Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В Государственном общеобязательном стандарте начального образования республики Казахстан определяются основные цели образования, одна из которых направлена на формирование личности учащегося, творческих способностей, интереса к учебе, стремления и умения учиться. Невозможно решить эту проблему, не вызвав у обучающихся постоянного любопытства и желания узнавать что-то новое.
Согласно ГОСО в содержание начального образования введен предмет «Естествознание», направленный на формирование экологической культуры учащихся.
Курс «Естествознание» считается важной частью основных школьных предметов, а также основой изучения природы и общества, социальных явлений, то есть составляющих мира. Курс может помочь обучающимся развить личное понимание, чуткий подход к миру природы и культуры в единстве; духовно зрелые, активные, компетентные граждане, ценящие свое место в мире и способные участвовать в творческой деятельности.
Данное исследование посвящено проблеме изучения содержания и методов игр при экологическом воспитании детей младшего школьного возраста. Экологическое воспитание проводится не только с точки зрения личностного развития ребенка, но и в правильно организованных и систематических образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оказывающей большое влияние на его сознание и чувства. Экологическое воспитание само по себе имеет большое значение, и если в процессе экологического воспитания детей активно использовать соответствующие возрасту игровые методы обучения, то цель экологического воспитания будет достигнута гораздо быстрее, а проблемы будут решены эффективно. чем эффективнее, тем лучше результаты.
Изучение опыта работы учителей показывает, что при обучении естествознанию способы активизации познавательной деятельности используются один за другим, бессистемно, без учета возрастных особенностей и дидактической ситуации.
Современная школа должна расширять свой методический потенциал и активно включать игровые технологии в образовательный процесс. К аналогичным формам активного обучения относятся игры.
В большинстве случаев интерес к развивающим играм связан со стремлением педагога повысить (или проявить) самостоятельность ученика, раскрыть его творческий потенциал. С помощью игровой деятельности на уроке у учащихся развивается умение спорить, развиваются формы коллективного общения, можно решать сложные учебные задачи.
Использование игровых технологий на занятиях показывает, что процесс приобретения знаний и умений (закрепление) – это не сложная и обязательная задача, а интересный и увлекательный процесс, не снижающий интенсивности и эффективности обучения. Такой подход полностью отвечает требованиям ГОСО.
Педагогические игры отличаются от простых игр тем, что они имеют осознанную, целенаправленную учебно-воспитательную цель и соответствующий педагогический результат. Учитель четко определяет цели игры и задает направление обучения.
Игровая технология – одна из уникальных форм обучения, позволяющая учителю сделать работу творческих учащихся не только интересной и увлекательной, но и освоить основные моральные понятия. Таким образом, если мы введем в оболочку игры образовательное содержание, мы попытаемся решить главную задачу педагогики – проблему формирования активности младших школьников.
Педагогический потенциал игры в обучении младших школьников раскрыли Н.М. Мамедова, И.Г. Суровегина, А.И. Сорокина, Н.М. Чернова, И.Н. Пономарева, Н.А. Рыжова и мн. др. Авторы данных исследований подчеркивают, что содержание игры наиболее подходит в образовательных целях школьников, так как позволяет раскрыться способностям детей в непринужденной обстановке.
В педагогической практике используются различные виды игровых технологий (дидактические, сюжетно-ролевые).
В нашем исследовании мы считаем, что игровые технологии являются эффективным способом активизации учебной деятельности учащихся младших классов, и считаем, что игры являются одним из ведущих видов деятельности детей этого возраста.
Актуальность темы исследования позволяет сформулировать проблему исследования: каковы возможности использования игровых технологий на уроках естествознания в начальной школе?
Цель исследования – рассмотреть особенности использования игровых технологий на уроках естествознания в начальной школе.
Объект исследования – игровые технологии.
Предмет исследования - особенности использования игровых технологий на уроках естествознания в начальной школе.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие и виды игровых технологий;
2. Описать особенности использования игровых технологий на уроках естествознания в начальной школе.
Методы исследования: сбор и анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования.
Методологическая основа исследования: разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития личности ребенка в отечественной педагогике занимались такие ученые как: Н.А. Аникеева, И.Е. Берлянд, Н.Н. Богомолова, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Н.Я. Михайленко, В.Д. Пономарев, С.А. Смирнов, С.А. Шмаков, Д.Б. Эльконин и др.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что представленный в работе материал может быть полезен практикующим педагогам начальной школы, а также студентам, обучающимся по программе бакалавриата направления «Начальное образование».
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1 Сущность понятия об игровых технологиях
Чтобы дать определение игровой технологии, определим значение понятия технологии, для этого обратимся к определению из толкового словаря. Технология – это метод, используемый в любом бизнесе, навыке или искусстве.
Следующий исследователь И.П. Волков определяет педагогическую технологию как описание процесса достижения планируемых результатов обучения [5].
По В.М. Монахову педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя [5].
ЮНЕСКО определяет это понятие следующим образом: Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования [18].
Игровая технология - группа приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Педагогическая игра, в отличие от игр вообще, имеет характеристику, то есть четко сформулированную образовательную цель и соответствующий ей педагогический результат, которые обоснованы, четко определены и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятия создается с использованием игровых приемов на уроках и ситуаций, которые являются средством стимулирования учебной деятельности.
