Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Методы - это методы и инструменты, которые ученые используют для изучения объектов и явлений, чтобы получить новое представление об их свойствах, закономерностях и механизмах их возникновения и существования. Учение о принципах и методах организации и осуществления исследовательской и практической деятельности, которыми руководят ученые, называется методологией.
Все это верно и в отношении психологии. Ее явления настолько сложны и своеобразны, настолько трудны для изучения, что их успех на протяжении всей истории этой науки напрямую зависел от совершенства применяемых методов исследования.
Со временем в него были включены методы различных наук. Это методы философии и социологии, математики и физики, информатики и кибернетики, физиологии и медицины, биологии и истории, а также ряда других наук. Человек - многогранное явление. Его исследования должны быть целостными. Поэтому не случайно одним из основных методологических понятий, используемых для изучения человека, является понятие системного подхода.
В процессе развития знаний в области психологии, выделения их в отдельную науку, разветвления на различные области изучения она, как и другие научные дисциплины, имеет собственную методологическую базу, то есть совокупность методов, используемых в науке, с помощью которых исследователи фиксируют все психические процессы, происходящие в головном мозге человека., в том числе подростка, могут наиболее эффективно обследоваться.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы исследования.
Проблема исследования - выявить условия применения методов современной возрастной психологии.
Объектом исследования являются особенности применения методов современной возрастной психологии.
Предметом исследования является современная возрастная психология.
Цель исследования: выявить эффективные условия применения методов современной возрастной психологии.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть проблемы психологии как современной науки.
2. Описать понятие возрастной психологии.
3. Дать оценку специфики методов и понятий возрастной психологии.
4. Проанализировать проблемы возрастной психодиагностики в современных условиях.
Для решения поставленных задач были определены следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение научных данных, освещённых в научных источниках.
§1. Проблема психологии как современной науки
В последние годы психология как наука сделала большой шаг вперед. Например, расширился круг ее проблем, изучаемых психологами различных отраслей, появились новые направления и дисциплины, разработаны новые методики и методы исследования. Конечно, в результате всего этого позитивного сдвига расширилась и сфера психологических проблем. Например, одной из таких проблем является переход от теоретических знаний к практическому применению. Всем известно, что существует множество концепций психики, личности, способностей и других аспектов психологии, которые невозможно применить на практике.
Следовательно, необходимо разработать способы, позволяющие решать практические задачи на основе эмпирических знаний. Ситуация осложняется еще и тем, что для некоторых проблем можно найти сразу несколько решений, но необходимо выяснить, какое из них является наиболее эффективным [12].
Еще одной проблемой психологии в современном мире является многообразие процессов, состояний и свойств человека, которые необходимо охватить в рамках единой науки. Некоторые из этих явлений достаточно подробно описаны и хорошо изучены, в то время как другие еще не изучены и не проанализированы в полной мере. Кроме того, каждый из этих процессов должен соотноситься с индивидуальными особенностями конкретного человека, иначе нет смысла накапливать такие общие знания.
Одной из основных проблем психологии является психосоциальная. Вне социума, без нормального общения человеческая психика не развивается. Уже в первой половине ХХ века В.С. Выгодский в России, Ж. Пиаже и другие исследователи в Европе убедительно доказали, что развитие всех психических процессов человека начинается как внешняя деятельность, взаимодействующая со взрослым, и лишь постепенно перерастает во внутреннюю психическую деятельность. Психика возникает и развивается в результате взаимодействия физиологии нервной системы и общества, но она является автономным объектом с особыми динамическими свойствами, которые не ограничены ни физиологией, ни социологией, ни, тем более, физикой или математикой.
На данный момент научный статус психологии долгое время был предметом широких дискуссий. Как отмечал в 2005 году член-корреспондент Российской академии наук, заместитель директора Института психологии Российской академии наук А.В. Юревич, психология занимает промежуточное положение между наукой и паранормальными явлениями.
Всем известно, что у каждой науки есть своя область изучения. Биология, математика, физика, астрономия, цитология, философия у него есть. Но у психологии этого нет. По этой причине психологии было принято решение придать особый статус научным дисциплинам, в которых отсутствует предмет изучения. Предмет изучения вроде бы есть, и с этим невозможно не согласиться, но психология еще не разобралась, как его изучать, что именно и как. Никто из нас не может себе представить, как можно изучать математику без чисел, химию без молекул, биологию без биологических видов, цитологию без клеток и т.д.
