Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Раннее детство (1-3 года) - особый период в жизни ребенка. На данном этапе осуществляется стремительное психическое и физическое развитие, закладываются основы для последующего формирования и развития ребенка как личности. Главными достижениями раннего детства являются те, которые становятся определяющими развитие психики ребенка, овладение телом, языком и развитие предметной деятельности. Некоторые психологи (Р. Заззо) считают трехлетний возраст серединой психического развития человека.
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
1.1. Речь как психолого-педагогическая проблема
Речь – это деятельность человека, который использует язык для общения, выражения чувств, формулирования мыслей, осознания действительности и планирования действий. Однако речь – это не только процесс, но и результат: устный, письменный, книжный и т. д. Речь - это реализация языка.
Поэтому всем людям очень важно и необходимо научиться грамотно говорить. По определению Т.П. Сальниковой, развитие речи учащихся - это процесс овладения средствами языка (фонетика, лексика, грамматика, стилистика, культура речи) и механизмами речи (восприятие и выражение мысли) [16, с. 66].
По словам Н. И. Жинкина, речь – это, в первую очередь, процесс использования языка, «который вырабатывается усилиями множества людей, обслуживает общество и является коллективным достоянием. Общество проявляет заинтересованность в том, чтобы богатство и исторически выработавшиеся нормы родного языка строго охранялись» [11, с. 136].
По мнению психолога Зеньковского В.В., в развитии речи важно различать три стороны:
1) психофизиологическую;
2) психологическую;
3) логическую.
Развитие речи связано с тем, что речь имеет «смысл». Вначале речь обслуживает эмоциональную сферу души и выражает чувства и эмоции. Выполняя эту функцию, речь становится инструментом мышления и подчиняется логическим законам.
1.2. Основные закономерности речевого развития детей
В педагогической и психологической литературе раннее детство анализируется как критический этап развития человека, который определяет успешное физическое, психологическое, эмоциональное и социальное развитие. Раннее детство – один из самых критических периодов в жизни ребенка. Это период быстрого сенсорного развития, визуального и поведенческого мышления, формирования второй сигнальной системы и ее основных функций, а также раннего становления личности ребенка [19, с. 611].
Языковое развитие - широко используемое комплексное обозначение процессов, этапов и приемов, связанных с овладением ребенком и, в более широком смысле, на протяжении всей жизни устными и письменными средствами (языком), что, в свою очередь, характеризует развитие коммуникативной компетенции, лингвистического мышления и литературного творчества. Это характеризует развитие коммуникативной компетенции, лингвистического мышления и литературного творчества. Дети, не получающие специального обучения от взрослых, овладевают языком к четырем годам. Доречевые этапы включают в себя плач, гуление, лепет и регулируемый лепет. По мере развития речи и слуха ребенок способен усваивать фонемы: в полтора года у ребенка появляются слова, имитирующие звуки; в два года - фразы, состоящие из двух слов, и он начинает осваивать грамматику; в три года словарный запас многократно увеличивается; в четыре года ребенок имеет словарный запас, включающий слова, слова и фразы, которые не используются взрослыми.
В литературе вопросам поэтапности формирования речи при ее нормальном развитии уделяется достаточно много внимания. В монографии А.Н. Гвоздева, в работах Г.Л. Розенгард-Пупко, Д.Б. Эльконина, А.А. 12 Леонтьева, Н.Х. Швачкина, В.И. Бельтюкова и др. подробно описано становление речи, у детей начиная с самого раннего детства. Эти авторы с разных позиций рассматривают и характеризуют этапы речевого развития.
Например, А.Н. Гвоздев детально изучает последовательность усвоения ребенком частей речи, структур предложений, характер их грамматического оформления. В зависимости от этого он предлагает свою периодизацию.
А. Н. Леонтьев предлагает четыре этапа в формировании речи детей. 1-й — подготовительный (с момента рождения — до года); 2-й — преддошколъный (от года до 3 лет); 3-й — дошкольный (от 3 до 7 лет); 4-й — школьный (от 7 до 17 лет).
По мнению Л.С. Выготского в возрасте 1 года 2 мес. – 1 года 3 мес. появляется подражание взрослому по инициативе ребенка, малыш повторяет за ним слова, фразы.
Новые слова включаются в различные комбинации с уже знакомыми словами. В раннем возрасте для ребенка важно начать использовать слова, которые имеют значение, но за ними стоит конкретный предмет, а не обобщенное значение. Слово «чашка» означает для него чашку, из которой он пьет. Другие чашки, имеющие другой внешний вид, не обозначаются таким термином. Постепенно слова, обозначающие группы предметов, формируются на основе визуальных, а не обобщенных признаков; примерно в два года он задает много вопросов о названиях предметов, и его словарный запас резко увеличивается; к концу трехлетнего возраста появляются слова с обобщенным значением, но их содержание отличается от речи взрослых и они отличаются от тех, что используются в разговоре взрослых [19, с. 611].
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
2.1. Организация и методы исследования
В целях проверки гипотезы исследования была проведена опытно-экспериментальная деятельность, которая проводилась на базе ГБУ ЦССВ «Наш дом» г. Москва в младшей группе.
