Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Главной задачей формирования полноценного гражданина является всестороннее развитие его личности. Основы этого развития закладываются в детстве через инновационное и прогрессивное дошкольное образование. Развитие творческих способностей, которые опираются на развитое творческое воображение, играет ключевую роль в структуре личности. Необходимость развития творчества и творческого воображения ребенка отражена в государственных программах и закреплена в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», а также в ФГОС ДО. Эти документы акцентируют внимание на развитии творческого мышления, фантазии и воображения ребенка, его способности создавать новое и необычное. Дошкольное образование требует создания условий, благоприятных для этих процессов, а также всесторонней поддержки творческой инициативы ребенка, его активности, самостоятельности, формирования исследовательских навыков, экспериментирования и способности к созиданию нового.
Современные исследования показывают, что развитие творческих способностей у детей с речевыми нарушениями заметно отличается от развития у детей без таких нарушений. По мнению В.П. Глухова, у детей с речевыми нарушениями наблюдаются проблемы с устойчивостью внимания, ограниченные возможности и недостаточное знание об окружающем мире. Они сталкиваются с несоответствием в развитии вербального и логического мышления, общим отсутствием психологической заинтересованности, а также низким уровнем развития общей и мелкой моторики. В результате, такие дети часто имеют неполные и неточные представления об окружающем мире, а их практический опыт характеризуется недостаточностью обобщения и нестабильностью речевой деятельности.
Как правило, чем серьезнее у ребенка нарушение речи, тем более ограничены его возможности для самовыражения через творчество. Примером данного феномена является зрительная деятельность детей с общим недоразвитием речи: у них наблюдаются скудность используемых материалов, трудности при выполнении рисунков по плану и создание новых изображений. Кроме того, анализ отечественных и зарубежных исследований, посвященных творчеству детей с речевыми нарушениями, выявил, что эта категория детей сталкивается с проблемами в визуальном анализе формы предметов, определении их пропорций и размеров, а также их положения в пространстве. У таких детей также возникают трудности в отображении цвета, формы и текстуры предметов из природы, правильном размещении предметов в центре листа и пропорциональном соотношении их частей.
Объект – творческие способности у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет – исследование творческих способностей у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель –исследовать особенности формирования творческих способностей у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Задачи:
1. Проанализировать сущность творческих способностей детей дошкольного возраста.
2. Рассмотреть психолого-педагогические особенности детей с ОНР.
3. Проанализировать характеристики творческих способностей у дошкольников с общим недоразвитием речи.
4. Изучить диагностический инструментарий по выявлению творческих способностей у дошкольников с общим недоразвитием речи.
5. Провести конструирующий эксперимент по выбранным методикам.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1. Понятие творческих способностей и их особенности у детей дошкольного возраста
В настоящее время существует множество определений понятию «способности». Так, Б.М. Теплов определяет их, как индивидуально-психологические способности личности, которые отделяют ее от других людей, а также что обеспечивают успешность в определенном виде деятельности.
Иного подхода придерживается В.Д. Шадриков. Автор указывает, что способности представляют собой свойства функциональных систем, которые реализуют отдельные психические функции, имеющие индивидуальную меру выраженности, что проявляется в успешности и качественном освоении определенных видов деятельности. Выделяют способности общие, специальные, так, творческие способности личности относятся к умственным способностям, по мнению Э.П. Торренса. Развитие способностей у ребенка связано, прежде всего, со спецификой окружающей среды, с теми фактами, событиями, которые происходят в его жизни, и участие в которых он принимает.
Так, Я. А. Пономарев считает «творчество той деятельностью, в процессе которой проявляется создание новых материальных и духовных ценностей» [30, с. 69]. Философский словарь, в свою очередь, указывает на то, что результатом творчества является определенный оригинальный продукт: «Творчество является деятельностью, порождающей новое на основе реорганизации прежнего опыта и формирование новых комбинаций, знаний, умений, продуктов» [18, с. 185]. В энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона, в статье Ф.Р. Батюшкова, которая посвящена творчеству тоже имеется соответствие данному утверждению: «Творчество – это создание нового. Данное значение этого слова может быть использовано в отношении всех процессов органической и неорганической жизни, так как все рожденное природой является продуктом творческих сил» [18, с. 212].
