Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования состоит в следующем. В эпоху развития цифровой экономики, сопровождающейся развитием таких технологий, как: искусственный интеллект, инструменты обработки и работы с BigData, облачные технологии и пр., которые все больше внедряются в нашу повседневную жизнь, мы сталкиваемся с проблемой того, что современный бизнес тоже должен пройти процесс цифровой трансформации для того, чтобы удовлетворять запросам потребителей.
Глава 1. Теоретические аспекты деятельности коммерческого предприятия в эпоху цифровой трансформации
1.1. Факторы цифровой трансформации коммерческого предприятия в современных условиях
Цифровизация – процесс организации выполнения в цифровой среде функций и деятельности (бизнес-процессов), ранее выполнявшихся людьми и организациями без использования цифровых продуктов . Из приведённого определения следует, что цифровизация представляет собой внедрение в каждый отдельный взятый аспект деятельности информационных технологий. Цифровая трансформация – совокупность действий, осуществляемых государственным органом, направленных на изменение (трансформацию) государственного управления и деятельности государственного органа по предоставлению им государственных услуг и исполнению государственных функций за счет использования данных в электронном виде и внедрения информационных технологий в свою деятельность .
Подводя к теме данного исследования, цифровая трансформация подразделяется на три уровня:
- полное оцифрование информации в бумажном виде;
- использование оцифрованной информации для упрощения бизнес-операций;
-• создание бизнес-приложений, включающих в себя все официальные данные компании.
Стратегии цифровой трансформации являются приоритетными направлениями деятельности Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ. Данные стратегии стоит рассматривать как комплексное понятие, так как в стратегии входят и исследование текущего состояния компании, и постановка целей для дальнейшего развития. Таким образом, цифровая трансформация представляет собой процесс применения цифровых технологий для изменений бизнес-процессов с целью повышения эффективности и конкурентоспособности компании. На основании этого, важно рассмотреть ключевые факторы, которые оказывают влияние на процесс цифровой трансформации бизнеса в России :
1. Цена на инструменты цифровой трансформации. Многие инновационные методы использования информационных технологий, такие как дешевая «жесткая» или облачные памяти, различные нейросети и инструменты искусственного интеллекта, совершенствуются языки программирования, в которых появляется все больше новых библиотек, которые содержат в себе различные фрагменты готовых программных кодов, что сильно упрощает процесс создания приложений и программ в целом, все эти средства стали общедоступными, у компаний появляются условия, в которых они смогут создавать, используя либо частично, либо комплексно вышеизложенный инструментарий, единый(е) продукт(ы), которые в дальнейшем они будут продавать на рынке за стоимость в разы выше всей суммы, затраченной именно на производство данного товара .
2. Запросы потребителей. Некоторые элементы классической корзины потребителя товаров и услуг на сегодняшний день также подвергаются цифровизации. Например, людям стало легче получать какие-либо услуги в online-режиме. Населению стало удобно производить покупки товаров в онлайн магазинах и на маркетплейсах, потому что логистические условия в нашей стране на данный момент помогают организациями доставлять заказы вовремя и в надлежащем состоянии, качество товаров, продаваемых в интернете тоже достигло отличного уровня. Благодаря таким сервисам как ГосУслуги, Налог.РФ и т.п., появилась возможность оплачивать налоги, штрафы, получать государственные услуги такие как запись в поликлинику, МФЦ и т.д., из любой точки планеты.
1.2. Основы электронной коммерции как важного вида коммерции в условиях цифровой трансформации
Электронная коммерция (ЭК) активно развивается в экономике и проникает во все остальные сферы жизнедеятельности людей, оказывая огромное влияние на них и трансформируясь в соответствии с современными тенденциями. Развитие электронной коммерции существенно влияет на эффективность бизнес-процессов, именно поэтому она находится в поле зрения международных учреждений, таких как Всемирная торговая организация (ВТО), Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), Организация объединенных наций (ООН). Современная экономика активно использует достижения научной мысли и стремится к повсеместному внедрению новейших инфокоммуникационных технологий (ИКТ). Все это стимулирует уход от традиционной офлайн-модели и способствует возникновению абсолютно новой онлайн-модели ведения торговли.
ЭК - одна из наиболее быстроразвивающихся сфер современной экономики. История ЭК насчитывает лишь около двух десятилетий интенсивного развития, однако это не стало преградой для стремительного проникновения в повседневную жизнь человечества. Действительно, сегодня невозможно представить нашу жизнь без коммуникации и обмена товарами, услугами электронным способом.
Свое начало ЭК берет в 1960 г. в США, когда впервые стали появляться технологии автоматизации продаж, банковских операций и систем автоматизированного управления ресурсами предприятий . Появление первого персонального домашнего компьютера и сети Интернет, официальной датой рождения которой считается 1983 г., стало своего рода импульсом к развитию ЭК. В России ЭК началась с системы интернет-банкинга «Интернет Сервис Банк», разработанной Автобанком в 1998 г.
Далее с постепенным совершенствованием экономических отношений и внедрением инфокоммуникационных технологий, а также сети Интернет в традиционную торговлю, развитием процессов автоматизации и цифровизации, сформировалась ЭК в нашем современном понимании (в зарубежных странах ее называют e-commerce).