Дети раннего возраста в процессе усвоения родного языка, овладевают главной формой речевого общения - устной речью. Речевое общение в его полном виде - понимание речи и активная речь – развивается поэтапно. В эксперименте приняли участие воспитанники 2 младшей группы в количестве 10 человек.
В целях проведения констатирующего эксперимента использовался комплекс методик, предложенный Е.М. Мастюковой и А.Г. Московкиной, которые содержат критерии оценки речевого развития у детей раннего возраста.
Методика 1. «Изучение понимания речи»
Цель: определить уровень восприятия речи взрослого.
Материал: кукла и 4-5 хорошо знакомых детям предметов (тарелка, кубики, кошечка).
Процедура проведения: исследование проводилась в индивидуальном порядке с каждым воспитанником.
1 Ситуация. Нужно было узнать, отзывается ли воспитанник на свое имя.
2 Ситуация. Попросить ребенка указать на называемый предмет.
3 Ситуация. Предложить ребенку показать у куклы какую-либо часть лица или тела.
4 Ситуация. Попросить воспитанника найти аналогичную часть лица или тела у себя.
5 Ситуация. Попросить ребенка дать называемый предмет.
6 Ситуация. Предложить произвести с предметом указанные действия (положить кубики в коробку). Задание усложняется в зависимости от возраста ребенка.
7 Ситуация. Предложить воспитаннику проделать какие-либо движения руками, ногами, головой, всем корпусом. Формулировка задания повторяется неоднократно.
Обработка данных: вся информация заносится в таблицу, где отмечали число повторений формулировки заданий, нужных для того, чтобы ребенок его понял, число верно выполненных заданий.
Число повторений устанавливается количеством набранных ребенком баллов: 1 раз - 2 балла 2 раза - 1 балл 0 баллов - задание не выполнил
Критерии: от 11 - до 14 баллов - высокий уровень понимания речи. 30 от 7 до 10 баллов - средний уровень понятия речи, от 6 до 0 баллов - низкий уровень понимания речи.
Методика 2. «Найди игрушку»
Цель: установить понимание речи взрослого.
Материал: несколько знакомых предметов (игрушки, пирамидки, куклы и т.д.)
Процедура: в процессе игровой деятельности мы наблюдали за тем, как ребенок реагирует на предметы: концентрируется ли он на игрушке, берет ли ее в руки, вызывает ли игрушка реакцию или улыбку, понимает ли он обращенные к нему слова.
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования речевого развития детей раннего возраста
Речевое развитие ребенка – значительный этап и индикатор общепсихического развития в раннем возрасте.
Цель исследования: определить уровень речевого развития каждого ребенка. Результаты диагностики отражены в таблице 1.
Таким образом, в процессе диагностики с детьми раннего возраста на начало года нами было установлено, что у 20% детей отмечается (2 ребёнка) речевое развитие на высоком уровне. 30% (3 ребёнка) показали средний уровень, 50% (5 детей) – низкий уровень развития. Так, анализ сведений, зафиксированных в таблице, показал, что развитие речи детей в группе находится на низком уровне (5 детей - 50%).
Так, согласно первой методике, высокий уровень понимания речи продемонстрировали 8 детей (80%), ребята понимали инструкцию взрослого, указывали на называемый предмет, сумели найти аналогичную часть лица или теля у себя и куклы. Согласно второй методике, высокий уровень понимания речи был выявлен у 6 детей (60%), средний уровень – 3 детей (30%), у одного ребенка отмечался низкий уровень понимания речи. Исходя из третьей методики, было выявлено, что два человека (20%) обладают высоким уровнем объема словаря, три ребенка (30%) обладают средним уровнем, 4 ребенка (40%) показали низкий уровень объема словаря.
Согласно методике № 4, состояние звукопроизношения у 2 ребят (20%) отмечается на высоком уровне, у 6 ребят (60%)- средний уровень, 2 ребенка (20%) показали низкий уровень произношения.
Методика № 5 предполагала выявление уровня активного словарного словаря у детей и наличие и частоты использования различных частей речи. Так, только один ребенок (10%) показал высокий уровень владения словарем, один ребенок показал средний уровень владения словарем, 5 детей (50%) продемонстрировали низкий уровень владения словарем, у троих (30%) отмечается отсутствие фрагментов речи.
Дети испытывали определенные затруднения при выполнении задания. Так уровень понимания речи не отвечает возрастной норме, звукопроизношение еще не сформировано, поэтому тот результат, который продемонстрировали дети в данной группе, соответствовал норме.
Хотя в процессе составления рассказов по опорным картинкам иногда возникали трудности, с помощью педагогов дети рассказывали истории, используя различные части речи. Были продемонстрированы хорошие показатели контекстной речи. В речи детей встречались существительные в единственном и множественном числе, глаголы совершенного и несовершенного вида.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Раннее детство – важнейший и переломный период в эмоциональном развитии ребенка. Это возраст, когда все ново и все только начинается: язык, игры, общение со сверстниками, первые мысли о себе, о других и о мире.
