Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность данной темы заключается в том, что, несмотря на регу-лирование фирменных наименований ГК РФ , а также рядом других феде-ральных законов, остаются нерешенные вопросы, возникающие на практике. В главу ГК РФ, регламентирующую фирменные наименования также вноси-лись новеллы от 2008 г. и 2014 г. с целью совершенствования регулирова-ния. Однако до сих пор, например, нет механизма, позволявшего при реги-страции новой организации проверять уникальность фирменного наимено-вания.
Одним из приоритетных направлений национального развития являет-ся повышение инновационной активности организаций, в т. ч. путем государ-ственной поддержки технологических организаций и стимулирования пред-принимательской активности и конкуренции. В то же время многие положе-ния о коммерческом обозначении, включая его определение, правовую при-роду, особенности прав на коммерческое обозначение, не раскрываются как в правоприменительной практике и действующем гражданском законода-тельстве, так и в теории гражданского права. В связи с этим особую актуаль-ность приобретает исследование вопросов коммерческого обозначения как средства индивидуализации товара.
Объектом исследования выступают правоотношения, возникающие в связи с использованием фирменного наименования юридического лица и коммерческого обозначения.
Предметом являются нормы, регулирующие понятие фирменного наименования и коммерческого обозначения.
Цель работы - исследование норм, регламентирующих фирменные наименования лиц и коммерческие обозначения, их содержание на основе нормативно-правовых актов, а также научное теоретическое исследование работ юристов и ученых, и проведение анализа судебной практики для вы-явления существующих проблем, и предложения возможных путей их реше-ния.
Достижение поставленной цели включает в себя следующие задачи:
- выявление понятия фирменного наименования;
- анализ содержания исключительного права на фирменное наиме-нование;
- общая характеристика охраны права на фирменное наименова-ние;
- рассмотрение понятие и правовой природы коммерческого обо-значения;
- раскрытие охраны и защиты исключительного права на коммер-ческое обозначение.
Методологическую основу данной работы составляют общенаучные (анализ, синтез) и частнонаучные методы (диалектический, формально-логический, исторический, систематический).
Степень разработанности темы – фирменным наименованиям и ком-мерческим обозначениям посвятили свои работы В.В. Голофаев, О. А. Горо-дов, М. С. Дашян, А.Б. Иванов, Б.И. Иванов, П. В. Крашенинникова, В.М. Мельников, В.В. Орлова и многие другие.
Эмпирическую базу составили из материалов судебной практики по делам по спорам, связанных со средствами индивидуализации юридического лица, а также Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Суда РФ по интеллектуальным правам.
1. Особенности правового регулирования права на фирменное наимено-вание
1.1. Понятие фирменного наименования
В законе не дается определения понятию фирменное наименование. Многие ученые дают свое определение. Некоторые, например, считают, что под фирменным наименованием следует понимать обозначение юридическо-го лица (наименование юридического лица, являющегося коммерческой ор-ганизацией), позволяющее отличить его от других участников гражданского оборота, идентифицировать его. П.П. Цитович определял фирму как имя, под которым ведется торговля данного лица. Г.Ф. Шершеневич отождеств-лял фирменное наименование с названием торгового предприятия как обособленного частного хозяйства. В.В. Розенберг понимал фирму как «обозначение предприятия, т.е. такой же составной элемент, как гражданское имя для правоспособной личности, но и внешнее, нужное в целях права, во-площение предприятия».
Необходимо обратиться к истории фирменного наименования, а имен-но общие правила о фирме в русском дореволюционном законодательстве отсутствовали. Ст.2148 Законов гражданских (т. X, ч. 1 Свода законов Рос-сийской Империи 1835 г.) определяла, что каждая компания должна быть «учреждаема под определенным наименованием, от предмета или свойства ее предприятия заимствованным». Однако, в ст. 60 Устава торгового 1893 г. говорилось о «лицах, названных в разосланных купечеству циркулярах то-варищами торгового дома и уполномоченных подписываться фирмою…».
Аналогичное положение сохранилось и в последующем - Гражданский кодекс РСФСР 1922 г.
Первым общим нормативным актом, непосредственно посвященным праву на фирму, явилось утвержденное ЦИК и СНК СССР 22 июня 1927 г. Положение о фирме, которое состояло из 14 статей. Данное полежение впер-вые раскрывало понятие фирмы, требование к содержанию, содержание пра-ва на него, момент возникновения и прекращения и другое.
В дальнейшем Гражданский кодекс РСФСР 1964 г. в ст.29 лишь упо-минал о том, что юридическое лицо имеет свое наименование.
