Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Финансовая грамотность для детей в возрасте 6-7 лет представляет собой новое направление в области педагогики. В настоящее время финансовая грамотность рассматривается как важная социальная проблема, касающаяся детей с раннего возраста. Дети неизбежно становятся частью экономической активности семьи, сталкиваются с рекламой и деньгами, а также сопровождают родителей в магазинах, что помогает им приобрести начальные знания об экономике. Тем не менее, в детских садах данному аспекту практически не уделяется внимания. Умение управлять своими финансами и обращаться с различными финансовыми инструментами с ранних лет открывает перед детьми множество возможностей и способствует их будущему финансовому успеху.
Значение развития финансовых навыков с раннего детства заключается в предохранении от будущих ошибках и обеспечении финансовой устойчивости на протяжении жизни. Формирование чувства ответственности и дисциплины в вопросах денежных средств, способствует тому, что дети учатся избегать долгов, контролировать свои расходы и составлять бюджет. В рамках дошкольного и начального образования следует акцентировать внимание на изучении основ финансовой грамотности, так как именно в этот период закладываются фундаментальные основы будущего материального благосостояния ребенка.
Финансовая грамотность — это способность индивида управлять своими доходами и расходами, делать обоснованный выбор при распределении средств и успешно их преумножать. Проще говоря, это знания, которые способствуют достижению материального благополучия и поддержанию его на стабильном уровне в течение всей жизни.
Это направление в науке является относительно новым, тем не менее, множество авторов обращаются к темам экономического воспитания. В работах таких исследователей, как Т.А. Арефьева, Л.Н. Галкина, О.А. Гладкова, Л.М. Кларина, Н.А. Крючкова, Е.А. Курак, Р.С. Лукьянова, А.Ю. Селезнева, Е.А. Сидякина, А.А. Смоленцева, Н.А. Струнимина, Т.Г. Ханова, А.Д. Шатова и других, исследуются вопросы выбора содержательного компонента и методов формирования у детей в раннем возрасте представлений о финансовых понятиях. Большинство ученых приходят к единому мнению о целесообразности и необходимости раннего знакомства детей с основами финансовой грамотности.
Формирование финансовой грамотности у детей с ранних лет представляет собой ключевой аспект их образовательного процесса. Игровые дидактические методы дают детям возможность изучать финансовые концепции в увлекательной и интерактивной обстановке, что повышает качество и интерес к обучению. В этой курсовой работе будет осуществлен анализ потенциала применения дидактических игр для развития финансовой грамотности среди детей в возрасте 6-7 лет.
Актуальность данных вопросов определила выбор темы исследования: «Дидактические игры как средство формирования финансовой грамотности у детей 6 -7 лет».
Цель исследования: рассмотреть особенности использования дидактических игр, как средства формирования финансовой грамотности у детей 6 -7 лет
Объект исследования: формирование финансовой грамотности у детей 6 -7 лет
Предмет исследования: дидактические игры в формировании финансовой грамотности.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования были определены следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть основные подходы к формированию финансовой грамотности у детей 6 – 7 лет.
2. Изучить влияние дидактических игр на формирование финансовой грамотности у детей 6 – 7 лет.
3. Выделить методические особенности построения занятия с использованием дидактических игр для формирования финансовой грамотности.
4. Подобрать комплекс дидактических игр по финансовой грамотности для детей 6 – 7 лет.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.
Теоретический анализ психолого – педагогической и методической литературы, позволил подобрать комплекс дидактических игр, для формирования финансовой грамотности у детей 6 -7 лет.
Практическая значимость: определенный нами комплекс дидактических игр может быть использован воспитателями в детских садах и учителями школы для формирования у детей основ финансовой грамотности.