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
I. Нормативные правовые акты
1. Фе¬де¬раль¬ный го¬судар¬ствен¬ный об¬ра¬зо¬ва¬тель¬ный стан¬дарт до-школь¬но¬го об¬ра¬зо¬ва¬ния : при¬ка¬зы и пись¬ма Ми¬но¬бр¬на¬у¬ки РФ / [ред.-сост. Т. В. Цвет¬ко¬ва]. – Москва : Сфе¬ра, 2014, 2015, 2016, 2017. – 96 с.
II. Учебная и монографическая литература
2. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка. М.: Просвещение, 1987. – 159 с.
3. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М.: Национальный книжный центр, 2015. –56 с.
4. Выготский Л.С. Основы дефектологии / Л.С.Выготский.- Спб.: Из-во «Лань», 2003. – 390 с.
5. Засорина Л. Н., Беляковская Н. Н., Макарова Н. Ш. Речевое развитие детей 2–8 лет. – 2013. – 210 с.
6. Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Под ред. ВИ Селиверстова //М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. – 2003. – Т. 408. – 260 с.
7. Подъяпольская С. А., Карпикова Е. А., Замотаева Е. Ю. Особенности речевого развития детей раннего возраста //Воспитание и обучение: теория, методика и практика. – 2018. – С. 196-198.
8. Якушева В. В., Качяраускене К. В. Проблема речевого развития детей раннего дошкольного возраста: теоретический аспект //ББК 1 Н 34. – 2019. – С. 39.
III. Периодические издания
9. Аксарина Н. А. К вопросу о развитии лексической памяти у обучающихся из семей с высокой и со сниженной речевой культурой //Динамика языковых и культурных процессов в современной России. – 2016. – №. 5. – С. 1101-1105.
10. Белогай К. Н., Сонина Н. А. Речевое развитие ребенка в период раннего детства и его взаимосвязь с различными факторами //Л.И. Божович и современная психология личности: тез. междунар. науч. конф. – 2008. – С. 36-42.
11. Боровцова Л.А., Козодаева Л.Ф. Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2015. № 1 (25). – С. 111-120.
12. Бурмистрова Е. В. и др. Детская возрастная психология: младенчество, раннее детство, дошкольное детство, младший школьный возраст, подростковый возраст //Вестник практической психологии образования. – 2015. – Т. 12. – №. 2. – С. 71-82.
13. Ваторопина С. В., Смородина Е. Н., Ракова С. В. Комплексное воздействие на речевое развитие детей раннего возраста //Концепт. – 2015. – №. 5. – С. 21-25.
14. Жинкин Н. И. Психологические особенности спонтанной речи //Иностранные языки в школе. – 2005. – №. 4. – С. 136-144.
15. Меерзон Т.И., Петряева А.В., Плешакова Н.П. Современные методы обучения в логопедической работе// Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации. Материалы научно-практической конференции (заочной) с международным участием. Ответственный редактор: А.Ю. Нагорнова. 2015. С. 181-185.
16. Петрухненко Н.И., Сапрыкина С.А. Развитие речи у детей раннего возраста// Инновационные педагогические технологии: материалы Международной научной конференции (г. Казань, октябрь 2014 г.). Казань: Бук, 2014. – С. 242-243.
17. Покровская Ю.А. Дефиниция «задержка речевого развития» в современной логопедии/ Специальная педагогика и специальная психология: Сборник научных статей участников V международного теоретико-методологического семинара 8–9 апреля 2013 года, ИСОиКР ГБОУ ВПО МГПУ. В 2-х томах. Том 1. Специальная педагогика и специальная психология: современные проблемы теории, истории, методологии. М.: ЛОГОМАГ, 2013. – С. 211-218.
18. Сальникова О. А. Что включает в себя коммуникативная компетенция? //Начальная школа плюс До и После. – 2012. – №. 7. – С. 66-70.
19. Санникова Л. Н., Леонова Е. А. Развитие речи детей раннего возраста в процессе семейного воспитания //Мир детства и образование. – 2014. – С. 137-141.
20. Скалкин В. Л., Рубинштейн Г. А. Речевые ситуации как средство развития неподготовленной речи //Иностранные языки в школе. – 2012. – №. 4. – С. 25-33.
21. Уткина Н. Б. Проблемы речевого развития у детей в период раннего детства //Шамовские педагогические чтения научной школы управления образовательными системами. – 2021. – С. 611-615.
22. Чуйкова Ж. В., Красова Т. Д. Становление и развитие педагогики раннего детства в России //Психология образования в поликультурном пространстве. – 2019. – №. 4. – С. 121-132.
23. Шемякина О. В. К вопросу об особенностях психического развития у детей раннего возраста с задержкой речевого развития //Вестник Череповецкого государственного университета. – 2012. – Т. 3. – №. 4 (44). – С. 160-164.
IV. Интернет-ресурсы
24. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста / Е. Ф. Архипова [Электронный ресурс]. – http://pedlib.ru/Books/5/0079/5_0079-1.shtml