Г.Г. Кравцов рассматривает творчество «как способ существования личности». Также Г.И. Иванова доказывает, что творчество «общая биологическая потребность, а творческий стиль жизни – единственный способ нормального существования и развития всего общества». И.П. Волков справедливо полагает, что «творчество индивидуально, следовательно, не может быть единственно верного определения творческой деятельности, так как его проявления многообразны и нет определенной границы между творческой деятельностью и высоким уровнем мастерства». Л.С. Выготский считает творчество деятельностью, которая способствует созданию нечто нового: вещи внешнего мира или построением ума, которое обнаруживается только в самом человеке» [1].
Творческие способности ребенка опираются на уже приобретенный ранее опыт. В исследовании психолого-педагогических аспектов развития творческих способностей у детей дошкольного возраста, такие авторы, как Д.Б. Богоявленская, Л.А. Венгер и А.М. Матюшин, отмечают, что творчество способствует активному развитию личности и стремлению к самореализации. Н.Н. Подъяков и О.М. Дьяченко сходятся во мнении, что творчество представляет собой практическую деятельность, результатом которой является создание оригинальных и уникальных ценностей, а также выявление новых фактов и связей между ними, свойств и закономерностей. Л.С. Выготский отмечает, что творчество неизменно сопровождает детское развитие, приводя к инициативности, самостоятельности мышления и способности к самовыражению в акте творческой деятельности. Он подчеркивает, что хотя высочайшие проявления творчества доступны лишь немногим гениям, в повседневной жизни творчество является необходимым условием существования, и все новое, что выходит за пределы рутины, обязано своему происхождению творческому процессу человека. [5, с. 34].
В частности, Н.Е. Веракса рассматривает творческие способности ребенка, как индивидуальные его особенности (специфические качества), которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода [7, с. 9]. Иная позиция у В.И. Барко, который исследуя природу формирования творческих способностей, рассматривает их как «естественную функцию мозга, которая проявляется и реализуется в деятельности при наличии специальных способностей в той или иной конкретной деятельности [8, с. 49].
Как отмечает Т.С. Комарова, формированию и развитию творческих способностей у детей способствует развитие психических познавательных процессов, в частности, воображения, мышления, внимания, памяти, которые являются разными для разных видов художественной деятельности. В тоже время Н.А. Ветлугина подчеркивает, что творческие способности детей приобретаются и в обычной, повседневной жизни, но и на специализированных занятиях, которые контролируются воспитателем.
Как психологические способности личности, творческие способности детей определяет А.А. Мелик-Пашаев. По мнению автора, данные способности позволяют ребенку качественное и с легкостью овладевать различными способами освоения и созидания художественных образом в разных видах искусства. Данное определение и возьмем за основное в рамках данной исследовательской работы.
К компонентам творческих способностей относят (И.Я. Лернер): способность переносить уже имеющиеся знания, умения, навыки в новую ситуацию, в которой еще не оказывался ребенок, способность видеть новые функции в предметах окружающего мира, способность видеть альтернативные решения при постановке новой задачи.
А.Н. Лук в своем исследовании проблемы развития творческих способностей опирается на жизненный опыт известных творческих личностей и выделяет следующие компоненты творческих способностей:
- умение видеть проблему там, где ее не замечают другие;
- способность выполнять мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и применяя более объемные в информационном отношении символы;
- умение использовать навыки, приобретенные при решении одной задачи, для решения другой;
- способность воспринимать реальность целостно, не разделяя ее на части;
- легкость в ассоциации отдаленных понятий и наличие творческого воображения;
- способность памяти выдавать необходимую информацию в нужный момент;
- гибкость мышления;
- умение выбирать одно из решений проблемы до его проверки;
- способность включать воспринятые сведения в уже имеющуюся систему знаний;
- умение видеть вещи такими, какими они есть, выделяя наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией;
- легкость в генерировании идей;
- способность дорабатывать детали для совершенствования первоначального замысла.
В своих работах А.А. Мелик-Пашаев выделил эстетическое отношение – как основной компонент творческих способностей детей.
По мнению Н.А. Ветлугиной, творческая деятельность детей зависит от знаний и умений, приобретенных ими ранее, также она зависит от владения практическими умениями и навыками. В связи с этим автор выделяет основные компоненты творческих способностей: эстетическое отношение личности к окружающей действительности, развитое творческое воображение и практические умения и навыки в области различных видов искусств. Каждый из компонентов перекликается друг с другом и взаимосвязан.
К компонентам творческих способностей В.И. Ефимов относит когнитивный, эмоциональный и практический, что определяет знаниями, эмоциональным отношением и практическим применением творческих способностей.
В данной работе, за основу взято следующее определение творческих способностей А.А. Мелик-Пашаева творческие способности – это психологические особенности личности, позволяющие ей качественно и легко овладевать способами освоения и созидания художественных образов в одном или нескольких видах искусства.