Этого не может быть, не может быть науки без предмета изучения. Но есть психология, у человека есть психика, человек существует, но нет предмета для изучения. В чем секрет психики?
Научный мир не предпринимает серьезных попыток и не "примирился" с этим, объявив психологию особой наукой.
Исходя из вышеописанных проблем, можно сделать вывод, что психология на данном этапе своего развития находится на пороге формирования новой всеохватывающей науки. Несомненно, стадия его формирования может занять очень длительный период, но я все же хочу надеяться, что в итоге мы получим полную систему теоретических и практических знаний, из которой сможем почерпнуть информацию о каждом аспекте психологических явлений.
§2. Понятие возрастной психологии
Возрастная психология - раздел психологической науки, изучающий закономерности этапов психического развития и формирования личности в процессе онтогенеза человека от рождения до глубокой старости.
В начале XX века в связи с особым интересом со стороны врачей к психологии ребенка, главным образом в младенческом возрасте, начала формироваться возрастная психология как отдельная исследовательская дисциплина. Началом этого стала книга немецкого ученого, дарвиниста В. Прейерса "Душа ребенка" (Санкт-Петербург, 1891 г.). В нем Прайер описал результаты ежедневных наблюдений за развитием своей дочери, обратив внимание на развитие чувств, двигательных навыков, воли, ума и языка. Заслуга Привера в том, что он изучил, как развивался ребенок в самые ранние годы жизни, и ввел в детскую психологию метод объективного наблюдения, разработанный по аналогии с методами естественных наук. Он был первым, кто перешел от интроспективного изучения психики ребенка к объективному [15].
К объективным условиям формирования детской психологии, сложившимся в конце 19 века, относится, прежде всего, бурное развитие промышленности и, соответственно, качественно новый уровень общественной жизни. Это привело к необходимости переосмысления подходов к воспитанию и воспитанию детей. Родители и учителя перестали рассматривать телесные наказания как эффективный метод воспитания – появились более демократичные семьи и учителя. Задача понимания ребенка является приоритетной. Кроме того, ученые пришли к выводу, что единственный путь к пониманию психологии взрослых - это изучение детской психологии.
Как и любая специализированная область, детская психология началась с сбора и сбора информации. Ученые просто описали проявления и дальнейшее развитие психических процессов. Накопленные знания требовали систематизации и анализа, а именно:
- поиск взаимосвязей между отдельными психическими процессами;
- понимание внутренней логики целостного психического развития;
- определение последовательности этапов развития;
- изучение причин и путей перехода от одной стадии к другой.
В детской психологии использовались знания смежных наук: генетической психологии, изучающей возникновение отдельных психических функций у взрослых и детей в истории и онтогенезе, а также педагогической психологии.
В начале XX века в практику были внедрены методы экспериментального изучения психического развития детей: тесты, использование измерительных шкал и др. Детская психология становится нормативной дисциплиной, описывающей достижения ребенка в процессе развития.
Возрастная психология вышла на новый уровень с введением метода формирующего эксперимента, разработанного русским психологом Л.С. Выготским (1896-1934). Этот метод позволил определить закономерности развития психических функций. Его использование также привело к появлению ряда теорий развития личности [13].
Как учебная дисциплина возрастная психология получила развитие в нашей стране в 40-е годы.
Знаменитый Институт детства был организован Д.Б. Элькониным в 50-х годах прошлого века, под руководством психологов этого института начались систематические исследования в области детской психологии, психологии развития человека, которые послужили научной основой для создания курса возрастной психологии.
Объектом изучения возрастной психологии является развивающийся, онтогенетически изменяющийся нормальный, здоровый человек.
Возрастная психология (или психология развития) выявляет возрастные изменения в поведении людей и пытается объяснить эти изменения, выявить закономерности приобретения людьми опыта и знаний. Основное внимание уделяется различным формам психической организации, характерным для отдельных периодов жизненного пути человека.
Предметом возрастной психологии являются возрастные периоды развития, причины и механизмы перехода от одного возрастного периода к другому, общие закономерности и тенденции, темп и направление психического развития в онтогенезе.
Задачей возрастной психологии является изучение целостного психического развития на всем пространстве человеческой жизни от рождения до смерти, сверхзадачей является изучение меняющегося, развивающегося индивида в меняющемся мире.
