Фрагмент для ознакомления
1
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА 6
1.1. Типы и причины нарушений слуха 6
1.2. Психологические и педагогические особенности детей дошкольного возраста с нарушениями слуха 7
Выводы по главе 1 12
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА 14
2.1. Идентификация основных проблем и трудностей в диагностике, обучении и воспитании детей дошкольного возраста с нарушениями слуха 14
2.2. Обзор методик для психолого-педагогической диагностики детей дошкольного возраста с нарушениями слуха 16
Выводы по главе 2 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Проблема психолого-педагогического изучения детей дошкольного возраста с нарушениями слуха является одной из наиболее значимых в современной специальной психологии и педагогике.
Нарушения слуха у детей оказывают существенное влияние на их общее психическое развитие, затрудняя процессы восприятия, познания, коммуникации, социализации.
Своевременная и комплексная диагностика особенностей развития данной категории детей, выявление основных проблем и трудностей в их обучении и воспитании выступает необходимым условием для организации эффективной коррекционно-развивающей работы, обеспечивающей максимально возможную социальную адаптацию и интеграцию.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
1.1. Типы и причины нарушений слуха
Л.Б. Баряева писала, что нарушения слуха у детей представляют собой «широкий спектр различных патологических состояний, характеризующихся частичной или полной потерей способности воспринимать звуковые сигналы» [3, с. 23].
В зависимости от локализации патологического процесса, степени и характера поражения слухового анализатора выделяют следующие основные типы нарушений слуха:
1.2. Психологические и педагогические особенности детей дошкольного возраста с нарушениями слуха
Т.Г. Богданова пишет, что нарушения слуха у детей оказывают существенное влияние на становление и развитие их речевой функции, являеясь одной из наиболее значимых особенностей данной категории детей [5].
Специфика речевого развития детей с нарушениями слуха обусловлена как первичным дефектом, так и вторичными отклонениями, возникающими в процессе психического развития.
Ведущим фактором, определяющим особенности речевого развития детей с нарушениями слуха, является степень и характер поражения слухового анализатора.
По мнению Э.И. Леонгарда, при тяжелых нарушениях слуха (глухоте) отмечается полное отсутствие или грубое недоразвитие устной речи, что обусловлено невозможностью или значительным затруднением восприятия и воспроизведения звуковой стороны речи [20].
Дети с глубокими нарушениями слуха испытывают значительные трудности в овладении фонетической, лексической и грамматической сторонами речи, что существенно ограничивает их коммуникативные возможности.
При частичной потере слуха (тугоухости) речевое развитие детей также характеризуется определенными особенностями.
Л.А. Головчиц пишет, что несмотря на сохранность слухового восприятия в той или иной степени, дети с тугоухостью испытывают трудности в различении тихих, высоких, сложных по звуковому составу речевых звуков, что приводит к искажениям в их произношении, нарушениям темпа, ритма, интонации речи [11].
У данной категории детей отмечается ограниченность словарного запаса, трудности в овладении грамматическим строем речи.
Наряду с первичными речевыми нарушениями, обусловленными дефектом слуха, у детей с нарушениями слуха наблюдаются и вторичные отклонения в речевом развитии.
Ограниченность слухового восприятия и, как следствие, недостаточность речевой практики приводят к нарушениям формирования внутренней речи, трудностям в овладении планирующей и регулирующей функциями речи [12].
У данной категории детей отмечаются особенности развития коммуникативной стороны речи, выражающиеся в ограниченности потребности в речевом общении, трудностях в установлении контакта, понимании эмоционального состояния собеседника.
Таким образом, нарушения слуха у детей оказывают существенное влияние на становление и развитие их речевой функции.
Т.А. Орсубаева пишет, что нарушения слуха у детей оказывают существенное влияние на развитие их познавательной сферы, что проявляется в специфических особенностях таких психических процессов, как восприятие, ощущение, внимание, память, мышление [28].
Ведущим фактором, определяющим особенности восприятия и ощущений у детей с нарушениями слуха, является степень и характер поражения слухового анализатора.
