Лукьяновой и пр.
Методы исследования. В качестве методологической базы применялись общенаучные методы: классификация, сопоставления, системный подход, сравнения и прочие.
Информационная база исследования: научная литература по выбранной теме исследования; учебники и учебные пособия, которые в системном порядке излагают основные проблемные и актуальные вопросы налоговой системы РФ, материалы Росстата, Министерства финансов РФ, данные сети Интернет.
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
1.1. Налог как экономическая категория
В условиях рыночных отношений налоги и государственная налоговая система выступают не только в качестве источников поступлений бюджетных средств, но и самых важных структурных элементов экономики, имеющей рыночный характер, влияющих на экономическую безопасность государства. При этом довольно очевидным является то, что без процесса образования рациональной системы налогов в государстве, которая бы не угнетала деятельность в предпринимательской сфере и предоставляла бы возможность проведения бюджетной политики эффективного характера, не представляются возможными такие преобразования отечественной экономики, которые можно было бы назвать рациональными. Налоги известны человечеству с самой глубокой древности, когда их форма была еще данью. Само по себе возникновение налогов было вызвано необходимостью содержания государства. Определенного рода их неизбежность является настолько очевидной, что еще в 1789 году Б. Франклином, являющимся одним из авторов Декларации независимости Америки, было написано: «в этом мире ни в чем нельзя быть уверенным, за исключением смерти и налогов» .
Налоги можно представить как обязательные платежи, которые взимаются центральными и местными органами власти государства с юридических и физических лиц и поступают в бюджеты разных уровней. Само существование налогов является экономическим образом оправданным потому, что оправданным является и само существование государства. Налоги являются экономической базой содержания аппарата государства, армии, а также и непроизводственной сферы. Налог отдельно взятыми представителями науки дореволюционной, носящий финансовый характер, понимался как «принудительный сбор с граждан, который устанавливается с целью покрытия общих расходов государства» .
В ст. 8 НК РФ налог представляется как индивидуально безвозмездный платеж обязательного характера, который взимается с организаций и физических лиц в виде отчуждения денежных средств, которые принадлежат им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, с целью обеспечения финансового характера государственной деятельности или деятельности муниципальных образований .
Налоговые поступления для бюджета государства являются основной массой доходов.
В качестве важнейших функций налогов выделяют :
- фискальную;
- распределительную (иначе - социальную);
- регулирующую;
- контрольную;
- поощрительную.
Все налоговые функции не могут функционировать независимо одна от другой, они являются взаимосвязанными, взаимозависимыми и в своем проявлении это единое целое.
Нужно представить суть и механизмы проявления налогами своих функций, в которых доказывается, зачем вообще субъекты должны платить налоги.
Основополагающей функцией налогов является фискальная, данного рода налоговая функция влечет за собой то, что государство активным образом осуществляет вмешательство в экономические отношения субъектов экономики. Данным вмешательством предопределяется другая функция налогов – регулирующая.
Фискальная функция - основополагающая, прежде всего, для того, чтобы понимать саму природу и суть налога. На практике данного рода функция выражена в обеспечении государственных потребностей в плане обеспечения финансами, то есть любого рода государством будет всегда соблюдаться и охраняться собственный интерес в финансовом плане.
Распределительная функция налогов заключена в процессе перераспределения общественных доходов между разного рода категориями населения. Смысл данной функции - в том, что идет передача средств в пользу тех категорий граждан, которые являются более слабыми и незащищенными, посредством возложения бремени налогов на более сильные слои населения страны.
Посредством налогов в бюджете государства осуществляется концентрация средств, которые направляются далее на решение проблем хозяйства страны, как производственных, так и социальных, финансовое обеспечение крупных межотраслевых, комплексных целевых программ – в научно-технической и экономической сфере .
Распределительная функция налогов имеет ярко выраженный характер социальный. Соответствующим образом выстроенная налоговая система предоставляет возможность придать рыночным отношениям в социальном плане некоторую направленность, как это происходит в Германии, Швеции, иных государствах. Это достигают посредством определения прогрессивных ставок налогообложения, направления большой доли средств бюджета на нужды населения социального характера, полностью или частично освобождения от налогов тех граждан, которые нуждаются в социальной защите.
Регулирующая функция налогов направлена на достижение посредством налоговых механизмов того или иного рода задач налоговой политики государства. Данного рода функция имеет 3 подфункции: стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную.
Стимулирующая подфункция налогов направлена на поддержку развития того или иного рода экономических процессов. Реализация их происходит посредством системы льгот и разных освобождений от налогов .
Использование налоговых льгот происходит и с целью смягчения неравенства в социальном плане. Поэтому посредством регулирующей функции проявление находит и социальная функция налогов. Ее суть - в перераспределении доходов и богатства в обществе. Предназначение социальной функция – в обеспечении и защите конституционных прав граждан. К конкретным механизмам реализации данной функции относят: стандартные налоговые вычеты, профессиональные налоговые вычеты и пр.
Система прогрессивного налогообложения изменяет соотношение между доходами отдельно взятых социальных групп, этим происходит сглаживание определенного неравенства между ними и поддержка социального консенсуса. Реализация социальной функции налогов происходит посредством определения необлагаемого минимума суммы доходов, предоставления разных льгот и скидок по налогам отдельно взятым слоям населения (к примеру, многодетные семьи, пенсионеры, инвалиды и пр.
Напротив же, дестимулирующая подфункция налогов направлена на определение посредством налогового бремени разного рода препятствий для развития определенных процессов в экономической сфере. Осуществление этого происходит посредством введения ставок налогов повышенных, определения налога на вывоз капитала, налога на имущество и пр.
