Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы данного курсового исследования подчеркивается тем, что сфера торговли по праву сегодня может быть названа как самая востребованная отрасль экономики страны. В жизни граждан и компаний уровень цен играет особо важную роль по такой причине, что, выступая в качестве ядра всех измерений в государственной экономике, оказывают большой уровень воздействия на суммы расходов и итогу функционирования всех субъектов экономики: домашних хозяйств, бизнес-структур и в общем всего хозяйства страны. В связи с этим проблема определения закономерностей развития торговли и изменения цен в регионе является важной, так как от цен находится в зависимости и уровень и масса прибыли, объем продаж и пр.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА И ПЛАНИРОВАНИЯ ТОВАРООБОРОТА
1.1 ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ТОВАРООБОРОТА
В условиях современной экономики торговый процесс, то есть процесс купли-продажи товаров выступает в качестве функции торговой организации, которой осуществляется ее деятельность на базе полного хозяйственного расчета.
Согласно словам А.Н. Солдатовой, «торговля является важнейшей отраслью экономики страны, состояние и эффективность функционирования которой непосредственным образом оказывают воздействие как на жизненный уровень граждан страны, так и на развитие всего производства товаров для потребления» [13, с.219].
Сегодня одним из важнейших аспектов торговли является товарооборот. Это процесс обращения готовой продукции, сырья, продаваемых торговыми или коммерческими организациями предприятиям, физическим, а также юридическим лицам за определённый промежуток времени.
Товарооборот позволяет зафиксировать количество поставляемого и продаваемого товара для дальнейшей отчётности. Его подразделяют на два основных типа:
1. Оптовый. Это перепродажа товара одной крупной организации другой с целью дальнейшей перепродажи. Он играет важную роль в международных поставках различных изделий. Влияет на более прибыльное функционирование организаций. С его помощью можно определить эффективность использования ресурсов предприятия, а также сумму затрат, используемую для реализации представленных товаров [10]. Благодаря ему можно понять, в каких ресурсах в срочном порядке нуждается предприятие.
2. Розничный. Это продажа товаров предприятиями населению страны. Оплата может осуществляться двумя способами: наличным, а также безналичным расчётом. Помимо этого, к нему относят мелкий сбыт продукции юридическим лицам. У розничной торговли есть следующие функции: транспортировка и хранение товаров на различных видах складов; закупка изделий; информирование рынка о возможных кризисах; принятие на себя финансовых рисков; продажа товаров и обслуживание покупателей.
Товарооборотом является продажа оптовых и розничных продовольственных, а также непродовольственных товаров. С помощью него оценивают экономическую деятельность отдельных организаций.
Внедрение современных технологий оказало значительное влияние на товарооборот:
1) цифровизация сильно упрощает процесс движения товаров. У организаций, производящих и продающих изделия, появилась возможность оптимизировать данные о поставляемых товарах за определённый промежуток времени. Данные вносятся в специальные системы для дальнейшего перераспределения информации и работы с ней [16];
2) между производителями и потребителями закупаемого товара значительно повысилась скорость и улучшилось качество обратной связи. Стало проще обмениваться информацией о конкретном товаре – пропала необходимость в личных встречах, что сильно сокращает время. Интернет позволяет моментально получать информацию о приобретаемой продукции заносить полученные данные в систему;
3) облегчился процесс получения данных о товаре и его наличии. Необходимые данные об изделиях получают практически моментально, что значительно сокращает требуемое количество времени для последующей переработки полученных значений.
Чтобы предприятия, обеспечивающие товарооборот, могли удерживаться на рынке, им необходимо постоянно анализировать конкурентов. Если определённая организация проведёт наиболее грамотный анализ конкурентов, то сможет принимать решения более рационально и опережать конкурентов.
1.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ АНАЛИЗА ТОВАРООБОРОТА
Анализ товарооборота выступает в качестве важного звена всего процесса управления рынком и деятельностью торговой организации.
Цель анализа товарооборота – исследование информационных сведений по поводу процесса удовлетворения спроса субъектов экономических отношений на потребительские товары и получении информации, которая нужна для исследования и прогнозирования спроса покупателей (по отдельно взятым товарным группам и совокупному объему), состояния и развития рынка товаров.
Экономический анализ товарооборота современной организации способствует установлению торговым компаниям, насколько достигнутый объем и структура оборота предоставили возможность им получить необходимый размер прибыли [2].
Для того чтобы достичь намеченные цели, каждой торговой компанией должны быть установлены задачи анализа ее товарооборота. К такого рода задачам можно отнести:
а) установление динамики изменения всех показателей товарооборота за период проведения анализа (в фактических и сопоставимых ценах);
б) установление изменения доли компании на рынке (если возможны цифровые данные);
в) установление возможности роста уровня конкурентоспособности торговой компании;
г) оценка степени выполнения намеченных показателей плана;
д) обеспечение информационной базы с целью обоснования расчетов показателей товарооборота на период плана [5].
