Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Сегодня возрастает потребность в быстрой подготовке социально компетентной, социально активной и самосознательной личности, способной эффективно функционировать в современных условиях. Условия современного общества характеризуются высокой степенью нестабильности, быстрым темпом жизни, наличием всевозможных угроз и потрясений. Как следствие, повышаются требования к системе образования, уровню и качеству профессиональной подготовки, особенностям воспитания профессионально значимых качеств.
Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития коммуникативной компетентности подростков
1.1. Понятие коммуникативной компетентности в психологии
Коммуникативная компетентность включает в себя понимание и знание различных форм общения, не ограничиваясь только вербальными средствами. Она также может способствовать развитию функциональной языковой и информационно-технической грамотности и осведомленности человека. [18].
При рассмотрении определения коммуникативной компетентности важно учитывать такие аспекты, как общение и взаимодействие.
Общение само по себе является социальным явлением, включающим различные формы взаимодействия. Оно состоит из коммуникативной составляющей, которая отвечает за обмен информацией между участниками; интерактивной составляющей, представляющей собой процесс организации взаимодействия между личностями; и перцептивной составляющей, которая связана с восприятием информации и достижением взаимопонимания между индивидами [8].
Коммуникативность в общении охватывает все информационные процессы, происходящие между людьми, тогда как взаимодействие подразумевает обмен действиями и поступками. Основы понятия "коммуникативная компетентность" были заложены в 1960-х годах. Известный психолог Л.С. Выготский еще в начале XX века подчеркивал, что человек является социальным существом с рождения, и коммуникативные способности играют важную роль в его социализации [5].
Формирование «коммуникативного ядра личности» способствует успешному общению и взаимодействию между людьми. Это ядро включает в себя ориентацию на человека, доверие к себе и другим, а также коммуникативные умения и способности. Эксперты выделяют основные компоненты коммуникативных навыков: информационно-коммуникативный, интерактивный и перцептивный.
1.2. Особенности общения и коммуникативной компетентности в подростковом возрасте
В подростковом возрасте общение со сверстниками приобретает для подростков особую значимость, отодвигая на второй план учебу и взаимодействие с семьей. Подростки чаще делятся своими секретами, планами и мечтами с ровесниками, а не с родителями.
Отчуждение от семьи проявляется в виде негативизма или протестного поведения, что свидетельствует о начале поиска подростком своей индивидуальности и уникальности. У них формируется собственный внутренний мир и возникает потребность в уединении.
Стремление к самопознанию требует от подростка дистанцирования от семейного «Мы». Однако подросток еще не готов оставаться наедине со своим «Я», так как не способен глубоко и объективно оценивать себя и предстать перед миром как личность. Это выражается в готовности совершать самостоятельные поступки без принятия ответственности за них. Подростку необходима поддержка, которую он ищет у сверстников, и мнение ровесников становится важнее, чем мнение семьи. Успехи в кругу сверстников ценятся выше всего [13].
На формирование коммуникативных навыков подростка влияют следующие факторы:
- Психологические особенности родителей, которые формируют эмоциональную атмосферу в период взросления ребенка, такие как чрезмерная опека матери, эмоциональная нестабильность и психопатология в семье, а также личностные черты матерей, включая депрессию, низкую самооценку, нарциссизм и импульсивность.
- Социально-экономический статус семьи, включая жизненные трудности, экономическую нестабильность, возрастную незрелость родителей, недостаточный уровень образования и начитанности.
- Семейные воспитательные практики, такие как несоответствие жизненных ценностей, конфликтные ситуации, проблемы в супружеских отношениях и склонность родителей к алкоголю.
Дисфункциональная, неблагополучная семья как основа развития ребенка является фактором, нарушающим его адаптивное и полноценное развитие. Становление ребенка в условиях жизни в семье, которая не отличается благополучием, влечет за собой целый комплекс отклонений психологического, социального, а также педагогического характера. В результате нахождения в такой среде ребенок может получить деформацию развития личности и не пройдет адаптационный процесс в школе. Практически все дети, проживающие в неблагополучных семьях, отличаются определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь [2].
Глава 2. Эмпирическое исследование коммуникативной компетентности подростков
2.1. Анализ и подбор методов исследования коммуникативной компетентности подростков
Цель данного практико-ориентированного исследования: выделение особенностей развития коммуникативной компетентности у подростков.
Задачи исследования:
1) Выявить уровень сформированности коммуникативной компетентности у подростков
2) Проанализировать результаты
3) Выявить специфику коммуникативной компетентности у мальчиков и девочек подростков
Исследование проводилось в МБОУ «Приреченская СОШ». В нем участвовали 25 учеников 8 и 9 классов в возрасте от 14 до 16 лет. Эти подростки обучаются в средней общеобразовательной школе, расположенной в городской местности, что предоставляет им доступ к разнообразным социальным и культурным ресурсам. Состав группы сбалансирован по полу: 12 мальчиков и 13 девочек. Это позволяет исследовать возможные гендерные различия в коммуникативной компетентности и учитывать их при анализе данных.
Участники группы представляют разнообразие по социально-экономическому статусу, что отражает общий социальный контекст школы. Это разнообразие может включать подростков из семей с разным уровнем дохода и образования родителей, что может влиять на их коммуникативные навыки и опыт.
