Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования заключается в том, что снижение затрат, которые входят в состав себестоимости продукции, означает экономию овеществленного и живого труда и является важнейшим фактором повышения эффективности производства, роста накоплений. Получение наибольшего эффекта с наименьшими затратами, экономия трудовых, материальных и финансовых ресурсов зависят от того, как решает предприятие вопросы снижения себестоимости продукции.
1 Теоретические аспекты управления затратами в организации
1.1 Сущность и классификация затрат
Каждый предприниматель, будь то новичок – только открывающий своё предприятие, либо владелец фирмы, уже открывший её, сталкивается с понятием «затраты» и «распределением затрат». Так как в процессе деятельности любой организации либо производящей товары, либо занимающейся оказанием услуг возникают определенные виды затрат, а целью любой коммерческой организации является максимизация прибыли, при минимизации затрат. Поэтому для успешного развития организации любому бизнесмену так или иначе приходится сталкиваться с понятием «затрат», выяснять как их минимизировать, максимизируя при этом доход предприятия .
4. Амортизация. К данной статья относятся отчисления в фонд амортизации, предназначенные для восстановления изношенного собственного и арендованного оборудования (зданий, сооружений). Для расчета отчислений используется стоимость основных средств, указанная в балансе предприятия, а также нормы амортизации.
5. Прочие расходы. Сюда относятся расходы на ремонт оборудования,
командировочные и представительские расходы, арендные платежи, платежи по кредитам, обучение персонала и т. д.
Группировка по элементам не дает возможность определить себестоимость единицы произведенного товара. Исходя их этого, производственные затраты также классифицируются по статьям расходов. Калькулирование всех затрат позволяет полностью оценить расходы связанные с производством каждого вида продукции, и какие именно затраты можно сократить без особых последствий для деятельности предприятия. Калькуляции необходимы для расчета плановой или фактической себестоимости выбранного актива. Калькуляции подразделяются на плановые и отчетные .
1.2 Механизм управления затратами
Эффективное управление предприятием включает в себя оптимизацию распределения ресурсов, оптимизацию бизнес-процессов и сокращение ненужных затрат.
Процесс управления издержками заключается в последовательной реализации основных функций, находящихся в тесной взаимосвязи друг с другом и направленных на минимизацию и оптимизацию затрат. Основные задачи функций управления себестоимостью приведены в таблице 1.3.
2 Анализ управления затратами в ООО «Антар»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
Общество с ограниченной ответственностью «Антар» создано в соответствии с действующим законодательством РФ.
Целью деятельности ООО «Антар» является качественное и полное удовлетворение потребностей организаций и частных лиц в услугах, а также получение прибыли.
ООО «Антар» является типографией с собственным издательством для разработки ярких, креативных, интересных и полезных проектов для клиентов.
Основные виды деятельности предприятия:
1. Дизайн полиграфии (дизайн буклетов и каталогов, календарей, визиток и баннеров).
2. Допечатная подготовка (верстка, сканирование, обработка и разработка фирменного стиля).
3. Послепечатные услуги (фальцовка, биговка, ламинация, брошюровка, установка люверсов и перфорирование).
4. Цветное копирование.
5. Тиражирование.
6. Офсетная печать.
7. Оперативная цифровая печать.
Современная бизнес-позиция ООО «Антар» основывается на следующем:
– сплоченный коллектив;
– накопленный многолетний опыт работы;
– современное высокопроизводительное оборудование;
– широкий ассортимент товаров и услуг;
– удовлетворенность клиентов;
– невысокие цены, при очень хорошем качестве;
– хорошие деловые связи с потребителями продукции и поставщиками материалов и комплектующих.
Организационная структура управления ООО «Антар» представлена на рисунке 2.1. Высшим должностным лицом предприятия ООО «Антар» является директор, который осуществляет оперативное руководство.
Предприятие находится в реестре субъектов малого и среднего бизнеса с 1 января 2016 года. Численность постоянных сотрудников на начало 2024 года составляет 5 человек, при этом часть персонала (особенно, что касается творческих работников, занимающихся дизайном полиграфической продукции), работает удаленно как самозанятые или по договорам гражданско-правового характера. Предприятие использует упрощенную систему налогообложения с объектом «доходы-расходы». Компанию по всем показателям деятельности можно отнести к категории «микропредприятие».
Основные экономические показатели деятельности предприятия представлены в таблице 2.1.