В Законе РСФСР «О собственности в РСФСР» от 24 декабря 1990 г., Законе РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990 г., Законе РСФСР «О конкуренции и ограничении монопо-листической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г. хотя и отсутствовали специальные нормы, посвященные праву на фирменное наименование, указывалось на право и обязанность юридических лиц, а так-же иных субъектов предпринимательской деятельности иметь собственное фирменное наименование с указанием организационно-правовой формы предприятий и выступать под ним в гражданском обороте. В Основах граж-данского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. право на фир-менное наименование было закреплено в качестве особого субъективного гражданского права предпринимателей (ст. 149).
В настоящее время фирменное наименование регулируется Граждан-ским кодексом, а также рядом других актов, содержащих отдельные специ-альные нормы о фирменных наименованиях. Среди них Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» , Федераль-ный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельно-сти» , Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 380-ФЗ «О хозяйственных партнерствах» , Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об об-ществах с ограниченной ответственностью» , Федеральный закон от 8 де-кабря 1995 г. N 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» , Закон РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 «Об организации страхового дела в Россий-ской Федерации» и прочие. Каждый из них регламентирует и предъявляет требования к фирменному наименованию в соответствующей области.
П.1 ст.1473 ГК РФ гласит, что юридическое лицо, являющееся коммер-ческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирмен-ным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при госу-дарственной регистрации юридического лица.
Как видно из ст.1473 ГК РФ, фирменное наименование могут иметь только коммерческие юридические лица, у некоммерческих – наименование безусловно существует, однако оно не является средством индивидуализа-ции, и соответственно не попадает под регулирование гл.76 ГК РФ. Хотя Е.А. Дедков не согласен с этим и предлагает признать за ними право на фир-му и, следовательно, внести изменения в существующее законодательство.
Говоря о зарубежном опыте, можно обратиться к странам ближнего зарубежья, например, законодательству Республики Армения и Кыргызской Республики приняли отдельные законы, регулирующие вопросы, связанные с фирменными наименованиями. В то время как другие страны регламенти-руют данный вопрос в законодательстве о недобросовестной конкуренции (Грузия) и законодательстве о товарных знаках (Туркменистан). В Казах-стане и Таджикистане регулирование производится через Гражданский ко-декс.
Таким образом, можно отметить, что фирменное наименование не тре-бует отдельной регистрации, должно соответствовать предписаниям закона и не имеет точно определенного, легального понятия. Хотя на взгляд автора острой необходимости в легальном понятии фирменного наименования нет, т.к. законодателем четко прописаны требования, предъявляемые к ним. Дру-гим плюсом является отсутствие самостоятельной процедуры регистрации фирменного наименования: оно не может быть зарегистрировано раньше субъекта, потому что в этом случае самого субъекта, по сути, еще нет; и не может быть зарегистрировано после – коммерческое юридическое лицо должно иметь фирменное наименование для идентификации его в граждан-ском обороте.
Под понятием «функции» (от лат. functio - исполнение, осуществление) понимается направление деятельности, внешнее проявление свойств какого-либо объекта.
В связи с вышесказанным необходимо перед описанием непосредствен-но самих функций фирменного наименования первоначально обратить вни-мание на его свойства, к которым относятся:
1. различительная способность;
Фирменное наименование должно быть новым и отличным от других, для того чтобы исключить смешение его правообладателя в гражданском обороте с иными коммерческими организациями, осуществляющими анало-гичную деятельность.
2. истинность;
То есть фирма должна отражать только те сведения, которые соответ-ствуют действительности.
3. постоянство.
Пребывание фирменного наименования в неизменном виде, оно сопро-вождает компанию в течение всего времени её существования.
К функциям фирменного наименования относят:
1) индивидуализирующую (идентификационная, персонифицирующая) – фирменное наименование одной организации должно быть новым и отлич-ным от фирменного наименования другой;
2) информационную – то есть, основываясь на фирменном наименова-нии, можно составить представление об основных признаках организации;
3) репутационную (рекламную) – фирменное наименование с другими факторами составляют имидж компании.
Парадоксально то, что при регистрации коммерческого юридического лица в ФНС РФ не проверяется его фирменное наименование на как раз его соответствие основной функции – индивидуализирующей .
Таким образом, функции фирменного наименования, хотя и порой именуются разными авторами по-разному, по сути, выполняют одно, отра-жая внутренние свойства фирмы.