Структура курсовой работы. Данная работа состоит из одного введения, двух глав, двух выводов, заключения, списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ 6 – 7 ЛЕТ
1.1 Основные подходы к формированию финансовой грамотности у детей 6 – 7 лет
В раннем детстве дети впервые сталкиваются с понятием экономики, таким как «деньги», «покупка», «цена», «банк» и прочее. У малышей появляются вопросы: почему я не получил игрушку? что означает высокая цена? что такое зарплата? Современным детям сложно ориентироваться в мире, понимать экономические процессы: рост цен и отсутствие возможности купить продукт, который недавно был в наличии; нехватка средств на желаемые покупки из-за болезни одного из близких; причины, по которым мы приобретаем определенные товары (например, сахар или картошку на зиму). Это подчеркивает необходимость формирования основ финансовой грамотности у дошкольников, что в дальнейшем поможет им развить разумное отношение к финансовым ресурсам и обеспечит финансовую независимость и безопасность. Исследование данной темы проводили такие ученые, как Н. Л. Беляева, Е. А. Сидякина, А. Д. Шатова и другие.
На сегодняшний день термин «финансовая грамотность» интерпретируется по-разному, что можно увидеть в следующих определениях.
М. Ю. Шевяков определяет финансовую грамотность как «умение человека использовать свои знания и навыки в области управления финансовыми ресурсами для достижения благосостояния и финансовой устойчивости» [20, с. 45].
В свою очередь, А. О. Жданова утверждает, что «финансовая грамотность представляет собой способность, связанную с использованием финансовых услуг и принятием финансовых решений» [6, с. 89].
Сложность структуры финансовой грамотности можно проиллюстрировать через определение, представленное А. Е. Судаковой: «финансовая грамотность — это комплексное образование, состоящее из знаний, финансовых понятий, оценок рисков и навыков, которые влияют на поддержание финансового благосостояния человека» [18, с. 134].
Л. Ю. Карнаухова определяет финансовую грамотность как организованный педагогический процесс, представляющий собой тщательно продуманную систему работы, цель которой состоит в формировании экономических представлений у старших дошкольников» [10, с. 34].
И. Б. Бичева отмечает, что оптимальным периодом для закладывания основ финансовой грамотности является старший дошкольный возраст. Особенности формирования финансовых понятий в это время зависят от характерных черт развития детей, включая их высокую эмоциональную восприимчивость и наглядно-образное мышление. Если не проводить целенаправленные занятия по формированию понимания финансов и их использования, то, как правило, такие представления остаются поверхностными, а у детей могут возникать искаженные понимания, которые в будущем требуют коррекции [3, с. 120].
В возрасте дошкольного обучения у детей формируются начальные представления об экономических концепциях, а также развиваются личные качества, влияющие на их будущие финансовые решения. Потребность в углублении экономических знаний на данном этапе связана с необходимостью адаптации к окружающей экономической среде и развитием способности правильно осмысливать реалии жизни. Важно осознавать значение экономических представлений при обучении финансовой грамотности. Согласно А. Д. Шатовой, экономические представления у детей до школы можно рассматривать как «введение малышей в социальный опыт человечества в области экономики, которое включает передачу упрощённых базовых экономических знаний, методов действий и культуры общения, с учётом экономического восприятия мира» [19, с. 345].
В контексте дошкольного возраста понятие «финансовая грамотность» анализируют как набор знаний, умений и навыков, развивающихся у детей и помогающих им ориентироваться в базовых экономических процессах.
Е. В. Азовская считает, что «развитие финансовой грамотности является важным аспектом образовательного процесса для детей дошкольного возраста, позволяющим им сформировать ясное и целостное представление о таких понятиях, как производство, распределение, обмен и потребление как материальных, так и духовных ценностей» [1, с. 103].
Н. Л. Беляева отмечает, что текущая практика дошкольного образования демонстрирует интерес как со стороны общества, так и со стороны педагогов к формированию таких личностей, которые способны активно участвовать в современных экономических отношениях. Это касается людей, обладающих экономическим образованием и воспитанием. Ключевым аспектом эффективного формирования финансовой грамотности у детей является разработка тщательно продуманной системы деятельности и соответствующих условий для педагогической работы [2, с. 203].
