Фрагмент для ознакомления
2
Введение в исследование функционирования составного глагольного сказуемого в литературе представляет собой важный аспект лингвистического анализа, который позволяет глубже понять не только структуру языка, но и художественные особенности произведений. В частности, роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» является уникальным объектом для такого исследования, поскольку в нем ярко проявляются как языковые, так и стилистические приемы, которые автор использует для создания многослойных образов и передачи сложных идей. Составное глагольное сказуемое, как одна из ключевых конструкций русского языка, играет значительную роль в формировании смыслов и эмоциональной окраски текста, что делает его предметом нашего анализа .
Актуальность данной работы обусловлена недостаточной исследованностью роли составного глагольного сказуемого в русской классической литературе, а также в контексте произведений М.А.Булгакова.
Разработанность темы: В настоящее время известны структура, значение и функции сложного глагольного сказуемого: в предложении сказуемое имеет предназначение одновременно выражать два значения - вещественное и грамматическое.
Соотношение вещественного и грамматического значений в слове или сочетании слов, выступающих в качестве составного сказуемого, определяет различия в его грамматической форме. Эти различия служат основой выделения двух типов сказуемого по структуре – простого и сложного (составного). В данной работ мы рассмотрим функционирование сложного глагольного сказуемого.
В простом сказуемом оба значения заключены в одном слове или в сочетании, причастии или деепричастии, фразеологизме или глагольной группе. В то время как простое глагольное сказуемое выражает оба значения нерасчленённо (вещественное значение сосредоточено преимущественно в корне, а грамматическое значение сказуемого складывается из наклонения, времени, лица и числа, которые выражаются в соответствующих формах глагола), непростое (составное) является двучленным прежде всего по составу: вещественное и грамматическое значения выражаются в нём раздельно, посредством двух частей – основной и вспомогательной. Именно соотношение вещественного и грамматического значений в составном глагольном сказуемом между стержневым глаголом (семантическим ядром сказуемого и главным компонентом) примыкает инфинитив (зависимый компонент). Таким образом, многообразие складывается внутри этих двух оппозитивных составных частей, не выходя наружу и не разрушая специализации основной части в выражении лексического значения, а вспомогательной – в выражении преимущественно грамматического значения. Основной компонент представлен инфинитивом (реже – глагольным фразеологизмом в неопределённой форме). Инфинитив употребляется исключительно субъектный: только он позволяет выразить действие одного лица по двум глаголам одновременно. В роли вспомогательной части выступают глаголы двух групп: фазисные и модальные (к которым относят и эмоциональные). Функционирование составного глагольного сказуемого в тексте в полной мере выявляет его структурно-семантические свойства и системные способности.
В современной лингвистической науке мало изучены стилистические и текстовые возможности составного глагольного сказуемого, поэтому дальнейшие исследования в этом направлении представляются весьма перспективными.
Несмотря на то что «Мастер и Маргарита» является классикой русской литературы, многие аспекты его языковой структуры остаются не до конца изученными. В частности, функции составного глагольного сказуемого, его использование в различных контекстах и влияние на восприятие персонажей требуют более глубокого анализа. В рамках нашего исследования мы стремимся восполнить этот пробел, обратив внимание на то, как именно составное глагольное сказуемое помогает М.А. Булгакову передать глубину и многослойность своих персонажей, а также создать яркие и запоминающиеся образы.
Предмет нашего теоретического исследования – функционирование составного глагольного сказуемого в художественных произведениях русской литературы.
Объект: роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Цель исследования: выявление и описание роли составного сказуемого в художественных произведениях русской литературы на примере романа «Мастер и Маргарита».
Задачи:
• Определить содержание и функции составного глагола, его основные характеристики и функции в русском языке.
• Выявить характеристики составного глагольного сказуемого и проанализировать, как именно М.А. Булгаков использует эту конструкцию для создания выразительности в романе «Мастер и Маргарита»;
• Проанализировать прямые и переносные значения корневых глаголов в составе составного глагольного сказуемого, чтобы выявить их изобразительную роль для создания образов героев романа »Мастер и Маргарита».
• Определить частоту использования и роль составного глагольного сказуемого в передаче динамики событий и эмоционального состояния персонажей.
Таким образом, данное исследование направлено на анализ функционирования составного глагольного сказуемого в художественном тексте - романе «Мастер и Маргарита», его влияние на языковые и стилистические особенности произведения и может стать началом для проведения лексико-грамматического анализа других произведений русской литературы.
