Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В условиях рыночной экономики государственный заказ является важным инструментом реализации государственных программ и обеспечения социально-экономического развития страны. Он представляет собой совокупность правовых, экономических и организационных механизмов, обеспечивающих заказ и поставку товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. Однако эффективность государственного заказа во многом зависит от его прозрачности, конкурентности и соблюдения законодательства.
ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФАС РОССИИ
1.1. Введение в контроль государственных закупок ФАС России
Государственные закупки (далее – ГЗ) – это процесс приобретения товаров, работ и услуг государственными и муниципальными органами для обеспечения государственных и муниципальных нужд. ГЗ является важным инструментом реализации государственной политики и обеспечения социально-экономического развития страны.
Правовая основа ГЗ в РФ установлена следующими нормативно-правовыми актами:
Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон 44-ФЗ). Закон 44-ФЗ устанавливает общие принципы и правила ГЗ, определяет порядок планирования, проведения закупок, заключения и исполнения контрактов.
Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон 223-ФЗ). Закон 223-ФЗ устанавливает правила ГЗ для отдельных видов юридических лиц, не подпадающих под действие Закона 44-ФЗ.
Основными принципами ГЗ, закрепленными в Законе 44-ФЗ, являются:
-Свободная конкуренция.
-Прозрачность процесса закупок.
-Эффективность использования бюджетных средств.
-Равноправие участников закупок.
-Ответственность за нарушения законодательства.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль за соблюдением антимонопольного законодательства в РФ, включая контроль за
1.2 Законодательная база контроля государственных закупок
Раздел посвящен анализу законодательства о государственных закупках в России, включая федеральные законы и подзаконные акты. Рассматриваются основные положения и новшества в правовой базе, оказывающие влияние на контроль со стороны ФАС.
В основе этой системы лежат два основных федеральных закона:
Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд « (далее - Закон 44-ФЗ). Закон 44-ФЗ устанавливает общие правила и принципы ГЗ для всех государственных и муниципальных органов.
Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц « (далее - Закон 223-ФЗ). Закон 223-ФЗ регулирует ГЗ, осуществляемые отдельными видами юридических лиц, не подпадающими под действие Закона 44-ФЗ (например, государственные корпорации, фонды, некоммерческие организации).
Помимо двух основных законов, существуют и другие нормативно-правовые акты, регулирующие отдельные аспекты ГЗ:
Постановления Правительства РФ, регламентирующие порядок проведения ГЗ.
Приказы министерств и ведомств, определяющие специфику проведения ГЗ в отдельных отраслях экономики.
1.3. Роль ФАС в контроле государственных закупок
В этом разделе акцентируется внимание на роли Федеральной антимонопольной службы в осуществлении контроля за государственными закупками. Анализируются ключевые функции ФАС и ее механизмы воздействия на участников процедур госзаказов.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России играет ключевую роль в обеспечении соблюдения законодательства о государственных закупках (ГЗ) и предотвращении нарушений антимонопольного законодательства в этой сфере.
Закон 44-ФЗ и Закон 223-ФЗ предоставляют ФАС широкие полномочия по контролю ГЗ:
Проведение проверок. ФАС имеет право проводить как плановые, так и внеплановые проверки соблюдения законодательства о ГЗ заказчиками и участниками закупок.
Инициирование антимонопольных расследований. В случае обнаружения нарушений антимонопольного законодательства в сфере ГЗ ФАС имеет право инициировать антимонопольные расследования для установления виновных лиц и применения к ним санкций.
Вынесение предписаний. ФАС может выносить предписания о прекращении нарушений законодательства о ГЗ.
Наложение административных штрафов. ФАС имеет право налагать административные штрафы на нарушителей законодательства о ГЗ, как на заказчиков, так и на участников закупок .
Обращение в суд. ФАС может обращаться в суд с иском о признании недействительными решений о заключении контрактов, принятых с нарушением законодательства о ГЗ.
Разъяснение законодательства. ФАС осуществляет разъяснительную работу по законодательству о ГЗ, проводит образовательные мероприятия для участников закупок.
ФАС применяет разнообразные методы и инструменты контроля ГЗ:
Проверки. ФАС проводит плановые и внеплановые проверки заказчиков, участников закупок и электронных площадок ГЗ. Проверки могут проводиться на месте или дистанционно, с использованием информационно-технологических средств.
