Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования определяется важной ролью законно-сти и правопорядка в механизме правовых институтов государства. Без пра-вопорядка невозможно цивилизованное общество, не может существовать закон и право.
Порядок в обществе формируется из волевых отношений граждан, вы-ражающихся в их поведении, действиях в качестве результата их сознатель-ной деятельности. Политическая система (общественные организации, госу-дарство) составляет порядок в обществе, активно воздействует на отношения в обществе при помощи формирования социальных норм поведения и обес-печения их практического исполнения и соблюдения.
Законность - одна из основ цивилизованного общества, которая возни-кает вместе с государством и правом, и сопровождают общество всё время его существования.
Обеспечение законности и правопорядка - важнейшая функция госу-дарства, которая может быть реализована только при помощи правоохрани-тельных органов. Правопорядок и законность не могут существовать от-дельно друг от друга, данные понятия неразделимы.
Актуальность темы исследования определяется отсутствием в теории государства и права единого, общепринятого понятия «правопорядок», что снижает его методологический потенциал, как в науке, так и практической деятельности.
Объект исследования – общественные отношения, возникающие в про-цессе правового регулирования законности и общественного порядка.
Предмет исследования – ряд закономерностей реализации законности и правового порядка в современной России.
Целью исследования изучение сущности правопорядка и путей его укрепления.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- исследовать понятие, признаки и особенности правопорядка;
- выявить соотношение законности и правопорядка;
- раскрыть теоретические и практические проблемы законности и правопорядка.
Методологическую основу исследования составляет совокупность ме-тодов научного познания, используемых как на теоретическом, так и на эм-пирическом уровне. В ходе исследования были применены диалектико-логический, структурно-функциональный, системный методы научного по-знания.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА
1.1 Соотношение законности и правопорядка
В современной юридической науке отсутствуют чёткие критерии и объ-ективные показатели определения уровня развития и реализации законности и правопорядка. Это связано с догматическим восприятием этих правовых явлений: традиционно законность рассматривается как строгое и неуклонное соблюдение юридических норм всеми субъектами правоотношений, при этом не затрагиваются принципы деятельности государственных органов и долж-ностных лиц, полноценность законодательства, соответствие нормативно-правовых актов принципам законности и фундаментальным нравственным устоям (справедливости, равенству, свободе); правопорядок рассматривается как естественный итог реализации законности, несмотря на то, что его состо-яние также отражает полноту правового регулирования в использовании централизованного и (или) децентрализованного методов, уровень реализа-ции правовых предписаний субъектами правоотношений, уровень развития нормативности, формальной определённости и системности права .
Законность и правопорядок можно отнести к одним из самых сложных понятий в праве. Для укрепления указанных категорий необходимо исполь-зовать систему правовых средств и форм .
Институт законности трактуется как принцип национального законода-тельства, верховенства законов в общественной жизни, установки государ-ства соблюдать правовые нормы, деятельности органов государственной власти .
Законность - это правовой режим, складывающийся в результате си-стемного и последовательного действия законодательства, легитимных пра-вовых предписаний посредством их полного соблюдения и гарантирования со стороны общественных, государственных и иных публичных структур на соответствующей суверенной территории .
Основная задача законности - создание гармоничного, справедливого общества, отвечающего на все требования дифференцированных интересов его граждан. Для этого необходим ряд условий, которые создаются за счет рыночных экономических отношений; то есть частная собственность стано-вится доступна всем, производители, в теории, находятся в одинаковых условиях - таким образом, достигается равенство в сфере производства ма-териальных благ, что и является главной задачей правового государства .
Существует две группы гарантий законности: общие и специальные. Они отражают изобилие и многообразие общественных отношений, систему факторов, обусловленных закономерным развитием общества и обеспечива-ющих процесс реализации законности.
К общим гарантиям обычно относятся объективные условия обще-ственной жизни, в которых осуществляется правовое регулирование всех сфер общественной жизни: экономической, политической, идеологической, нравственно-духовной.
К специальным гарантиям относятся собственно юридические условия и средства. Например, Конституция РФ обладает высшей юридической си-лой, распространена на всей территории России и ни один правовой акт не может противоречить статьям Конституции - она является основным гаран-том законности.
Таким образом, в широком смысле законность - это социальное явле-ние, обеспечивающее неукоснительное выполнение предписаний Конститу-ции и иного законодательства.
Единое определение правопорядка отсутствует. При этом действитель-ность в настоящее время определяет множество негативных правовых явле-ний, возрастание правонарушений, что заставляет расширить содержание данного института, определив его взаимосвязь с правовыми законами и пра-вовой законностью.
Правопорядком можно назвать состояние правовой упорядоченности в определенной сфере государства и жизни общества, который должен быть основан на принципе законности и соблюдения предписаний юридических норм.
Правопорядок представляет систему общественных отношений, осно-ванных на нормах права и принципе законности, участники которых харак-теризуются правомерным поведением. Правопорядок является частью обще-ственного порядка и отражает степень упорядоченности общественных от-ношений. Для установления крепкого правопорядка необходимо, чтобы все субъекты общественных отношений неуклонно соблюдали и исполняли нор-мы права.