На протяжении всего исследуемого периода, темпы роста себестоимости продаж выше, чем выручки от продаж. В результате снижается прибыль от продаж и рентабельность продаж. Это для микропредприятий основные показатели эффективности, так как отчетность составляется по упрощённой форме. В 2022 году прибыль от продаж снизилась на 232 тыс. руб. или на 46,6 %. В 2023 году снижение прибыли от продаж составило 21 тыс. руб. или 7,9 %.
За три года рентабельность продаж снизилась с 4,3 до 2,08 %. Снижение рентабельности напрямую определяется динамикой издержек типографического предприятия, поэтому необходимо провести анализ изменения издержек за последние 3 года.
Дадим экспресс – оценку финансового состояния предприятия по показателям ликвидности и финансовой устойчивости.
В условиях постоянной инфляции повышается роль и информативность анализа финансовой устойчивости предприятия по относительным показателям, для которого необходим расчет ряда финансовых коэффициентов (таблица 2.2).
2.2 Анализ издержек ООО «Антар»
Согласно учетной политики организации все расходы относятся к категории «расходы по обычным видам деятельности», то есть в учете они не разделяются на производственные, управленческие и коммерческие.
Структура издержек также показана на рисунке 2.2. Более половины всей суммы издержек типографии приходится на материальные затраты.
Это различные расходные материалы для оказания услуг типографии, а также затраты на электроэнергию для работы производственного оборудования. В 2021 году на затраты материального характера пришлось 65,4 % от всех совокупных издержек, к 2023 году удельный вес материальных затрат снизился до 52 %. Это связано с тем, что материальные затраты являются единственными, которые на данном предприятии можно отнести к переменным. А при снижении количества заказов, соответственно сокращается и расход материалов.
На втором месте по удельному весу находятся расходы на оплату труда, доля которых за три года возросла с 18,1 до 24,2 %. Это заработная персонала, который состоит в штате типографии. Третье место по доле в издержках занимают отчисления на социальные нужды, которые составляют 30 % от фонда оплаты труда.
Так как у предприятия есть собственное оборудование, к издержкам относятся расходы на его амортизацию, ремонт и содержание. По удельному весу затраты на амортизацию и содержание оборудования к 2023 году выросли 10,9 % в совокупности. ООО «Антар» закупало оборудование несколько лет назад, в связи с событиями 2022 года нарушились логистические каналы поставки запасных частей, что существенно увеличивает затраты на содержание оборудования.
2.3 Практика управления издержками в ООО «Антар»
Для управления затратами в ООО «Антар» используется метод бюджетирования. Составляются следующие виды стандартных бюджетов: производственный бюджет (производственная программа); бюджет затрат и бюджет движения денежных средств. Исходным этапом формирования производственного бюджета является планирование производственной программы. Объемы производства на предприятии планируются исходя из сформированного портфеля заказов. Незавершенное производство на начало и на конец планируемого года не планируется Бюджет затрат составляется на основе калькулирования себестоимости производство и реализации продукции. Бюджет движения денежных средств представляет собой план поступлений и расходования (оттоков) денежных средств.
При разработке плана продаж используются данные маркетинговых исследований, итоги переговоров с заказчиками и клиентами, оценки производственных возможностей предприятия, ретроспективный анализ продаж, рыночная информация (о конкурентах, долгосрочных тенденциях на рынках) и др. Основными показателями при составлении плана продаж являются прогнозные данные об объемах и цены реализации продукции.
План по расходованию денежных средств составляется в соответствии с графиком погашения задолженности перед поставщиками, персоналом, бюджетом и внебюджетными фондами. В соответствии с условиями договоров поставки оплата поставщикам осуществляется следующим образом: 70 % оплачивается в тот же квартал, в котором была получена продукция, 30 % – в следующем квартале.
К недостатку использования метода бюджетирования в ООО «Антар» можно отнести то, что на протяжении всего исследуемого периода используются только стандартные бюджеты, нет практики применения современных способов бюджетирования Эффективность управления затратами отражают показатели прибыли и рентабельности.
Необходимо провести факторный анализ изменения прибыли от продаж в 2023 г. по сравнению с 2022 г. Прибыль от продаж в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого порядка: объема реализованной продукции (VРП), ее структуры (Удi), себестоимости (Ci) и уровня среднереализационных цен (Цi).
Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции представлены в таблице 2.8.
3 Совершенствование управления затратами в организации
3.1 Предложения по совершенствованию управления издержками в организации
Как показал анализ, проведенный во второй главе, высокий уровень затрат в 2023 году привел к тому, что рентабельность предприятия снижается. В этой ситуации особо важен поиск путей снижения затрат по статьям. Самые две «весомые» статьи в структуре затрат предприятия – это материальные затраты и затраты на оплату труда. Но, в условиях экономического кризиса сокращать персонал нецелесообразно, так как в регионе итак проблемы с квалифицированными кадрами для полиграфического производства и типографий.
