Фрагмент для ознакомления
2
Усовершенствование общего образования Российской Федерации до 2023 года ориентирована на достижение главной стратегической цели развития образования – обеспечение нового качества образовательных результатов. Технология квест игры является одним из факторов, способствующих достижению данной цели. Проектные и исследовательские технологии способствуют обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся; развитию творческих способностей и активности учащихся; адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни; формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.
Биологию считают наукой двадцать первого века не только потому, что она имеет возможность решать наиболее важные проблемы, стоящие перед человечеством на данном этапе цивилизации, - обеспечение продовольствием, сохранение здоровья и решение проблем с экологией. В последние годы в России наиболее интенсивно развиваются такие разделы биологии как Молекулярная медицина и Биотехнология.
Актуальность: использование квест-игр для организации досуга подрастающего поколения сегодня осознается всеми. Исходя из опыта, можно утверждать, что современные подростки лучше усваивают новую информацию, которая была добыта и систематизирована ими самостоятельно в процессе обучения. Использование квест-игр способствует воспитанию и развитию качеств личности, отвечающих требованиям современного информационного общества.
В новых условиях обучения методика квест-игры все шире используется не только в сфере организации досуга, но и учителями даже на уроках. На основании анализа психолого-педагогической литературы, изучения успешного опыта разработки и внедрения квест-игр как активной формы организации внеурочной деятельности учащихся, а также собственного опыта работы во Всероссийском детском центре «Орлёнок», мною была сформулирована проблема настоящего исследования: каким образом использовать возможности квест-игры как активной формы организации внеурочной деятельности учащихся для повышения эффективности образовательного процесса?
Важность и актуальность рассматриваемой проблемы определили тему исследования – «Квест-игра по ботанике как форма организации внеклассной деятельности школьников».
Объект исследования – внеурочная деятельность учащихся.
Предмет исследования – процесс целенаправленного использования квест-игры как форма организации внеурочной деятельности школьников.
Цель: рассмотреть особенности использования квест-игры по ботанике как формы организации внеклассной деятельности школьников.
Задачи:
Рассмотреть функции и обязанности педагога-организатора разработке программ обучения и воспитания;
Выделить особенности, виды и формы организации внеурочной деятельности по биологии;
Раскрыть понятие о квест-игре и ее особенностей;
Выделить потенциал использования квест-игр при изучении биологии.
Гипотеза исследования: использование квест-игры как форму организации внеурочной деятельности школьников будет наиболее эффективным, если:
- определить сущность понятия «форма организации внеурочной деятельности школьников»;
- рассмотреть квест-игры как одну из перспективных активных форм организации внеурочной деятельности школьников;
- проанализировать опыт использования квест-игры как форм у организации внеурочной деятельности школьников.
Основными методами исследования в данной работе являются анализ научно-методической литературы по теме исследования, а также, системный подходв изучении вопроса методики обучения технологии и метода квест-игры. При проектировании внеурочной деятельности с применением квест-игры мы использовали метод проектирования и метод абстрагирования.
Практическая значимость результатов исследования определяется возможность применения разработанных материалов в практике работы учителя биологии во внеурочное время.
Структура работы: работа состоит из введения, 4 глав, заключения и списка литературы.
Глава I. Педагог организатор и его функции. Разработка программ внеклассной работы по биологии
Педагог-организатор – это специалист в сфере образования, который отвечает за организацию и координацию различных образовательных мероприятий в учебном заведении (школе, колледже или университете).
Главная задача педагога-организатора – создать благоприятную образовательную среду для обучающихся.
В его задачи входит:
- организационно-педагогическое и методическое сопровождение воспитательного процесса;
- планирование и организация работы по социальному, спортивно-оздоровительному, общекультурному, духовно-нравственному, общеинтеллектуальному направлениям внеурочной деятельности.
Обязанности педагога-организатора могут включать следующие:
1. Организация внеклассной работы: разработка и проведение дополнительных образовательных программ, клубов, секций и кружков.
2. Координация и проведение различных мероприятий: праздников, концертов, конкурсов, выставок и спортивных соревнований.
3. Организация профориентационной работы: помощь обучающимся в выборе профессии, организация профильных курсов, лекций и мастер- классов.
4. Взаимодействие с родителями: проведение родительских собраний, консультаций, информирование о важных событиях и изменениях в образовательной программе.
5. Поддержка и развитие творческих способностей обучающихся: организация и проведение творческих конкурсов, выставок, просмотров и прослушиваний.
6. Работа с учебным расписанием: согласование занятий, контроль выполнения плановых заданий, распределение нагрузки между преподавателями.
7. Организация интеграции детей с особыми потребностями: содействие и поддержка включения детей с ограниченными возможностями здоровья в учебный процесс.
8. Проведение анализа эффективности образовательной работы: подготовка отчетов о проделанной работе, оценка результатов и выявление проблемных моментов.
В целом, педагог-организатор играет важную роль в формировании интеллектуальной, социальной и творческой активности учащихся, способствуя их полноценному развитию и успешной адаптации в образовательной среде.