1.2. Охрана фирменного наименования и прав на него
Фирменные наименования в России в правовом отношении менее охра-няемы, чем другие объекты интеллектуальной собственности, хотя и суще-ствует источники, призванные регулировать этот вопрос, как на междуна-родном уровне, так и внутри государства.
На международном уровне - Парижская конвенция 1883 г., в ней в ст.1 и 8 закреплены положения о фирменном наименовании. В ст.8, в частности, зафиксировано, что фирменное наименование охраняется во всех странах Союза без обязательной подачи заявки или регистрации и независимо от то-го, является ли оно частью товарного знака. Другими словами, право на фирму имеет экстерриториальную сферу охраны. Это означает, что с одной стороны, фирменным наименованиям российских юридических лиц предо-ставлена охрана во всех странах Парижского Союза, а с другой стороны, свидетельствует о том, что на территории России охраняются фирменные наименования любых иностранных предприятий, находящихся в странах — участницах Парижской конвенции.
В общих положениях 4 части Гражданского кодекса РФ, в п.6-7 ст.1253 дополнительно при этом акцентировано, что преимущество средства инди-видуализации устанавливается также на основании конвенционного или вы-ставочного приоритета средство индивидуализации, которое имеет более ранний приоритет.
При применении нормы п.3 ст.1474 ГК РФ судам необходимо учиты-вать: защите подлежит исключительное право на фирменное наименование юридического лица, раньше другого включенного в ЕГРЮЛ, вне зависимо-сти от того, какое из юридических лиц раньше приступило к соответствую-щей деятельности . Таким образом, в данном случае, можно сказать, дей-ствует принцип старшинства.
Той же статьей, а именно ст.1474, регламентировано, что при наличии нарушения правообладатель и никто больше может требовать:
а) прекращения использования фирменного наименования, тождествен-ного фирменному наименованию правообладателя или сходного с ним до степени смешения, в отношении видов деятельности, аналогичных видам дея-тельности, осуществляемым правообладателем;
б) изменения фирменного наименования юридического лица, наруша-ющего п.3 ст.1474 ГК РФ;
в) возмещения ему причиненных убытков.
Причем необходимо отметить, что выбор способа прекращения нару-шения исключительного права принадлежит не правообладателю, а лицу, которое нарушило исключительное право на фирму, эта позиция закреплена в вышеуказанной
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Парижская Конвенция по охране промышленной собственности. Публикация N 201(R).- Женева: Всемирная организация интеллектуальной собственности, 1990.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонару-шениях : Федер. закон от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 08.08.2024) // СЗ РФ. – 2002. - № 1 (часть I). - Ст. 1.
3. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации : Федер. закон от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 08.08.2024) // СЗ РФ. – 2002. - №30. - Ст. 3012.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) : федер. закон от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 30.01.2024) // СЗ РФ. – 2006. - № 52 (1 ч.). - Ст. 5496.
5. О банках и банковской деятельности : Федер. закон от 02.12.1990 № 395-1 (ред. от 08.08.2024) // Ведомости съезда народных депутатов РСФСР. – 1990. - № 27. - Ст. 357.
6. Об организации страхового дела в Российской Федерации : Закон РФ от 27.11.1992 № 4015-1 (ред. от 22.07.2024) // Ведомости Съезда народ-ных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Фе-дерации. – 1993. - № 2. - Ст. 56.
7. О сельскохозяйственной кооперации : Федер. закон от 08.12.1995 № 193-ФЗ (ред. от 22.06.2024) // СЗ РФ. – 1995. - № 50. - Ст. 4870.
8. Об акционерных обществах : Федер. закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ (ред. от 08.08.2024) // СЗ РФ. – 1996. - № 1. Ст. 1.
9. О защите конкуренции : Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 08.08.2024) // СЗ РФ. – 2006. - № 31 (часть I). - Ст. 3434.
10. О хозяйственных партнерствах : Федер. закон от 03.12.2011 № 380-ФЗ (ред. от 23.07.2013) // СЗ РФ. – 2011. - № 49 (часть V). - Ст. 7058.
11. Об утверждении Правил включения в фирменное наименование юридического лица официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования : Постанов-ление Правительства РФ от 03.02.2010 № 52 (ред. от 18.09.2023) // СЗ РФ. – 2010. - № 6. - Ст. 660.
12. Об утверждении Административного регламента Министерства юстиции Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих орга-низаций : Приказ Минюста России от 26.09.2022 № 199 (ред. от 09.08.2023) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 26.09.2022.
Акты судебной практики
13. О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации : Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 № 10 // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2019. - № 7.
