Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
Русский язык занимает важное место в системе школьных предметов, так как является не только объектом изучения, но и средством обучения, так как на уроках русского языка учащиеся приобретают необходимые навыки и умения, с помощью которых приобретают знания по другим предметам. Это определяет важность и необходимость изучения русского языка. Речевое развитие младших школьников – одна из актуальных проблем начальной школы. Изучение русского языка ориентировано на решение таких насущных проблем, как языковое, нравственное и интеллектуальное развитие учащихся. Период обучения в начальной школе характеризуется усвоением младшими школьниками большого количества грамматического материала, в котором одно из мест занимает изучение темы "Имя прилагательное", так как это ведет к развитию языка и речи школьников.
Наша работа охватывает систему изучения имени прилагательного. По своим выразительным качествам прилагательные занимают одно из лидирующих мест среди других частей речи. С их помощью письменная и устная речь становится выразительной, подробной и информативной. В отличие от существительного, обозначающего предмет, прилагательные конкретизируют информацию по предмету.
Каждая часть речи вносит свой вклад в познавательную деятельность учащихся, учит детей выражать свои мысли не только структурированно и правильно, но и образно. На этом и многом другом основана необходимость систематического изучения имени прилагательного.
Изучение раздела морфологии в школе должно быть направлено на развитие речи учащихся, должно способствовать обогащению словарного запаса, усвоению ряда правил и норм правописания.
Можно предположить, что языковые и речевые компетенции формируются на знаниях, навыках и умениях, приобретенных в области морфологии.
Изучение названия прилагательного начинается с начальной школы, в средних классах знания углубляются, а в старших информация обобщается, а прилагательные рассматриваются по отношению к другим частям речи.
Необходимость анализа учебников, изучения существующих и новых методов и методик преподавания имени прилагательного в школе стала для нас поводом рассмотреть эту тему.
Актуальность темы. Использование наглядных средств обучения помогают ученикам лучше запомнить материал, делают уроки более продуктивными и интересными, повышают качество обучения, использование наглядности остается самой актуальной темой в сфере образования.
Предмет – наглядные материалы.
Объект – изучение части речи "Имя прилагательное"
Область – педагогика, методика русского языка
Цель – изучение использования наглядных материалов при изучении части речи "Имя прилагательное"
Задачи:
1) Описать методику изучения части речи "Имя прилагательное" в начальной школе.
2) Рассмотреть особенности использования наглядных материалов при изучении части речи "Имя прилагательное" в начальной школе.
3) Проанализировать и обобщить опыт педагогов по использованию наглядных материалов при изучении части речи "Имя прилагательное" в начальной школе.
Уровень исследованности темы курсовой работы: изучением использования наглядных материалов при изучении части речи «Имя прилагательное» занимались такие исследователи, как: Гакаева А.Х. [5], Лорсанова А.А. [10], Скрыбыкина О.И. [12], Филиппова Е.Р. [15], Хабибуллина Ф.Г. [16].
Методы исследования: теоретические методы: (анализ, синтез),
изучение литературы,
обобщение материалов источников,
анализ и обработка исследовательской работы.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАГЛЯДНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЧАСТИ РЕЧИ "ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ"
1.1. Методика изучения части речи "Имя прилагательное" в начальной школе
Система изучения существительных прилагательных предполагает постепенное усложнение и расширение материала, как со стороны лексики, так и со стороны грамматики. В I классе учащиеся изучают лексическое значение существительных прилагательных, учатся ставить вопросы к этим словам – Какой? Какая? Какое? Какие?; во II классе изучаются изменения прилагательных по родам и числам в зависимости от существительных, в III классе – склонение прилагательных и написание падежных окончаний. В то же время на уроках русского языка и чтения в речь детей вводятся новые названия прилагательных, уточняется значение ранее известных. Формируется умение правильно использовать их в связной речи [5].