Поэтому основной упор в разработке мероприятий по оптимизации затрат необходимо акцентировать на материальных затратах, которые занимают почти половину в структуре себестоимости.
Здесь существует два пути:
1. Использование экономичных расходных материалов.
2. Применение современных технологий, которые позволят сократить материальные затраты.
Полиграфические технологии продолжают развиваться, неизменно появляются новые решения, требующие новых расходных материалов. Одним из перспективных направлений развития полиграфии ХХI века, о котором много говорится в последнее время, можно считать печать высокореактивными УФ-красками. Данную технологию активно продвигают все производители печатного оборудования, хотя у каждого из них она называется по-разному. Одно остается неизменным — для ее применения на практике требуются именно высоко- реактивные краски.
Для ООО «Антар» использование данных красок будет заключаться также в том, что ведущим производителем их является японская компания Toyo Ink. Географическая близость поставщика и доставка материалов самым экономичным видом транспорта – морским, обеспечит минимальную стоимость формирования заказа материалов и сократит затраты на логистику.
Накопленный опыт типографий по всему миру показывает, что использование данного типа красок дает экономию не менее 15 %.
Вторым направлением станет использование малохимической технология проявки термальных CtP-пластин ZAC. Накопленный опыт типографий в европейской части России свидетельствует, что эта разработка Fujifilm позволяет существенно сократить затраты на химикаты и обслуживание процессоров, повысить качество форм и обеспечивает другие преимущества.
В ZAС-технологии проявителя добавляется ровно столько, сколько требуется для проявки данной пластины. Проявочный процессор постоянно контролирует комплекс объективных показателей состояния проявляющего раствора, и по мере расхода активного вещества проявителя понемногу добавляет его. Выполняет эти функции специальная патентованная программно-аппаратная система. Собственно процесс проявления в ZAC-процессоре ничем не отличается от обычного, но применяются специальные химикаты.
Проявитель после заливки в процессор имеет гарантированно стабильные характеристики в течение 3–4 месяцев (в зависимости от марки пластин) или при обработке 15 тыс. м2 пластин. Таким образом, число замен химикатов сокращается до 3–4 в год с соответствующим снижением затрат на обслуживание процессора. Трудозатраты сокращаются еще значительней, так как ZAC-проявитель не содержит силикатов, которые образуют твердый осадок в рабочих емкостях обычных процессоров. Очистка ZAC-процессоров выполняется быстро и просто: не требуются специальные чистящие средства, даже при высокой загрузке формного участка нет необходимости в дополнительных комплектах валов. Кроме того, отсутствие отложений солей положительно сказывается на надежности процессора
3.2 Эффективность предложенных мероприятий
Так как предложенные мероприятия обеспечат как прирост выручки, так и сокращение затрат, то для начала исходя из предложенных мероприятий по снижению себестоимости, необходимо определить, какую величину составит уровень затрат при неизменном объеме производства (выручки).
Данный расчет представлен в таблице 3.5. Мероприятия, предложенные в работе, затронули практически все статьи затрат (за исключением прочих затрат). При этом все затраты сократились за исключением затрат на амортизацию, так как покупка нового оборудования будет обусловлена ростом отчислений на износ оборудования.
Заключение
В работе были изучены теоретические и практические аспекты управления затратами на примере предприятия, которые оказывает разнообразные типографические услуги.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Аврашков, Л. Я. Методика и практика оценки финансового состояния предприятия / Л. Я. Аврашков, Г.Ф. Графова // Современный бухучет. – 2022. – № 3. – С. 8-18.
2. Баканов, М. И. Теория экономического анализа: учебник / М. И. Баканов, А.Д. Шеремет. – М. : Финансы и статистика, 2012. – 416 с.
3. Барышникова, Н. А. Экономика предприятия : учебное пособие для СПО и прикладного бакалавриата: учебное пособие для сред. проф. Образования / Н.А. Барышникова. – М.: Юрайт, 2023. – 192с.
4. Баскакова, О. В. Экономика предприятия (организации): учебник для бакалавриата. – М.: Дашков и К°, 2021. – 372с.
5. Волков, О. И. Экономика предприятия: учебное пособие для вузов. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М,2022. – 264с.
6. Воронова, Е. Ю. Управленческий учет: учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2021. – 551с.
