Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. В последние десятилетия государства осознали серьезность угроз, связанных с управлением опасными отходами и их возможными последствиями.
В ответ многие страны, особенно развитые, начали внедрять строгие меры контроля, что увеличило затраты на переработку и утилизацию этих материалов. Это стало финансово непривлекательным для местных предпринимателей.
1. Теоретические аспекты таможенного декларирования и таможенного контроля опасных отходов, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС
1.1 Понятие и классификация опасных отходов
Существенная часть мусора, ежедневно выбрасываемого людьми, часто кажется безопасной для здоровья и окружающей среды, но на самом деле она может содержать скрытые опасности. Вместо того чтобы относиться к таким отходам как к безобидным, следует обращать внимание на потенциальные риски, присутствующие в обычных домашних предметах.
Термин "токсичные бытовые отходы" охватывает материалы и изделия с высоким уровнем вредного воздействия на природу. Эти отходы содержат или могут выделять в процессе разложения опасные вещества: тяжелые металлы, пестициды, стойкие органические загрязнители (POP), радиоактивные и биологически активные компоненты. Они способствуют значительному ухудшению экологии, приводя к заражению почвы, водоемов, атмосферного воздуха и разрушению природных систем.
Основными источниками таких угроз выступают промышленность, торговля и сельское хозяйство; в домашних условиях это чаще всего батарейки, аккумуляторы, энергосберегающие лампы (включая светодиодные), бытовая химия и испорченные продукты. Хотя эти предметы используются ежедневно, их утилизация требует особого внимания.
1.2 Правовое регулирование обращения с опасными отходами
Правовое регулирование процесса обращения и управления отходами в России опирается на основные нормативы: Федеральный закон «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ; Закон №89-ФЗ от 24 июня 1998 года, посвященный вопросам производства, потребления и утилизации отходов; Закон №96-ФЗ от 04 мая 1999 года в области охраны атмосферного воздуха; Федеральный закон №99-ФЗ (в редакции от 28.07.2012) о лицензировании определенных видов деятельности и Закон №52-ФЗ от 30 марта 1999 года, обеспечивающий санитарно-эпидемиологическую безопасность населения.
Особое внимание заслуживает Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», который определяет правовую базу для управления отходами. Согласно этому документу, под отходами понимаются материалы или объекты, возникающие в процессе производственной деятельности, оказания услуг либо при использовании товаров, требующие удаления по нормам законодательства. Отдельно регулируются вопросы радиоактивных и биологических отходов.
В управлении отходами ключевыми являются принципы:
- Защита здоровья граждан;
- Поддержание или восстановление экологического равновесия;
- Сохранение биоразнообразия.
Приоритетом является научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов, направленное на устойчивое развитие. Применяются передовые технологии для минимизации отходов и их комплексная переработка с целью сокращения объемов. Экономические механизмы регулирования способствуют уменьшению количества отходов и повышают эффективность их использования в хозяйственном обороте.
1.3 Порядок декларирования опасных отходов в рамках ЕАЭС
Порядок перевозки товаров через границу таможенного союза обеспечивает строгое соблюдение всех установленных запретов и ограничений, которые основаны на положениях Таможенного кодекса, международных договорах стран-членов союза, решениях комиссии этого блока. и нормативно-правовая база государств с учетом их обязательств по международному праву (статья 152).
Запреты и ограничения включают комплекс мер: от нетарифного регулирования до специальных запретов, исходя из национальных интересов, включая экспортный контроль, управление товарами военного назначения и строгое соблюдение технических и санитарных норм (подпункт 8 пункта 1 статьи 4 Кодекса).
В рамках статей кодекса (п. 1 ст. 183) для подачи таможенной декларации необходимо предоставить первичные документы, подтверждающие соблюдение действующих запретов и ограничений.
Закон №. № 164-фз от 8 декабря 2003 года «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (п. 17 ст. 2) определяет нетарифное регулирование как метод контроля за импортом и экспортом, основанный на введении количественных ограничений и экономические запреты.
Подобные определения встречаются и в статье 4 Кодекса (пункт 17).
В соответствии с частью 1 статьи 24, пунктом 1, подпунктом 2 пункта 1 статьи 164-ФЗ настоящего Закона и в соответствии со статьей 164-ФЗ настоящего Закона устанавливается порядок выдачи разрешений на экспорт и (или) импорт отдельных товаров, которые могут оказать негативное влияние, в том числе, на национальную безопасность, здоровье населения, имущество физических и юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, растительный и животный мир, система лицензирования внешнеэкономической деятельности.