Академическая успеваемость участников варьируется от средних до высоких показателей, что позволяет изучить, как уровень успеваемости может быть связан с коммуникативной компетентностью. В группе есть как активные участники школьной жизни, такие как члены школьных клубов и секций, так и те, кто предпочитает менее активное участие.
Все участники группы выразили согласие на участие в исследовании, а их родители или законные представители предоставили информированное согласие, что соответствует этическим стандартам проведения исследований с участием несовершеннолетних.
2.2 Анализ проведенной диагностики по выявлению уровня сформированности коммуникативной компетентности у подростков
Приступим к анализу проведенных методик. Начнем с результатов методики по шкале социального самоконтроля (М. Снайдер, адаптация - А. А. Рукавишников, М. В. Соколова).
В целом, результаты диагностики по шкале социального самоконтроля показывают разнообразие в уровнях социального самоконтроля (см. рис 1), что влияет на их социальные взаимодействия и адаптацию в различных ситуациях.
У мальчиков больший процент демонстрирует низкий уровень социального самоконтроля, что может указывать на их склонность к более прямолинейному выражению своих чувств и меньшую адаптацию поведения в зависимости от социальных ситуаций. Средний уровень социального самоконтроля одинаков для обеих групп, что говорит о том, что половина как мальчиков, так и девочек способна к некоторой адаптации, но без значительных изменений в поведении.
У девочек, напротив, больший процент демонстрирует высокий уровень социального самоконтроля, что может свидетельствовать о большей склонности к изменению своего поведения в зависимости от социальных ожиданий и контекста. Это может быть связано с культурными или социальными факторами, которые поощряют девочек к большей адаптивности в социальных ситуациях. Обратимся к таблице 2, где представители характеристики ответов респондентов.
Заключение
Коммуникативная компетентность – важная составляющая общения, которое становится в подростков возрасте ведущим видом деятельности. Так или иначе подростки входят в общество сверстников и стремятся налаживать общение друг с другом. Но их коммуникативные умения имеют определённую специфику и отличаются от модели поведения взрослого.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Батаршев А.В. Психология личности и общения. М.: Владос, 2014. 246с.
2. Бочавер А.А. Как подростки слышат советы родителей о будущем? / А.А. Бочавер, К.Д. Хломов, А.А. Корнеев, А.В. Жилинская // Социальная психология и общество. 2019. Т.10. № 2. С. 157-174.
3. Бурнард Ф. Тренинг межличностного взаимодействия. СПб.: Питер, 2002. 304 с.
4. Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003. 320 с.
5. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004. 362с.
6. Гозалова М.Р. Проектная деятельность как один из методов развития коммуникативной компетенции // Народное образование. Педагогика. 2013. №4. С. 89-97.
7. Давыдова И.В. Основы социально-психологического тренинга: Учебно-методический комплекс. М.: МГУТУ, 2011. 125 с.
8. Ефимова Н.С. Социальная психология: учебное пособие / Н.С. Ефимова. М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2013. 192 с.
9. Жуков Ю.М. Эффективность делового общения. М.: Эксмо, 2004. 64с.
10. Захарова Т.В., Басалаева Н.В., Казакова Т.В., Игнатьева Н.К., Киргизова Е.В., Бахор Т.А. Коммуникативная компетентность: понятие, характеристики // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4.
11. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. СПб.: Питер. 2012. 576 с.
12. Комлик Л.Ю., Колосова И.Г. Особенности коммуникативной компетентности старшеклассников // Вестник ТГПУ. 2018. №3 (192). С. 45 50.
13. Муравьева Ю.В. Особенности коммуникации в подростковом возрасте / Библиотека СКФУ. Ставрополь. 2011. С. 21-24.
14. Никишина Л.А. Межличностные отношения подростков // E-Scio. 2021. № 10 (61). С. 452-457.
15. Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология. М.: Московский психолого-социальный институт, 2015. 288 с.
16. Панкратова И.А. Особенности взаимосвязи коммуникативных способностей и мотивации достижения у подростков // Мир науки. 2017. Том 5. С. 2 6.
17. Пахальян В.Э. Групповой психологический тренинг: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2006. 224 с.
18. Петровская Л.А. Компетентность в общении. М.: ИНФА-М, 1997. 224с.
19. Реньш М.А., Садовникова Н.О., Лопес Е.Г. Социально- психологический тренинг: Практикум. Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2013. 190 с.
20. Рукавишников, А. А. Шкала социального самоконтроля / А. А. Рукавишников, М. В. Соколова. Ярославль: НПЦ Психодиагностика, 1999. 234 с.
21. Самородова П.В., Котовская С.В. Взаимосвязь уровня самооценки личности подростка с его социометрическим статусом. В сборнике: Актуальные проблемы психологии и педагогики инклюзивного образования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 2020. С. 104-112.
22. Соловьева Е.А., Ермак Е.С., Осипова Л.В. Психология человека и группы. СПб.: СПбГАСУ, 2018. 86 с.
23. Творогова Н. Д. Общение: диагностика и управление / Н. Д. Творогова. М.: Просвещение, 2002. 134 с.
24. Тест коммуникативных умений Михельсона (адаптация Ю. З. Гильбуха). Режим доступа URL: http://testoteka.narod.ru/mlo/1/10.html (дата обращения: 09.12.2024).
25. Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология. Люберцы: Юрайт, 2017. 575 c.