7. Герасимова, В. Д. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности промышленного предприятия / В. Д. Герасимова. – М. : КноРус. – 2022. – 360 с.
8. Горелик, О. М. Управленческий учет и анализ: учебное пособие для вузов. – М.: КНОРУС, 2022. – 256с.
9. Горфинкель, В. Я. Экономика предприятия: учебник для вузов (экон. спец.) / под ред. В.Я. Горфинкеля. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2021. – 663с.
10. Грибов, В. Д. Экономика предприятия: учебник для вузов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: КУРС, 2021. – 448с.
11. Григорьева, Т. И. Финансовый анализ для менеджеров: оценка, прогноз / Т. И. Григорьева. – М. : Юрайт, 2022. – 460с.
12. Донцова, Л. В. Анализ финансовой отчетности: учеб. пособие / Л. В. Донцова, Н. А. Никифорова. – М. : Дело и сервис, 2022. – 377 с.
13. Жилкина, А. Н. Управление финансами. Финансовый анализ предприятия / А. Н. Жилкина. – М. : Инфра - М, 2022. – 332 с.
14. Каверина, О. Д. Управленческий учет: теория и практика: учебник для бакалавров. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2022. – 408 с.
15. Клочкова, Е. Н. Экономика предприятия: учебник для бакалавров: учебник для вузов. – М.: Юрайт,2022. – 448с.
16. Ковалев, В. В. Финансовый анализ: управление капиталом, выбор инвестиций, анализ отчетности / В. В. Ковалев. – М. : Финансы и статистика, 2023. – 611 с.
17. Крейнина, М. Н. Финансовое состояние предприятия. Методы оценки / М. Н. Крейнина. – М.: ДИС, 2022. – 399 с.
18. Любушин, Н. П. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия/ Н П. Любушин, В. Б. Лещев, В. Г. Дьякова – М. : ЮНИТИ, 2022. – 471с.
19. Любушин, Н. П. Финансовый анализ: учебник / Н. П. Любушин, Н. Э. Бабичева. – М. : ЭКСМО. – 2021. – 336 с.
20. Маркарьян, Э. А. Финансовый анализ / Э. А. Маркарьян, Г. П. Герасименко, С. Э. Маркарьян. – М.: КноРус. – 2022. – 272 с.
21. Мормуль, Н. Ф. Экономика предприятия: теория и практика: учебное пособие по для бакалавров. – 2-е изд., стер. – М.: Омега-Л, 2023. – 180с.
22. Нечитайло, А. И. Экономика предприятия: учебное пособие. – СПб.: Изд-во РГГУ, 2021. – 186 с.
23. Положенцева, А. И. Финансы организаций (предприятий): учеб. пособие / А. И. Положенцева, Т. Н. Соловььева. – М. : КноРус, 2021. – 207 с.
24. Попова, Л. В. Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в отдельных отраслях производственной сферы / Л. В. Попова. – М. : Дело и сервис, 2022. – С 448
25. Романенко, И. В. Экономика предприятия: учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2021. – 352 с.
26. Семёнов, И. Г. Использование финансового анализа в деятельности предприятия / И. Г. Семёнов // В помощь руководителю и главному бухгалтеру. – 2022. – № 6. – С. 12-18.
27. Сигидов, Ю. И. Взаимосвязь контроллинга и управленческого учета: монография. – М.: ИНФРА-М, 2023. – 168 с.
28. Сироткин, С. А. Финансовый менеджмент на предприятии: учебник / С. А. Сироткин, Н. Р. Кальчевская. – М.: ЮНИТИ, 2023. – 351 с.
29. Скляренко, В.К. Экономика предприятия учебное пособие для вузов. - 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2021. – 192с.
30. Смелик, Р. Г. Экономика предприятия (организации) : учебник / Р.Г. Смелик. - Омск : Омский государственный университет, 2022. – 296 с.
31. Стратегический управленческий учет для бизнеса: учебник: учебное пособие для вузов / под ред. А.Н. Быстрова. – М.: ИНФРА-М, 2021. – 336с.
32. Трухина, Н. И. Экономика предприятия и производства: учебное пособие / Н.И. Трухина. – Воронеж: Воронежский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2022. – 123 с.
33. Хотинская, Г. И. Анализ хозяйственной деятельности предприятий / Г. И. Хотинская – М. : Дело и сервис, 2022. – 240 с.
34. Щиборщ, К. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий России / К. В.Щиборщ. – М. : Дело и Сервис, 2022. – 320 с.