Методика изучения имен прилагательных обусловлен в первую очередь их лингвистическими особенностями. Прилагательные обозначают знак подлежащего. Сущность смыслового значения прилагательных требует рассмотрения их по отношению к существительным. Грамматические признаки прилагательных (род, число, падеж) также зависят от названия существительного. Поэтому, чтобы понять названия прилагательных, важно уже с I степени направить внимание детей на установление зависимости имени прилагательного от имени существительного. В I классе это конкретно выражается в том, что учащиеся, во-первых, выбирают знак по предмету, а во-вторых, развивают способность устанавливать словосочетание в предложении с помощью вопроса, то есть различать предложения, состоящие из прилагательного и существительного (без термина). Позже, во II и III степенях, эта зависимость становится все более конкретной: в каком числе, роде, падеже стоит существительное, в том же роде, числе, падеже употребляется имя прилагательное. Таким образом, семантико-грамматические свойства прилагательных обусловливают следующее методическое требование: работа над прилагательными должна идти как с точки зрения словарного запаса, так и с точки зрения морфологии и синтаксиса [9].
Первая ступень (класс I). Первоначальное знакомство с прилагательными (пока еще без термина) естественным образом начинается с наблюдений за лексическим значением прилагательных и вопросами, на которые они отвечают. Признаки объектов разнообразны и могут характеризовать объект с точки зрения цвета, формы, величины, материала, назначения, принадлежности и т.д. Следовательно, чтобы сформировать понятие, необходимо раскрыть это многостороннее значение прилагательных.
Постановка вопросов Какой? Какая? Какое? неразрывно связан с пониманием рода существительных и имен прилагательных и синтаксической зависимости существительных прилагательных от существительных. Поскольку ученики знакомятся с гендерной категорией только во втором классе, первоклассники учатся ставить вопрос практическим путем, руководствуясь значением слов: какой помидор? спелый, какая слива? спелая, какое яблоко? спелое. Распознавать слова, которые отвечают на вопрос какой?, и слова, которые отвечают на вопросы какие? (единственное и множественное число), желательно связать с наблюдениями за количеством обучающихся. Это вносит элемент осознанности в действия учащихся.
Большое место в изучении имен прилагательных занимают творческие работы, как устные, так и письменные: описание экскурсии в лес, парк, описание деревьев, птиц, животных. Широкое применение на уроках находит наглядность в виде предметов, картин, рисунков предметов. В ходе наблюдения за определенными явлениями учащиеся учатся определять признаки предметов и подбирать точные слова, которые их называют. Эффективны следующие виды упражнений [11]:
1. Распространение предложений.
2. Восстановление искаженных предложений.
3. Составление историй по картинке и словам подсказкам.
Такого рода упражнения развивают способность не только точно, но и грамматически правильно использовать слова, учитывая связь прилагательного с существительным.
Второй этап (класс II) в первую очередь направлен на решение трех задач: формирование понятия "имя прилагательное", развитие умения точно использовать прилагательные в речи, формирование навыка написания родовых окончаний существительных прилагательных. Все три проблемы решаются взаимосвязанным образом.
Формирование понятия " имя прилагательное "напрямую зависит от уровня владения учащимися обобщенной категории 1 "признак предмета". С этой целью проводится классификация слов, обозначающих цвет, вкус, запах, размер, материал, из которого изготовлен предмет и т.д. и обобщение характеристик таких слов. В качестве общих существенных свойств выделяются не только лексические значения слов, как это было сделано в I классе, но и характерные грамматические особенности [13].
Основываясь на обобщении свойств конкретных имен прилагательных, второклассники выделяют собственные показатели имен прилагательных, как части речи:
а) обозначают признак объекта,
Б) ответить на вопрос Какой? Какая? Какое? Какие? Чей? Чья? Чье?,
В) различаются по полу и количеству,
Г) относятся к существительным, вместе с которыми образуют словосочетания.
Конкретная работа по формированию этого понятия проводится в ходе изучения всей темы "Имя прилагательное" (20 часов) и напрямую связана с речевым развитием. Обогащение словарного запаса детей происходит не только за счет уточнения значения слов, обозначающих качественные прилагательные, но и за счет относительных и притяжательных прилагательных. Особенно важно использовать прилагательные для наблюдения, которые обозначают различные качества людей и характеризуют их с разных сторон (чуткий, отзывчивый, любознательный, аккуратный, проницательный, добрый, трудолюбивый и т. Д.). Большие возможности для работы открываются перед учителем, если он умело использует связь уроков чтения и уроки русского языка [9].