Оценка достигнутых результатов выступает в качестве основы составления плана организации продажи товаров. Она предоставляет возможность установить оптимальный план сбыта, дает возможность руководителям торговых компаний избежать проблем непредвидимого характера, предусмотреть важнейшие изменения на рынке продаж и внести необходимые уточнения в план товарооборота.
С целью исполнения анализа используют информационные сведения плана экономического и социального развития торговой компании, ее бухгалтерской (финансовой) и статистической отчетности, сведения из текущего внутреннего учета, норм и нормативов, тактических и стратегических прогнозов ее социально-экономического и развития, внеучетные источники нужных сведений, материалы личных наблюдений и хронометражей [7].
Бухгалтерская (финансовая) отчетность предоставляет возможность установления общего объема продажи, запасов товаров и поступления товаров по торговой организации.
Статистическая отчетность дает возможность рассмотрения данных же показателей по отдельно взятым группам товаров.
Проведение анализа товарооборота современной организации происходит согласно действующему порядку ее структуры, то есть в том случае, если в подчинении данной организации находятся дочерние ей компании, то анализ производят как в общем по ней, так и по каждой отдельно взятой компании всей структуры.
Для более полного проведения анализа товарооборота необходимо проведение анализа запасов товаров, потому что данная стоимость продукта находится в сфере товарного обращения и является необходимой для непрерывного удовлетворения нужд производственного и личного потребления. Согласно результатам комплексного анализа дают рекомендации по поводу вывода компании торговли на интенсивный путь развития [4].
1.3 МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ТОВАРООБОРОТА
План представляет собой распорядок действий, который составлен заранее для достижения какой-либо цели.
Планирование представляет собой распределение ресурсов оптимального характера для достижения намеченных целей, деятельность (совокупность процессов), которая связана с постановкой целей (задач) и действий в будущем.
В условиях современной экономики базой для планирования оборота служат маркетинговые исследования, основанные на глубоком изучении происходящих социально-экономических изменений, анализе товарооборота за прошлые годы, тщательном учете перспектив развития всех отраслей национального хозяйства, изменений в спросе населения на различные товары.
Основная задача планирования товарооборота - показать своим потенциальным клиентам, что предприятие в состоянии реально достичь намеченного объема продаж в указанные сроки. Объем продаж обязательно должен определяться несколькими способами, а после этого выбирается оптимальный [3].
1 метод. Опытно-статистический метод позволяет определить плановый объем товарооборота торгового предприятия на будущий год исходя из сопоставимого объема товарооборота за отчетный год и среднегодового темпа изменения товарооборота за 3-5 лет, которые предшествуют планируемому году. Формула среднегодового темпа роста ( ):
2 ПРОВЕДЕНИЕ АНАЛИЗА И ПЛАНИРОВАНИЯ ТОВАРООБОРОТА НА ПРИМЕРЕ ООО «ОПТИМА»
2.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Общество с ограниченной ответственностью «Оптима» (сокращенно – ООО «Оптима») зарегистрировано в г. Екатеринбурге Свердловской области 22 октября 2007 г., относится к оптовой торговле.
Юридический адрес: 620030, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Карьерная, 2, пом. 1.
Руководит организацией генеральный директор Андриенко В.И.
Основным видом деятельности является: «Торговля оптовая неспециализированная» (ОКВЭД: 46.90).
Организации присвоены ИНН 6670187443, ОГРН 1076670029336, ОКПО 83425369, КПП 668501001, ОКОПФ 12300.
Компания ООО «Оптима» - оптовый продавец, только оптово-складская торговля.
ООО «Оптима» предлагает товары следующих поставщиков, марок и производителей: DAEWOO ENERTEC и NANOPLAST и т.д.
На складе компании находятся более 100 наименований товаров, предназначенных для жилых, административных и промышленных объектов. ООО «Оптима» реализует такие виды товаров:
- кабельно-проводниковая продукция - силовые, акустические, телевизионные;
- защитное оборудование и модульные устройства - выключатели, автоматы, УЗО;
- лампы - энергосберегающие, зеркальные, люминесцентные, накаливания и светодиодные;
- силовые разъемы для различных приборов;
- счетчики энергии - однофазные и трехфазные;
- трансформаторы регуляции напряжения и рубильники;
- электрооборудование и материалы для изоляции и др.
Представленные товары соответствуют международным и российским требованиям пожаро- и электробезопасности.