Цифровизация главным образом способствовала бурному развитию ЭК, которая сегодня является ядром любой экономики. Особенно востребованность ЭК среди предпринимателей по всему миру, в том числе и в России, возросла во время пандемии COVID-19 в 2020 г.
Сложный экономический период, последовавший за распространением вируса, вызвал бурное развитие ИКТ в сфере торговли. В связи с введением ограничительных мер на передвижение по всему миру традиционные торговые площадки были вынуждены временно прекратить свою деятельность, в то время как онлайн-продавцы смогли продолжить ведение торговли, увеличив объемы продаж, число интернет-покупателей и ассортимент на витринах своих сайтов .
Глава 2. Анализ развития коммерческого предприятия в условиях цифровизации на примере ООО «Интернет Решения»
2.1. Оценка развития ООО «Интернет Решения» (компания OZON)
Одним из самых успешных маркетплейсов в России считается OZON (официальное наименование – ООО «Интернет Решения»). Этот онлайн-ресурс смог завоевать сердца миллионов потребителей и стать одним из ведущих площадок для покупки товаров и услуг в стране. Маркетплейс OZON предлагает широкий ассортимент продуктов в различных категориях, начиная от электроники и бытовой техники, заканчивая косметикой, книгами и товарами для дома. Благодаря своей масштабности, платформа способна удовлетворить потребности самых требовательных клиентов. Одной из основных преимуществ OZON является удобная навигация по сайту и простой процесс оформления заказа. Пользователи могут без труда найти необходимые товары, ознакомиться с их подробными характеристиками и сравнить цены от различных поставщиков. Все это делает процесс выбора и покупки максимально удобным и прозрачным. Кроме этого, OZON предлагает различные акции, скидки и специальные предложения, которые позволяют клиентам сэкономить на своих покупках. Бонусная программа и возможность получить кэшбэк приобретаются все большей популярностью среди пользователей.
Безопасность и надежность являются приоритетами для OZON. Платформа гарантирует защиту личной информации покупателей, а также предлагает гарантии на все приобретенные товары. Быстрая и качественная доставка заказов по всей стране также обеспечивается. Можно с уверенностью сказать, что OZON - это не только маркетплейс, но и место, где каждый клиент найдет все необходимое для комфортной и удовлетворяющей потребности жизни. Благодаря своему обширному опыту и профессиональному подходу, OZON продолжает развиваться и улучшать свои сервисы, чтобы стать еще более полезным и незаменимым партнером для всех покупателей. В современном цифровом мире, где электронная коммерция стала неотъемлемой частью повседневной жизни, маркетплейсы стали ключевым инструментом для связи между продавцами и покупателями. В этом контексте, особо выделяется маркетплейс OZON – масштабный интернет-проект, который занимает ведущие позиции в России .
Производство управления маркетплейса OZON базируется на комплексном подходе и использовании передовых технологий. Команда экспертов постоянно отслеживает тенденции рынка, чтобы быть впереди конкурентов и предложить пользователям самые выгодные условия. Особое внимание уделяется улучшению пользовательского опыта, созданию интуитивно понятного интерфейса и оптимизации работы платформы. Регулярные обновления, тестирование и анализ данных позволяют достичь высокой эффективности и удовлетворить потребности самых требовательных клиентов. Один из факторов успеха маркетплейса OZON – это постоянное взаимодействие с продавцами. Команда управления маркетплейса оказывает поддержку в создании и оптимизации страниц товаров, помогает в управлении заказами и логистикой, предоставляет маркетинговые инструменты для продвижения товаров и разрабатывает персонализированные рекомендации для каждого продавца. Такое партнерство способствует росту бизнеса и обеспечивает разнообразие товаров на платформе, что повышает привлекательность для покупателей.
Фулфилментом компании OZON является комплекс услуг, с момента оформления заказа и до момента получения им покупки, в который входит обработка заказов, принятие заказов, логистика, хранение и доставка. Существуют в OZON основных два типа фулфилмента: FBO (Fulfillment by Operator) и FBS (Fulfillment by Seller) .
2.2. Изучение возможностей развития коммерции на примере ООО «Интернет Решения» (компания OZON)
SWOT-анализ для OZON начнём с выявления возможностей внешней среды для роста бизнес-активности, с целью оценить вероятность их возникновения и силу (мощность). Сила (мощность) возможности роста бизнес-активности OZON оцениваем по шкале от 0 до 10, а вероятность возникновения возможности роста бизнес-активности OZON – от 0 до 1. Оценку возможностей представим в таблице 1.
В Приложении 1 представлена инфографика по оценке возможностей роста бизнес-активности OZON. Вывод по таблице 1 и рисунку Приложения 1 - в том, что актуально «использовать» коллаборации с известными брендами и инсайдерскую информацию от собственника компании (генерального акционера, который также владеет почти всеми научно-технологическими стартапами, вышедшими на IPO или ICO – речь об АФК «Система», для которой OZON может быть площадкой для экспериментов новых информационных технологий). 4PL логистику можно игнорировать, так как она достигла предела совершенства и нет смысла развивать её до 5PL логистики.
