Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» полностью регулирует отношения в сфере образования, отдавая приоритет всестороннему творческому развитию детей. Законом определены требования к разработке программ и условий обучения под потребности каждого обучающегося в соответствии с уровнем развития творческих способностей [1]. В связи с этим все большее значение приобретает совершенствование методов и средств обучения, поиск новых, эффективных способов развития знаний и умений, учет потенциальных возможностей обучающихся, повышение эффективности образовательного процесса, в том числе в аспекте использования возможностей различных форм творческой деятельности.
ГЛАВА I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
1.1. Понятие «творчество», «творческие способности» в психолого-педагогической литературе
Развитие творческих способностей у детей в настоящее время особо актуально. В первую очередь это связано с потребностью общества в креативных людях. В связи с этим необходимо более подробно рассмотреть понятия о творческих способностях в разрезе понятий «творчество» и «способности».
Рассмотрим сущностные характеристики понятия «творчество».
Во многих источниках творчество рассмотрено с различных сторон и научных концепций.
Изучением творчества занимались и философы. С их точки зрения творчество может рассматриваться как целенаправленная деятельность индивида по созданию новых материальных ценностей в форме воплощения их нового содержания [4].
В педагогической науке творчество понимается как деятельность, которая позволяет получить что-то новое, отличающееся своим содержанием с точки зрения социально-исторического развития [4].
В психологии творчество рассматривается с двух сторон. В более узком значении творчество понимается как деятельность субъекта, позволяющая изменить продукт в его качественно и количественно новой форме. В более широком значении творчество – это практико-теоретический вид деятельности человека, который позволяет получить новое, возможно только для данного человека, в виде результатов, материальных продуктов [15].
ФГОС НОО также рассматривается творчество как одним из вид деятельности обучающихся (см. приложение, рисунок 1).
Несколько философов, И.А. Беляев и А.Г. Спиркин, подробно рассматривали сущностные характеристики понятия «творчество»:
- творчество понимается как самосознание, присущее индивиду, которое позволяет воплотить продукт в новом творческом виде (И.А. Беляев);
- творчество можно представить в виде духовной работы, которая позволяет представить сложившиеся истины, закономерности и культуры в новом виде (А.Г. Спиркин) [16].
Проведенный нами литературный обзор показал отсутствие единого мнения в отношении рассматриваемого нами понятия. Обобщая представленные нами определения понятия «творчество» можно сделать вывод, что творчество – это деятельность по получению нового продукта.
В психолого-педагогических исследованиях понятие о творчестве рассматривается в контексте развития личности.
А.А. Мелик-Пашаев отмечает, что в сущности «творчество» можно рассматривать как продукт работы воображения человека [16].
В.Д. Шадриков рассматривает творчество в разрезе понимания деятельности как процесса получения чего-то нового. Также исследователь отмечает, что творчество порождают присущие личности индивидуальные черты [19].
Известный психолог В.М. Теплов рассматривает творчество как результат выражения психологических качеств личности, индивидуальный для каждого. При этом исследователь отмечает, что такие личностные качества присуще каждого человеку, но их степень выражения и адаптации к реальности и проявляется в творческих продуктах [19].
Рассматривая творчество с позиции психолого-педагогического подхода, необходимо представить, какие стороны личности способствуют развитию творчества. Например, Д.Б. Богоявленская отмечает, что творчество определяется следующей совокупностью качеств: гибкость мышления (способность быстро переключаться с одной идеи на другую), свободу мысли (количество идей), оригинальность (способность генерировать идеи); любознательность и воображение [19].
Т.Г. Богданова к дополнению к предложенному считает, что творческий человек всегда готов рисковать, у него развиты разные стороны мышления (беглость, гибкость), хорошо развита интуиция, имеет богатый эстетический вкус [4].
Эстетичность как черта личности творческого человека встречается и в описании А.А. Мелик-Пашаева. Также исследователь добавляет наличие творческого воображения и практического опыта в выбранном для творчества поле деятельности [16].
В области развития творческих способностей находятся также и исследования Б.М. Теплова. В своих исследованиях автор выделяет, что способности имеют исключительно индивидуально-психологический характер. Способности являются важной отличительной чертой каждого человека. По мнению исследователя, способности нельзя отожествлять с качествами личности, а следует понимать, как побуждающие мотивы к выполнению определенного действия неким образом [20].
Еще один исследователь способностей Б.Г. Ананьев отметил, что развитие способностей определяется уровнем развития высших психических функций. От того насколько у ребенка будет развито мышление, воображение, речь будет зависеть степень выраженности той или иной способности [9].
1.2 Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст приходится на период от 6 до 10 лет. Леонтьев А.Н., Эльконин Д.Б., Выготский Л.С., Мухина Т.К. отмечают, что в данном возрасте психические процессы учащихся радикально изменяются. Происходит изменение рода выполняемой деятельности: образовательная деятельность заменяет игровую, но игровая деятельность по-прежнему играет важную роль. Формируется позитивное отношение к учебе, укрепляются познавательные мотивы к обучению. По мере роста ребенка развиваются его интеллект, моторика, навыки социального взаимодействия и, конечно же, знания. Все это является благоприятным для развития навыков чтения в начальной школе [17].