Закон предусматривает, что Согласно пункту 2 статьи 24 Закона № 164-ФЗ основанием для экспорта и (или) импорта таких товаров является лицензия, выданная в соответствии с пунктом 5 статьи 13 указанного закона. Под соблюдением требований лицензии понимаются запреты и ограничения экономического характера в соответствии с нормами Закона № 164-ФЗ. Согласно пункту 4 статьи 134 Единого перечня товаров, ввоз и вывоз отходов осуществляется на основании лицензии, выданной компетентным органом государства-члена Таможенного союза, в котором зарегистрирован заявитель.
В пункте 2.3 данного перечня указаны наименования и характеристики товаров, классифицируемых как опасные отходы, трансграничное перемещение которых ограничено. Однако включение товара в пункт 2.3 само по себе не является основанием для его классификации в качестве отхода. Отходами являются любые вещества или изделия, которые должны быть утилизированы в соответствии с экологическим законодательством государств-членов Таможенного союза (пункт 8.1).
Аналогичное определение отходов содержится в статье 2.1 Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением, которую Россия ратифицировала. Вступивший в силу Федеральный закон № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (24 июня 1998 года) закладывает основы правового регулирования обращения с отходами в целях минимизации негативного воздействия на здоровье граждан и окружающую среду и стимулирования их использования в качестве вторичного ресурса.
2. Исследование перемещения опасных отходов на таможенную территорию РФ в условиях ЕАЭС
2.1 Анализ динамики и структуры перемещения опасных отходов через таможенную границу РФ
В контексте глобальной нестабильности на внешнеполитической арене, а также причём экономические условия меняются кардинально, особенно актуальным становится вопрос перемещения опасных отходов — товара особо чувствительного
За данными категорией товаров пристально следят российские таможенные структуры. Их воздействие на экологию, безопасность и здоровье граждан неоспоримо.
В рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) контроль за импортом/экспортом опасных отходов реализуется государственными инстанциями. Они включены в перечень строго регулируемых товаров, где действуют запреты и ограничения. Согласно Единому списку подпадающих под нетарифное регулирование, установлен полный запрет на их ввоз/вывоз через границы союза с чётким определением процедуры перемещения.
Анализируя динамику трансграничного движения опасных отходов по территории России за 2021-2023 годы, используем данные Министерства природных ресурсов и экологии РФ.
Анализ графика показывает существенное снижение международных потоков экологически опасных и токсичных отходов с начала 2021 года по сравнению с пиками, зафиксированными в 2022 году. В планируемом на 2023 год объеме этих перемещений ожидается рост до примерно 86,4 тысячи тонн — почти на треть больше показателей предыдущего года.
Причинами такого увеличения служит неспособность внутренних мощностей по обработке отходов в полной мере справиться с возрастающим количеством опасных материалов. Ключевым примером является экспорт утилизируемых шин и каучуков (кодов ТН ВЭД ЕАЭС 4012200001, 4012200009). Согласно Решению №30 Евразийского экономического союза, эти отходы квалифицируются как опасные (пункт 2.3) и относятся к IV классу опасности по Федеральному классификационному каталогу отходов.
Глобальное накопление таких специфических отходов растет ежегодно — в среднем, на 6-7 миллионов тонн. Однако уровень их переработки остается крайне низким: лишь около 20-25% этого сырья подвергается вторичной обработке.
2.2 Проблема декларирования опасных отходов
В последнее время наблюдается увеличение спорных ситуаций между участниками внешней торговли и таможенными/надзорными службами касательно использования нетарифного регулирования при импорте товаров, которые формально могут быть отнесены к ввозу опасных отходов.
Согласно нормам Таможенного кодекса ЕАЭС (ТК), провоз и таможенное оформление продукции через границу союза возможны лишь при строгом соблюдении установленных ограничений и запретов, что подтверждается предоставлением соответствующих документов в соответствии со статьёй 7 ТК.
Регулирование процесса выпуска товаров (ст. 118) осуществляется с учетом выполнения условий для применения таможенных процедур или особых правил для специфических категорий, не требующих оформления под эти процедуры; при этом допускается последующее подтверждение соблюдения норм ЕАЭС и национального законодательства после фактического выпуска товаров.