В отечественной психологии основные задачи детской психологии были определены Л.С. Выготским (1896-1934), который в своей работе "Проблема возраста" указал на необходимость изучения особенностей каждого возраста, основных типов нормального и аномального развития, структуры и динамики развития ребенка во всем их многообразии.
Теоретические задачи возрастной психологии:
- изучение движущих сил, источников и механизмов психического развития на протяжении всего жизненного пути человека;
- периодизация психического развития в онтогенезе;
- изучение возрастных особенностей и закономерностей протекания (возникновения, формирования, изменения, улучшения, ухудшения, компенсации) психических процессов (восприятия, памяти, внимания и т.д.);
- установление возрастных возможностей, особенностей, закономерностей различных видов деятельности, приобретение знаний;
- изучение возрастного развития личности, в том числе в определенных исторических условиях.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Варфоломеев, А. В. Сборник статей Международной научно-практической конференции «Фундаментальные проблемы науки». – Уфа : Издательство «Аэтерна», 2013. - 362 с.
2. Варфоломеев, А.В. Проблемы психологии как науки. Специальная научная информационно-аналитическая лаборатория «Тотемс», г. Балашиха, Московская область, Россия.
3. Гальперин, П.Я., Кобылъницкая, С.Г. Экспериментальное формирование внимания [Текст]/П.Я. Гальперин - М., Мысль, 1974. – 242с.
4. Гамезо, М.В., Петрова, Е.А., Орлова, Л.М. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов/ Гамезо М.В. — М.: Педагогическое общество России, 2003. – 512с.
5. Исследование в психологии: методы и планирование [Текст]/ Дж. Гудвин. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2004. – 558с.
6. Капцов, А. В. Диагностика способов выполнения учебных действий / А. В. Капцов, Е. И. Колесникова // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. – 2020. – № 1 (27). – С. 134–149.
7. Лекции по общей психологии / А. Р. Лурия. — СПб.: Питер, 2006. — 320 с.
8. Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст]: Учеб. пособие/ А.Г. Маклаков — СПб.: Питер, 2001. – 592с.
9. Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменология развития [Текст]: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.С. Мухина. - 10-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 608с.
10. Немов, Р.С. Психология [Текст]: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн./Р.С.Немов. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с.
11. Основы психологии. URL: http://www.grandars.ru/college/psihologiya/istoriya-psihologii.html (дата обращения: 28.09.2024).
12. Перепёлкина, В. А. Исследования эмоционального состояния учащихся в процессе обучения / Перепёлкина В. А. // Мир науки. Педагогика и психология. – 2019. – № 2. – С. 55–63.
13. Рамендик Д.М., Солонкина О.В.. Психология и психологический практикум для гуманитарных специальностей, 2007. - 274 с.
14. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст]: Учеб. пособие/С.Л. Рубинштейн - СПб.: Питер Ком, 1999. - 720с.
15. Сорокун, П.А. Основы психологии [Текст]: Учеб. пособие/П.А. Сорокун. - Псков: ПГПУ, 2005. – 312с.
16. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология. Серия «Учебники и учебные пособия» [Текст]: Учеб. пособие/Л.Д. Столяренко — 2-е изд., перераб, и доп. — Ростов н/Д: «Феникс», 2003. — 544 с.
17. Теплов, Б. М. Психология и психофизиология индивидуальных различий: избранные психологические труды / Б. М.Теплов; под ред. М. Г. Ярошевского. – 2–е изд., стер. – Москва: Московский психолого–социальный ин-т ; Воронеж : НПО "МОДЭК", 2009. – 638 c.
18. Узнадзе, Д. Н. Общая психология [Текст]: Учеб. пособие/Д.Н. Узнадзе; пер. с грузинского Е. Ш. Чомахидзе; Под ред. И. В. Имедадзе. — М.: Смысл, 2004. — 413 с.
19. Федосеева, Т.Е. Методология изучения потенциала профессионального развития личности учащихся 8-9 классов / Т. Е. Федосеева, Н. Н. Куимова // Проблемы современного образования. – 2019. – № 6. – С. 63–71.
20. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология[Текст]: Учеб. пособие/И.В. Шаповаленко. — М.: Гардарики, 2005. — 349 с.
21. Юревич, А. В. Наука и паранаука: столкновение на «территории» психологии // Психологический журнал. – Москва : Академический научно-издательский, производственно-полиграфический и книгораспространительский центр Российской академии наук "Издательство "Наука", 2005. – Т. 26. – № 1.