Использование игр и игровых технологий в образовательном процессе давно стало неотъемлемой частью. Важность игр в воспитании детей любого возраста подтверждают многие выдающиеся педагоги Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин.
Д.Б. Эльконин в своей книге «Психология игры» дает следующее определение игры: «Игра – это объективно-первичная стихийная школа, кажущийся хаос, предоставляющий ребенку возможность ознакомиться с традициями поведения окружающих его людей» [20, с. 62].
А.А. Деркач дает определение игра – это обучающая игра, используемая в качестве задания, обучения (задания, проблемной ситуации) в учебном процессе, решение которых обеспечит достижение определенной учебной цели [6, с. 20]. Целью использования игровых технологий является развитие познавательного интереса учащихся через различные формы игры.
Игровая деятельность в процессе обучения выполняет несколько функций:
1. Обучающая – заключается в развитии психических познавательных процессов (памяти, внимания), получения информации и развития навыков и способностей помимо обучения.
2. Функция воспитания заключается в развитии такого качества, как бережное, гуманное отношение к партнеру по игре. Школьники знакомятся с идиомами – для импровизации разговора друг с другом на иностранном языке, что способствует развитию таких качеств, как речевой этикет и вежливость.
3. Развлекательная функция- заключается в том, чтобы создать на уроке комфортную атмосферу, превратить урок в интересное и необычное мероприятие, увлекательное приключение.
4. Коммуникативная функция заключается в создании атмосферы общения на иностранном языке, сплочении классного коллектива, установлении новых эмоционально-коммуникативных отношений на основе взаимодействия.
5. Функция релаксации заключается в устранении эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном изучении иностранного языка.
6. Психологическая функция – формирование умений подготовить физиологическое состояние к более эффективной деятельности
Фрагмент для ознакомления
3
1. Авилова Н. С. Дидактическая игра как средство развития познавательной активности учащихся / Н. С. Авилова. // Молодой ученый. – 2020. — № 4 (190). — С. 218-221.
2. Виноградова, Н.Ф. Естествознание как учебный предмет в начальной школе : лекции 5–8. / Н.Ф, Виноградова, О.А. Рыдзе. - Москва : «Первое сентября», 2008. 68 с.
3. Воронцов, А. Б. Организация учебного процесса в начальной школе: Методические рекомендации / А.Б. Воронцов // Серия «Новые образовательные стандарты». – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011.-72с.
4. Выготский, Л.С. Психология познания / Л.С. Выготский. – Москва: Лабиринт, 2020. – 127 с.
5. Гликман, И.З. Педагогическая технология – это одно из средств педагогической методики на уроках естествознания / И.З. Гликман. – М.: Баласс, 2011. – 49с.
6. Государственный общеобязательный стандарт начального образования: Приложение к постановлению Правительства Республики Казахстан от «25» апреля 2015 года № 327 [Электронный ресурс ]. - Режим доступа: http://nis.edu.kz/ru/edurenew/eduinside/.
7. Губанова, О. В. Левкина И. С. Использование игровых приемов на уроках / О. В. Губанова // Начальная школа. —2022. — № 6. – С.19-23.
8. Дмитриева, Н.Я. Методические рекомендации к курсу «Естествознание». 1-4 класс / Н.Я. Дмитриева. – Самара, 2014. – 253 с.
9. Карпова, Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения / Е.В. Карпова. – Ярославль, 2009. – 124 с.
10. Коновалова О. В. Классификация дидактических игр как теоретическая основа их выбора и практического применения / О. В. Коновалова // Педагогика: традиции и инновации: материалы V Междунар. науч. конф., 2020. — С. 35-36.
11. Короткова, М.В. Методика проведение игр и дискуссий на уроке естествознания / М.В. Короткова. – М.: Владос-Пресс, 2010. –172 с.
12. Кудыкина, Н.В. Дидактические игры и занимательные задачи / Н.В. Кудыкина. – Калининград, 2013. – 142 с
13. Мишечкина Н. А. Представление о дидактической игре и её роли в процессе обучения младших школьников / Н. А. Мишечкина // Молодой ученый. — 2021. — № 52 (186). — С. 201-204.
14. Педагогические технологии / Под ред. Кукушкина В. С. - Ростов н/Д. : Март, 2021. - 336 с.
15. Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся / Н.Ф. Талызина. – М.: Академия, 2013. – 426 с.
16. Тихомирова, Е.М. Поурочные разработки по предмету «Естествознание». 1 класс / Е.М. Тихомирова. – М.: Экзамен, 2011. – 336 с.
17. Тупичкина, Е.А. Игра стимулирует воображение и фантазию детей / Е.А. Тупичкина. – М., 2009. – 253 с.
18. Хижнякова, О.Н. Современные образовательные технологии в начальной школе / О.Н. Хижнякова. – СПб.: Нева, 2013. – 104 с.
19. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина. – М., 2012. – 160 с.
20. Яновская, М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника / М.Г. Яновская. – М., 2012. – 226 с.