Фрагмент для ознакомления
2
В современном мире проблема нарушений осанки у детей приобретает все более широкие масштабы, что связано, прежде всего, с изменением характера учебной деятельности, увеличением статических нагрузок и снижением двигательной активности. Неправильная осанка – это не просто эстетический недостаток, а серьезное нарушение, способное негативно отразиться на работе практически всех систем организма, привести к деформации опорно-двигательного аппарата, нарушению функций внутренних органов и систем, а также стать причиной психологического дискомфорта.
Нарушение осанки – распространенная проблема, затрагивающая людей всех возрастов, от детей до пожилых. Это не просто эстетический недостаток, а патологическое состояние опорно-двигательного аппарата, способное привести к серьёзным последствиям для здоровья. Искривления позвоночника могут вызывать боли в спине, шее, головные боли, нарушения работы внутренних органов, ограничение подвижности и снижение качества жизни.
Актуальность темы обусловлена широкой распространенностью нарушений осанки, особенно среди детей и подростков, ведущих малоподвижный образ жизни. Современные условия, включающие многочасовое сидение за компьютером, недостаток физической активности, неправильная организация рабочего и учебного пространства – всё это факторы, способствующие развитию и прогрессированию данной патологии.
Нарушения осанки у детей представляют собой острую медико-социальную проблему, имеющую тенденцию к росту в связи с изменением образа жизни современного ребенка, снижением уровня физической активности, длительным пребыванием в статических позах, а также недостаточной эргономичностью учебных мест. Неправильная осанка не только является эстетическим дефектом, но и может привести к серьезным нарушениям функции опорно-двигательного аппарата, внутренних органов и систем, а также негативно сказаться на психоэмоциональном состоянии ребенка.
Своевременная и эффективная реабилитация при нарушениях осанки играет ключевую роль в предотвращении прогрессирования патологического процесса и формировании здорового опорно-двигательного аппарата.
Реабилитационный процесс при нарушении осанки играет ключевую роль в лечении и профилактике осложнений. Правильно подобранный комплекс мероприятий позволяет остановить прогрессирование деформации, укрепить мышцы спины, сформировать правильный двигательный стереотип и улучшить общее состояние организма.
Цель данной курсовой работы: рассмотреть особенности реабилитационного процесса при нарушении осанки у детей, а также проанализировать основные методы и средства, применяемые на разных этапах лечения.
Задачи:
1. Дать определение понятию «нарушение осанки» и изучить причины возникновения данной патологии.
2. Классифицировать виды нарушений осанки и описать их характерные особенности.
3. Определить основные принципы и этапы реабилитации при нарушениях осанки.
4. Проанализировать основные методы и средства реабилитации: лечебная физкультура, массаж, физиотерапия, ортезирование и др.
5. Выявить особенности реабилитационного процесса ребенка, вида и степени тяжести нарушения осанки.
6. Определить роль пациента в процессе реабилитации и дать рекомендации по профилактике нарушений осанки.
Объект исследования: реабилитационный процесс при нарушении осанки у детей.
Предмет исследования: особенности реабилитационного процесса при различных видах нарушений осанки у детей.
Методы исследования: анализ научной литературы, обобщение практического опыта.
В ходе работы будут использованы современные научные данные, основанные на доказательной медицине, а также практический опыт специалистов в области реабилитации.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Осанка человека – это не просто эстетический показатель, а комплексный индикатор здоровья опорно-двигательного аппарата. Правильная осанка обеспечивает оптимальное функционирование всех органов и систем, гарантирует свободу движений и влияет на общее самочувствие. Нарушения осанки, к сожалению, являются весьма распространенным явлением, особенно в детском и подростковом возрасте. Важно понимать, что речь идет не о простом косметическом дефекте, а о патологическом состоянии, которое без должного внимания может привести к серьезным последствиям для здоровья.
В данном разделе мы рассмотрим основные определения, связанные с осанкой и ее нарушениями, а также подробно разберем классификацию данной патологии. Понимание причин, видов и степеней нарушений осанки является фундаментом для разработки эффективных методов профилактики и реабилитации.
Скелет туловища образован позвоночным столбом и грудной клеткой. Позвоночник в крестцовой части укреплен неподвижно между костями таза. Позвоночный столб является не только опорой для головы, плечевого пояса с верхними конечностями и всех внутренних органов, но и костным рычагом движений. Обе эти функции позвоночника - статическая (опорная) и динамическая - и определяют его строение. В позвоночнике различают несколько отделов: шейный, состоящий из 7 позвонков; грудной - из 12; поясничный - из 5 позвонков; крестцовый - из 5 сросшихся позвонков и копчиковый - из 4-5 сросшихся позвонков.
Строение позвоночного столба. Каждый позвонок имеет массивную переднюю часть - тело, которое сзади переходит в дугу. Позвонки, накладываясь друг на друга, образуют позвоночный канал, в котором помещается спинной мозг. От дуги позвонка отходят несколько отростков: суставные верхний и нижний, поперечные - направляющиеся в стороны и остистые, идущие назад. Позвонки каждого отдела имеют свои особенности строения. Например, остистые отростки грудных позвонков направлены косо вниз и тем самым ограничивают движение позвонков назад, постепенно увеличиваются размеры позвонков сверху вниз, соответственно функциональным задачам опоры, Достигая наибольшей величины в нижнепоясничном и верхнекрестцовом отделах.
