Фрагмент для ознакомления
2
Старославянский язык — первая учебная дисциплина историко- лингвистического цикла, которая изучается будущими учителями русского языка и литературы. Познавательный и воспитательный потенциал курса обусловлен его специфическим содержанием. Курс старославянского языка является введением в историю славянского языка и играет важную роль в лингвистической и филологической подготовке преподавателей русского языка. Он знакомит студентов с языковым родством славянских народов, истоками книжной культуры, фонетикой и грамматикой древнейшего славянского литературного и письменного языка, дает представление об основных закономерностях, характерных для всех древнеславянских языков, и о процессе развития звуковой и грамматической структур.
Значимость этого курса в лингвистической подготовке учителя-словесника обусловливается следующими обстоятельствами: 1) он закладывает фундамент славистических знаний, включает избранные разделы из славянской филологии, наиболее важные для постижения истории славянских языков, их генетических и культурных связей; 2) он представляет собой введение в историю русского языка, ввиду того, что в курсе старославянского языка представлена характеристика праславянского языка и динамики развития его фонетической системы и грамматического строя; 3) в курс включена фонетика и грамматика старославянского языка — наиболее древнего литературно-письменного языка славян и потому наиболее близкого в хронологическом аспекте к праславянскому языку поздней эпохи.
Для историка русского языка старославянский – это, прежде всего, первая письменная фиксация разговорного славянского языка, первый литературный язык всего славянского народа, первый славянский перевод греческих богослужебных текстов на славянский язык и торжественный язык современной Русской православной церкви. Сакральное предназначение старославянского языка, его исключительно духовная, а не практическая функция, было осознано уже на ранних этапах его существования. Сегодня старославянскому языку отводится особая, исключительная роль в историческом развитии славянских языков.
По мысли Л.Г. Панина, «языки-консерванты» (латинский, древнегреческий, церковнославянский) аккумулируют в своем составе тысячелетний опыт человечества, обеспечивая жизнеспособность и гарантии функционирования современных языков. «Историческая перспектива и историческая ретроспектива (что для языка более важно) – это то, что обусловливает язык как сущность. И в этой сущности значительную роль играет то, что можно установить в качестве условий, или гарантий существования языка. Для меня одним из таких условий существования русского языка является церковнославянский язык. Это - язык-консервант», - пишет Л.Г. Панин.
Письменная культура Древней Руси развивалась в процессе тесного взаимодействия, взаимовлияния и взаимопроникновения элементов старославянского и древнерусского, поскольку получила мощный импульс с принятием христианства. Таким образом, старославянский (церковнославянский) язык стал лингвистической консервацией русского языка во все периоды его существования и, в связи с этим, методологической и интегративной базой для изучения истории русского языка. Его положения касаются основных дисциплин - исторической грамматики русского языка, истории русской литературы и историко-лингвистической подготовки специалистов-филологов. Недостаточность исследований в области истории развития и преподавания старославянского языка определили актуальность данного исследования.
Объект исследования – старославянский язык.
Предмет исследования – старославянский язык с точки зрения истории изучения и преподавания
Цель работы – рассмотреть историю изучения старославянского языка и историю его преподавания.
Задачи исследования:
-рассмотреть старославянский язык как первый письменный язык славян;
-проследить развитие исследований старославянского языка в XIX – начале XX века;
-определить значение старославянского языка в современной образовательной системе;
-рассмотреть понятие о церковнославянском языке;
-рассмотреть преподавание церковнославянского языка в дореволюционных учебных заведениях;
-рассмотреть особенности преподавания старославянского языка в университетах и духовных семинариях;
-рассмотреть особенности преподавания старославянского языка в современных учебных заведениях;
-определить значение старославянского языка для изучения истории и культуры славянских народов;
-определить перспективы сохранения и популяризации старославянского языка.
Методы исследования: анализ и обобщение материалов источников, соответствующих теме исследования.
Теоретической основой исследования стал труды следующих ученых: Булич С.К., Верещагина Е.М., Колесова В.В., Осипова Б.И., Шариповой Н.Н. и др.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования материалов исследования в рамках изучения дисциплин филологического цикла для студентов вузов соответствующего направления, а также в практике преподавания учителе русского языка при подготовке уроков в рамках школьного образования.