14. Определение ВАС РФ от 1 марта 2010 г. №ВАС–1457/10, Поста-новление Суда по интеллектуальным правам от 23 декабря 2015 г. №С01–1070/2015 по делу N А40–57850/2015 // СПС Гарант.
15. Постановление Суда по интеллектуальным правам от 9 ноября 2015 г. N С01–898/2015 по делу №А22–3574/2014 // СПС Гарант.
16. Постановление Суда по интеллектуальным правам от 4 февраля 2015 г. № С01–301/2013 по делу № А40–29397/2013, Постановление Суда по интеллектуальным правам от 1 октября 2014 г. № С01–850/2014 по делу № А40–146738/2013 // СПС Гарант.
17. Постановление Суда по интеллектуальным правам от 27 ноября 2014 г. № С01–1092/2014 по делу № А65–25309/2013 // СПС Гарант.
18. Постановление ФАС Волго–Вятского округа от 03.06.2008 по делу N А28–10198/2007–521/16 // СПС Гарант.
Литература
19. Бархович А. С., Дробот Е. И., Зеленская Л. А. Признание недей-ствительным акта государственного органа (Роспатента) как способ защиты исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и сред-ства индивидуализации // Гуманитарные, социально–экономические и обще-ственные науки. – 2020. – № 12–2. – С. 35–39.
20. Близнец И.А. Право интеллектуальной собственности. 2–е изд. – М.: Проспект, 2015. – 415 с.
21. Богданова О. В. Защита интеллектуальных авторских прав граж-данско–правовыми способами: монография. – М.: Юстицинформ, 2017. – 212 с.
22. Ворожевич А.С. Защита брендов – стратегии, системы, методы. – М.: Проспект, 2017. – 262 с.
23. Гальчун Е.А. Коммерческое обозначение в гражданском праве России: основные признаки и их проблематика // International Law Journal. – 2023. – Т. 6. – № 5. – С. 127–132.
24. Дедков Е.А. Фирменные наименования юридических лиц Корпо-рации и учреждения: сб. ст. / отв. ред. М.А. Рожкова. – М., 2007. – 452 с.
25. Захарчук И. Сравнительный анализ коммерческих обозначений и фирменных наименований как средств индивидуализации // В сборнике: Правовая защита интеллектуальной собственности: проблемы теории и прак-тики. Сборник материалов XI Международного юридического форума (IP Форум) . – 2023. – С. 286–289.
26. Кандауров А. И. Коммерческое обозначение: новеллы права и правоприменения // Социально–экономические явления и процессы. — 2010. — № 2. — С. 113–117.
27. Кархалев Д.Н., Томина А.П. Коммерческое обозначение в граж-данском обороте // Право и образование. – 2023. – № 5. – С. 87–92.
28. Нагаев С.В. Понятие коммерческого обозначения // Бизнес в за-коне. – 2011. – № 1. – С.105.
29. Новоселова Л.А. Научно–практический комментарий судебной практики в сфере защиты интеллектуальных прав. – М.: Норма, 2021. – 372 с.
30. Пимкин Д. А. Особенности защиты права на коммерческое обо-значение // Аллея науки. – 2022. – Т. 1. – № 11 (74). – С. 829–833.
31. Плоткин И. Коммерческое обозначение в условиях современного гражданского оборота // В сборнике: Правовая защита интеллектуальной собственности: проблемы теории и практики. Сборник материалов XI Меж-дународного юридического форума (IP Форум) . – 2023. – С. 340–342.
32. Погребинская Т.Ю. Средства индивидуализации: фирменные наименования, товарные знаки, наименования мест происхождения товаров, коммерческие обозначения. Сборник схем. – Система ГАРАНТ, 2021. – С. 17.
33. Попова С.И., Шульга А.К. Средства индивидуализации юридиче-ских лиц: вопросы теории и практики // Научный журнал КубГАУ – ScientificJournalofKubSAU. – 2015.– № 113 – С.10.
34. Розенберг В.В. Фирма. Догматический очерк. – СПб., 2022. – 321 с.
35. Семенихин, В.В. Интеллектуальная собственность. Правовое ре-гулирование. Практика. Документы / под ред. В.В. Семенихина. – Cистема ГАРАНТ, 2023.
36. Сергеев А.П., Право интеллектуальной собственности в Россий-ской Федерации. – Учеб. — 2–е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велбн, 2003. – 474 с.
37. Цитович П.П. Очерк основных понятий торгового права. – М., 2001. – 349 с.
38. Шершеневич Г.Ф. Учебник торгового права. – М., 1994. – 575 с.