В третьем классе программа предусматривает изучение правописания падежных окончаний имен прилагательных. Задачи на данном этапе:
1.Улучшить знания об имени прилагательного как части речи: лексическом значении прилагательных, их изменениях в родах, числах и падежах, зависимости имени прилагательного от предложения от имени существительного.
2.Развить способности точно использовать прилагательные в речи и письме.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Атаджанова, Л. Ш. Применение педагогических технологий на уроках русского языка в начальных классах национальных школ / Л. Ш. Атаджанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 24 (314). — С. 392-394
2.Батырханова, З. А. Использование интерактивного метода обучения на уроках русского языка и литературы / З. А. Батырханова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 136-139.
3.Бексултанова З. М. Использование произведений русской литературы на уроках географии в целях повышения познавательного интереса учащихся/З. М. Бексултанова, Л. Л. Джамалдаева, Р. А. Гакаев//Инновационные педагогические технологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). -Казань: Бук, 2015. -С. 4–6.
4.Волкова, Л. Г. Компетентностные задания на уроках русского языка как средство формирования навыков самоконтроля у младших школьников / Л. Г. Волкова, Н. Г. Соколова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 28 (132). — С. 849-850.
5.Гакаева, А. Х. Наглядные пособия на уроках русского языка в младшей школе и их роль в повышении познавательной активности учащихся / А. Х. Гакаева. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2015. — № 3 (3). — С. 8-12.
6.Диденко, С. Ю. Характеристика инновационных технологий при обучении русскому языку в начальной школе / С. Ю. Диденко, С. В. Потапова, М. Ю. Сипко. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2019 г.). — Москва : Буки-Веди, 2019.— С. 133-136
7.Зубайраева, Р. М. Нестандартные формы и методы проведения уроков в младшей школе в целях повышения познавательной активности учащихся / Р. М. Зубайраева, Л. С. Лорсанова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. — С. 96-99.
8.Зуев, Д. Д. Школьный учебник / Д. Д. Зуев. ‒ Москва : Педагогика, 1983. ‒ 240с.
9.Лекция. Система изучения имен прилагательных в начальных классах [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://studfiles.net/preview/4470534/ (Дата обращения: 07.08.2024)
10.Лорсанова, А. А. Использование средств наглядного обучения на уроках русского языка и литературы в условиях новой школы / А. А. Лорсанова, Л. С. Лорсанова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 7-11.
11.Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под ред. Е. С. Полат. – Москва : изд. центр «Академия», 1999. – 224 с.
12.Скрыбыкина, О. И. Влияние творческих заданий на формирование познавательного интереса учащихся на уроках русского языка и литературы / О. И. Скрыбыкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 4 (63). — С. 1238-1240.
13.Тангрибергенова, Г. А. Особенности методики обучения русскому языку в начальных классах / Г. А. Тангрибергенова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020— № 13 (117). — С. 711-713.
14.Томчани, Л. В. Словообразовательная характеристика качественных прилагательных русского языка / Л. В. Томчани. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 11 (115). — С. 1716-1719.
15.Филиппова, Е. Р. Роль и место наглядных средств обучения в активизации учебного процесса / Е. Р. Филиппова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 28 (370). — С. 53-56.
16.Хабибуллина, Ф. Г. Использование наглядности на начальном этапе обучения в условиях реализации нового стандарта / Ф. Г. Хабибуллина, Н. А. Куренова, Г. Г. Зиганшина. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Меркурий, 2015. — С. 47
17.Штец, А. А. Особенности морфологического разбора в начальной школе / А. А. Штец, А. Ф. Лучко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 41 (227). — С. 201-204.
18.Щукин, А. Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам : учебное пособие / А. Н. Щукин. – Москва : Филоматис, 2008. – 188 с.