ООО «Оптима» предлагает физическим лицам, крупным малым и крупным предприятиям комфортные условия покупки:
- быстрые поставки сертифицированных товаров;
- удобные системы оплаты - наличные, банковская карта, перевод с электронных кошельков;
- персональная отсрочка платежа для оптовых покупателей;
- бесплатная доставка по г. Волгограду при покупке от 5000 руб.;
- возможность забрать заказ самовывозом или доставка по всей России.
ООО «Оптима» является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, расчетный счет, печать со своим наименованием, бланки, фирменное наименование.
Предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством РФ, правовыми актами органов местного самоуправления, принятыми в пределах их компетенции, а также Уставом, отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Предприятие от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права и несет, обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде в соответствии с действующим законодательством Рос¬сийской Федерации. Основная цель деятельности предприятия – получение прибыли от реализации товаров.
Компания строит свои отношения с государственными, муниципальными органами, другими предприятиями, организациями и гражданами во всех сферах хозяйственной деятельности на основе хозяйственных договоров, соглашений, контрактов.
Бухгалтерский учёт ООО «Оптима» ведётся в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте».
Бухгалтерия обеспечивает обработку документов, рациональное ведение бухгалтерских записей. В ООО «Оптима» используется автоматизированная форма бухгалтерского учета «1С: Предприятие 8.3». Режим налогообложения – общий.
2.2 АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ТОВАРООБОРОТА ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Проведение анализа товарооборота современной компании предоставляет возможность установить ей, в какой мере было исполнение плана объема торговли и удовлетворение покупательского спрос, какого рода изменения происходили в объеме продажи за исследуемый период и чем они были вызваны, вскрыть самые новые факторы, а вместе с тем и имеющиеся резервы в развитии товарооборота.
Нужно заметить, что показатели плановые ООО «Оптима» отсутствуют, при этом проведение анализа товарного ассортимента также не представляется возможным из-за недостатка сведений.
Как можно увидеть, в компании ООО «Оптима» сумма товарооборота за 2022 г. была равной 2147233 тыс. руб., что составляет 94,8% к уровню 2021 г., а в 2023 г. – 1933451 тыс. руб., что составляет 90% к показателю 2022 г. Рассматриваемое значение показателя в условиях развития инфляции и роста цен не демонстрирует по факту изменение натурального значения объема продаваемых товаров. Потому было установлена динамика объема продажи и в сопоставимых ценах.
Как можно увидеть, объем оптового товарооборота в сопоставимых ценах стал ниже в 2022 г. на 170239 тыс. руб. по сравнению с аналогичным предшествующим периодом. Может быть рассчитано воздействие цен на изменение объема товарооборота в 2022 г. посредством вычитания из объема товарооборота по факту объема товарооборота в сопоставимых ценах:
Т(цен) = 2147233 - 2094861 = 52372 тыс.руб.
Далее может быть определено воздействие объема товарооборота физического на изменение оборота продажи путем вычитания из значения товарооборота в сопоставимых ценах значения товарооборота за предшествующий год:
Т(физ) = 2094861 - 2265100 = -170239 тыс.руб.
Представленные показатели позволяют отметить, что в 2022 г. по причине прироста уровня цен был прирост объема продажи компании на 52372 тыс. руб., а уменьшение объема физического товарооборота вызвало снижение всего товарооборота в размере 170239 тыс.руб.
Потому можно отметить, что в 2021-2022 гг. было развитие объема продажи экстенсивным, потому что произошло в основе своей за счет прироста цен на реализуемые товары.
В 2023 г. товарооборот компании в сопоставимых ценах стал ниже на 284514 тыс.руб., что составляет 13,6% к уровню 2022 г.
Далее установлено воздействие в 2023 г. уровня цен на изменение товарооборота ООО «Оптима»:
Т(цен) = 1933451 - 1810347 = +123104 тыс.руб.
Далее установлено воздействие физического объема оборота на изменение товарооборота ООО «Оптима» в 2023 г.:
Т(физ) = 1810347 - 2147233 = -336886 тыс.руб.
Проведенные расчеты демонстрируют, что за 2023 г. прирост уровня цен повлиял на прирост объема оборота в размере 123104 тыс.руб., а радение физического объема оборота вызвало снижение товарооборота ООО «Оптима» в размере 336886 тыс.руб. То есть и в данном периоде развитие оборота было экстенсивным.
Показателей плана, как сказано выше, в компании нет, потому не будут определены показатели равномерности или ритмичности его выполнения.
Все показатели товарооборота торговой компании (продажи, запасов, поступления) являются взаимосвязанными между собой, оказывают воздействие на большое число качественных результатов ее деятельности (на сумму и уровень валового дохода, издержек обращения, прибыли продаж), которые в большинстве своем находятся в зависимости от степени эффективности использования основных средств и трудовых ресурсов.