Если рассматривать соотношение таких понятий, как законность и пра-вопорядок, то следует отметить, что это не тождественные понятия, хотя и взаимосвязанные . Законность выступает причиной, а правопорядок след-ствием, поскольку законность отражает качественную сторону правовой дея-тельности участников правоотношений, а правопорядок свидетельствует о состоянии правовой жизни общества, как упорядоченной системе правовых отношений и их свойств.
Порядок, основанный на праве и законности, и правовая законность являются необходимыми компонентами создания правового государства. В этих целях государство применяет различные методы и средства, среди ко-торых правовое регулирование общественных отношений обеспечивает все-общее соблюдение и реализацию правовых норм, а значит, достигает право-порядка.
Рассматривая структуру правопорядка, можно выделить следующие важнейшие ее элементы:
1. Правовая структура общества, а именно государство, его органы и различные негосударственные объединения граждан.
2. Правовые отношения и связи. Здесь важную роль играют взаимоот-ношения между участниками непосредственно правопорядка.
3. Атрибутивные элементы правопорядка. Целью этих элементов явля-ется регулирование отношений, возникающих между участниками правоот-ношений.
Правопорядок, как и законность, основывается на определенных прин-ципах. Важнейшим принципом выступает государственная гарантирован- ность, где государство осуществляет правопорядок. Из этого принципа ло-гически вытекают такие принципы, как определенность, системность и орга-низованность, характеризующиеся прежде всего тем, что в их основе лежит закон. В нашем государстве важным принципом правопорядка является де-мократизм, подтверждение данного принципа можно найти в ч. 1 ст. 1 Кон-ституции Российской Федерации, где четко написано, что Россия - демокра-тическое государство.
К средствам обеспечения законности и правопорядка можно отнести приемы государственного управления; формы деятельности по соблюдению законности и правопорядка правоохранительными органами; активное уча-стие гражданского общества, волонтерских и общественных движений в дея-тельности, направленной на соблюдение и исполнение законности; формиро-вание сильной и устойчивой правовой базы, которая будет соответствовать уровню политической, экономической и социальной обстановки и развития государства .
При рассмотрении средств соблюдения законности становится ясным, что без определенной системы объективных условий невозможно грамотное соблюдение законности и правопорядка в государстве. В систему обеспече-ния законности допустимо включать несколько видов условий: объективные условия (к ним относятся политические, экономические, идеологические и др.); специальные правовые условия: своевременный государственный и об-щественный контроль и надзор, институт конституционной ответственности государственных органов и должностных лиц, конструктивный диалог госу-дарства и общества и др.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года] // Российская газета. 2020. 04 июля.
2. О войсках национальной гвардии Российской Федерации: Феде-ральный закон от 03 июля 2016 г. № 226–ФЗ // СЗ РФ. 2016. № 27 (ч. I). Ст. 415.9.
3. О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации: Закон РФ от 11 марта 1992 г. № 2487–I // ВСНД РФ и ВС РФ. 1992. № 17. Ст. 888.
4. Об организации предоставления государственных и муниципаль-ных услуг: Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210–ФЗ // СЗ РФ. 2010. № 31. Ст. 4179.
5. О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3–ФЗ // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.
6. Об участии граждан в охране общественного порядка: Федераль-ный закон от 2 апреля 2014 г. № 44–ФЗ // СЗ РФ. 2014. № 14. Ст. 1536.
7. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 // СЗ РФ. 2016 г. № 1 (ч. II). Ст. 212.
8. Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Рос-сийской Федерации и Типового положения о территориальном органе Мини-стерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Фе-дерации: Указ Президента РФ от 21 декабря 2016 г. № 699 // СЗ РФ. 2016. № 52 (ч. V). Ст. 7614.
9. Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федера-ции: Указ Президента РФ от 11 августа 2003 г. № 960 // СЗ РФ. 2003. № 33. Ст. 3254.
10. Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной дея-тельности: постановление Правительства РФ от 14 августа 1992 № 587 // Собр. актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1992. № 8. Ст. 506.
11. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации (утв. Президентом Российской Федерации 14.11.2013. № Пр–2685) // http://www.kremlin.ru/acts/ news/19653 (дата обращения: 27.09.2024).
12. Об утверждении типовых форм соглашений о содействии частных охранных организаций правоохранительным органам в обеспечении право-порядка и о содействии частных детективов правоохранительным органам в предупреждении и раскрытии преступлений, предупреждении и пресечении административных правонарушений: приказ МВД России от 17 апреля № 211. (Зарегистрировано в Минюсте России 3 июня 2013 г. № 28635).
Учебная и научная литература
13. Балабиев К. Р., Курманова А. К. Законность и правопорядок – важнейшие правовые факторы развития национальной государственности в условиях современности // Вестник Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан. – 2023. – № 1 (72). – С. 33–42.
14. Бельский А.И., Лыков Э.Н. О преступности несовершеннолетних и молодежи / А.И. Бельский, Э.Н. Лыков // Российский следователь. 2019. – № 8. – С. 55 – 59.