При глубоких нарушениях слуха (глухоте) отмечается, по мнению Л.Ф. Обухова, грубое недоразвитие или полное отсутствие слухового восприятия, что приводит к значительным трудностям в восприятии и дифференциации речевых и неречевых звуков [27].
Дети с глухотой в большей степени опираются на зрительные и тактильно-кинестетические ощущения, что обусловливает формирование своеобразных сенсорных эталонов и способов ориентировки в окружающем мире.
При частичной потере слуха (тугоухости) восприятие и ощущения также характеризуются определенными особенностями.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
2.1. Идентификация основных проблем и трудностей в диагностике, обучении и воспитании детей дошкольного возраста с нарушениями слуха
По мнению Кукушкиной О.И. психолого-педагогическая диагностика детей дошкольного возраста с нарушениями слуха представляет собой сложный и многоаспектный процесс, направленный на всестороннее изучение особенностей их развития [19].
Эта категория детей характеризуется значительной неоднородностью, что обусловливает необходимость применения комплексного подхода к диагностике, включающего использование различных методов и методик.
Ключевыми особенностями психолого-педагогической диагностики детей с нарушениями слуха являются:
1. Необходимость учета степени и характера нарушения слуха.
При глубоких нарушениях слуха (глухоте) требуется применение специальных методик, ориентированных на невербальные формы диагностики, в то время как при частичной потере слуха (тугоухости) возможно использование методик, предполагающих вербальную коммуникацию [1].
2. Важность использования невербальных и альтернативных методов диагностики.
Для детей с нарушениями слуха характерны трудности в понимании и использовании речевых инструкций, что обусловливает необходимость применения методик, основанных на наглядно-действенном и наглядно-образном предъявлении заданий [2].
3. Необходимость длительного и многократного обследования.
Ввиду особенностей развития детей с нарушениями слуха, требуется проведение диагностики в динамике, что позволяет отслеживать изменения в их психическом развитии и эффективность коррекционно-развивающей работы [4].
4. Важность тесного взаимодействия специалистов различного профиля.
Для получения полной и объективной картины развития ребенка с нарушениями слуха необходимо привлечение к диагностическому процессу педагогов, психологов, врачей, что обеспечивает комплексный подход к изучению особенностей данной категории детей [13].
Таким образом, психолого-педагогическая диагностика детей дошкольного возраста с нарушениями слуха характеризуется рядом специфических особенностей, обусловленных как первичным дефектом, так и вторичными отклонениями в развитии.
2.2. Обзор методик для психолого-педагогической диагностики детей дошкольного возраста с нарушениями слуха
Одной из наиболее известных и широко применяемых в практике психолого-педагогической диагностики детей дошкольного возраста с нарушениями слуха является методика Е.А. Стребелевой [34], представляя собой комплексную систему оценки познавательного, речевого, личностного и социального развития ребенка.
Основными достоинствами методики Е.А. Стребелевой являются:
1. Комплексный характер диагностики. Методика позволяет всесторонне оценить особенности развития ребенка, включая познавательную, речевую, эмоционально-волевую и коммуникативную сферы [36].
2. Использование наглядно-действенных и наглядно-образных форм предъявления заданий. Подход обеспечивает доступность диагностического материала для детей с нарушениями слуха, испытывающих трудности в понимании речевых инструкций [38].
3. Возможность динамического наблюдения за развитием ребенка. Методика предполагает проведение диагностики в динамике, что позволяет отслеживать изменения в психическом развитии ребенка и эффективность коррекционно-развивающей работы [24].
4. Наличие специальных заданий, направленных на оценку особенностей развития детей с нарушениями слуха. Методика включает в себя ряд заданий, позволяющих выявить специфические трудности, характерные для данной категории детей [26].
Процедура проведения методики Е.А. Стребелевой предполагает индивидуальное обследование ребенка с использованием серии игровых заданий, направленных на оценку уровня развития различных психических функций.
По результатам диагностики составляется развернутая психолого-педагогическая характеристика ребенка, определяются его сильные и слабые стороны, а также разрабатываются рекомендации по организации коррекционно-развивающей работы.