Предназначение воспроизводственной подфункции налогов – в аккумуляции средств с целью восстановления применяемых ресурсов. Данного рода подфункция выполняется, к примеру, налогом на добычу полезных ископаемых.
Вместе с тем функционирование регулирующей функции налогов происходит сразу и непосредственным образом при дестимулирующем налоговом подходе. Образование непомерного бремени налогов почти всегда за собой приводит к спаду производства по причине падения его эффективности. Дестимулирование импорта посредством определения повышенных ставок пошлин вместе с тем приводит резкое падение ввоза определенной категории товаров.
Контрольная функция налогов. Посредством налогов государством осуществляется контроль над ведением финансово-хозяйственной деятельности фирм и граждан, а вместе с тем над источниками доходов и осуществляемыми расходами. Посредством проведения денежной оценки сумм налогов возможным является сопоставление в количественном плане показателей сумм доходов с государственными потребностями в финансовых ресурсах. При помощи контрольной функции производится оценка уровня эффективности государственной налоговой системы, обеспечение контроля над разными видами деятельности и потоками финансовых ресурсов .
Поощрительная функция налогов. Во всем порядке налогообложения может отражаться признание государством особого рода заслуг конкретных категорий граждан перед всем обществом (речь о предоставлении льгот в плане налогов участникам ВОВ, Героям Советского Союза и пр.).
Данного рода функция – это приспосабливание механизмов налогов
Фрагмент для ознакомления
3
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 №146-ФЗ (ред. от 08.08.2024) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. - №31. – Ст.3824.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (в ред. от 08.08.2024) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/.
3. Федеральный закон от 04.12.2007 №329-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2007. - №50. – Ст.6242.
4. Ахуньянова А.И. Формирование федерального бюджета: сущность и функции // Академическая публицистика. – 2022. – С.53-58.
5. Бахтиеров У.К. Налоги как механизм стимулирования предпринимательской деятельности // Экономика и социум. – 2024. - №2-2. – С.408-413.
6. Бондаренко П.К., Антипов К.И. Современное состояние и актуальные вопросы развития налоговой системы России // Юрист спешит на помощь. – 2021. - №2. – С.28-30.
7. Евстигнеев Е.Н., Викторова Н.Г. Налоговый менеджмент и налоговое планирование в России. – М.: Инфра-М, 2020. – 270с.
8. Запольских Ю.А., Лубова Т.Н. Особенности современной налоговой системы в России: проблемы развития и совершенствования // Российский электронный научный журнал. – 2023. - №2. – С.355-372.
9. Зарипов В.М. Экономическое содержание налога: понятие и принцип // Правоприменение. – 2024. – Т.8. - №1. – С.54-63.
10. Ибрагимов И.Ф., Нагуманова А.И., Колясова В.Н., Таштиев Р.И. Экономические аспекты управления спортивными клубами и организациями // Образование и право. – 2024. - №5. – С.418-425.
11. Кленин К.В., Дубова Ю.И. Специфика повышения экономического потенциала организации спортивной индустрии // Инновации и инвестиции. – 2024. - №3. – С.120-123.
12. Козенко Е.Ю., Тарасов П.В., Густомясова В.А. Финансовые отношения в спорте // Аллея науки. – 2023. – Т.2. - №5. – С.504-509.
13. Менькова А.М. Анализ формирования федерального бюджета за счет поступлений федеральных // Развитие науки и практики в глобально меняющемся мире в условиях рисков: Сборник материалов XVI междун. науч.-практ. конференции. – Махачкала: АЛЕФ, 2023. – С.221-226.
14. Мокрянский А.Ю. Совершенствование оценки управления спортивной организацией // Студенческий. – 2022. - №3-2. – С.65-67.
15. Молчанов Т.Д., Юшко А.В. Проблема дефиниции понятия «налог» и пути ее решения // Epomen. Global. – 2024. - №45. – С.137-142.
16. Репинский О.Д., Гребнева А.А. Налоги – фактор экономической и финансовой безопасности // Экономика и предпринимательство. - 2024. -–№2. – С.340-343.
17. Рябинин А.В. Доходы и расходы государственного // Человек. Социум. Общество. – 2023. - №2. – С.64-73.
18. Сильверстова Т.В. Налоги и налогообложение: Учебник. – М.: Инфра-М, 2020. – 531с.
19. Тускаева М.Р., Засеев Т.Б. Налоговая система: особенности, проблемы, возможности // Вестник КНИИ РАН. Серия: социальные и гуманитарные науки. – 2022. - №1. – С.106-113.
20. Фасхутдинова М.И., Дыганова Р.Р. Анализ налогообложения предприятия и пути снижения налоговой нагрузки // Менеджмент в социальных и экономических системах: сборник статей XIV Междун. науч.-практ. конференции. – Пенза: ПГАУ, 2022. – С.404-407.
21. Финансы и налогообложение в сфере физической культуры и спорта: Учебное пособие / под ред. Е.Л. Заднепровской, Е.А. Ереминой, О.В. Шпырня. – Краснодар: КГУФКСиТ, 2023. – 59с.
22. Фирстова А.А. Основные проблемы налоговой оптимизации российских организаций // Трансформация национальной социально-экономической системы России: материалы IV Междун. науч.-практ. конференции. – М.: РГУП, 2022. – С.109-113.
23. Электронный портал бюджетной системы Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.budget.gov.ru.
24. Ясменко Г.Н., Сорока З.Н., Яврумян И.В. Налоговый режим как фактор стимулирования деятельности экономического субъекта // Естественно-гуманитарные исследования. – 2023. - №1. – С.373-377.