Структура работы: введение, три главы, заключение и список литературы.
Старославянский язык представляет собой древнейший литературный язык славян. Это самая ранняя дошедшая до нас письменная обработка, письменная фиксация славянской речи. Первые памятники старославянской письменности причисляются ко II-ой половине IX в. (60-е годы IX века). Преимущественно, это переводы с греческого богослужебных книг, так и более поздние непереводные, оригинальные тексты. В связи с тем, что старославянский язык имел схожую со славянскими языками звуковую систему, грамматический строй и словарный состав, он получил очень стремительное развитие в славянских странах в роли языка церковной, научной и до некоторой степени художественной литературы. Все другие славянские языки были зафиксированы письменностью существенно позже (древнейшие сохранившиеся русские памятники письменности причисляются ко второй половине XI в.; древнечешские – к XIII в.; среди сохранившихся польских памятников самые древние относятся к XIV в.) [4, с. 99].
Таким образом, старославянский язык предоставляет возможность представить славянские звуки и формы на их древнейшем этапе развития. На Руси старославянский язык получил распространение в конце Х столетия (988 г.) в связи с принятием христианства как язык церковной письменности.
Сегодня старославянский – это мертвый язык, на нем не говорят и не пишут. Старославянский перестал существовать как живой язык не позднее XI века, потому что он был близок к языкам славянских народов, от которых распространился, а сам старославянский подвергся влиянию местных языков этих народов, утратил свою самобытность и окончательно исчез как язык. Однако исчезновение не было мгновенным. Элементы славянского фольклора все чаще проникали в церковно-религиозную литературу. Русский литературный язык такого рода, основанный на старославянском, называется церковнославянским в русском варианте.
Церковнославянский язык долгое время выполнял функцию церковно-религиозного языка. Его знали и изучали в России, но он не был родным языком для русских. Ученые объясняют, что сохранение церковнославянского языка в России до правления Петра I было обусловлено церковной необходимостью и культурной традицией. Все современные славянские языки делятся на три группы: восточные, западные и южные (Рисунок 1).
Все славянские языки родственны по происхождению. Единым их источником считается праславянский, или общеславянский язык. Праславянским, или общеславянским, языком именуется языковая система, которая суммирует живую речь славянских племен от времени их интеграции (родоначальником группы племен было одно племя) до времени появления на их основе ранних славянских народностей, тот научно воссоздаваемый язык, который являлся средством коммуникации у славян в ранний период их истории [4, с. 99].
Большая часть современных лингвистов уверена, что формирование славянства следует относить к рубежу III-II тысячелетия до н.э. Это тот этап родо-племенной жизни, когда уже закрепилось скотоводство и известно земледелие. Распад славянской общности начался с появлением "железной" эпохи, т.е. еще до наступления новой эры [10].
Решительное распадение славянского единства и соединение трех групп славянства: восточной, западной и южной - совпадает с этапом разложения первобытно-общинного бесклассового строя. Завершение праславянского языка можно причислить ко второй половине первого тысячелетия н.э. (VI-VII вв. н.э.). Праславянский язык представляет собой ответвление более древнего языкового единства – индоевропейского. Индоевропейский праязык, живший от IV-III тысячелетия до н.э. и далее в глубь веков, считается общим источником всех языков, которые вошли в историю как европейские. К индоевропейским языкам относится большая часть исконных языков Европы и некоторые языки Азии. Позднее индоевропейские языки появились и на остальных трех материках.
1.2 Формирование старославянского языка
Первые известия о славянах относятся к глубокой древности. Но, очевидно, как определённая племенная группа славяне сформировались раньше, чем возникли упоминания о них. Ученые обнаруживают предков славян ещё среди тех племён, которых описал Геродот в V в. до н.э. под именем «невров». Римские историки I в. н.э. нарекали славян «венедами». Позднее можно встретить записи об «антах» и «словенах». Из сведений древних историков, которые были подтверждены сведениями археологических раскопок, следует, что уже с первых веков н.э. славянские племена обосновались на обширных пространствах на территории центральной и восточной Европы [4, с. 99].