Таким образом, методика Е.А. Стребелевой является эффективным инструментом психолого-педагогической диагностики детей дошкольного возраста с нарушениями слуха, позволяющим получить всестороннюю информацию об особенностях их развития и разработать адресные программы психолого-педагогического сопровождения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование позволило всесторонне изучить психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста с нарушениями слуха.
Анализ теоретических и практических аспектов данной проблемы показал, что нарушения слуха у детей оказывают существенное влияние на развитие их речевой, познавательной, личностной и социальной сферы, обусловливая необходимость комплексного психолого-педагогического сопровождения данной категории детей.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – 3-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2000. – 400 с.
2. Барабанов, Р. Е. Формирование коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха / Р. Е. Барабанов // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). – Т. 0. – Челябинск: Два комсомольца, 2013. – С. 140-143.
3. Баряева, Л. Б. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / Л. Б. Баряева, О. П. Гаврилушкина, А. П. Зарин, Н. Д. Соколова. – СПб.: КАРО, 2007. - 320 с.
4. Бекетова Е.С. Пути формирования коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». – 2017. – №4.
5. Богданова, Т. Г. Сурдопсихология: учебник для вузов / Т. Г. Богданова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 235 с.
6. Божкова, В. П. Наследственные нарушения слуха: роль щелевых контактов / В. П. Божкова // Сенсорные системы. – 2008. – Т. 22, № 1. – С. 3-19.
7. Бутко С.С. Современное состояние теории и практики интегрированного обучения детей с нарушением слуха // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2014. – №1-2.
8. Воспитание и обучение детей с нарушениями слуха // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии / под ред. Н.А. Борисовой. – ЧЕРЕПОВЕЦ: ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ, 2017. – С. 119-144.
9. Выготский, Л. С. Основы дефектологии / Л. С. Выготский. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 332 с.
10. Гайдова, Ю.В. Формирование межличностных отношений детей с нарушением слуха младшего школьного возраста: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.03 / Моск. пед. гос. ун-т. – Москва, 2005. – 17 с.
11. Головчиц, Л. А. Дошкольная сурдопедагогика: воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. А. Головчиц. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 304 с.
12. Головчиц, Л. А. Психолого-педагогическое изучение дошкольников с нарушениями слуха, имеющих задержку психического развития / Л. А. Головчиц // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2015. – № 1(62). – С. 65-70.
13. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников / Я. Л. Коломинский [и др.]; под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. – Минск: Университетское, 1997. – 237 с.
14. Дорохова Т.С., Кудрявцева Е.О. Социально-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в условиях дошкольного образовательного учреждения // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – 2018. – №7.
15. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с.
16. Зыков, С. А. Методика обучения глухих детей языку / С. А. Зыков. – М.: Просвещение, 1977. – 200 с.
17. Карауш И.С., Дашиева Б.А., Куприянова И.Е., Стоянова И.Я. Особенности психологической диагностики детей с сенсорными нарушениями // СПЖ. – 2014. – №51.
18. Коржова, А. А. Современные теоретические и прикладные аспекты оптимизации содержания дошкольного образования детей с нарушением слуха / А. А. Коржова // Вестник психофизиологии. – 2018. – № 2. – С. 96-102.
19. Кукушкина, О. И. Использование компьютерных технологий в обучении детей с нарушениями слуха / О. И. Кукушкина, Т. К. Королевская, Ю. Б. Зеленская. – М.: Полиграф сервис, 2004. – 88 с.
20. Леонгард, Э. И. Развитие речи детей с нарушением слуха: кн. для учителя / Э. И. Леонгард. – М.: Просвещение, 1989. – 175 с.
21. Малофеев, Н. Н. Специальное образование в России и за рубежом: в 2 ч. / Н. Н. Малофеев. – М.: Печатный двор, 1996. – Ч. 1. – 182 с.
22. Маркова Т.Г., Алексеева Н.Н., Белов О.А., Чугунова Т.И., Цыганкова Е.Р. Нарушение слуха при мутациях в генах, ответственных за синдром Ашера. Вестник оториноларингологии. – 2022;87(1). – с. 52‑59.
