Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Современная образовательная среда непрерывно совершенствуется. Большую роль в этом процессе играет рост качества образовательной среды и качество управления образовательными организациями.
Современная социокультурная ситуация требует непрерывного повышения качества функционирования любой образовательной организации в условиях реализации ФГОС, начиная с дошкольных образовательных организаций и заканчивая вузовским образованием. Прежде всего – это необходимо для того, чтобы происходило их непрерывное динамичное развитие.
В настоящее время успешное развитие образовательной организации и рост качества образования обусловлено такими процессами как, информатизация, цифровизация, экспертное оценивание качества образования и др. В последние годы такого рода процессы приобретают глобальный характер. Сегодня можно говорить о том, что фундаментализацией современной образовательной среды являются именно информатизация и цифровизация.
В условиях оценки качества образовательной среды их можно рассматривать как значимые критерии для последующего развития той, или иной образовательной организации. Чем активнее идут на местах все эти процессы, тем больше можно говорить о качестве образования в современном обществе.
Экспертиза и цифровизация образовательной среды могут сами рассматриваться как характеристики инновационной модели управления образовательными организациями, в том числе, дошкольными. Это имеет непосредственное отношение как к качеству целостного образовательного процесса, так и к качеству управления образовательной организации.
Чтобы говорить об объективности экспертного оценивания качества в образовательной организации непосредственно на каждом этапе экспертизы, важно рассматривать специально отобранные критерии и показатели для экспертного оценивания. Каждый из рассматриваемых критериев и показателей экспертизы должны быть диагностируемыми, что позволит говорить об объективности оценки качества в той, или иной образовательной организации. Станут эти характеристики диагностируемыми, или нет, зависит от администрации образовательной организации.
Цель работы: изучить и обосновать этапы экспертизы в сфере оценки качества образования как основы результативности её проведения.
Объект исследования: процесс экспертизы и её этапов в сфере оценки качества образования как основы результативности её проведения в образовательной организации.
Предмет исследования: диагностируемые характеристики, отобранные в процессе экспертизы на каждом из её этапов в сфере оценки качества образования.
Задачи исследования:
1. Провести анализ понятия оценка качества образования в современной образовательной среде.
2. Изучить особенности экспертизы и экспертного оценивания качества образования в условиях реализации ФГОС.
3. Рассмотреть особенности мониторинга качества дошкольного образования.
4. Практически представить МКДО как инструментарий экспертной деятельности.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы экспертизы в сфере оценки качества образования
1.1. Анализ понятия оценка качества образования в современной образовательной среде
Сегодня все процессы в любой образовательной среде, так, или иначе связаны с процедурой экспертного оценивания и цифровизацией. Прежде всего – это обеспечение сферы образования методологией и технологией разработки и использования современных информационно-коммуникативных технологий и оценивание качества образовательной среды, которые ориентированы на реализацию триединой образовательной цели, обучение, воспитание и развитие подрастающего поколения. Эта работа чрезвычайно актуальна для любой образовательной организации, поскольку от качества работы экспертной службы зависит качество образования в целом [21].
Проблема реализации качественного образования на каждом из его этапов, по-прежнему актуальна и своевременна, поскольку не всегда понятно, что в образовании является традиционным, а что инновационным. Сегодня именно ФГОС и профессиональные стандарты регламентируют содержание любого образовательного процесса и использование соответствующих образовательных технологий. Это ставит перед образовательной организацией проблему непрерывного повышения профессиональной компетентности педагогов, что может служить диагностируемыми характеристиками инновационной модели управления образовательной организацией в условиях экспертного оценивания качества образования.
Под качеством будем понимать совокупность характеристик объекта, которые относятся к способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности. Обеспечение качества - это все планируемые и осуществляемые виды деятельности, которые доступные постоянному контролю.