Под "запретами" и "ограничениями", согласно пункту 10 статьи 2 ТК, понимаются нетарифные меры регулирования для ввозимых/вывозимых товаров, включая технические стандарты, санитарно-ветеринарный контроль, фитосанитарные карантинные требования и экспортное ограничение на военную продукцию и радиоактивные материалы. Эти меры могут быть введены по решению ЕАЭС или национальных законодательств стран-участниц без взаимного согласия сторон.
Перечень особо контролируемых товаров при пересечении границ Евразийского экономического союза (ЕАЭС) включает особый раздел 2.3, охватывающий "Опасные отходы" — всего в списке 40 позиций. В эту категорию попадают:
1. Шлаки и золы: сюда включены не только обычные шлак и зола, но также уникальные виды как золу морских водорослей (например, ламинарии) с учетом их специфических характеристик.
2. Соль агрегатов дымовых газов — остатки после очистки выбросов.
Эти отходы подпадают под строгие нормы Базельской конвенции по трансграничному перемещению опасных веществ, а также регулируются национальным законодательством стран-участниц ЕАЭС.
В рамках данного раздела (2.3) определяется:
- Шлак и зола как продукты сгорания, включая специфические виды;
- Классификация по степени опасности: I-IV классы.
На основе Федерального закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (1998 г.) и ГОСТ Р 53692, а также данных о термине "утилизация" из 2009 года:
Утверждение импорта/экспорта для указанных товаров подразумевает обязательную утилизацию через сортировку, обработку и захоронение с соблюдением экологических стандартов. Особое внимание уделяется отходам I-IV класса опасности, не предназначенным к дальнейшему использованию за пределами процедур по их безопасному обращению.
Таким образом, данный раздел 2.3 на странице 23 определяет строгий регламент для ввоза и вывоза опасных отходов шлаков и зол, включая специфические виды как морской ламинарии, обеспечивая при этом высокий уровень экологической безопасности.
На основании пунктов 2 и 4 Постановления Правительства РФ №1110 от 17 октября 2015 года, которое регламентирует исполнение обязательств России по Базельской конвенции о контроле за перемещением опасных отходов через границы, ключевым органом для управления и выдачи разрешений на ввоз/вывоз/транзит таких отходов, включая те, что используются как сырье, является Росприроднадзор.
Статья 5 Базельской конвенции напрямую указывает на роль Российского экологического надзора (Росприроднадзора), который не только выдаёт разрешения для перемещения опасных отходов в качестве сырья, но и осуществляет информирование зарубежных органов стран-экспортёров/импортёров о предстоящих трансграничных операциях.
Процедурные аспекты деятельности Росприроднадзора по оценке возможности перемещения опасных отходов через границы, включая условия и последовательность действий, закреплены в Административном регламенте №179, утверждённом приказом Минприроды России 29 июня 2012 года.
2.3 Пути решения проблем декларирования опасных отходов
Существующая правовая база не создает условий для стимулирования физических и юридических лиц к участию в управлении отходами и не предусматривает соответствующих мер в отношении тех, кто наносит ущерб окружающей среде путем несанкционированного размещения отходов. Остается нерешенным вопрос о правовом регулировании отходов, образующихся в результате деятельности неплатежеспособных компаний. Кроме того, отсутствуют четкие нормы по определению уровня опасных отходов, требующих разрешения.
При совершенствовании законодательства в области обращения с отходами производства и потребления необходимо критически пересмотреть практику отнесения практически всех отходов к опасным, что противоречит Базельской конвенции. Сегодня деятельность, связанная со сбором, переработкой, транспортировкой и утилизацией опасных отходов, подлежит строгому разрешительному порядку как для крупных компаний, так и для непроизводственных организаций, чьи отходы практически не наносят вреда населению и природе. Для малых и средних предприятий требования по подготовке и согласованию многочисленных документов часто оказываются не по карману.
Проблема компенсации ущерба экосистемам остается актуальной. Необходимо разработать механизмы компенсации за загрязнение, страхования экологических рисков, ответственности за экологический ущерб и стимулирования использования современных технологий. Государственная политика в области обращения с отходами остается неэффективной, долгосрочная программа в этой сфере не разработана. «С 2022 года приостановлена реализация подпрограммы «Отходы», которая является частью федеральной целевой программы «Экология и природные ресурсы».
Последняя была завершена в 2023 году, с опережением графика. Существующие правовые и налоговые инструменты не способствуют привлечению частных инвестиций в технологии обращения с отходами и утилизацию ранее накопленных отходов.