Антимонопольные расследования. В случае обнаружения нарушений антимонопольного законодательства в сфере ГЗ ФАС инициирует антимонопольные расследования.
Анализ документации. ФАС изучает документацию о ГЗ, включая тендерную документацию, контракты, протоколы заседаний комиссий по закупкам, а также информацию с электронных площадок.
Мониторинг информации. ФАС мониторит информацию о ГЗ в открытых источниках, в том числе на официальных сайтах заказчиков и электронных площадок.
ГЛАВА 2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФАС РОССИИ В СФЕРЕ КОНТРОЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА
2.1. Анализ основных нарушений законодательства о государственных закупках
Данный раздел посвящен анализу основных нарушений законодательства о государственных закупках, выявленных Федеральной антимонопольной службой. Рассматриваются виды нарушений и их последствия для государственного заказа.
Нарушения законодательства о государственных закупках (ГЗ) могут быть разделены на несколько основных групп:
1. Нарушения при планировании ГЗ:
Отсутствие плана ГЗ или несоответствие плана требованиям законодательства.
Необоснованное включение в план ГЗ товаров, работ и услуг, не отвечающих государственным или муниципальным нуждам.
Неправильное определение начальной (максимальной) цены контракта.
2. Нарушения при проведении закупочных процедур:
Нарушение требований к тендерной документации (например, неполное или неправильное описание предмета закупки, неправомерные требования к участникам закупок).
Нарушение порядка определения победителя закупочной процедуры (например, неправомерное отстранение участников закупок, неправильное подведение итогов конкурса или аукциона).
Несоблюдение сроков проведения закупочных процедур.
Нарушение порядка опубликования информации о закупках.
3. Нарушения при заключении контрактов:
Заключение контрактов с нарушением требований законодательства (например, с недопустимыми участниками закупок, на невыгодных для заказчика условиях).
Несоблюдение форм и условий контракта.
Отсутствие необходимых документов в контракте.
4. Нарушения при исполнении контрактов:
Невыполнение условий контракта в установленный срок.
Предоставление товаров, работ или услуг ненадлежащего качества.
Необоснованное изменение условий контракта.
ФАС регулярно выявляет нарушения законодательства о ГЗ, о которых публикуются сведения в открытом доступе на официальном сайте службы. Ниже приведены некоторые примеры нарушений, выявленных ФАС:
Нарушение требований к тендерной документации. В некоторых случаях заказчики включают в тендерную документацию требования, не связанные с предметом закупки или усложняющие участие в тендере для конкретных участников.
Нарушение порядка определения победителя. ФАС выявляет случаи, когда заказчики отстраняют от участия в тендере участников без уважительных причин или неправомерно признают победителем несоответствующего участника.
Заключение контракта с нарушением требований законодательства. ФАС выявляет случаи, когда заказчики заключают контракты с недопустимыми участниками закупок (например, с фирмами, не имеющими необходимых лицензий или сертификатов) или на невыгодных для заказчика условиях.
Невыполнение условий контракта. ФАС выявляет случаи, когда исполнители контрактов не выполняют условий контракта в установленный срок или предоставляют товары, работы или услуги ненадлежащего качества.
2.2. Эффективность мер контроля ФАС
Раздел посвящен оценке эффективности мер контроля Федеральной антимонопольной службы в сфере государственных закупок. Анализируются результаты проведенных проверок и воздействия на участников процедур госзаказов .
Оценка эффективности мер контроля, осуществляемых ФАС в сфере государственных закупок (ГЗ), является сложной задачей, требующей комплексного подхода. Необходимо учитывать различные критерии, отражающие как количественные, так и качественные показатели:
Снижение количества нарушений законодательства о ГЗ:
-Количество выявленных нарушений;
-Количество вынесенных предписаний;
-Количество наложенных штрафов.
Повышение прозрачности и конкуренции в сфере ГЗ:
-Количество проведенных проверок;
-Количество инициированных антимонопольных расследований;
-Рост количества участников в тендерах и аукционах.
Экономия бюджетных средств:
-Снижение стоимости государственных контрактов;
-Повышение качества товаров, работ и услуг, поставляемых по государственным контрактам;
-Предотвращение нецелевого расходования бюджетных средств.