23. Марциновская, Т. Д. Диагностика психического развития детей: пособие по практической психологии / Т. Д. Марциновская. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1997. – 176 с.
24. Мезенцева Е.Ю., Бабикова А.В. Особенности психического развития детей с нарушениями слуха // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2021. – №4 (52).
25. Мещеряков, А. И. Слепоглухонемые дети. Развитие психики в процессе формирования поведения / А. И. Мещеряков. – М.: Педагогика, 1974. – 328 с.
26. Образование лиц с нарушением слуха: достижения и актуальные проблемы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 23 ноября 2018 года / Под редакцией Е.Г. Речицкой, В.В. Линькова. – Москва: Московский педагогический государственный университет, 2019. – 352 с.
27. Обухова, Л. Ф. Детская (возрастная) психология: учебник / Л. Ф. Обухова. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996. – 374 с.
28. Орусбаева Т.А. К вопросу обучения и воспитания детей с нарушениями слуха // Проблемы Науки. – 2016. – №19 (61).
29. Пенин Г.Н., Красильникова О.А., Люкина А.С., Пшеничнова Е.Э. Профессиональное образование лиц с нарушением слуха: истоки, традиции, перспективы // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. – 2020. – №4.
30. Пенин, Г. Н. Социальная адаптация лиц с нарушениями слуха / Г. Н. Пенин. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. – 160 с.
31. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития / сост. В. М. Астапов, Ю. В. Микадзе. – СПб.: Питер, 2001. – 384 с.
32. Самбаева, И. Е. Развитие навыков сотрудничества детей дошкольного возраста с нарушенным слухом в процессе психолого-педагогического сопровождения / И. Е. Самбаева, А. С. Ковалева // Молодой ученый. – 2021. – № 20 (362). – С. 191-193.
33. Сандрыкина, С. В. Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями слуха в освоении образовательной программы / С. В. Сандрыкина, Е. Е. Юрьева // Образование и воспитание. – 2017. – № 1.1 (11.1). – С. 42-45.
34. Смирнова Я.К. Айтрекинг-исследование трудностей обучения детей с нарушением слуха // Психолого-педагогические исследования. – 2023. – Том 15. – № 2. – С. 131–154.
35. Специальная психология: учебник для вузов / В. И. Лубовский [и др.]. – 7-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 598 с.
36. Суворова М.Н., Кузнецова Н.К., Корецкая Е.А., Емелина Г.В. Патология органа слуха: причины, распространенность. Особенности стоматологического статуса инвалидов по слуху // НиКа. – 2015. – №. 2.
37. Туфатулин Г.Ш. Исследование факторов, влияющих на результативность медико-психолого-педагогической реабилитации детей с нарушениями слуха дошкольного возраста // ПФ. – 2021. – №5.
38. Щеглова, Т. М. Диагностика, коррекция и сопровождение детей с нарушением слуха в современном образовательном процессе / Т. М. Щеглова // Молодой ученый. – 2016. – № 18 (122). – С. 475-478.
39. Щербакова Я.Л., Янов Ю.К,, Кузовков В.Е., Мегрелишвили С.М. Нарушения слуха и методы их коррекции // РО. – 2014. – №6 (73).
40. Юлмухаметова, О. Р. Развитие коммуникативных навыков у глухих детей дошкольного возраста / О. Р. Юлмухаметова // Конкурс ЛУЧШИХ СТУДЕНЧЕСКИХ работ: сборник статей II Всероссийского научно-исследовательского конкурса: в 2 ч., Пенза, 05 июня 2020 года. Том Часть 1. – Пенза: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г.Ю.), 2020. – С. 144-146.
41. Hoemann HW. The development of communication skills in deaf and hearing children. Child Dev. 1972 Sep;43(3):990-1003.
42. Lenarz T. Retrocochleäre Hörstörungen [Retrocochlear hearing disorders]. Ther Umsch. 1993 Sep;50(9):633-40. German.