Управление качеством образования - это система стратегических и оперативных действий, подлежащая комплексному планированию и направленная на обеспечение, контроль и оценку качества образования. Качество должно всегда лишь улучшаться. Под улучшением качества нужно понимать процессы и результаты приближения имеющихся параметров образовательной деятельности к целям и задачам, определяемым политикой в области качества образования. Процесс улучшения качества описывает позитивные изменения объекта качества в ходе непрерывного развития.
Качество образования – есть социальная категория. Она характеризует состояние и результативность процесса развития открытых образовательных систем. Здесь необходимо соответствие нормативным целям образования, потребностям и запросам различных социальных групп в достижении высокого образовательного результата. При этом, одной из важнейших функций администрации образовательной организации является обеспечение управлением качества образования [10].
Система качества должна рассматриваться как инструмент и как средство осуществления политики в области качества. Для этого необходима программа действий. Она имеет отношение к достижению определённых результатов, к целеполаганию и созданию мотивирующей роли для всего персонала организации. Для этого необходимо обеспечить стратегическое планирование деятельности образовательной организации.
Цели стратегического планирования определяются разработкой общего плана развития образовательной организации на некоторый временной период. При любом планировании необходимо учитывать, что качество образования может снижаться за счет наличия внутренних и внешних, видимых и скрытых дефектов. Под внутренними дефектами будем понимать недостатки, которые возникают по вине самой образовательной организации из-за несовершенства учебно-воспитательного процесса, или неблагоприятного социально-психологического климата, неадекватных методов управления организацией и др.
Типичным примером внутреннего дефекта является низкий уровень развития или воспитанности детей. Педагоги часто жалуются на то, что у детей отсутствуют навыки самостоятельной работы, наблюдается низкая мотивация к обучению и отсутствие творческой инициативы. Любые дефекты представляют собой легко выявляемые и объективно диагностируемые, подлежащие мониторингу недостатки образования, связанные с отсутствием конкретных знаний и умений детей.
Есть при этом и скрытые дефекты, выявление которых с помощью объективных методик является затруднительным. Такие дефекты можно обнаружить лишь на основе объективного экспертного оценивания, в том числе, в условиях длительных наблюдений и ретроспективного анализа [19].
Под управлением качеством образования будем понимать целенаправленную деятельность, где посредством решения управленческих задач обеспечена организация совместной деятельности администрации образовательной организации, педагогов, детей и их родителей. Все эти процессы должны быть направлены на качественное удовлетворение образовательных потребностей субъектов.
На современном этапе развития образования сохраняют свою актуальность общие принципы управления качеством. К ним относят комплексность, объективность, преемственность, оптимальность, опережение. Управление качеством образования как процесс предполагает планирование, организацию, руководство, контроль функционирования и развития основных и обеспечивающих процессов [19].
Управление в образовании рассматривали П.И. Конаржевский, М.М. Поташник, В.А. Сластенин, Т.И. Шамова и др. Наиболее часто в качестве основной образовательной организации рассматривают школу. Общеобразовательная школа – это сложная динамическая социальная система. Она выступает объектом внутришкольного управления. В этом случае можно говорить об управлении школой и ее отдельными компонентами, выступающими подсистемами общей системы – школы. Чтобы рассмотреть возможность отбора диагностируемых характеристик инновационной модели управления образовательной организацией, важно определить все возможные подсистемы, которые в ней существуют. В дальнейшем, каждая из этих подсистем может стать базовым критерием для экспертного оценивания, со своими отдельно выделенными критериями и показателями (индикаторами). К отдельным подсистемам можно отнести следующие:
-целостный педагогический процесс в образовательной организации;
-методическая служба;
-классно-урочная система;
-система воспитательной работы;
- система профориентационной работы, в том числе, ранней профориентации и др.
Очевидно, что управление образовательной организацией неразрывно связано с развитием управленческих идей. Сегодня до сих пор нет общепринятого понятия внутриорганизационного управления на основе балльно-рейтинговой системы. Это понятие постоянно обогащается по мере развития научного знания. Под управлением образовательной организацией будем понимать «особую деятельность, в которой ее субъект посредством решения управленческих задач обеспечивает организованность совместной деятельности детей, педагогов, родителей, обслуживающего персонала и ее направленность на достижение образовательных целей и целей развития организации» [20, с. 38].