Программы дошкольного образования, такие как «Тропинка в экономику» (автор А. Д. Шатова), «Азы финансовой культуры для дошкольников» (авторы Л. Ю. Стахович, Е. В. Сименкова, Л. В. Рыжановская), «Финансовая грамотность в сказках. История Монетки» (автор Е. Ульева) и «Обращайся с деньгами „по-взрослому“. Финансовая грамотность для детей от мобайликов» (автор А. Гридин), направлены на экономическое воспитание детей и повышение их финансовой грамотности. Однако систематическая работа в этом направлении отсутствует, поэтому вопросы, связанные с развитием финансовой грамотности у детей, остаются актуальными.
Образовательные программы направлены на решение следующих задач в контексте формирования основ финансовой грамотности:
- раннее знакомство детей с ролью денег в жизни, что способствует формированию полезных финансовых привычек и обеспечению финансовой безопасности;
- привитие навыков обращения с деньгами, правильного отношения к ним и целевому использованию;
- развитие положительной мотивации к познанию финансовой грамотности;
- воспитание уважения к труду, бережливости, накоплению и полезным тратам;
- подготовка детей к появлению личных денег в будущем [7, с. 67].
В возрасте 4–7 лет дети старшего дошкольного возраста уже могут быть самостоятельными потребителями и покупателями некоторых товаров и услуг, хотя иногда это не одно и то же, так как дети этого возраста не всегда имеют собственные денежные средства для выполнения роли покупателя.
В дошкольном возрасте дети начинают осознавать важность заботы о себе и своих близких, взаимосвязь труда разных профессий и ценность труда людей. Всё это способствует формированию основ финансовой грамотности у детей.
Формирование базовых экономических знаний будет более эффективно при наличии определенных условий: интеграции экономического содержания в образовательный процесс, вовлечении детей в ролевые игры с экономической тематикой и создании развивающей среды, ориентированной на экономику.
Как указывает Е. В. Губарькова, в процессе развития финансовой грамотности у дошкольников необходимо донести следующее понятие:
Потребители – это отдельные индивиды или группы людей, которые используют различные вещи, продукты, товары, услуги, идеи для удовлетворения своих интересов и потребностей, вне зависимости от того, приобретаются ли эти объекты, изготавливаются самостоятельно или находятся в природе в готовом виде.
Покупатель – это любой человек, который приобретает товары для удовлетворения своих нужд или для удовольствия себя и своих близких.
Производители — это индивидуумы или коллективы, которые непосредственно вовлечены в процесс производства (создания, изготовления, выработки, сборки и т.д.) товаров, услуг и предметов, направленных на удовлетворение различных потребностей людей, включая и свои собственные.
Предприниматель — это персона, которая использует определенное сочетание ресурсов (материальных, технических, информационных), принадлежащих ей или группе, для создания товаров или услуг и получает определенный доход от их продажи.
Продавец (поставщик) определенных товаров и услуг — это индивидуум, который посредством различных рыночных механизмов удовлетворяет требованию и желания потребителей. Именно поэтому он стремится исследовать, формировать спрос и заниматься рекламой. Он также является плательщиком налогов, сборов и акцизов, то есть обязательных платежей, установленных государством, которые вычитаются из доходов, заработной платы или применяются к конкретным видам покупок [5, с. 190].
Таким образом, сегодня существует множество интерпретаций основного понятия «финансовая грамотность». В своём исследовании мы опираемся на определение Л. Ю. Карнауховой [10, с. 24]., которая рассматривает финансовую грамотность как организованную педагогическую деятельность и специально разработанную систему работы, направленную на формирование экономических представлений у старших дошкольников.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Азовская, Е. В. Дидактическая игра как средство формирования финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста / Е. В. Азовская, О. Ю. Зайцева // Сборник научных статей : Дошкольное и школьное образование в России и за рубежом. - 2021. – 456 с.