Для нашего теоретического исследования мы использовали следующие методы: теоретический анализ и синтез, аксиоматический метод (аксиома – с помощью сложного глагольного сказуемого задаётся смысловая направленность основного действия), конкретизация и обобщение.
В ходе работы мы анализировали: грамматическую структуру составного глагольного сказуемого и его грамматические характеристики, художественно-выразительные функции сложного глагольного сказуемого в литературном тексте, его семантическую роль.
Работа состоит из: введения, 2 глав по 3 и 4 параграфа, выводов в конце глав, заключения и списка использованной литературы.
Глагольное сказуемое, являясь центральным элементом предикативной основы предложения, играет ключевую роль в выражении действия, состояния или процесса, приписываемого субъекту. Именно сказуемое определяет динамику и развитие высказывания, формируя его смысловую и коммуникативную направленность. Изучение составного глагольного сказуемого представляет собой важную задачу современной лингвистики, поскольку позволяет глубже понять механизмы функционирования языка, особенности его организации и способы передачи информации. В данном параграфе рассмотрим структурные особенности и семантическую функцию составного глагольного сказуемого, роль в передаче экспрессии и смыслового наполнения текста романа «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова.
Составное глагольное сказуемое состоит из спрягаемой и неспрягаемой части (спрягаемый вспомогательный глагол + инфинитивная форма глагола), и выполняет разнообразные функции в тексте: воссоздает эмоциональное состояние персонажей, подчеркивает динамику сюжетной линии и служит связующим звеном между внутренними переживаниями героев и их внешним поведением .
Каждый глагол, входящий в составное сказуемое, можно рассматривать как самостоятельный элемент, который обрел новую значимость в сочетании. Например, использование глаголов движения при описании действий персонажа подчеркивает не только физическое перемещение, но и внутреннюю эволюцию, изменение его психоэмоционального состояния. Этот акцент на динамику и движение очень актуален для романа, где сюжетные линии переплетаются и развиваются на фоне множества событий и изменений.
В романе часто наблюдается переключение между прошедшим и настоящим временем, что создает ощущение одновременности различных временных слоев, позволяет читателю сливать воедино прошлое и настоящее, действительность и фантазию. В этом контексте составное глагольное сказуемое становится средством передачи не только действия, но и чувства вечного потока времени, который охватывает персонажей. Через временные формы выражается трагедия и комизм, наконец, в какой-то момент верное плетение времени позволяет говорить о магическом вхождении в реальность, отголосках волшебного и реального.
Глагольное сказуемое в романе также выполняет функцию обозначения характера взаимодействия персонажей. Сочетаемость действий, задаваемая составным глагольным сказуемым, делает описание действия более глубоким, перспективным. Читатель наблюдает не только за действиями, но и за внутренними конфликтами, страхами и надеждами, что придает произведению глубину и многослойность .
В составе сложного глагольного сказуемого спрягаемая часть сохраняет свои грамматические характеристики, поэтому спрягаемый глагол может принадлежать к определённому виду, спряжению, лицу, роду, быть переходным или непереходным, передавать направленность действия, выражая категории наклонения, быть возвратным или невозвратным, указывать на время и число участников действия. Например, модальный глагол в составе такого сказуемого с помощью варьирования силы воздействия, позволяют создать тонкие акценты. Каждое действие может быть воспринято сквозь призму субъективного восприятия героя или же в обобщенном контексте там, где появляется элемент социальной критики. В этом смысле составное глагольное сказуемое способствует формированию не только образа персонажа, но и воссозданию картины общественной жизни того времени.
Кроме того, в художественном контексте выражение качеств персонажа происходит именно через употребление составного глагольного сказуемого. Нюансы в употреблении глагольных форм формируют уникальные характеристики каждого героя, порой создавая порывистый, а порой неторопливый ритм, что необходимо для полного раскрытия их образов .
Образный язык, используемый автором, сказывается не только на положительных эмоциях, но и на мрачных моментах, создавая контрастные ситуации, где действия персонажа могут сменяться по своему смысловому содержанию. Комбинация положительных и отрицательных форм глаголов в составном сказуемом играет важную роль в установлении эмоционального фона. Читатели могут сопереживать герою, стать свидетелями его борьбы с внутренними демонами, нежеланием и страхами: «Каждый элемент языка, каждая конструкция зубодробительно фиксирует состояние героя и позволяет углубиться в его переживания» .
