Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Права и свободы человека и гражданина традиционно занимают центральное место в системе правового государства и демократии. В Российской Федерации гарантии прав и свобод установлены Конституцией, а их защита возложена на различные государственные органы, включая Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России). Деятельность МВД в этой области обеспечивает не только соблюдение законности, но и формирование атмосферы доверия к органам власти, что является ключевым фактором для устойчивого развития общества.
1. Общие положения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации
1.1. Личные права и свободы человека и гражданина
Пункт 2 статьи 6 Конституции Российской Федерации гласит, что каждый гражданин Российской Федерации имеет все права и свободы на всей территории РФ и несет равные обязанности». Права человека отражены в Конституции Российской Федерации со словами «каждый имеет право», «каждому гарантируется» и так далее [1].
Чтобы пользоваться правами гражданина России, нужно иметь российское гражданство. Кроме того, необходимо соблюдать законы и выполнять обязанности, возложенные на гражданина страны Конституцией Российской Федерации, которые обязательны для всех граждан страны.
Права граждан являются своего рода ограничением равенства между людьми, потому что люди, которые живут в стране, но не имеют гражданства, теряют их. Эти права предполагают возможность быть избранным в государственные органы. Такая дискриминация допускается международным сообществом и оправдывается законным желанием каждого государства гарантировать эти права только тем лицам, которые постоянно связаны с судьбой страны и полностью несут конституционные обязательства. Однако, лица без гражданства, как и полноправные граждане страны несут обязанности такие как соблюдение основного закона страны, оплата налогов и так далее
Некоторые права предоставляются только гражданам страны по причинам общенародного интереса. В частности, в России право на частную собственность на землю относится только к правам гражданина, а право на частную собственность относится к категории прав человека. Кроме того, только граждане страны могут получить гарантию защиты интересов за пределами Российской Федерации.
1.2. Конституционные гарантии защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации
Гарантиями являются условия, средства, меры, исходящие от государства и направленные на реализацию прав и свобод человека и гражданина. Наука конституционного права рассматривает только юридические гарантии, которые закреплены в Конституции РФ. Наиболее весомым и общим гарантом прав и свобод человека является Конституция РФ. Гарантии реализовывают защиту и охрану прав только в том случае, если эти права соответствуют чьим-либо обязанностям в их обеспечении. Конституция РФ гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в ч. 1 ст. 45, ст. 2 [1]. Из этого можно сделать вывод, что обеспечение прав и свобод является обязанностью государства. Эта защита реализуется различными правовыми средствами. Гарантом прав и свобод является Президент РФ.
Наглядным примером осуществление данной обязанности Президента РФ является «прямая линия» с В.В. Путиным за 2021 год. Это пресс-конференции с Президентом России, общение с гражданами, а также послания Президента РФ Федеральному Собранию. Её продолжительность составила почти 4 часа, на протяжении которых Президент РФ успел ответить на 70 обращений. Всего поступило 2 290 967 обращений. Так же глава государства пообещал, что ни одно обращение не останется без внимания. В завершении программы В.В. Путин поблагодарил всех участников мероприятия [24]. Обязанность по осуществлению мер с целью защиты прав и свобод является одним из полномочий Правительства РФ, так же функция защиты прав и свобод является неотъемлемой частью судебной системы. Из этого следует, что весь механизм государства гарантирует права и свободы человека и гражданина.
Конституционные гарантии прав и свобод человека наука разделяет на общие гарантии и специальные гарантии (гарантии правосудия) [4, с. 279]. Общие гарантии являются основополагающими. Они отражены в виде конституционного строя, который основывается на соблюдении норм международного права и Конституции РФ, что подтверждается в ч. 1 ст. 17.
Конституционные гарантии правосудия, закрепленные в статьях 45, 46, 47, 48, 49, 50, 52, 53, 55, 56, 60, 61, в большей мере направлены на уголовно-процессуальное законодательство для исключения произвола в уголовном процессе со стороны государственных органов.
Важным гарантом защиты прав и свобод человека является независимость судебной ветви власти от исполнительной и законодательной. Конституция РФ гарантирует государственную и судебную защиту прав человека и гражданина. Множество гарантий, которые направлены на справедливое разрешение судебного спора, отражены в Конституции РФ в виде прав. Так, например, гарантией подсудности является право на рассмотрение дела обвиняемого в суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. В Конституции РФ закрепляется право на получение квалифицированной юридической помощи.
Также гарантией является принцип презумпции невиновности. Недопущение использовать незаконно полученные доказательства является конкретным примером защиты человека от произвола со стороны правоохранительных органов. Право на пересмотр приговора гарантирует справедливость правосудия, так как гарантируется возможность выявления судебной ошибки.