2. Беляева, Н. Л. Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста : автореферат дис…. канд. пед. наук: 13.00.07 / Н. Л. Беляева. – Челябинск, 2019. – 23 с.
3. Бичева, И. Б. Особенности формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста / И. Б. Бичева // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 3. – 156 с.
4. Галкина, Л.Н. Экономика для детей: метод.пособие / 115 Л.Н. Галкина. – Челябинск: Цицеро, 2023. – 112 с.
5. Губарькова, Е. В. Создание условий для воспитателей детских садов при организации работы по повышению финансовой грамотности дошкольников / Е. В. Губарькова, Н. А. Бережная. // Школа - вуз: проблемы и перспективы развития. – 2019. – 678 с.
6. Жданова, А. О. Финансовая грамотность / А. О. Жданова. – Москва : ВИТАПРЕСС, 2015. – 400 с.
7. Жеенкулова, К. Т. Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством педагогической технологии «Клубный час» / К. Т. Жеенкулова, Л. Л. Лашкова // Дошкольное образование : современные аспекты управления и методического сопровождения. – 2019. – 456 с.
8. Жуковская, Р. И. Игры-занятия как педагогическое условие становления самостоятельной сюжетной игры детей дошкольного возраста / Р. И. Жуковская. – Москва: Просвещение, 2017. – 117 с.
9. Зиновьева, Т. А. Педагогические условия развития финансовой грамотности у старших дошкольников / Т. А. Зиновьева // Научный потенциал. – 2020. – № 1. – 345 с.
10. Карнаухова, Л. Ю. Сборник дидактических игр по финансовой грамотности старших дошкольников / Л. Ю. Карнаухова, О. Б. Сердюк, Е. Ю. Петрушенко // Воспитатель ДОО. – 2017. – № 1. – 189 с.
11. Кошелькова, И. В. Формирование представлений об экономике у старших дошкольников посредством сюжетно-ролевых игр, дидактических игр / И. В. Кошелькова. // Актуальные вопросы современной науки и образования. – Пенза. - 2021. – 560 с.
12. Крупник, Н.Я. Путешествие в мир экономики / Н.Я. Крупник. – Москва: Легппромбытиздат, 2019. – 110 с.
13. Лизогуб, А. Н. Финансовая грамотность населения : экономическое содержание и необходимость еѐ повышения в условиях рыночных отношений : глава книги / А. Н. Лизогуб // Инновационные процессы в обществе, науке, образовании. – Пенза. - 2019. – 207 с.
14. Маринина, Н. С. Финансовая грамотность как компонент функциональной грамотности / Н. С. Маринина. – Вестник науки. – 2021. – № 5. – 789 с.
15. Михайлова, Е. В. Финансовая грамотность для старшего дошкольного возраста «Дом, где живут деньги» / Е. В. Михайлова, Е. Б. Селезнева, И. А. Данилова // Интегративные тенденции в медицине и образовании. – 2019. – 345 с.
16. Романова, В. А. Методы и формы обучения детей дошкольного возраста основам финансовой грамотности / В. А. Романова, А. Л. Катькалова. // Категория «социального» в современной педагогике и психологии. – Ульяновск, 2020. – 456 с.
17. Сидякина, Е. А. Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о деньгах, как экономической категории / Е. А. Сидякина. – Тольятти : Наука Полис. - 2017. – 233 с.
18. Судакова, А. Е. Финансовая грамотность: теоретическое осмысление и практическое исследование / А. Е. Судакова // Финансы и кредит. - 2017. – 26 с.
19. Шатова, А. Д. Тропинка в экономику: программа: методические рекомендации: конспекты занятий с детьми 5–7 лет / А. Д. Шатова. — Москва. : Вентана-Граф, 2015. — 176 с.
20. Шевяков, М. Ю. Перспективы изменения финансового поведения в результате повышения уровня финансовой грамотности / М. Ю. Шевяков // Бюджет и финансы: финансовая грамотность. – 2021. – 678 с.