В этот период активно развивается нервная система, увеличивается интенсивность работы многих внутренних органов. В нервной системе возбудительные процессы доминируют над процессом торможения. Дети младших классов очень эмоциональны и непоседливы.
Младший школьный возраст характеризуется повышением физической выносливости и работоспособности, но это развитие весьма относительно, поскольку для этого возраста нормальны повышенная утомляемость, эмоциональная чувствительность и слабость. Учителя начальной школы знают, что после 20-25-минутного урока успеваемость детей значительно падает. Учащиеся устают от занятий, требующих активного участия [17]. Таким образом, построение образовательного процесса должно полностью основываться на особенностях возраста учащихся. Поэтому мы считаем необходимым кратко описать возрастные особенности младших школьников.
1.3.Творческие задания как форма организации творческой деятельности в начальной школе
Вопросы применения творческих заданий в педагогической деятельности занимают одно из центральных мест в психолого-педагогических исследованиях. При этом, понятие творчески заданий напрямую коррелируется с развитием интереса детей к выполнению определённых учебных заданий или освоению сложной темы в соответствии с программой.
Для того, чтобы учебный процесс был занимательным, в нём активно применяются различные пути и средства для освоения учебного материала. Одной и таких форм являются творческие задания.
Творческое задание – это такая форма организации учебной информации, где, наряду с заданными условиями и неизвестными данными, содержится указание учащимся для самостоятельной творческой деятельности, направленной на реализацию их личностного потенциала и получение требуемого образовательного продукта. Подобного рода подход к определению творческих заданий предопределяет самостоятельную деятельность обучающихся, нацеленную на получение результата творческого продукта. Следовательно, мы можем сделать вывод о том, что творческие задания являются эффективным средством обучения и воспитания, так как обучающиеся в процессе выполнения задания проявляют свои самые лучшие знания, возможности и фантазию.
В рамках настоящего исследования, интересное определение даёт Е. В. Киринская. По её мнению, «творческое задание – это такая форма организации учебной информации, где, наряду с заданными условиями и неизвестными данными, содержится указание. Учащимся для самостоятельной творческой деятельности, направленной на реализацию их личностного потенциала и получение требуемого образовательного продукта» [19]. Так или иначе, творческие задания направлены на получение творческого продукта, что является составной частью проектно – исследовательского подхода творческой направленности.
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ (НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ С ГРАФИЧЕСКИМ РЕДАКТОРОМ)
2.1.Обоснование актуальности
К сожалению, на современном этапе многие дети сталкиваются с проблемой недостаточности развития творческих способностей.
Высокий уровень развития творческих способностей младших школьников характеризуется выявлением интереса к всестороннему рассмотрению предмета, учетом в случае принятия решений некоторых факторов, легким усвоением нового материала, свободным переключением с мысли на мысль, способностью легко решать проблемные задачи; способностью придумывать новые идеи, возможностью вносить что-то новое в известное задание, периодическим уходом от образцов, способностью выходить за рамки заданной другими ситуации, выбору таких материалов вида деятельности, в котором есть заинтересованность, периодически с получением нового продукта; способностью переходить от одного способа решения поставленной задачи к другому с периодическим переносом способов действий с одного вида деятельности на другой, периодическим использованием предметов-заменителей, многозначных слов, способностью создавать разнообразные идеи в несколько ограниченном ситуации; частым образованием новых слов, рифм, новых сюжетов, ролей, созданием изделий, изображений, частым переконструированием элементов в новых комбинациях; сообщением мысленно образов в новые сочетания и комбинации, представлением возможных изменений действительности, способностью создавать фантастические идеи, прогнозировать, выдвигать гипотезы, выделять сущность в пределах однородных явлений и его воплощение в образе, игре [19].
2.2. Программа организации творческой деятельности
Мы составили комплект заданий для творческой деятельности учащихся начальной школы посредством графического редактора.
В основу работы по развитию творческих способностей обучающихся младшего школьного возраста был выбран графический редактор Tux Paint.
Данный графический редактор представляет собой специальную программу, позволяющую рисовать.
Достоинствами данного графического редактора являются:
- бесплатный доступ;
- широкие возможности для рисования;
- фиксированный размер рабочей области;
- большая коллекция изображений и набора инструментов.
Кратко рассмотрим основные возможности данного графического редактора, так как прежде чем обучать младших школьников работе с графическим редактором необходимо ознакомить последних с основными инструментами для работы.
Графический редактор обладает широким арсеналом инструментов для рисования.
Инструмент «Кисти и краски» позволяет производить выбор нужной кисты (ее формы, цвета), менять кисть и использовать анимированные кисти.
Инструмент «Штамп» позволяет осуществлять выбор и вставку картинок из предложенных в программе в рабочее поля редактора. После выбора картинок можно добавить текст или звуковой эффект. Графический редактор позволяет видоизменять картинки, увеличивая или уменьшая их размер, переворачивать их.