Для совершенствования правового регулирования в сфере обращения с отходами необходимо создать национальную систему управления, способствующую снижению техногенного воздействия на окружающую среду за счет соблюдения технологических норм и экологических стандартов. Процесс децентрализации полномочий и сфер ответственности в этой области между федеральными, региональными и муниципальными органами власти еще не завершен.
За последние годы количество выявленных нарушений в области охраны окружающей среды, включая обращение с отходами, увеличилось в 3,6 раза (с 56,4 тыс. в 2020 году до 205,5 тыс. в 2023 году). Снижение потребления вторичных ресурсов объясняется отсутствием экономических стимулов для развития индустрии рециклинга. Это связано с отсутствием целенаправленной научной политики и маркетинговых исследований и приводит к импорту старых технологий.
Заключение
В заключение курсовой работы можно подчеркнуть, что эффективное таможенное декларирование и контроль опасных отходов, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза, представляют собой ключевые аспекты в обеспечении экологической безопасности и соблюдении международных стандартов. Анализ законодательства и практики таможенного оформления показывает, что важно не только строгое соблюдение норм, но и необходимость внедрения современных технологий для упрощения процедур декларирования.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы:
1.Базельская конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением» // Собрание законодательства РФ. – 1996. - № 18. – Ст. 1749.
2.Таможенный кодекс Евразийского экономического союза от 01.01.2022 с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2022 // Таможенный вестник. – 2022. – № 11
3.Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2019 года № 30 «О мерах нетарифного регулирования» (с изм. от 08.10.2023) // Таможенный вестник, № 10, май 2019 года.
4.Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 27.12.2023 № 453-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2002. - № 2. - Ст. 133.
5.Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 27.12.2023 № 450-ФЗ) // Собрании законодательства РФ. - 1998. - № 26. - Ст. 3009.
7.Арестова, Е. Н. Основы квалификации и расследования преступлений в сфере таможенного дела: учебник. — М.: Юрайт, 2023. — 243 с.
8.Буваева, Н. Э. Международное таможенное право: учебник для бакалавриата и магистратуры. — М.: Юрайт, 2023. — 298 с.
9.Гошин, В.А. Таможенное сотрудничество стран-членов ЕАЭС: новые горизонты // Торговая политика. – 2022. – С. 15-20.
10. Гринберг, Р.С. Формирование Евразийского союза: шансы и риски // Белорусский экономический журнал. – 2022. – С. 4-9
11.Гурова, И. Региональная торговля на пространстве СНГ: предпосылки для производственной кооперации // Вопросы экономики. – 2021. – № 6. – С. 115-121.
12.Гутарина, О.В. К вопросу о таможенной пошлине и таможенно- тарифном регулировании в связи с образованием Евразийского экономического союза // Реформы и право. – 2021. – № 4. – С. 3-11.
13.Джабиев, А.П. Основы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности России. – М.: Экономика, 2022. – 478 с.
14.Дроздова, С.А. Таможенный союз, Единое экономическое пространство, Евразийский экономический союз: историко-правовой аспект этапов интеграции // Таможенное дело. – 2021. – № 1. – С. 1-9;
15.Демичев, А.А. Основы таможенного дела: учебник. - СПб: Интермедия, 2019. - 188 c.
16.Дроздова, С.А. Таможенное право: учебное пособие - СПб.: Интермедия, 2019. - 276 c.
17. Гущина, О.Г. Таможенная стоимость товаров: учебное пособие. - СПб.: Интермедия, 2019. - 256 c.
18.Жиряева, Е.В. Правовое регулирование ВЭД: учебное пособие. - СПб: Интермедия, 2019. - 130 с.
19.Ксенофонтова Е. М. Основы таможенного дела: учебное пособие. - СПб.: СПбГЭУ, 2022. – 162 с.
20. Крюкова, Н. И. Квалификация и расследование преступлений в сфере таможенного дела. — М.: Юрайт, 2023. — 223 с.
21.Лузина, Т. В. Таможенные платежи в отношении товаров, перемещаемых физическими лицами. — М.: Юрайт, 2023. — 159 с.
22.Лузина, Т. В. Организация делопроизводства в таможенных органах. — М.: Юрайт, 2020. — 273с.
23.Маховикова, Г. А. Таможенное дело. – М.: Юрайт, 2020. - 408 с.
24.Матвеева, Т. А. Таможенное право : учебное пособие для вузов. — М.: Юрайт, 2021. — 224 с.
25.Старикова, О.Г. Основы таможенного дела. Учебник. – М.: ИЦ Интермедия, 2021. – 408 с.