В.Г. Афанасьев, И.К. Шалаев и др. рассматривали теорию управления, которая решает задачу обеспечения эффективности управленческого процесса. В их работах выявлены основы социального управления, определено его понятие, изучены функции, структура органов управления и пути совершенствования управленческой деятельности. Ряд исследователей под понятием управление понимают наличие определенных структур и наличие порядка среди элементов этих структур. М.И. Кондаков понимает управление учреждениями образования как «специализированную социально-педагогическую систему, предусматривающую сознательное, планомерное и целенаправленное воздействие субъекта управления на все стороны жизни образовательного учреждения для обеспечения оптимального социально-экономического и организационно-педагогического функционирования процесса обучения и воспитания подрастающего поколения» [20, с.65].
Н.Д. Хмель отмечает, что управление есть совокупность целенаправленных и взаимосвязанных действий управляющей и управляемой систем по согласованию совместной деятельности людей для достижения поставленных целей. При этом он рассматривает ряд положений общей теории управления образовательной организацией:
-обеспечение целенаправленной и интегрированной деятельности субъектов педагогического процесса;
-управление направлено на создание, становление, оптимальное функционирование и обязательное развитие образовательной организации;
-управление осуществляют с помощью управленческих действий анализа, планирования, организации, контроля, регулирования.
Центральным объектом управления в образовательной организации является педагогический процесс, который реализует триединую образовательную цель, воспитание, развитие и обучение субъектов. То, как должно осуществляться управление в зависимости от особенностей технологии педагогического процесса – это вопрос к науке управления образовательной организацией.
Необходимо грамотно подбирать кадры, осуществлять объективную оценку их деятельности, мотивировать на продуктивную работу, формировать продуктивный психологический климат в коллективе и др. Всё это является актуальными проблемами внутреннего управления в организации. Одним из важнейших объектов управления является процесс развития образовательной организации. Руководитель и администрация, которые могут быть рассмотрены как экспертная комиссия, при этом активно используют методы наблюдения, тестирования, анкетирования и др.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Адольф, В.А. Компетентность педагога в условиях трансформации образования: монография / В.А. Адольф, Т.А. Кондратюк, Н.Ф. Яковлев; Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. – Красноярск: КрГПУ. - 2022. - 160 с.
2. Бодрунов, С.Д. Глобальная трансформация современного общества и национальные цели развития России / С.Д. Бодрунов. Научные труды Вольного экономического общества России, - 2021. - № 4. - С. 54-65.
3. Винер, Н. Кибернетика и общество / Н. Винер. - Перевод Е.Г. Панфилова Общая редакция и предисловие Э.Я. Кольмана М.: Тайдекс Ко, 2012 г.- 186 с.
4. Ваганова, О.И. Роль инновационной образовательной среды в самореализации субъектов образовательного процесса / О.И. Ваганова, М.П. Прохорова, К.А. Максимова // Карельский научный журнал. – 2019. – Т. 8. №2 (27). – С. 11–14.
5. Всероссийская педагогическая конференция «Современные педагогические технологии как средство реализации ФГОС» — 2024: материалы Всероссийской педагогической конференции. Том 4. –Екатеринбург: Высшая школа делового администрирования, 2024. – 119 с.
6. Возрастная и педагогическая психология: учебник под ред. Б.А. Сосновского. - Москва: Юрайт, 2023. – 411 с.
7. Гончарук, Н.П. Проблемы интеграции педагогических технологий и цифровых ресурсов в образовательном процессе / Н.П. Гончарук, Е.И. Хромова // Казанский педагогический журнал. – 2021. – №6 (149). – С. 75–83.
8. Гершунский, Б.С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы [Текст] / Б.С. Гершунский. - М.: Педагогика 2014. - 135с.
9. Горячев, А.В. О понятии «Информационная грамотность» [Текст] / А.В. Горячев. - Информатика и образование. - 2011. - №3. – С. 18-21.