К компонентам творческих способностей можно отнести: Эмоционально-мотивационный (эмоциональность восприятия произведений живописи, мотивированность к художественно-творческой деятельности), когнитивный (элементарные представления о средствах живописи, элементарные знания о художественных техниках и их применении, оперирование знаниями о средствах живописи в процессе создания образов), деятельностно-творческий (оригинальность замысла художественного произведения (неповторимость), оригинальность воплощения идеи (манера, стиль), импровизация в процессе воплощения идеи (детализация и декоративность художественного образа).
1.2. Характеристика детей с общим недоразвитием речи
Исследуя наиболее сложные системные речевые нарушения, Р. Е. Левина отметила, что «ОНР у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом» представляет собой форму речевой аномалии, при которой возникают нарушения формирования всех компонентов речевой системы, связанных как с звукопроизношением, так и с смысловым содержанием речи [3, с. 67]. В соответствии с клинической картиной А. М. Мастюкова выделила три основные группы детей с речевым недоразвитием:
а) неосложненный вариант общего недоразвития речи
Фрагмент для ознакомления
3
1 Богачек И.С. Своеобразие понимания наглядно-образного материала детьми старшего дошкольного возраста [Текст] / И.С. Богачек // Теоретические и прикладные проблемы образования старших дошкольников. – Санкт-Петербург: Изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 2012 – С.25-28.
2 Боровик, О.В. Развитие воображения [Текст] / О.В. Боровик. – Москва: ООО «ЦГЛ «Рон», 2013 – 112 с.
3 Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. – Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2015 – 396 с.
4 Галянт, И.В. Творческий потенциал дошкольника в аспекте актуализации детской одаренности [Текст] / И.В. Галянт // Дошкольное воспитание. – 2016 – № 7 – С. 26-38.
5 Грибовской, А.А. Коллективное творчество дошкольников [Текст] / А.А. Грибовской. – М.: ТЦ Сфера, 2013 – 192 с.
6 Гуровец, Г.В., Давидович, Л.Р., Маевская, С.И. Медико- педагогическая характеристика сложных форм патологии речи [Текст] / Г.В. Гуровец, Л.Р. Давидович, С.И. Маевская. – Санкт-Петербург: 1-я типография, 2018 – 201 с.
7 Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду: часть 1 [Текст] / Г.Н. Давыдова. – Москва: «Издательство Скрипторий 2013», 2017 – 80 с.
8 Доронова, Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей [Текст] / Т.Н. Доронова. – Москва: Просвещение, 2016 – 128 с.
9 Дубровина, И.В. Психология: учебник для студ. сред.пед. учеб. заведений [Текст] / И.В. Дубровина. – Москва: Издательский центр «Академия», 2017 – 464 с.
10 Дьяченко, О.М. Развитие воображения дошкольника [Текст] / О.М. Дьяченко. – М.: Мозаика-Синтез, 2018 – 129 с.
11 Дьяченко, О.М., Лаврентьева, Т.В. Психическое развитие дошкольников [Текст] / О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева. – Нижний Новгород: Учебная литература, 2018 – 144 с.
12 Жуйкова, Т.П., Богачева, А.С. Нетрадиционные техники изобразительной деятельности в художественно-эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Т.П. Жуйкова, А.С. Богачева // Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы: сборник материалов V Международной научно- практической конференции. ООО «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс». – Чебоксары, 2016 – С. 258-262.
13 Заика, Е.В. Учитесь мыслить, играя [Текст] / Е.В. Заика // Наука и жизнь. – 2017 – № 4 – С. 54-56.
14 Захарюта, Н.А. Современный подход к развитию творческой личности [Текст] / Н.А. Захарюта // Дошкольное воспитание. – 2015 – № 3 – С. 21-27.
15 Зеньковский, В.В. Психология детства [Текст] / В.В. Зеньковский. – Москва: Владос, 2015 – 328 с.
16 Ильина, М.В. Развитие невербального воображения [Текст] / М.В. Ильина. – Москва: Книголюб, 2016 – 64 с.
17 Ильницкая, И.И., Остапенко, Л.А. Творческая деятельность и психическое развитие ребенка [Текст] / И.И. Ильницкая, Л.А. Остапенко // Дошкольное воспитание. – 2019 – № 5 – С. 49-53.
18 Казакова, Р.Г., Сайганова, Т.И. Рисование с детьми дошкольного возраста [Текст] / Р.Г. Казакова, Т.И. Сайганова. – Москва: ТЦ «Сфера», 2014 – 149 с.