Для установления существующей взаимосвязи между отдельно взятыми показателями выполнена балансовая увязка показателей товарооборота. Итоги этого за 2021-2023 годы показаны в таблице 3.
2.3 ПЛАН ТОВАРООБОРОТА ОРГАНИЗАЦИИ
На основе проведенного анализа оптового товарооборота ООО «Оптима» запланируем его различными методами, рассмотренными в главе 1.
Таким образом. планируется по данному методу сокращение оптового товарооборота на 7,6%, он планируется равным 1786509 тыс. руб.
2 метод – на основе метода аналитического выравнивания.
Приступая к расчетам , исходные
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В курсовой работе представлены теоретические и практические аспекты анализа и планирования товарооборота современного торгового предприятия.
Товарооборот выступает в качестве важнейшего показателя функционирования торгового предприятия, в котором отражается результат его функционирования. Как раз реализация определенного объема товаров является экономической основой для получения необходимых сумм доходов и прибыли розничного предприятия, то есть так происходит формирование предпосылок для реализации целей функционирования торгового предприятия, имеющих стратегический характер.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) № 51-ФЗ от 30.11.1994 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1994. - №32. – Ст.3301.
2. Ахмедзянов Р.Р. Факторы эффективности деятельности организации / Р.Р. Ахметзянов, Н.К. Корнеева // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Экономика и управление. - 2023. - №21. - С. 14-16.
3. Бахирева А.А. Развитие методики планирования розничного товарооборота: теоретические аспекты / А.А. Бахирева, А.В. Овсянникова, Е.Г. Ворожбит, А.С. Выскребенцева // Экономика. Профессия. Бизнес. – 2024. - №2. – С.24-29.
4. Галимова А.И. Анализ товарооборота розничной торговли и факторы его роста по данным торговой организации общества с ограниченной ответственностью «Уныш» / А.И. Галимова, Е.В. Сафонова, А.В. Федорова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2022. - №5-4. – С.81-84.
5. Зайцева К.В. Проблемы и пути увеличения товарооборота торгового предприятия / К.В. Зайцева, А.Г. Печникова // Молодые ученые - развитию Национальной технологической инициативы (ПОИСК). – 2021. - №1. – С.655-657.
6. Лещинский В.С. особенности товарооборота современных организаций / В.С. Лещинский // Образование и наука без границ: социально-гуманитарные науки. – 2024. - №22. – С.132-134.
7. Магомадов Э.М. Экономический анализ эффективности деятельности предприятия / Э.М. Магомадов // Естественно-гуманитарные исследования. – 2023. - №3. – С.171-177.
8. Магомедов А.М. Экономика организаций торговли: учебное пособие / А.М. Магомедов. – Махачкала: ГАОУ ВО «ДГУ НХ», 2019. – 239с.
9. Ниянина М.Д. Прогнозирование товарооборота торговых организаций в России / М.Д. Ниянина // Журнал У. Экономика. Управление. Финансы. – 2022. - №4. – С.175-179.
10. Олейник А.Н. Оценка товарооборота в оптовой торговой компании: на примере ООО «Южный ветер» / А.Н. Олейник, К.А. Болотнова, О.Д. Вендина, В.Е. Литун // Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы. – 2024. - №4. – С.193-200.
11. Саталкина Н.И. Экономика торговли / Н.И. Саталкина, Б.И. Герасимов, Г.И. Терехова. – Москва: Форум, 2024. – 232с.
12. Смирнов И.О. Азы бизнеса в сфере торговли / И.О. Смирнов // Global and Regional Research. – 2023. – Т.5. - №1. – С.87-94.
13. Солдатова А.Н. Анализ товарооборота и товарных запасов организации розничной торговли / А.Н. Солдатова // Современное состояние и перспективы развития современной науки и образования: сборник статей V Междун. науч.-практ. конференции. – Петрозаводск: Новая Наука, 2023. – С.219-229.
14. Фридман А.М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: Учебник / А.М. Фридман. – Москва: Инфра-М, 2019. – 264 с.
15. Хмеливская В.В. Бухгалтерский учет товарных операций и анализ товарооборота в организациях оптовой торговли / В.В. Хмеливская // Учетно-аналитическое обеспечение стратегии устойчивого развития предприятия: сборник науч. трудов. – Симферополь: ИП Хотеева Л.В., 2024. – С.518-524.
16. Ярошенко Е.М. Факторы, влияющие на товарооборот / Е.М. Ярошенко, А.В. Клопова // Теоретические и прикладные вопросы экономики, управления и образования: сборник статей конференции. – Пенза: ПГАУ, 2022. – С.508-510.