10. Гришан, И.П. Менеджмент образовательных учреждений [Текст] / И.П. Гришан. - Владивосток: ТИДОТ ДВГУ. - 2012. – 65 с.
11. Гордеева, Е.В. Цифровизация образования / Е.В. Гордеева, А.С. Жажоян, Ш.Г. Мурадян [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-vobrazovanii/viewer (дата обращения 01.10.2024).
12. Еноторова, А.М. К вопросу необходимости внедрения индивидуального образовательного маршрута / А.М. Еноторова. - электрон. сб. ст. по матер. IХ Всерос. науч.-практ. конф. (Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова) (7 февраля 2020 г., г. Пермь, Россия) / под общ. ред Л.В. Селькиной; Перм. гос. гуманит. -пед. ун-т. – Пермь, 2020. – С. 47-52. file:///C:/Users/User/Desktop/Organizacija_razvivajushhej_obrazovatelnoj_sredy_v_nachalnoj_shkole.PDF (дата обращения 01.10.2024).
13. Емельянова, Т.В. Игровые технологии в образовании: электронное учеб. -метод. пособие / Т.В. Емельянова, Г.А. Медяник. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2019. file:///C:/Users/User/Downloads/Igrovyie_tehnologii_v_obrazovanii%20(1).pdf (дата обращения 01.10.2024).
14. Здоровьесберегающие технологии в образовании детей дошкольного и школьного возраста: учебное пособие для студентов / авт.-сост. М.В. Леньшина, Р.И. Андрианова, А.В. Степанов. – Воронеж: ФГБОУ ВО «ВГАС». - 2023. - 56 с.
15. Институт воспитания. Разговоры о важном. – URL: https://xn--80adrabb4aegksdjbafk0u.xn--p1ai/programmy-vospitaniya/spo/razgovory-o-vazhnom/ (дата обращения 01.10.2024).
16. Инновационные образовательные практики: детский сад, школа, вуз: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием/ отв. ред. М.Г. Заббарова. - Ульяновск: ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», 2021 г.- 645 с.
17. Ковалева, Г.С. Оценка функциональной грамотности. – URL: https://topuch.com/gramotnosti-uchashihsya-osnovnoj-shkoli-konceptualenie-ramki-r/index.html (дата обращения 01.10.2024).
18. Качество современного образования: традиции, инновации, опыт реализации. Сборник материалов X Всероссийской научно-практической конференции, г. Ставрополь, 22 апреля – 17 мая 2024 года. – Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2024. – 234 с.
19. Колин, К.К. Фундаментальные основы информатики: социальная информатика / К.К. Колин // учебное пособие - Изд-во «Академический проект». М., 2010. – 203 с.
20. Концепция мониторинга качества дошкольного образования Российской Федерации / И.Е. Федосова. – Москва: ИНО ДПО «Национальный институт качества образования», 2023. – 56 с.
21. Курова, Н.Н. Проектная деятельность в развитой информационной среде образовательного учреждения / Н.Н. Курова //Учеб. пособие для системы доп. проф. образования. – М.: Федерация Интернет образования, 2012. -186 с.
22. Концепция информатизации образования / Информатика и образование. - 2012. - №1., 98-101 с.
23. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для сотрудников пед.вузов и системы повышения квалификации пед.кадров / Полат Е.С., Бухвркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е.; под ред. Полат Е.С. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 224 с.
24. Сайт группы компаний «Аверс» [Электронный ресурс].- Режим доступа: URL: http://www.iicavers.ru/ (дата обращения 01.10.2024).
25. Третьяков, П.И. Оперативное управление качеством образования в школе: Теория и практика / П.И. Третьяков // Новые технологии, Скрипторий 2015. - 568 с.
26. Шамова, Т.И. Управление образовательными системами / Т.И. Шамова // Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений Т. И Шамова, П. И Третьяков, Н. П. Капустин; Под ред. Т.И. Шамовой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012. – 320 с.