15. Боренштейн A. Л., Позднякова Е. В. Государственное управление здравоохранением в современных условиях развития российского государ-ства: проблемы и перспективы развития // Известия Юго–Западного государ-ственного университета. Серия: История и право. – 2019. – Т. 9, № 5. – С. 10–16
16. Головко А. А. Роль права в обеспечении законности и правопо-рядка в государстве // Вузовская наука как составной элемент подготовки специалистов: материалы XVIII Международной научно–теоретической кон-ференции курсантов, студентов и слушателей / под ред. О. Е. Михайловой. – Псков, 2023. – С. 47–48.
17. Демидов А.В. Законность и правопорядок как теоретико–правовые категории // Новая наука: теоретический и практический взгляд. – 2016. – № 3–2. – С. 213–215.
18. Духно Н.А. Правопорядок в современной России // Аграрное и земельное право. – М., 2014. – С.12.
19. Зуев А.В., Егорова У.И. Проблемные аспекты законности и пра-вопорядка в современной России // Журнал «Заметки ученого». – 2022. – № 1–1. – С. 384–387.
20. Иванов К. В. Гарантии законности и правопорядка // Молодой исследователь: вызовы и перспективы: сборник статей по материалам CCCVIII международной научно–практической конференции. – М., 2023. – Т. 19 (308). – С. 192–194.
21. Иванов К. В. Понятие, признаки и особенности законности и пра-вопорядка // Молодой исследователь: вызовы и перспективы: сборник статей по материалам CCCVIII Международной научно–практической конферен-ции. – М., 2023. Т. 14(308). – С. 189–191.
22. Казакова П.А. Законность и правопорядок // Журнал «Аллея науки». – 2019.– Т. 1. – № 4 (31). – С. 546–548.
23. Кельзен Г. Право, государство и справедливость в чистом учении о праве / Правоведение. – 2013. – № 2. – С.231.
24. Кельзен Г. Чистое учение о праве Ганса Кельзена. М., 1987. Вып. 1. 447 с.
25. Кудрявцев В.Н. [и др.] Эффективность правовых норм / В.Н. Кудрявцев, В.И. Никитинский, И.С. Самощенко, В.В. Глазырин. – М., 1980. – 376 с.
26. Лапшин В. Е., Свинин Е. В. Обеспечение национальной безопас-ности как критерий эффективности правопорядка // Ius publicum et privatum: сетевой научно-практический журнал частного и публичного права. – 2023. – № 2 (22). – С. 45-51.
27. Мулукаев Р.С. К вопросу об историческом опыте участия населе-ния в охране общественного порядка. – М.: Труды Академии управления МВД России, 2014. – № 4. – С.56.
28. Нор К. Е. Правовые средства и формы правовой политики, направленной на укрепление законности и правопорядка // Теоретические основы правовой политики в современной России: материалы I Националь-ной (Всероссийской) научно–практической конференции. – Красноярск: КГАУ, 2023. – С. 138–141.
29. Петров Д.А. «Приватизация» публичных функций и саморегули-рование в сфере предпринимательства: проблемы сопряжения // Гражданское право. – М.: изд. Группа «Юрист». – 2017. – № 5. – С.36.
30. Працко Г.С. Право и законность как основа правопорядка // Фи-лософия права. – 2018. – №2. – С. 164–168.
31. Працко Г.С., Тюнина Е.А. Правовой порядок: ценностный аспект // Развитие юридической науки и проблема преодоления пробелов в праве. Сборник научных статей по итогам работы международного круглого стола. – Шахты, 2019. – С. 116–117.
32. Ромашов Р.А., Сальников В.П., Оль П.А. Основы теории госу-дарства и права: учебник. – СПб.: Санкт–Петербургский университет МВД России, 2002. – 548 с.
33. Самощенко И. С. Охрана режима законности советским государ-ством. Правоохранная деятельность Советского государства – метод обеспе-чения социалистической законности. М., 1960. – 472 с.
34. Свинин Е. В. Правопорядок как воплощение идей законности и необходимости // Журнал российского права. – 2017. – С. 25–26.
35. Ставицкий С. Н., Ставицкая И. А. Правоприменительная деятель-ность как необходимое условие обеспечения законности и правопорядка в обществе // Человек и общество: история и современность: межвузовский сборник научных трудов. – Воронеж, 2023. – С. 135–138.
36. Теория государства и права: учебник / Российский университет дружбы народов, Юридический институт; под ред. д.ю.н., проф. А.А. Кли-шаса. – М.: Статут, 2019. –345 с.
37. Шавленко Д.А. Теоретико-правовые и методологические основы анализа понятия правопорядок // В сборнике: Модернизация российского общества и образования: новые экономические ориентиры, стратегии управ-ления, вопросы правоприменения и подготовки кадров. материалы XXIV Национальной научной конференции (c международным участием). Таган-рог, 2023. С. 550-552.
38. Эффективность действия правовых норм / Пашков А.С., Явич Л.С., Спиридонов Л.И. и др. – Л., 1977. – 235 с.
39. Явич Л.С. Социалистический правопорядок. – Ленинград, 1972. – 256 с.
40. Явич Л.С. Сущность права. – Москва, 1985. – 348 с.