Повышение качества государственных закупок:
-Удовлетворенность заказчиков и участников закупок от процесса закупок;
-Своевременное и качественное исполнение государственных контрактов.
Снижение уровня коррупции в сфере ГЗ:
-Количество выявленных фактов коррупции;
-Количество привлеченных к уголовной ответственности за коррупционные деяния.
Анализ данных о результатах деятельности ФАС за последние годы свидетельствует о положительной динамике в сфере контроля ГЗ:
Снижение количества нарушений законодательства о ГЗ: Наблюдается тенденция к снижению количества выявленных нарушений, вынесенных предписаний и наложенных штрафов, что может свидетельствовать об усилении контрольной работы ФАС и повышении уровня информированности участников рынка о требованиях законодательства.
Повышение прозрачности и конкуренции в сфере ГЗ: Количество проведенных проверок и инициированных антимонопольных расследований растет, что способствует повышению прозрачности и конкурентности в сфере ГЗ.
2.3 Рекомендации по улучшению контроля за государственными закупками
В этом разделе предлагаются конкретные рекомендации по улучшению контроля за государственными закупками с целью повышения их прозрачности и открытости для всех участников рынка.
Совершенствование законодательной базы заключается в следующих методах:
Устранение пробелов и неточностей: Необходимо провести тщательный анализ действующего законодательства о государственных закупках (ГЗ) для выявления и устранения пробелов, неточностей и противоречий.
Упрощение процедуры закупок: Необходимо упростить процедуру проведения ГЗ, исключив избыточные требования и документацию, сохраняя при этом необходимые гарантии прозрачности и конкурентности .
Введение механизмов автоматизации: Необходимо активно использовать информационные технологии для автоматизации процесса ГЗ, что уменьшит риск ошибок и коррупционных проявлений.
Повышение прозрачности: Необходимо обеспечить свободный доступ к информации о ГЗ для всех заинтересованных лиц, в том числе через специализированные электронные платформы и открытые базы данных.
Заключение
Заключительная часть исследования обобщает основные результаты работы по контролю государственной закупки ФАС России, выделяя ключевые достижения и пробелы в ведении контроля.
Проведенное исследование деятельности ФАС России в сфере контроля государственного заказа позволило сделать следующие выводы:
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» публикован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 8 апреля 2013 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 8 апреля 2013 г. № 14 ст. 1652, в «Российской газете» от 12 апреля 2013 г. № 80
2. Федеральный закон от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» опубликован в «Российской газете» от 27 июля 2006 г. 162, в «Парламентской газете» от 3 августа 2006 г. № 126-127, в Собрании законодательства Российской Федерации от 31 июля 2006 г. № 31 (часть I) ст. 3434
3. Алимпиева Т. Н. О мониторинге использования финансовых ресурсов государства в сфере закупок / Т. Н. Алимпиева // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. – 2014. – № 4. – С. 50–55.
4. Система государственных закупок: теоретический и практический аспекты : монография / Л. И. Юзвович, Н. Ю. Исакова, Ю. В. Истомина и др. ; под ред. Л. И. Юзвович, Н. Ю. Исаковой. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2019. – 233 с.
5. Бабурин С. Н. Территория государства. Правовые и геополитические проблемы / С. Н. Бабурин. – Москва : МГУ, 2017. – 394 с
6. Беляева О. А. Комментарий к Федеральному закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» № 44-ФЗ. С постатейными материалами и подзаконными актами. Контрактная система в вопросах и ответах (поглавный) : учебное пособие / О. А. Беляева. – 2-е изд., доп. и перераб. – Москва : Книжный мир, 2014. – 576 с.
7. Евтушенко В. И. Нарушения в сфере проведения государственных и муниципальных закупок: об усилении ответственности должностных лиц / В. И. Евтушенко, Е. Ф. Аксенова // Конкурентное право. – 2014. – № 2. – С. 38–40.
8. Проскурня Д. В. Повышение эффективности управления финансовыми ресурсами при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд / Д. В. Проскурня // Современные технологии управления. – 2016. – № 2 (62). – С. 2–9.
9. Шевченко Л. И. Госзаказ в системе государственного регулирования экономики / Л. И. Шевченко, Г. Н. Гредин. – Москва : Спарк, 2009. –227 с.
10. Официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок. – Режим доступа: http://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html (дата обращения: 05.10.2024).