Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Внедрение современной прогрессивной логистической системы управления бизнесом предприятия сегодня становится важнейшим условием для получения существенного конкурентного преимущества на рынке и развития современных предприятий. Несмотря на выделенное преимущество, в современном хозяйстве многие компании продолжают руководствоваться в своей деятельности устаревшими идеями управления и рекомендациями. В результате необходимо переосмыслить способы организации бизнеса компании и использовать новый подход, позволяющий реализовать плюсы новых технологий и программ.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ЛОГИСТИКИ
1.1. ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ЛОГИСТИКИ
Информация – это сведения об окружающем мире, которая является предметом хранения, преобразования, передачи и использования, это знания, выраженные в сигналах, сообщениях, уведомлениях и так далее. Создателем общей теории информации и основоположником цифровой коммуникации является Клод Шеннон. «Математическая теория связи» («Mathematical Theory of Communication»), в которой впервые обосновывается возможность использования двоичного кода для передачи информации, стала известна ему благодаря фундаментальной работе 1948 года [1].
Информационные системы чаще всего подразумевают совокупность технологий и программ, используемых в информационных системах. Систему можно назвать только аппаратной частью компьютера. Также систему можно считать множеством программ, решающих конкретные прикладные задачи, дополненные процедурами документации и контроля счетов.
Информационное общество – это общество, в котором большинство сотрудников заняты хранением, обработкой, производством, продажей и обменом информацией.
Информатизация общества представляет собой глобальный социальный процесс, особенностью которого является то, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является накопление, сбор, обработка, передача, хранение и использование информации, осуществляемое на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также основа различных средств обмена информацией [5].
Тема «Информационного общества» приобрела особое значение и актуальность в 1990-е годы с развитием «новой экономики», «экономики знаний», «цифровой экономики» и так далее. Определение «информационного общества» приобрело новые значения после того, как «большая восьмерка» обсудила и приняла термин «глобальное информационное общество» в Окинавской хартии. Это понятие использовалось для обозначения цели, которая может быть достигнута в результате глобального развития информационных и коммуникационных технологий.
В информационном обществе имеются как положительные аспекты, так и опасные тенденции (рисунок 2).
Информационный менеджмент представляет собой совокупность методов и средств информационного обеспечения деятельности предприятия (организации), направленных на качественную поддержку процессов управления, обработки информации на всех уровнях, а также внедрение системы управления информационными ресурсами.
Объекты управления в информационном менеджменте представлены на рисунке 3.
К субъектам управления относят специальные федеральные и региональные органы, реализующие государственную политику в области управления информацией, а также службы управления информационными ресурсами учреждений, организаций и предприятий.
Первый тип, с одной стороны, подразумевает, систематическое определение долгосрочных целей по всем направлениям, с другой стороны, выбор способа достижения поставленной цели и определение набора задач, решение которых приводит к поставленной цели. Такие задачи решаются на уровне высшего руководства организации.
Выбранные решения долгосрочных задач формируют наборы исходных данных (задач) для оперативного, то есть наиболее краткосрочного уровня (в области обработки информации это период времени до одного года). Спектр управленческих задач включает разработку, внедрение, эксплуатацию и усовершенствование автоматизированных информационных систем и сетей, поддерживающих деятельность предприятия (организации). В этих сетях должно осуществляться управление информационными ресурсами [9].
1.2. ПОКАЗАТЕЛИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ЛОГИСТИКИ
Повышение эффективности цепи поставок является одной из важнейших задач развития транспортной логистики, которая заключается в поиске возможностей минимизировать транспортные расходы и осуществлять логистические операции.
В настоящее время успешное функционирование российской экономики возможно только при условии современной логистической системы. Транспортная логистика с ее структурными элементами цепей поставок играет особенно важную роль в региональных, национальных и международных логистических системах, поскольку цепи поставок приобретают все большее значение и управляются [3, с. 71].
Известно, что эффективное управление цепями поставок является одним из основных источников формирования конкурентных преимуществ для логистических компаний. Рыночная среда предъявляет все более высокие требования к участникам товарно-денежных отношений, в том числе к повышению эффективности транспортной деятельности.
Сегодня основной целью оптимизации является минимизация затрат. В то же время это может снизить затраты в цепи поставок и повысить конкурентоспособность компаний за счет обеспечения эффективности процесса транспортировки.
Несмотря на это, в настоящее время не существует единого методологического подхода для однозначного определения влияния снижения производственных показателей (например, транспортных показателей, таких как скорость работы, грузоподъемность, пробег) на общие логистические затраты и общие экономические показатели компании. Это затрудняет поиск управленческих решений, направленных на повышение эффективности всей цепи поставок.
Учитывая динамичность современной рыночной среды и сложность транспортной операции, необходим принципиально новый подход к оценке, позволяющий всесторонне проанализировать ситуацию на различных уровнях. В данном случае приемлем системный подход, предполагающий рассмотрение объекта исследования в целом, а также каждого его элемента во взаимосвязи с другими элементами [10, с. 132].
2. АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ЛОГИСТИКИ ООО «ТРАФТ»
2.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ТРАФТ»
Общество с ограниченной ответственностью «Трафт» (ООО «Трафт»), ИНН / КПП 7720522660 / 772401001, ОГРН 1057746373211, специализируется на транспортных перевозках (код ОКВЭД 52.29).
Юридический адрес компании: 115446, город Москва, проезд Коломенский, дом 13А, офис 304.
Организация числится в реестре малых предприятий. В соответствии с российским законодательством в категорию малых попадают организации с годовой выручкой до 800 млн. рублей и численностью сотрудников до 100 человек.
Среднесписочная численность работников ООО «Трафт» в 2022 году составила 44 человека (для сравнения – в 2021 году – 40 человек).
Уставный капитал компании – 53,7 млн рублей.
Организационная структура ООО «Трафт» – линейно-функциональная (рисунок 12).
2.2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ЦЕПЯХ ПОСТАВОК
Транспортно-экспедиционные операции ООО «Трафт» осуществляет с помощью автомобильного вида транспорта. Иными словами для доставки товара используется унимодальная модель, когда перевозка грузов предусматривает использование одного вида транспорта.
В зависимости от требований заказчика и условий перевозок, ООО «Трафт» использует несколько принципиальных схем работы.
Первая схема – это «экспедитор»: транспортный посредник – экспедитор – действует в интересах грузовладельца или лиц, заинтересованных в грузе; объект работ и услуг экспедитора – груз (рисунок 13).
При данной схеме работы с заказчиком заключается договор на транспортно-экспедиционное обслуживание, а экспедитор заключает с перевозчиками договоры конкретно на перевозку груза. Подобная схема наиболее применяемая в работе ООО «Трафт».
Вторая схема – это «агент»: транспортный посредник – агент – действует в интересах перевозчика; объект работ и услуг агента – транспортное средство (рисунок 14).
При данной схеме работы агент, исходя из провозных возможностей перевозчика, подыскивает различные грузы для перевозки, и при заключении договора считается третей стороной и получает вознаграждение от перевозчика. Данная схема довольно редко применяется в хозяйственной деятельности, поскольку перевозчики, не желая платить агентские вознаграждения, сами находят загрузки, а иногда на не совсем выгодных условиях.
Проанализировав данные схемы работы, можно сделать вывод, что область пересечения основных экономических интересов участников торгово-транспортных отношений образуется на стыках между грузовладельцами и перевозчиками, между грузовладельцами и транспортно-экспедиторскими компаниями, между экспедиторскими предприятиями и перевозчиками.
Изначально заказчик и фактический исполнитель заказа находятся на экономически противоположных полюсах: клиент желает сэкономить на транспортной составляющей в общей себестоимости продукции, а перевозчик как производитель транспортной услуги хочет дороже ее продать.
Поэтому экспедитор должен согласовать экономические, технические, технологические и правовые требования обеих сторон на этапе организации перевозки. Кроме того, он играет роль независимого арбитра в случае каких-либо неисправностей при перевозке. Его функция – профессионально находить компромиссы в соотношении цены и качества транспортного процесса для каждой стороны договора.
2.3. РАЗРАБОТКА НАПРАВЛЕНИЙ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ЛОГИСТИКЕ ЦЕПЕЙ ПОСТАВОК
Целью информационной поддержки транспортной логистики является обеспечение непрерывности движения товаров и грузопотоков по всей цепочке поставок. Она охватывает все этапы логистического процесса: от планирования и закупок до доставки и технического обслуживания товаров.
Информационная поддержка транспорта и логистики включает в себя сбор, обработку и передачу информации о материалах, складировании, транспортировке и других важных аспектах логистической деятельности. Это позволяет вам быстро реагировать на изменения во внешней среде и предотвращать возможные задержки и проблемы в цепочке поставок.
Для эффективного функционирования информационного обеспечения транспортной логистики необходимо использовать специальное программное обеспечение и технологии. Современные автоматизированные системы позволяют отслеживать перемещение товаров, контролировать складские запасы, своевременно реагировать на изменения в планах поставок и своевременно взаимодействовать с поставщиками и клиентами.
Преимущества информационной поддержки в транспортной логистике очевидны. Это повышает эффективность и точность обмена информацией между всеми участниками цепочки поставок. Благодаря информационной поддержке можно значительно сократить сроки доставки товаров и комплектующих, оптимизировать использование ресурсов и повысить уровень обслуживания клиентов.
Следует отметить, что информационное обеспечение транспортной логистики является неотъемлемой частью успешного бизнеса в современных условиях. Это помогает управлять сложными процессами цепочки поставок, снижать затраты и повышать эффективность всей логистической системы.
Ключевые показатели эффективности транспортной компании помогают оценить достижение ее целей и определить области для улучшения. Приложение KPI дает контроль над процессами и принятием решений по части работы транспортной компании.