Нормально сформированный позвоночник образует несколько физиологических изгибов: шейный, обращенный выпуклостью вперед; грудной - выпуклостью назад; поясничный - выпуклостью вперед; крестцово-копчиковый - выпуклостью назад.
Осанка – это привычное положение тела человека в пространстве без активного мышечного напряжения, определяемое комплексом рефлексов, сформированных в течение жизни. Правильная осанка характеризуется симметричным расположением частей тела относительно позвоночника, что обеспечивает оптимальное функционирование опорно-двигательного аппарата, внутренних органов и систем [2].
Нарушение осанки – это отклонение от её правильного положения, обусловленное структурными или функциональными изменениями в позвоночнике, грудной клетке, тазе, а также дисбалансом мышц, поддерживающих тело в вертикальном положении (рис 1).
В основе развития нефизиологической (патологической) осанки лежат следующие неблагоприятные факторы:
- анатомо-конституциональный тип строения позвоночника;
- отсутствие систематической физической тренировки;
- дефекты зрения;
- нарушения со стороны носоглотки и слуха;
- частые инфекционные заболевания;
- неудовлетворительное питание;
- мягкая постель;
- парты, не соответствующие возрасту школьника;
- недостаточное время в режиме дня для игр и занятий спортом;
- недостаточное время для отдыха;
- слабо развитая мускулатура, особенно спины и живота;
- гормональные нарушения (особенно у девочек) [15].
Плохая осанка также может быть следствием неправильной нагрузки на стопы или позвоночник (рис. 2).
Различают две формы патологической осанки:
• искривление, развивающееся в сагиттальной плоскости;
• искривление, развивающееся во фронтальной плоскости.
Фрагмент для ознакомления
3
Алиев, И. А. Сколиоз у детей и подростков : монография / И. А. Алиев. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2022. - 208 с.
2. Бабенкова, Т. М. Профилактика нарушений осанки у детей дошкольного возраста средствами физической культуры : методическое пособие / Т. М. Бабенкова, Е. Н. Васюкова. - Москва : Айрис-пресс, 2020. - 96 с.
3. Белая, Н. А. Лечебная физическая культура при сколиозе у детей и подростков / Н. А. Белая. - Москва : Советский спорт, 2019. - 176 с.
4. Буланов, Ю. К. Ортопедическая диспансеризация детей : руководство / Ю. К. Буланов. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2020. - 320 с.
5. Вайнштейн, С. О. Роль физических упражнений в формировании правильной осанки у детей / С. О. Вайнштейн // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2021. - № 1. - С. 22-26.
6. Гаврилов, М. М. Мануальная терапия при нарушениях осанки / М. М. Гаврилов, А. А. Епифанов. - Москва : Медицина, 2020. - 288 с.
7. Грачев, И. В. Диагностика и лечение деформаций позвоночника у детей и подростков / И. В. Грачев. - Москва : МЕДпресс-информ, 2018. - 240 с.
8. Епифанов В.А. Восстановительная медицина: Учебник для мед. вузов. - М.: ГЭОТАРМедиа, 2012.
9. Зайцева, О. В. Лечебная физкультура при нарушениях осанки у детей / О. В. Зайцева. - Санкт-Петербург : СпецЛит, 2020. - 128 с.
10. Иванова, Е. А. Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста / Е. А. Иванова // Дошкольная педагогика. - 2019. - № 10. - С. 44-48.
11. Клокова, Е. Н. Применение метода кинезиотейпирования у детей с нарушениями осанки / Е. Н. Клокова, О. В. Никитина // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2022. - № 3. - С. 56-59.
12. Крючкова, О. А. Современные методы профилактики и коррекции нарушений осанки у детей и подростков / О. А. Крючкова // Лечебная физкультура и спортивная медицина. - 2021. - № 1. - С. 34-39.
13. Лялина, С. В. Ортопедический массаж для детей / С. В. Лялина. - Москва : Эксмо, 2020. - 160 с.
14. Макарова И.Н. Массаж и лечебная физическая культура. - М.: ЭКСМО, 2009.
15. Медицинская реабилитация / под ред. А. В. Епифанова, Е. Е. Ачкасова, В. А. Епифанова. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. - 672 с.
16. Неустроева, Д. А. Роль физической нагрузки в профилактике нарушений осанки у детей / Д. А. Неустроева, Е. В. Петрова // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2020. - Т. 5, № 3. - С. 186-189.
17. Сергеев, И. И. Ортопедия : учебник / И. И. Сергеев, В. М. Кельмансон. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2019. - 544 с.
18. Ступина, Т. С. Система комплексной профилактики нарушений осанки и сколиоза у детей и подростков / Т. С. Ступина, Е. Н. Панафидина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 11 (177). - С. 231-236.
19. Шаповалов, В. Д. Травматология и ортопедия : национальное руководство / под ред. Г. П. Котельникова, С. П. Миронова. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2018. - 1088 с.