Важное место в конституционных гарантиях правосудия занимает суд присяжных. В судебной практике бывают случаи, когда суд присяжных выносил оправдательный вердикт. Одним из таких является случай, который произошел 16 ноября 2022 года в Камышинском городском суде Волгоградской области. Рассматривалось уголовное дело по обвинению гражданина в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшем по неосторожности смерть потерпевшего. Судебная экспертиза установила, что смерть повлекли проблемы со здоровьем, что стало одним из доказательств невиновности подсудимого и помогло более эффективно строить линию защиты. Таким образом, коллегия присяжных заседателей признала недоказанным факт нанесения подсудимым ударов, которые повлекли смерть потерпевшего на месте происшествия [12].
Специфической гарантией является право на возмещение вреда государством, причинного государственными органами путем незаконных действий или бездействия. В статье, где закреплено данное право, оно сформулировано как субъективное, не указывает на позитивные обязанности государства. Положения Конституции РФ содержат в себе гарантии правосудия, которые обеспечивают права и свободы участников судопроизводства. Без данных гарантий система правосудия носила бы только формальный характер правового государства.
2. Организационно-правовые формы деятельности МВД по обеспечению прав и свобод человека, гражданина и построение правового государства
2.1. Основные формы и методы деятельности МВД по обеспечению прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации
Одним из критериев уровня развития ответственности государства перед гражданами является гарантированность защиты прав и свобод при их нарушении. Конституцией РФ закреплена как охрана прав потерпевших при злоупотреблениях власти (ст. 52), так и право каждого человека получить возмещение вреда, в случае его причинения незаконными действиями (бездействием) государственных органов власти или должностных лиц (ст. 53).
К основным гарантиям охраны прав и свобод личности относятся:
- выявление наличия нарушений прав и свобод человека;
- юридическая ответственность за нарушение прав и свобод;
- закрепленные в законе средства для восстановления прав и свобод человека;
- законные процедуры защиты прав и свобод; меры пресечения деяний, которые либо нарушают права и свободы личности, либо создают угрозу их нарушения [11, с. 21].
Защиту прав и свобод человека и гражданина обеспечивают самые разные субъекты, а основная роль в этом отводится государству и государственным органам.
Центральным субъектом политической системы является государство, оно же является гарантом правового статуса человека и гражданина, включающим в себя права и обязанности человека. Это подтверждается и положениями ст. 2 Конституции РФ, что в обязанность государства входит признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина.
Органам внутренних дел принадлежит особое место в механизме гарантировании прав и свобод человека и гражданина. Итогом реформирования российских органов внутренних дел является принятие в 2011 г. федерального закона «О полиции» [3], ст. 1 которого называет основным назначением полиции – защиту прав и свобод человека, что и определяет главное направление её деятельности.
Полиция в своей деятельности реализует полномочия, предоставленные должностным лицам, исходя из четкого соблюдения норм закона. Это является одним из проявлений соблюдения прав и свобод человека полицией.
Можно согласиться с К.Е. Абелян, что полиция, играя важнейшую роль в механизме реализации и защиты прав и свобод человека, обязана предотвращать споры и противоречия, возникающие при нарушении прав человека, принимая меры профилактики для их недопущения, а также разрешать возникающие конфликты при реализации прав и свобод человека [4, с. 192].
Особенностью полиции, отличающей ее от других органов исполнительной власти, является широкое применение принудительных мер, влекущих значительное ограничение прав и свобод, поэтому законодатель выделил в качестве основных принципов её деятельности соблюдение и уважение прав человека [20, с. 52].
2.2. Роль органов МВД в осуществлении защиты прав человека и гражданина
Известно, что одним из основных направлений в деятельности любого демократического государства является признание и соблюдение прав и свобод человека и гражданина, а также создание прочных механизмов их гарантий и защиты. Российская Федерация развивающейся по правовому и демократическому пути, ставит перед собой ряд целей и задач, которые направлены на обеспечение государственной охраны прав и свобод. Однако социальная и практическая действительность показывает, что для соблюдения тех самых ценностей и их охраны необходимо формирование специальной правовой системы со всеми вытекающими элементами, одним из которых являются правоохранительные органы.
Правоохранительные органы – это обособленная группа специально на то уполномоченных государственных органов (реже иных негосударственных структур), которые осуществляют специальную правоохранительную деятельность, дабы защитить устои общества и государства, реализовать принцип законности и исполнения закона, а также обеспечить исполнение прав и свобод человека и гражданина [12, с. 46].