Примеры ключевых показателей эффективности транспортной логистики включают такие показатели, как процент своевременной доставки грузов, среднее время доставки, коэффициент использования транспортных средств и удовлетворенность клиентов. Ключевые показатели эффективности логистики для транспортировки включают количество перевезенных грузов, среднюю загруженность транспортных средств и снижение затрат на топливо.
При применении KPI для транспортной компании важно учитывать специфику отрасли и специфику работы. Например, KPI для менеджера по логистике включает такие показатели, как сокращение времени обработки, улучшение планирования маршрутов в России, а также грамотное использование складских ресурсов. Ключевые показатели эффективности отдела логистики включают такие показатели, как сокращение сроков доставки, улучшение складской логистики и оптимизация запасов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, возникновение потребности в информационной поддержке транспортной логистики связано с развитием управленческих процессов и особенностями производственного процесса предприятий, что особенно актуально в условиях кризисных ситуаций, когда предприятие должно организовать свое производство, минимизировать риски, затраты и потери, связанные с производственным процессом, сервисом и транспортировкой.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. ISO 28002-2011 Системы менеджмента безопасности цепи поставок. Обеспечение устойчивости в цепи поставок. Требования и руководство по применению // СПС Право.ru http://docs.pravo.ru
2. Аникин, Б. А. Логистика производства: теория и практика : учебник и практикум для вузов / Б. А. Аникин, Р. В. Серышев, В. А. Волочиенко ; ответственный редактор Б. А. Аникин. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 454 с.
3. Багутдинов Р. А. Разработка единой централизованной системы управления транспортными потоками и // Техник транспорта: образование и практика. – 2021. – Т. 2. – № 1. – С. 71-77.
4. Быкова Г.П. Особенности математического моделирования некоторых логистических операций // Прогрессивные технологии в транспортных системах. Материалы XVI международной научно-практической конференции. – Оренбург. – 2021. – С. 127–132.
5. Быкова, Г. П. Оценка влияния новых глобальных трендов на развитие цепей поставок // Вестник евразийской науки. – 2023. – Т. 15. – № 1.
6. Венде Ф.-Д. Логистика как нормативно-технологический каркас хозяйственной деятельности в цифровой экономике // Логистика. – 2019. – № 12(157). – С. 40– 45.
7. Гарифуллина, И. О. Особенности транспортной // Молодой ученый. – 2022. – № 51 (446). – С. 350-351.
8. Головин А. В. Управление цепочкой поставок в торговой компании: теория и практика // Экономика и управление. – 2019. – № 3. – С. 35—40.
9. Гришин, А. В. Стратегические тренды и технологии управления цепями поставок в условиях индустрии 4.0 // Молодой ученый. – 2021. – № 6 (348). – С. 331-333.
10. Карева О. В. Оптимизация управления цепочкой поставок в компаниях оптово-розничной торговли // Вестник Тверского государственного университета. – 2021. – № 2. – С. 132–136.
11. Курчеева Г.И. Цифровая культура: анализ состояния и оценка развития // Экономический анализ: теория и практика. — 2021. — Т. 20, вып. 2. — С. 325-344.
12. Логутова Т.Г., Лазаревская Ю.А. Проблемы и перспективы развития транспортнологистических систем новых субъектов Российской Федерации // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2023. – Т.13. – № 4А. – С. 462-469.
13. Мачерет Д.А. Развитие рельсового транспорта в мегаполисах // Экономика железных дорог. — 2021. — № 1. — С. 21-33.
14. Покровская О. Д. Развитие логистической транспортной системы России в условиях санкций // Бюллетень результатов научных исследований. – 2023. – № 3. – С. 58-72.
15. Пястолов, О. А. Современные тренды развития транспортно-логистической системы России c учетом внешних вызовов и трансформаций внутреннего рынка // Отходы и ресурсы. – 2023. – Т. 10. – № 1.
16. Рыбин П. К. Анализ потенциала контрейлерных перевозок (на примере Калининградского транспортного узла) // Техник транспорта: образование и практика. – 2021. – Т. 2. – № 1. – С. 78-86.
17. Степанова Р.С. Влияние логистики на транспорт // Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet». – 2020. – № 12. – С. 1523–1527.
18. Фасхиев Х.А. Модель выбора городского автобуса по критериям экономической эффективности, качества и конкурентоспособности // Автотранспорт: эксплуатация, обслуживание, ремонт. – 2021. – № 1. – С. 23-36.
19. Малецкая М.Б. Состояние и развитие транспортной логистики в современных условиях / М.Б. Малецкая, С.Г. Холмовский. – DOI 10.17150/2411-6262.2022.13(3).17. – EDN ITKHBO // Baikal Research Journal. – 2022. – Т. 13, № 3.
20. Щербакова Е.С. Транспортная логистика // Экономика и социум. – 2021. – № 11 (90). – С. 696-699.