Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Рентабельность показывает, насколько грамотно управленец распоряжается всеми ресурсами: трудовыми, денежными, материальными и другими. При этом можно рассчитать степень доходности деятельности в целом или отдельных составляющих: активов, продаж, основных средств, что важно для нахождения эффективности использования отдельного ресурса, а также важно для принятия управленческих решений.
Рентабельность позволяет руководителю определить дальнейший вектор развития предприятия, повлиять на эффективность производства, а также выявить факторы роста прибыли. Поэтому можно сказать, что рентабельность - ключевой показатель эффективности работы того или иного предприятия.
Показатель рентабельности также используется при оценке составленных бизнес-планов. Так что он рассчитывается как для действующих предприятий, так и для запускаемых. С помощью показателя рентабельности разрабатывают план по дальнейшему развитию бизнеса, регулируют методику управления персоналом, рассчитывают ценообразование.
Анализ рентабельности предприятия состоит в исследовании уровней и динамики разных показателей прибыльности или убыточности. Главной целью анализа является формирование экономически обоснованной оценки эффективности использования ресурсов организации, а также поиск путей оптимизации их использования.
Актуальность данной темы обоснована тем, что экономические субъекты, зная соотношение полученной прибыли и затраченных средств, могли иметь представление об инвестиционной привлекательности своего бизнеса, а также понимать риск при вложении в другой бизнес. Поэтому важно иметь правильное понимание такой экономической категории как рентабельность.
Цель работы – провести оценку рентабельности деятельности АО «Акконд» для разработки предложений по ее росту.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты анализа рентабельности деятельности предприятия;
- провести анализ рентабельности деятельности АО «Акконд»;
- отразить направления роста финансовых результатов и рентабельности деятельности АО «Акконд».
Объектом работы является АО «Акконд».
Предметом исследования является рентабельность деятельности АО «Акконд».
Информационной основой для анализа рентабельности послужила бухгалтерская (финансовая) отчетность предприятия.
Теоретической базой работы послужили работы в области исследования вопросов анализа и управления рентабельностью компании, а именно М.С. Абрютин, И.С. Аглицкий, И.А. Бланк, В.В. Ковалев, М.И. Крейнина, Л.В. Прыкина, Н.Н. Селезнева Я.В. Соколов, А.Д. Шеремет, Р.С. Сайфуллин и др.
Для достижения поставленной цели в работе использованы методы логического анализа, включая анализ и синтез в рамках системного подхода, динамический и структурный анализ, сравнительный анализ.
Практическая значимость работы состоит в том, что разработанные мероприятия по росту рентабельности могут применяться АО «Акконд» в дальнейшей деятельности.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
1. Теоретические аспекты анализа рентабельности деятельности предприятия
1.1. Цели, задачи и информационная база для анализа рентабельности
Для оценки эффективности деятельности предприятия могут использоваться различные показатели, которые будут отличаться направленностью, методами и интерпретацией результатов. Но именно показатели рентабельности являются основными для составления финансово-хозяйственной характеристики предприятия. Они являются относительными показателями финансовых результатов, которые были получены за отчетный период.
В экономической литературе существует много определений рентабельности. Отечественные и зарубежные экономисты рассматривали вопрос экономической сущности понятия. Рентабельность представляет собой соотношение полученного дохода и вложенных средств в производство. Это общее определение понятия, однако оно дает представление о показателе для анализа эффективности предприятия [17, с. 86].
Прибыльность деятельности является экономической сущностью показателей рентабельности. При этом показатели характеризуют эффективность деятельности в целом. Они показывают более полно конечные результаты хозяйствования, чем прибыль, так как величина показателей демонстрирует соотношение эффекта с использованными ресурсами. Существуют группы показателей рентабельности: продаж, активов, основных средств, инвестиций, капитала и производства [14, с. 81].
В зависимости от того, какой производственный показатель взят для расчета, коэффициент рентабельности характеризует ту или иную область.
Поэтому показатели рентабельности характеризуют доходность всех направлений деятельности хозяйствующего субъекта.
Показатель устанавливает связь между суммой полученной прибыли и вложенного капитала, показатель рентабельности также используют в процессе прогнозирования прибыли. Оценка предполагаемого дохода основывается на уровне доходности за предшествующие периоды с учетом ожидаемых изменений. Поэтому показатель рентабельности рассчитывается:
- для инвестирования.
- для принятия управленческих решений.
- для составления прогноза прибыли предприятия.
- при сравнении с предприятиями той же отрасли.