X-XI века можно считать началом эпохи для изучения развития русского языка. Это один из важнейших источников для изучения истории языка, который позволяет понять, как жили и мыслили наши предки, их мировоззрение и внутренний мир. При изучении истории языков мы сталкиваемся с двумя языками – древнерусский и старославянский [23, с. 23].
Говоря сейчас о русском языке, мы разграничиваем его не только с западными (чешским, словацким, лужицким, польским) и южными (болгарским, сербским, хорватским, македонским) славянскими языками, но и с украинским и белорусским. Для эпохи же X-XIV вв., когда нации (русской, украинской и белорусской) еще не были выделены, термин «русский язык» носил качественно иное содержание. История языка имела тесную связь с историей народа, который его творец и носитель. Творцом и носителем древнерусского языка стали восточные славяне, которые включали в себя разные племена полян, древлян, дулебов, уличей, тиверцев, северян, вятичей, радимичей, дреговичей, кривичей и словен [3, с. 90].
У каждого племени был свой племенной язык, но все они были родственными племенами и родственными языками. Их можно смело считать разговорной формой одного восточнославянского языка - древнерусского. О развитии территориальных диалектов на основе племенных свидетельствует тот факт, что в летописях («Повесть временных лет») названия племен заменяются названиями территорий. Поляне, например, в последний раз упомянуты в 944 г., древляне – в 990 г. Вместо этого возникают «новгородцы» (словене), «рязанцы» (вятичи) и другие.
На базе территориальных образований, сформировались три народности, а позднее нации: русская, украинская и белорусская. Таким образом, термин «древнерусский язык» для эпохи X-XIV вв. обозначал язык всех восточных славян Древней Руси. На нём в те времена говорили как предки современных великорусов (т.е. русских), так и предки современных украинцев и белорусов. И только с XV в., когда закончилось оформление трёх восточнославянских народностей термин «русский язык» стал использоваться в смысле языка великорусской народности [3, с. 90].
Старославянский язык, в первую очередь, – это язык южных славян, который стал языком переводов богослужебной литературы для распространения христианского учения на славянских землях. Переводы и формирование азбуки, которой мы пользуемся и сейчас, связано с делом братьев-греков Константина (в монашестве Кирилла) и Мефодия, проживавших в Солуни (современные Салоники) и прибывших в IX веке в Моравию. Из Моравии письменность Кирилла и Мефодия передалась на землю современной Болгарии, и позднее, начиная с конца X в., появилась у восточных славян [23, с. 23].
Поэтому переводной язык Кирилла и Мефодия называют старославянским, и этот язык впоследствии сыграл определенную роль в формировании русского литературного языка. Старославянский язык – это язык, родственный дошедшему до нас восточнославянскому (древнерусскому) языку, на котором говорили восточные славяне. Сформировавшись на южнославянской основе, старославянский язык имел много общих черт с древнерусским[ 23, с. 23]. Во многом совпадают правила склонения и спряжения слов, а также сочетания слов в предложениях. Сейчас русские могут объясняться со славянами (например, с болгарами), но в те времена славянские языки были более близки друг другу, чем сейчас.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аксенова Е. П. Очерки из истории отечественного славяноведения. 1930-е годы. М. 2000; Институт славяноведения и балканистики. 50 лет. М. 1996; 50 лет исторической славистики в Московском университете. Сб. статей. М. 1989.
2. Бондалетов В. Д. Старославянский язык. – Флинта, 2012.
3. Булич С. К. Очерк истории языкознания в России. Т. I. СПб. 1904; БЕРЕЗИН Ф. М. Очерки по истории языкознания в России (конец XIX - начало XX в.) М. 1968; КОНДРАТОВ Н. А. Изучение западнославянских языков в России и в СССР. - Вопросы славянского языкознания. 1957. Вып. 2; БЕРНШТЕЙН С. Б. Из истории изучения южнославянских языков в России и в СССР. – С. 90-98
4. Верещагин Е. М. История возникновения древнего общеславянского литературного языка: Переводческая деятельность Кирилла и Мефодия и их учеников. – Directmedia, 2014. – С. 90-111
5. Громов Д. В., Бычков А. А. Славянская руническая письменность: факты и домыслы, М.: София, 2005. – С. 114
6. Древнерусские письменные источники X – XIII вв. / Под ред. Я.Н. Щапова. М.: «Наука», 1991. – С. 60-67
7. Захарова М. В. Современные подходы к преподаванию старославянского языка в педагогическом образовании //Проблемы современного филологического образования: Сборник научных статей. Выпуск XIX.–М. МГПУ, Ярославль: Ремдер. – 2021. – С. 282-288.