Потребность реализации программы воспитания и социализации через предметное содержание биологии обуславливается тем, что учащиеся больше узнают о природе. Задачи внеучебной деятельности, обозначенные федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, направлены на духовно-нравственное развитие личности учащихся, способствуют обновлению освоенного изученного материала, развивают мотивацию к биологии, потенциал и умение самостоятельно приобретать и оперировать ими на практике.
Разработка программ внеклассной работы по биологии может включать
в себя следующие элементы:
1. Изучение основных тем и понятий биологии: программа может включать обзор основных тем, таких как клеточная биология, генетика, эволюция, экосистемы и т.д.
2. Проведение лабораторных опытов: программа может включать проведение различных лабораторных опытов, которые помогут студентам лучше понять и запомнить материал. Например, это может быть эксперимент с выращиванием растений, исследование микроскопического мира или анализ генетических данных.
3. Посещение природных объектов: программа может предусматривать посещение природных объектов, таких как заповедники, парки или зоопарки, чтобы обучающиеся могли наблюдать и изучать животных и их поведение в естественной среде.
4. Организация конкурсов и игр: для повышения интереса к предмету, программа может включать организацию конкурсов, викторин, игр и других активных форм работы с учащимися.
5. Использование современных технологий: программа может включать использование современных технологий, таких как интерактивные доски, компьютерные программы или приложения, которые позволяют студентам изучать биологические процессы в интерактивной форме.
6. Проектная деятельность: программа может включать разработку и реализацию проектов, которые помогут студентам сфокусироваться на конкретной теме и глубже изучить ее.
Фрагмент для ознакомления
3
Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии: Учебник для студентов пед. ин-тов по биол. спец. 4-е изд. М.: Просвещение, 1983. – 384 с.
Винокурова Н.К. Развиваем способности детей Внеурочная деятельность; Книга по Требованию - Москва, 2016. - 128 c.
Галкина Е.А. Методические условия организации и проведения внеучебной деятельности учащихся по биологии в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования // Вестник ПГУ им. Шолом-Алейхема. 2014. №3 (16). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-usloviya-organizatsii-i-provedeniya-vneuchebnoy-deyatelnosti-uchaschihsya-po-biologii-v-sootvetstvii-s-trebovaniyami (дата обращения: 27.09.2024).
Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2014. - 224 c.
Захарова Т. Е. Внеклассная работа по биологии на современном этапе // Биология. 2012. № 3. С. 45 — 49.
Игумнова, Е.А. Квест-технология в образовании: учеб. пособие / Е.А. Игумнова, И.В. Радецкая. - Чита: Изд-во Забайкал. гос. ун-та, 2016. - 164 с.
Квест-технология как эффективная форма организации деятельности младших школьников в условиях детского оздоровительного лагеря / И.С. Таганова, В.Н. Цыденова, В.Ю. Рудий, Г.В. Жеребятникова // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 57-12. - С. 310-323.
Лунь Г.Ш. Применение современных педагогических технологий в учебном процессе // Технологическое и профессиональное образование в России и за рубежом как фактор устойчивого развития общества: материалы Международной науч.-практ. конф. - Новокузнецк: КузГПА, 2009. - Ч. 3. - С. 192-196.
Макеева А. Г. Внеурочная деятельность. Формирование культуры здоровья. Просвещение - Москва, 2013. - 64 c.
Методика преподавания биологии: науч. Сб./ М.: Академия, 2015 - 320 c
Никишов А.И., Мокеева З.А., Орловская Е.В., Семенова А.М. Внеклассная работа по биологии. – М.: «Просвещение», 1980. – 239 с.
Никишов А. И. Теория и методика обучения биологии: учебное пособие. - М.: КолосС, 2007 - 303 с.
Николаева Н. В. Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся. / Н. В. Николаев – М. : Просвещение, 2016 - 71 с.
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».
Потехина Н.В., Жеребятникова Г.В., Ломова А.А. КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ // Проблемы современного педагогического образования. 2022. №75-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kvest-tehnologiya-kak-sredstvo-aktivizatsii-poznavatelnoy-deyatelnosti-obuchayuschihsya-na-urokah-biologii-v-usloviyah-sovremennoy (дата обращения: 27.09.2024).
Смирнова Н.З. Биологические экскурсии и методика их проведения: ученное пособие / Н.З. Смирнова; Краснояр. гос. ун–т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2007. – 136 с.
Смирнова Н.З., Бережная О.В. Познавательные задачи по биологии и экологии: учебное пособие / Краснояр. гос. пед. ун-т. им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2015. – 168 с.
Теплов Д. Л. Экологическое воспитание старшеклассников в системе дополнительного образования / / Педагогика, 2010. № 4. С. 46 — 50.
Трайтак Д.И. Как сделать интересной внеклассную работу по биологии. М.: Просвещение, 1971. – 119 с.
Хрипкова А.Г., Манке Г.Г. Методы преподавания факультативных курсов по биологии. – М.: Просвещение, 1981 - 256 с.