- для составления смет.
- при оценке и контроле деятельности организации [26, с. 98].
Анализ рентабельности предприятия состоит в исследовании уровней и динамики разных показателей прибыльности или убыточности. Главной целью анализа является формирование экономически обоснованной оценки эффективности использования ресурсов организации, а также поиск путей оптимизации их использования.
Для достижения цели анализа необходимо решить следующие задачи:
- оценить динамику показателей.
- исследовать влияние основных факторов, которые обуславливают изменение показателей, а также расчет их влияния.
- обобщить результаты анализа и разработать конкретные мероприятия для повышения эффективности использования имеющихся у организации ресурсов [28, с. 70].
На уровень рентабельности предприятия влияет много факторов, условно их можно разделить на внутренние и внешние факторы. Все факторы представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 - Факторы, влияющие на уровень рентабельности
Исходя из рисунка, видно, что факторы поделены условно на две группы: внутренние и внешние. К внутренним факторам относятся факторы, которые непосредственно зависят от хозяйственной деятельности экономического субъекта. Перечисленные внутренние факторы являются главными факторами роста рентабельности и прибыли в организации. С повышением эффективности данных факторов повышается эффективность производства, а именно рентабельность [14, с. 74].
Кроме факторов, которые напрямую зависят от деятельности предприятия, на рентабельность влияют ещё внешние факторы, то есть косвенные, которые не зависят от экономической деятельности предприятия.
Некоторые внешние факторы непосредственно влияют на товарооборот, прибыль или издержки предприятия.
При этом факторы, влияющие на рентабельность производства, можно также поделить на экстенсивные и интенсивные, то есть по характеру воздействия. К экстенсивным относятся те факторы, которые прямо влияют на количество реализованной продукции. Интенсивные влияют на рентабельность с помощью роста реализационных цен, а также с помощью снижения себестоимости произведенной продукции.
Все факторы оказывают влияние на рентабельность и прибыль комплексно. Для примера выступает формула «Дюпона», учитывающая одновременное влияние нескольких факторов на прибыль.
Формула Дюпона необходима для более глубокого анализа показателя рентабельности. Она создана из стандартной формулы для расчета рентабельности капитала. Согласно ей, рентабельность непосредственно зависит от: рентабельности продаж, оборачиваемости активов, финансового рычага (отношение активов к собственному капиталу). Поэтому, в соответствии с формулой, чтобы повлиять на рентабельность необходимо повлиять на эти три экономических показателя.
Существует несколько видов рентабельности, которые можно поделить условно на экономическую, финансовую и производственную.
1. Экономическая рентабельность:
- рентабельность имущества (активов) отражает сколько единиц прибыли приносит каждый рубль имущества;
- рентабельность внеоборотных активов отражает эффективность использования производственного потенциала;
- рентабельность производственных фондов (активов) отражает эффективность использования производственных фондов;
- рентабельность оборотных активов отражает эффективность использования текущих активов.
2. Финансовая рентабельность:
- рентабельность совокупного капитала отражает эффективность использования собственного и заемного капитала предприятия;
- рентабельность собственного капитала отражает эффективность использования собственного капитала предприятия и рациональность политики привлечения средств;
- рентабельность перманентного капитала отражает эффективность (доходность) использования долгосрочного (перманентного) капитала предприятием;
- рентабельность заемного капитала отражает эффективность расходования денег, полученных в виде ссуд и займов.
3. Производственная рентабельность:
- рентабельность продаж показывает, какую сумму прибыли, которую получает предприятие с каждого рубля проданной продукции;
- валовая рентабельность показывает доходность затрат, использованных для производства и реализации продукции;
- рентабельность производства отражает экономическую эффективность предприятия или его подразделения. Показывает, насколько результативно используется имущество предприятия;
- чистая рентабельность показывает, сколько чистой прибыли получит предприятие на один рубль выручки;
- рентабельность продукции показывает отдачу от понесенных расходов на производство и реализацию продукции;
- рентабельность затрат показывает количество получаемого дохода с одного потраченного рубля.
Первые две группы, то есть экономическая и финансовая рентабельность, напрямую зависит от того, как организована работа предприятия. А производственная рентабельность зависит от внешних факторов [16, с. 55].
Анализ рентабельности производства осуществляется по бухгалтерской отчетности организации.
Используется при этом данные бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах, а также информацию управленческого и бухгалтерского учета. Стоит отметить, что используют средние значения остатков, а именно на начало и конец периода.