8. История церковнославянского языка в России (конец XIX-XX в.) / Отв. ред. А.М. Молдован. - М.: Языки русской культуры, 2001. - 400 с. –
9. Колесов В.В. Александр Христофорович Востоков (1781-1864) // Отечественные лексикографы XVIII–XIX века. М., 2000.
10. Кузьминова Е. А. и др. Старославянский язык и древнеславянская книжность: Лингвотекстологический практикум: Рабочая тетрадь. – 2015.
11. Луппова Г. П. Развитие познавательной активности студентов ово на занятиях по старославянскому языку и исторической грамматике //Проблемы изучения русского языка в педвузе: межвузовский сборник научных трудов. – 1987. – С. 125.
12. Маршева Л. И. Семинар «Актуальные вопросы преподавания церковнославянского языка в духовных учебных заведениях» //Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 3: Филология. – 2007. – №. 8. – С. 183-188.
13. Мельков А. С. Сравнительно-исторический метод в славянском языкознании и филологические интуиции АХ Востокова //Studia Humanitatis. – 2015. – №. 1. – С. 12.
14. Миловский И.Г. Великий русский ученый (К столетию со дня смерти А.Х Востокова) // Русск. яз. в школе. 1964. № 2. – С. 27
15. Моря Л. А. О преподавании и содержании дисциплины" Классические языки (старославянский)" по новым федеральным государственным стандартам //Социально-гуманитарное знание: традиции и инновации. – 2015. – С. 103-120.
16. Осипов Б. И. Значение трудов представителей //Мысли о русском языке: прошлое, настоящее, будущее: сборник статей к 155-летию кафедры русского языка (1849-2004). – 2005. – С. 30.
17. Понятие старославянского языка (возникновение, функционирование, развитие). — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//staroslavyanskii_yazyk/ponyatie-staroslavyanskogo-yazyka-vozniknovenie-funkczionirovanie-razvitie/ (дата обращения: 26.02.2024)
18. Свидетельство истины : Сборник статей / Прот. Георгий Флоровский ; [сост., примеч. и коммент. А.А. Почекунина]. - Санкт-Петербург : Духовное наследие, 2017. - 481 с.
19. Смирнов С. А.X. Востоков как основоположник славянского сравнительно-исторического языкознания в России //PALAEOBULGARICA/СТАРОБЪЛГАРИСТИКА. – 1989. – №. 2. – С. 116-127.
20. Спицына Н. Н., Воронцова А. С. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АХ ВОСТОКОВА //Актуальные проблемы германистики, романистики и русистики. – 2020. – №. 2. – С. 36-38.
21. Старославянский язык: учебник для высших учебных за ведений Российской Федерации / С. А. Аверина, Л. М. Нав танович, М. Б. Попов и др. / Учебно-методический комплекс по курсу «Старославянский язык». — СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2013. — 448 с.
22. Цейтлин Р.М. А.Х. Востоков – один из первых русских славяноведов (к 175-летию со дня рождения) // Краткие сообщения Ин-та славяноведения АН СССР. М., 1958. Вып. 25.
23. Шарипова Н. И. и др. История русского языка: от Кирилла и Мефодия и до наших дней //PRINCIPAL ISSUES OF SCIENTIFIC RESEARCH AND MODERN EDUCATION. – 2023. – Т. 2. – №. 11. – С. 23-27.
24. Шулежкова С. Г. Старославянский язык, древнерусский язык и историческая грамматика русского языка. Опыт сопоставительного изучения. – Общество с ограниченной ответственностью ФЛИНТА, 2016.
25. Щербина С. Понятийный статус терминов «старославянский язык»/«церковнославянский язык» в языке русской науки //„Русский язык в иностранной аудитории. Теория, практика, цели и результаты преподавания”, ред. Е. Невзорова-Кмеч, Издательство Лодзинского университета, Лодзь 2015;. – Wydawnictwo Uniwersytetu Łódzkiego, 2015.