Таким образом, складывается комплексное понимание функционирования составного глагольного сказуемого. Оно становится не просто средством передачи действия, а является важным инструментом, служащим для раскрытия человеческой природы, внутреннего мира, тонких оттенков психологии и философии. Составное глагольное сказуемое в контексте «Мастера и Маргариты» открывает читателю дополнительные слои интерпретации, создавая уникальное взаимодействие между текстом и его восприятием. Роман переводит читателя в мир глубоких мыслей и переживаний, где за каждым словом или конструкцией стоит история, таким образом реализуется многоплановость и многослойность повествования.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Булгаков М.А. Мастер и Маргарита / М.А. Булгаков. – Москва: Астарта, 1995. – 496 с.
2. Лившиц В.Л. Система глагольного сказуемого в произведениях М.А. Булгакова // Вопросы русского языка. – 2010. – № 3. – С. 112–120.
3. Францев Н.А. Структура и семантика составного глагольного сказуемого в русской литературе // Русская филология. – 2012. – Вып. 5. – С. 45–58.
4. Верещагина Н.М. Стилистические функции составного глагольного сказуемого в прозе XX века // Журнал языковой и литературной коммуникации. – 2015. – № 2. – С. 17–26.
5. Сивков А.Ю. Глагольное сказуемое в творчестве М.А. Булгакова: от традиции к эксперименту // Научный вестник. – 2013. – № 8. – С. 73–81.
6. Долгова И.А. Составное глагольное сказуемое как средство реализации речевой характеристики персонажа в романе «Мастер и Маргарита» // Актуальные проблемы гуманитарных наук. – 2018. – № 4. – С. 54–68.
7. Бурова Е.П. Функции и речевая роль составных глагольных сказуемых в произведениях Булгакова // Проблемы филологии и искусства. – 2016. – Т. 12. – С. 32–45.
8. Громова Л.А. Грамматические особенности произведений М.А. Булгакова: сказуемое и его место в системе сюжета // Руско-языковое пространство. – 2017. – № 3. – С. 89–95.
9. Коваленко Т.Е. Составное глагольное сказуемое: стилистика и синтаксис в прозе М.А. Булгакова // Вестник научных исследований. – 2019. – № 5. – С. 23–37.
10. Шевченко А.О. Проблемы изучения языковых явлений в контексте прозы Булгакова // Наука и образование. – 2020. – № 1. – С. 101–115.
11. Виноградов В.В. Русский язык (грамматическое учение о слове). — М.: Высшая школа, 1986. — 640 с.
12. Шведова Н.Ю. (ред.) Русская грамматика. Т. 2. Синтаксис. — М.: Наука, 1980. — 709 с.
13. Золотова Г.А. Синтаксический словарь: Репертуар элементарных единиц русского синтаксиса. — М.: Наука, 1988. — 440 с.
14. Лекант П.А. Синтаксис простого предложения в современном русском языке. — М.: Высшая школа, 1974. — 222 с.
15. Бабайцева В.В. Современный русский язык. Ч. 3. Синтаксис. Пунктуация. – М.: Просвещение, 1981. — 256 с.
16. Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке. — М.: Логос, 2001. — 304 с.
17. Чудакова М.О. Жизнеописание Михаила Булгакова. — М.: Книга, 1988. — 672 с.
18. Соколов Б.В. Булгаков. Энциклопедия. — М.: Алгоритм; Эксмо, 2003. — 831 с.
19. Яблоков Е.А. Художественный мир Михаила Булгакова. — М.: Советский писатель, 1983. — 376 с.
20. Лакшин В.Я. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». — М.: Художественная литература, 1991. — 160 с.
21. Белобровцева И.В., Зинин С.А. Булгаковская энциклопедия. — СПб.: Локид-миф, 1997. — 592 с.
22. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов / О.С. Ахманова. — Москва: Книга по требованию, 2013. — 608 с.
23. Ильинская И.С. О языковых и неязыковых стилистических средствах / И.С. Ильинская // Вопросы языкознания. — 1954. — 5. — с. 85-93.
24. Лясота Ю.Л. Роль метафорических слов и выражений в развитии словарного состава языка / Ю.Л. Лясота. — Ленинград: АКД, 1955. — 246 с.
25. Потебня А.А. Мысли и язык / А.А. Потебня. — Москва: Лабиринт, 1999. — 268 с.
26. Рыньков Л.Н. Именные метафорические словосочетания в языке художественной литературы XIX в. (послепушкинский период) / Л.Н. Рыньков. — Челябинск: Юж.-урал. кн. изд., 1975. — 184 с.