Процесс управления рентабельностью составляет целую систему, которая включает в себя определение целевых показателей и критериев эффективности, а также разработку разных моделей управления. Поэтому это достаточно сложный многоступенчатый процесс.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.). URL: https://www.consultant.ru (дата обращения: 20.06.2024).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ. Часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ. Часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ) . URL: https://www.consultant.ru (дата обращения: 20.06.2024).
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ. Часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ). URL: https://www.consultant.ru (дата обращения: 20.06.2024).
4. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ. URL: https://www.consultant.ru (дата обращения: 20.06.2024).
5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ. URL: https://www.consultant.ru (дата обращения: 20.06.2024).
6. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ. URL: https://www.consultant.ru (дата обращения: 20.06.2024).
7. Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах». URL: https://www.consultant.ru (дата обращения: 20.06.2024).
8. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». URL: https://www.consultant.ru (дата обращения: 20.06.2024).
9. Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 N 43н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99)". URL: https://www.consultant.ru (дата обращения: 20.06.2024).
10. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению". URL: https://www.consultant.ru (дата обращения: 20.06.2024).
11. Баскакова О.В. Экономика организации : учебник / О. В. Баскакова, М. Ш. Мачабели. - 2-е изд., перераб. - Москва : Дашков и К, 2020. - 306 с.
12. Беловицкий К.Б. Экономическая безопасность: учебное пособие: для студентов, обучающихся по специальности Экономическая безопасность / К.Б. Беловицкий. - М.: Дашков и К°, 2021. – 586 с.
13. Васильева М.В. Анализ эффективности управления финансовым результатом деятельности организаций в целях налогового планирования / М.В. Васильева // Управленческий учет. - 2019. - № 11. - С. 51-61.
14. Волков О.И. Экономика предприятия: учеб. пособие / О.И. Волков, В.К. Скляренко. – М.: ИНФРА-М, 2023. – 264 с.
15. Ганюта О.Н. Методика проведения анализа доходов и расходов / О.Н. Ганюта // Аллея науки. – 2019. – Т. 2. – № 1 (28). – С. 465-469.
16. Грибов В. Д. Экономика организации (предприятия). Практикум : учебно-практическое пособие / В.Д. Грибов. - Москва : КноРус, 2021. – 196 с.
17. Захаров И.В. Бухгалтерский учет и анализ: учебник/ Захаров И.В, Калачева О.Н., Дмитриева И.М., - М Издательство «Юрайт» 2021. – 424 с.
18. Кривоногова Л.В. Проблемы учета прочих доходов и расходов экономического субъекта / Л.В. Кривоногова // Факторы успеха. – 2019. – № 1 (12). – С. 20-23.
19. Новашина Т.С. Экономика и финансы предприятия / Т.С. Новашина. - М.: Синергия, 2020. – 336 с.
20. Пасечко Л.А. К развитию методологии коммерческой деятельности организации / Л.А. Пасечко // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. - 2021. - № 3. - С. 200-211.
21. Пястолов С. М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – 9-е изд., стер. / С.М. Пястолов. – М.: Издательский центр «Академия», 2019. – 336 с.
22. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Учебник. Студентам ССУЗов / Г.В. Савицкая. – М. : Инфра-М, 2023. – 378 с.
23. Сыроижко В.В. Финансовые методы управления прибылью / В.В. Сыроижко // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. - 2022. - № 2. - С. 62-66.
24. Хахонова Н.Н. Бухгалтерский учет и отчетность: учебник / Н.Н. Хахонова, И.В. Алексеева, А.В. Бахтеев и др. - М.: Риор, 2021. - 240 c.
25. Хлебодарова Е.С. Бухгалтерский учет доходов и расходов на предприятиях / Е.С. Хлебодарова // Вектор экономики. – 2019. – № 2 (32). – С. 7.
26. Чижова Е.Н. Совершенствование методических подходов к анализу и оценке эффективности предпринимательской деятельности / Е.Н. Чижова // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. - 2020. - № 3. - С. 96-100.
27. Шадрина Г. В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности : учебник для среднего профессионального образования. - 3-е изд., перераб. и доп. / Г.В. Шадрина. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 461 с.
28. Экономика предприятия : учебник для вузов / С. П. Кирильчук [и др.]. - Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 458 с.
29. Юрченко Т.И. Управление доходами и затратами организации: теория и практика / Т.И. Юрченко, Ю.В. Воронцова // Вестник ГУУ. – 2020. – №11-1. – С. 36-40.