19 Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий [Текст] / под ред. А.А. Грибовской. – Москва: ТЦ «Сфера», 2016 – 192 с.
20 Комарова, Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада: конспекты занятий [Текст] / Т.С. Комарова. – Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018 – 180 с.
21 Кравцова, Е.Е. Развитие воображения [Текст] / Е.Е. Кравцова // Дошкольное воспитание. – 2017 – №12. – С. 34-37.
22 Кудрявцев, В.И., Синельников, В.Г. Ребенок-дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей [Текст] / В.И. Кудрявцев, В.Г. Синельников // Дошкольное воспитание. – 2016 – № 9 – С. 23-25.
23 Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа [Текст] / И.А. Лыкова. – Саратов: Карапуз-дидактика, 2018 – 208 с.
24 Маклаков, А.Г. Общая психология: учебник для вузов [Текст] / А.Г. Маклаков. – Санкт-Петербург: Питер, 2015 – 583 с.
25 Марцинковская, Т.Д. Детская практическая учебник для вузов [Текст] / Т.Д. Марцинковская. – Москва: Гардарики, 2014 – 255 с.
26 Мухина, В.С. Возрастная психология. сформированности: учебник для студ. высших уч. заведений [Текст] / В.С. Мухина. – Москва: Издательский центр «Академия», 2015 – 608 с.
27 Немов, Р.С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. Кн. 1 [Текст] / Р.С. Немов. – Москва: Владос, 2013 – 688 28 Никитина, А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий [Текст] / А.В. Никитина. – Санкт- Петербург: Каро, 2016 – 96 с.
29 Нищева, Н.Г. Система коррекционной логопедической группе для детей с ОНР [Текст] / Н.Г. Нищева. – Москва: Владос, 2014 – 509 с.
30 Общая психология [Текст] / под общей ред. Е.И. Рогова. – Москва: ИКЦ «МарТ», 2013 – 560 с.
31 Озерова, О.Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей: игры и упражнения [Текст] / О.Е. Озерова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2017 – 192 с.
32 Панькова, А.А. Нетрадиционные техники как сформированности творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности [Текст] / А.А. Панькова // Психологическая студия сборник научных статей студентов, магистрантов, аспирантов, молодых исследователей кафедры прикладной психологии ВГУ им. П. М. Машерова. – Витебск, 2017 – С. 159-161.
33 Петровский, А.В., Ярошевский, М.Г. Психология: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – Москва: Академия, 2013 – 512 с.
34 Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург: Питер, 2015 – 712 с.
35 Сеськина, И.Д. Нетрадиционные техники рисования в системе обучения дошкольников изобразительной деятельности [Текст] / И.Д. Сеськина // Достижения современной науки: материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. – Нефтекамск: Научно- издательский центр «Мир науки», 2019 – С. 244-247.
36 Синельников, В.С. Исследование воображения и творчества детей среднего дошкольного возраста в зарубежной психологии [Текст] / В.С. Синельников // Дошкольное воспитание. – 2019 – №10. – С.33-35.
37 Словарь практического психолога [Текст] / сост. Головин. – Минск: Харвест, М.: ООО «Издательство АСТ», 2011 – 812 с.
38 Смирнова, Е.О. Детская психология: учебник для вузов [Текст] / Е.О. Смирнова. – Санкт-Петербург: Питер, 2017 – 304 с.
39 Соломенникова, О.В. Радость творчества [Текст] / О.В. Соломенникова // Дошкольное воспитание. – 2017 – № 1 – С. 49-52; № 2 – С. 51-56.
40 Теплова, И.Н., Ковалева, Г.А. Формирование связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / И.Н. Теплова, Г.А. Ковалева. – Москва: Рось, 2014 – 125 с.
41 Тупичкина, А.А. Программа обучения детей с ОНР по ФГОС [Текст] / А.А. Тупичкина. – Москва: АРКТИ, 2017 – 112 с.
42 Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология Урунтаева. – М.: Владос, 2014 – 456 с.
43 Филичева, Л.Е. Дети с ОНР воспитание и обучение [Текст] / Л.Е. Филичева. – Москва: Владос, 2015 – 487 с.
44 Педагогическая деятельность [Электронный ресурс] / URL: http://www.osi.ru (дата обращения 15.03.2024)
45 Федеральный государственный образовательный дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 №1155) [Электронный ресурс] / URL: www.gosstand.ru (дата обращения 10.04.2024)