Правовую основу их деятельности составляют источники права, которые регулируют организацию правоохранительных органов. К таким относят совокупность нормативно-правовых актов, а также акты органов судебной власти.
Представляется что, именно правоохранительные органы являются одним из наиболее действенных инструментов, который обеспечивает государственную охрану прав и свобод человека. Обосновать данное утверждение можно тем, что именно данные органы обладают необходимым набором средств, направленных на регулирование вопросов защиты прав и свобод. К ним можно отнести и правовые санкции, и меры пресечения, и специальные средства и методы. Однако не стоит забывать, что в условиях развития принципа защиты прав и свобод человека, охрана их и наказание правонарушителей должны проводиться сугубо законными средствами и методами.
2.3. Совершенствование деятельности органов МВД по обеспечению прав и свобод человека и гражданина в правоприменительной деятельности
В процессе применения российского законодательства выявлены пробелы и недочеты, особенно в части, касающейся специальных правовых режимов и деятельности МВД. Это подчеркивает важность разработки и введения комплекса законодательных и нормативных актов. Такие меры необходимы для налаживания четкой правовой базы, которая будет регулировать действия правоохранительных органов и обеспечивать защиту прав человека в условиях особых правовых режимов.
В нашем понимании, для установления основных направлений действий важно [8, с. 254]:
1) На уровне законодательства предпочтительным является разработка федерального конституционного закона, который будет управлять всеми особыми правовыми режимами. Этот закон должен позволять правоохранительным органам использовать строго определённый набор специальных мер для защиты прав и свобод граждан, а также для предотвращения ситуаций, способных привести к установлению особого правового режима.
2) На организационном уровне необходимо создать единую систему на основе существующих правоохранительных структур, которая будет соответствовать принципам, изложенным в Концепции национальной безопасности РФ. Такая система должна предотвращать и оперативно реагировать на ситуации, угрожающие правам и свободам человека.
3) В рамках особых правовых режимов следует задействовать только те подразделения полиции, чьи сотрудники прошли специальную подготовку для работы в условиях, ограничивающих права граждан, и способны эффективно выполнять поставленные задачи [15, с. 110].
4) Для функционирования этой системы и целенаправленной работы полиции важно использовать научно обоснованные индикаторы, отражающие уважение к правам человека в деятельности правоохранительных органов, что способствует развитию и совершенствованию особых правовых режимов в РФ.
Чтобы понять, как защищаются права и свободы определенных групп населения и отдельных категорий граждан в условиях особых правовых режимов, необходимо провести мониторинг соблюдения прав человека.
Введение ограничений на права и свободы в рамках законодательства, регулирующего отношения в период особых правовых режимов, а также расширение полномочий государственных органов, включая правоохранительные органы, для поддержания этих режимов, является ключевым для эффективного устранения причин, вызвавших необходимость введения таких режимов, и восстановления законности. Однако, ограничение прав и свобод также играет важную роль в обеспечении этих самых прав и свобод во время действия особых правовых режимов [16, с. 100].
Установление специальных правовых режимов в случае возникновения экстренных ситуаций, связанных с конфликтами, должно быть в компетенции законодательных органов, в то время как ситуации, вызванные техногенными или природными факторами, могут регулироваться исполнительной властью.
Заключение
Права и свободы человека и гражданина представляют собой основополагающие принципы, на которых строится правовое государство. Эти права являются неотчуждаемыми и не зависят от социального статуса, расы, пола или принадлежности к той или иной группе. В Российской Федерации одной из основных задач органов внутренних дел (МВД) является защита прав и свобод граждан, что связано с выполнением ими своих административных и уголовных функций.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст 88 Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, (дата обращения 02.10.2024)
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 03.07.2019)
3. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 18.07.2019) «О полиции» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
4. Абелян, К. Е. Проблемы реализации и охраны конституционных прав и свобод человека и гражданина / К. Е. Абелян, Ю. И. Мальгина // Россия и мир в новых реалиях: изменение мирохозяйственных связей: материалы XII Евразийского экономического форума молодежи, Екатеринбург, 26–29 апреля 2022 года / Уральский государственный экономический университет. – Екатеринбург: Уральский государственный экономический университет, 2022. – С. 191-193
5. Алексеева, Л. А. Взаимодействие органов внутренних дел с институтами гражданского общества в контексте обеспечения прав и свобод человека и гражданина / Л. А. Алексеева // Права и свободы человека и гражданина: актуальные проблемы науки и практики : Сборник научных статей и докладов XIV Международной научно-практической конференции, Орёл, 25 мая 2022 года / Под общей редакцией П.А. Меркулова. – Орёл: Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС, 2022. – С. 46-51.
6. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник / М.В. Баглай. − 10-e изд., изм. и доп. − М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2018. − 784 с.
7. Бачурин, Д. С. Обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина органами внутренних дел (полицией) / Д. С. Бачурин // Проблемы совершенствования российского законодательства: Сборник тезисов Всероссийской (с международным участием) научной конференции курсантов, слушателей и студентов, Барнаул, 12–13 апреля 2021 года / Под редакцией Ю.В. Анохина. – Барнаул: Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Барнаульский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации», 2022. – С. 219-220.
8. Букартык, С. С. Гарантия прав человека: понятие, виды / С. С. Букартык // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2022. – № 5-2(68). – С. 254-257.
9. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) [Электронный ресурс]. – Режим доступ аhttps://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120805/. – (Дата обращения: 02.10.2024)
10. Горбачев В.М. Проблема защиты прав и свобод человека // Международный научный журнал «Инновационная наука». № 4. 2017. С. 185-186
11. Доцкевич М.В. Защита прав и свобод личности в деятельности органов внутренних дел как способ предупреждения правонарушений / М.В. Доцкевич// Юридическая наука и правоохранительная практика. – 2019. – № 1. – с. 20-26.
12. Иванцова Т.Г. Роль правоохранительных органов по соблюдению и защите прав человека в России (история и современность) // Таврический научный обозреватель. № 12 (17). 2016. С. 46-48
13. Камышинский городской суд Волгоградской области. Официальный сайт. [Электронный ресурс] − URL: http://kam.vol.sudrf.ru/ − (дата обращения: 01.10.2024)
14. Краснов И.В. Доклад о состоянии законности и правопорядка в 2021 году и о проделанной работе по их укреплению [Электронный ресурс] // Генеральная прокуратура Российской Федерации: официальный сайт − URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/mass-media/news?item=73338775 − (дата обращения: 01.10.2024).
15. Квалдыкова, Н. С. Осуществление органами внутренних дел деятельности по обеспечению прав человека и гражданина: практический аспект / Н. С. Квалдыкова, М. С. Федорова, О. А. Кильдюшева // Защита прав человека в периоды внешнеполитической напряженности: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. В 2-х частях, Саранск, 15 апреля 2022 года / Редколлегия: Г.П. Кулешова [и др.]. – Саранск: Общество с ограниченной ответственностью «ЮрЭксПрактик», 2022. – С. 106-110.
16. Конопляникова, М. В. Обеспечение прав человека в деятельности органов внутренних дел / М. В. Конопляникова, С. Г. Куликова. – Москва: Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В.Я. Кикотя, 2021. – 115 с
17. Москалькова Т.Н. Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2021 год [Электронный Ресурс] // Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: официальный сайт − URL: https://ombudsmanrf.org/ − (дата обращения: 01.10.2024)
18. Маркушин, А. Г. Основы управления в органах внутренних дел: учебник для вузов / А. Г. Маркушин, О. Л. Морозов. – 4 е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 367 с.
19. Мильков, А. В. Метод правового регулирования и механизм правового регулирования: соотношение понятий / А. В. Мильков // Современное право. – 2022. – № 8. – С. 5-9.
20. Одина Н.В. Соблюдение прав и свобод человека в деятельности органов внутренних дел Российской Федерации /Н.В. Одина // Государственная служба и кадры. – 2018. – № 2. – С. 51-54.
21. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов государственной власти: учебник / В.В. Барбин и др. – М.: Академия управления МВД России, 2020. – 320 с
22. Пономарев, Н. С. Правоохранительные органы как конституционноправовой феномен / Н. С. Пономарев // Международный журнал конституционного и государственного права. – 2022. – № 1. – С. 46-68.
23. Романовская О.В., Рыжкова А.В. Проблемные аспекты реализации конституционных гарантий в сфере труда в современных условиях [Электронный ресурс] // Наука. Общество. Государство.: электрон. научн. журн. 2020. N 3(31). URL: https://esj.pnzgu.ru/ − (дата обращения: 01.10.2024)
24. Федеральное государственное унитарное предприятие // Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС). Электронный ресурс − URL: https://tass.ru/politika/11775443 − (дата обращения: 01.10.2024).
25. Шнайдер, С. В. Основы деятельности сотрудников органов внутренних дел: актуализация государственно-правовой проблематики / С. В. Шнайдер // StudNet. – 2022. – Т. 5. – № 6. – С. 122