В Приложении 2 представлена инфографика по оценке рисков от внешней среды для OZON.
Вывод по таблице 2 и рисунку Приложения 2: рекомендация «подготовиться» к потребительскому терроризму ничтожна по своей сути, так как регламенты продаж достаточно строго прописаны и менять их никто не собирается, так как это повлечёт потерю большей части целевой аудитории. Подготовиться можно к активности конкурентов тем, что жизненный цикл новых технологий продаж планировать заранее в минимальные сроки для выхода на рентабельность, а противостоять экономической системе себе дороже получится, как и налоговой системе.
Сильные и слабые стороны при определении ресурсного потенциала ООО «Интернет Решения»:
Оценку по ресурсному потенциалу OZON проводим в следующей логике алгоритма оценивания:
«+» — если ресурсный потенциал OZON представляет возможность потенциально увеличить эффективность функционирования OZON;
«0» — если влияние ресурсного потенциала OZON на эффективность функционирования OZON оценить невозможно;
«—» — если современное состояние ресурсного потенциала OZON может привести (или приводит) к снижению эффективности бизнес-активности OZON.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Курсовая работа посвящена оценке развития коммерческого предприятия в условиях цифровой трансформации бизнеса на примере ООО «Интернет Решения» (компания OZON).
Цифровая трансформация представляет собой процесс применения цифровых технологий для изменений бизнес-процессов с целью повышения эффективности и конкурентоспособности компании.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) .
2. Федеральный закон от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (в ред. от 08.08.2024).
3. Федеральный закон от 27.07.2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» (в ред. от 08.08.2024).
4. Указ Президента РФ от 05.12.2016 года № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации».
Основная литература:
5. Абаев, А.Л. Электронная торговля: особенности и тенденции развития / А.Л. Абаев, В.В. Лобода // Теория права и межгосударственных отношений. – 2022. – Т.2. - №5. – С.786-795.
6. Былевский, П.Г. Разработка культурологической парадигмы информационной безопасности в контексте разрушения цифрового глобализма / П.Г. Былевский // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2023. - № 65. - С.54-65.
7. Видищева, Е.В. Цифровая трансформация как комплексный процесс изменения бизнес-процессов предприятия / Е.В. Видищева // Вестник Академии знаний. – 2024. - №3. – С.106-112.
8. Веригина, А.В. Приоритеты развития электронной коммерции в 2022 году / А.В. Виригина, Д.В. Коваль // Экономика. налоги. Право. – 2022. – Т.15. - №1. – С.94-104.
9. Маглинова, Т.Г. Электронная коммерция и торговля / Т.Г. Маглинова // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2022. - №8. – С.153-156.
10. Мамай, О.В. Электронная торговля: ожидания и реальность / О.В. Мамай // Развитие агропромышленного комплекса в условиях цифровой экономики: сборник научных трудов IV Национальной науч.-практ. конференции. – Самара: ИБЦ Самарского ГАУ, 2022. – С.51-55.
11. Моттаева, А.Б. Цифровая трансформация как фактор устойчивого развития бизнеса / А.Б. Моттаева // Финансовые рынки и банки. – 2024. - №7. – С.157-164.
12. Налетова, М.М. Электронная торговля и защита прав потребителей-участников электронной торговли / М.М. Налетова // Право и практика. – 2023. - №1. – С.75-82.
13. Озорнин, С.А. Проблемы цифровой трансформации предприятий: управленческий аспект / С.А. Озорнин, Н.Г. Терлыга // Евразийский союз ученых. - 2020. - №4-7(73). - С.49-59.
14. Сиротинина, А.К. Продвижение товаров на OZON / А.К. Сиротинина // Маркетинговые коммуникации. – 2023. - №3. – С.200-211.
15. Уваров, П.В. Информационная безопасность в электронной коммерции / П.В. Уваров // Трансформация бизнеса и общественных институтов в условиях цифровизации экономики: сборник трудов III Национальной науч.-практ. конференции. – СПб.: СПбУТУиЭ, 2021. – С.118-121.
Дополнительная литература:
16. Хорошевич, А.А. Управление цифровой трансформацией бизнес-процессов в организациях транспорта / А.А. Хорошевич // Проблемы управления (Минск). – 2023. - №2. – С.74-81.
17. Хуранова, К.М. Факторы эффективности цифровой трансформации бизнеса в Российской Федерации / К.М. Хуранова, И.А. Каранашев // Журнал высоких гуманитарных технологий. – 2024. - №1. – С.18-26.
18. Штезель, А.Ю. Развитие электронной торговли в современных условиях / А.Ю. Штезель, А.В. Скакунова // Сфера услуг: инновации и качество. – 2022. - №63. – С.131-138.
19. Эсаулова, В.В. Анализ причин успешности экосистемы OZON / В.В. Эсаулова // Студенческий вестник. – 2024. - №19-13. – С.33-35.
Интернет-ресурсы:
20. https://www.OZON.ru OZON: официальный сайт.