Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В данной работе рассматривается специфика изучения отечественной литературы о природе и животных в 5 классе. Изучение отечественной литературы о природе и животных на уроках литературы в 5 классе представляет собой важную и актуальную тему, которая требует глубокого анализа и осмысления. В условиях современного мира, где экологические проблемы становятся все более острыми, необходимо обратить внимание на то, как литература может способствовать формированию у подрастающего поколения бережного отношения к окружающей среде. Литература, как искусство слова, обладает уникальной способностью передавать чувства, эмоции и идеи, что делает её мощным инструментом в воспитании нравственности, бережного отношения к миру у детей.
Глава 1.Теоретические аспекты проблемы методики изучения произведений о природе и животных на уроках литературы в 5 классе
1.1.Актуальность изучения произведений о природе и животных в школьном курсе литературы
Педагогами во все времена уделялось особое внимание природе как средству, которое способствует развитию и воспитанию школьников.
С позиции польского педагога Я. А. Каменского, живой мир выступает как подлинный источник знаний, способ развития ума ребенка, средство воздействия на все органы чувств. Как полагал русский педагог К. Д. Ушинский, нужно обязательно ввести ребенка в мир природы, показать, какими важными и полезными свойствами обладает живой мир, это будет способствовать формированию коммуникативных навыков.
Школьное экологическое образование стало обладать особым значением с середины прошлого века. Именно в это время методистами и педагогами стал выделяться основной метод, а именно, речь идет о формировании знаний у младших школьников об окружающем мире .
Также нужно сказать о процессе активного развития экологического образования детей в школьных учреждениях в 70-80 годы 20 века. Конец 20 века ознаменовался появлением новых методик обучения, и на экологическое образование младших школьников снова обратили пристальное внимание методисты и педагоги. Тут важно акцентировать внимание на усложнении содержательной части школьного образования, внесении в него новых теоретических знаний, выработке новых стандартов образования, которые бы способствовали эффективному умственному развитию младших школьников .
Психологами А. Венгером, Н. Поддъяковым, А. Запорожцем теоретически обосновалась важность экологического воспитания детей, важность доступности наглядно-образного образования .
1.2.Анализ УМК по литературе в 5 классе
Учитель и ученик находятся в центре образовательного процесса и используют в качестве средства обучения учебную книгу. Обеспечение литературного образования детей школьного возраста осуществляется с помощью современных учебных программ по литературе. Отметим, что многообразен учебно-методический комплекс по предмету «Литература», который оказывает в этом вопросе колоссальное воздействие на формирование личности ученика через чтение художественных произведений. В основе данного курса следующие концептуальные задачи:
развитие личности ребенка, формирование интеллекта и общей культуры; становление основ читательской деятельности;
построение содержания курса литературы на основе дифференцированного обучения и учета индивидуальных возможностей каждого ученика.
В основе учебно-методического комплекса по предмету «Литература» лежат два принципа: художественно-эстетический и литературоведческий.
Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения школьников входят преимущественно художественные тексты. Обучающиеся знакомятся с основными пластами литературы: произведениями фольклора, творчеством русских детских писателей, классиков отечественной литературы, зарубежных авторов детских книг.
Литературоведческий принцип реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ. Программа охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихотворения, рассказы, басни, драматические произведения (в отрывках) и др. При анализе произведения этот принцип нацеливает на рассмотрение таких аспектов произведения, как композиция, тема, проблематика, нравственно-эстетическая идея, художественная форма.
С целью выявления потенциала образовательных программ общего образования в аспекте развития интереса к чтению произведений о животных и природе мы проанализировали два УМК для 5 класса по предмету «Литература» – «Школа России» и «Перспектива».
УМК «Школа России» (авторы Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий,
Л.А. Виноградская и др.).
Авторы главными целями учебников считают:
духовно-нравственное развитие обучающихся;
приобщение школьников к литературе и осознание литературы как искусства слова, формирование гуманного и нравственного сознания и отношения к миру.
Курс «Литература» нацелен на решение следующих основных задач:
развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений, воспитывать художественный вкус;
формировать умение воссоздавать и понимать художественный образ литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, ассоциативное мышление;
формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
формировать эстетическое отношение ребенка к жизни; обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания текста различного уровня сложности;
расширять кругозор обучающихся через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно- эстетический и познавательный опыт ребенка; обеспечивать развитие речи школьников и формировать навыки чтения и речевые умения.