Инструмент «Формы» позволяет выбирать и использовать различные геометрические формы при рисовании. Геометрические формы можно использовать в разных проекциях.
Инструмент «Магия» позволяет использовать в рисовании различные анимации.
Инструмент «Линии» позволяет использовать при рисовании линии разной толщины, формы и цвета.
Инструмент «Текст» позволяет вставить в рабочее поле текстовую информацию.
Инструмент» Ластик» позволяет стирать ненужные детали.
2.3.Методические рекомендации для педагогов по использованию графических редакторов для организации творческой деятельности в начальной школе
В основе разработанных нами занятий был положен структурный алгоритм деятельности. В начале каждого занятия обучающиеся знакомятся с необходимыми для работы инструментами. Ознакомление осуществляется посредством нахождения инструмента в меню редактора, определении его возможностей, простейшая работа с инструментом.
В основном части занятия обучающиеся учатся использовать функции данного редактора на рабочем поле. С помощью объяснения педагога младшие школьники самостоятельно выбирают необходимый инструмент, его форму, цвет, рисовали объекты на рабочем поле.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Настоящее исследование было посвящено проблеме организации творческой деятельности учащихся в начальной школе. Актуальность данного исследования определяется недостатком творческих способностей у обучающихся, недостаточностью использования инновационных форм и методов организации творческой деятельности.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные источники
1. Федеральный закон «Об образовании Российской Федерации» в редакции от 04.08.2023. URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=455158 (дата обращения 02.10.2024).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155).
3. Федеральная образовательная программа начального общего образования (Утверждена приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 №372).
Литература
4. Ахмерова, Н. М. Педагогика творчества : учебное пособие для вузов / Н. М. Ахмерова, Р. С. Рабаданова, А. Л. Фатыхова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 103 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13738-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/543851 (дата обращения: 02.10.2024).
5. Анискина, А. И. Применение ИКТ на уроках в школе /А. И. Анискина // Новые технологии в образовании. - 2020. - С. 111-114.
6. Бермус, А. Г. Теоретическая педагогика : учебное пособие для вузов / А. Г. Бермус. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 159 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12324-1. — URL: https://urait.ru/bcode/543054 (дата обращения: 02.10.2024).
7. Бермус, А. Г. Практическая педагогика : учебное пособие для вузов / А. Г. Бермус. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 127 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12372-2. — URL: https://urait.ru/bcode/543055 (дата обращения: 02.10.2024).
8. Голованова, Н. Ф. Педагогика : учебник и практикум для вузов / Н. Ф. Голованова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 372 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01228-6. — URL: https://urait.ru/bcode/511716 (дата обращения: 02.10.2024).
9. Гребенюк, О. С. Педагогика индивидуальности : учебник и практикум для вузов / О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк. — 2-е изд., доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 410 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09998-0. — URL: https://urait.ru/bcode/539585 (дата обращения: 02.10.2024).
10. Денилханова, Х. Я., Мурадова, П.Р. Цели внедрения средств ИКТ в образование /Х. Я. Денилханова, П.Р. Мурадова // Новая наука: от идеи к результату. - 2019. - №2. - С. 104-107.
11. Джанелли, М. Электронное обучение в теории, практике и исследованиях; пер. с английского Л. Трониной /М. Джанелли // Вопросы образования. - 2020. - № 4. - С. 81-98.
12. Землянская, Е. Н. Педагогика начального образования : учебник и практикум для вузов / Е. Н. Землянская. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 251 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15816-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/541139 (дата обращения: 02.10.2024).
13. Киселёв, Г. М. Информационные технологии в педагогическом образовании. – Москва : Дашков и К’, 2020. - 304 с.
14. Коджаспирова, Г.М., Кондаспиров, А.Ю. Педагогический словарь: для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. – 4-е изд., стереотип, – Москва : Академия, 2012. –176 с.
15. Максимова, С. В. Творчество как феномен неадаптивной активности. Развитие творческого потенциала учащихся в системе детского дополнительного образования. Серия «Экология творчества». Выпуск 2 / под ред. Н. В. Маркиной, О. В. Верещинской. – Челябинск: Паритет-Профит, 2002. – 348 с.
16. Мелик-Пашаев, А.А. Методики исследования и проблемы диагностики художественного развития. – Дубна: Феникс+, 2020. – 245 с.
17. Немов, Р.С. Психология: учебник. – Москва : Высшее образование, 2019. – 639 с.
18. Создание рисунков в программе Tux Paint / сост. А. Ю. Колодяжина ; ред. Е. Л. Журавлева. – Иркутск : Изд. Иркут. обл. дет. б-ки им. Марка Сергеева, 2018. – 16 с. – (Клуб компьютерной графики «КомпPaint»).
19. Утемов, В. В. Креативная педагогика : учебное пособие для вузов / В. В. Утемов, М. М. Зиновкина, П. М. Горев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 237 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08258-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/516832 (дата обращения: 02.10.2024).
20. Хрусталева, Т.М. Возрастные особенности проявления социальной одаренности школьников /Т. М. Хрусталева // Сибирский педагогический журнал. - 2021. - № 10. - С. 170-176.