1.3.Формы и приемы работы в аспекте изучения произведений о природе и животных на уроках литературы в 5 классе
Эффективное преподавание отечественной литературы, посвященной природе и животным, требует внедрения разнообразных методик, способствующих развитию у школьников интереса к изучаемому материалу. В данном контексте важно интегрировать как традиционные, так и современные подходы, чтобы обеспечить полное восприятие литературных произведений и их эстетической ценности.
Прежде всего, необходимо определить ключевые методические подходы, которые помогут создать атмосферу, способствующую активному участию учащихся. Одной из самых распространенных методик остается анализ текстов. На уроках можно использовать фрагменты произведений, в которых описаны природа и животные, для детального разбора. Учащиеся имеют возможность работать с текстами в группах, анализируя описания, эмоциональную окраску и использование выразительных средств. При этом не следует ограничиваться лишь поверхностным анализом — обсуждение символики, метафор и аллегорий может углубить понимание прочитанного .
Важным аспектом является использование методов проектного обучения. Учителям следует предложить учащимся создать собственные проекты, основанные на прочитанных произведениях. Например, дети могут подготовить многочисленные мини-исследования о роли животных в жизни человека, их охране и значении в природе. Проекты могут включать рефераты, презентации или даже вышивки и рисунки, что позволит им выразить свою индивидуальность и творческий подход при изучении литературы.
Драматизация, или инсценировка литературных произведений, также может стать увлекательным способом усвоения материала. Ребята могут разыгрывать сцены, связанные с природой, где важно показать не только действия персонажей, но и эмоциональную связь человека с окружающим миром. Это усиливает их вовлеченность и позволяет ощутить атмосферу произведения на более глубоком уровне.
Использование информационно-коммуникационных технологий позволяет значительно разнообразить процесс обучения. Видеоролики о природе, документальные фильмы, а также тематические презентации могут обогатить уроки и сделать их более интерактивными. Важно, чтобы учебный материал был доступен и наглядно отображал разнообразие живой природы, о которой писали отечественные писатели.
Кроме того, следует активно внедрять элементы междисциплинарного подхода, соединяя литературу с научными дисциплинами — биологией, экологии, географии. Такое объединение позволит ученикам увидеть, как научные знания могут обогатить их восприятие литературного материала. Например, обсуждая рассказ о природе, можно провести параллели с реальными экосистемами, познакомить ребят с проблемами охраны окружающей среды, приводя примеры из текста.
Обсуждение экологических проблем в контексте литературных произведений также может стать основой для школьных дебатов, которые будут способствовать более глубокой проработке тем и развитию критического мышления. Участие в таких обсуждениях формирует у детей умение выражать свои мысли и аргументированно отстаивать свою точку зрения .
Глава 2.Практические аспекты изучения произведений о природе и животных на уроках литературы в 5 классе
2.1.Разработка системы уроков по литературе в 5 классе
В рамках выполнения курсовой работы была осуществлена разработка календарно-тематического планирования уроков по литературе, посвященных природе и животным.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
5 класс
2.2.Разработка конспекта урока для 5 класса
Название урока: «Прикоснись к красоте природы!...»
Класс: 5.
Цели:
образовательные:
- знакомство с произведениями, которые посвящены красоте природы, в частности, это С.Я. Маршак «О том, как хороша природа…», В. Крупин «Сбрось мешок!», миниатюры М.М. Пришвина;
- расширение представлений учащихся о биографии и творческой деятельности М. Пришвина.
развивающие:
• создание комплексных условий для развития коммуникативных навыков посредством разнообразных видов речевой деятельности (монологи, диалоги, выразительное чтение произведений);
• создание условий для развития таких аналитических способностей обучающихся, как умение анализировать, делать выводы;
• создание условий для развития внимания, мышления и памяти учащихся,
• формирование мотивации к самостоятельной познавательной деятельности;
• развитие умений осуществлять рефлексивную деятельность;
воспитывающие:
• Воспитание интереса к предмету, к природе и к окружающему миру в целом;
• Формирование нравственных качеств, любви к природе, воспитание умения видеть красоту природы.
Заключение
В заключение данной курсовой работы можно подвести итоги, касающиеся изучения отечественной литературы о природе и животных на уроках литературы в 5 классе. Актуальность выбранной темы не вызывает сомнений, поскольку в условиях современного мира, где экологические проблемы становятся все более острыми, важно формировать у подрастающего поколения осознанное бережное гуманное отношение к окружающей среде. Литература, как искусство слова, обладает уникальной способностью передавать не только эстетические, но и моральные и этические ценности, что делает её важным инструментом в воспитании любви к природе у школьников.