Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Подрастающее поколение нашего общества растет и воспитывается именно в семьях. При этом дети научиться любви, а также заботе о близких людях могут исключительно в благополучных семьях. Ведь несовершеннолетние в гармонично протекающих родительско-детских отношениях успешным образом развивают нравственные качества, что, в свою очередь, способствует формированию их личности. В настоящее время в России особую остроту приобретают проблемы многодетных семей. То есть это экономические, социальные, медицинские, психологические, правовые, а также педагогические проблемы.
Глава 1. Теоретико-правовые основы социальной работы с многодетными семьями
1.1 Отличительные особенности и проблемы российских многодетных семей
Семья – это самый первый и значимый социокультурный институт общества, так как уклад, особый микроклимат, а также внутрисемейные отношения, их определенная нравственная направленность обладают именно неоценимым значением для воспитания человека, а также формирования его социо-культурного мировоззрения. Крепкая семья – это уникальный залог процветания и залог стабильности практически любого общества [17].
Рассмотрение семьи в качестве социального института предполагает выявление его специфических признаков. В числе таковых можно указать следующие.
1. Семья в качестве социального института обладает весьма устойчивой структурированной организацией, которая состоит из двух либо более человек, являющихся при этом родственниками либо свойственниками, состоящих непосредственно в семейно-брачных отношениях. Функционирование семьи напрямую связано с воспроизводством человеческого рода, то есть рождением и последующим воспитанием детей, а также заботой о членах семьи.
2. Семья в качестве социального института выступает в качестве именно саморегулирующейся системы, в которой члены семьи выстраивают культуру взаимообщения, а также поддерживают жизненные ценности, стараются разрешить возникшие внутрисемейные противоречия. Существенное влияние на семью оказывает группа социокультурных факторов, к которым можно отнести влияние этнических и религиозных, традиций, а также менталитета.
3. Институт семьи, осуществляя взаимодействие с иными социальными институтами, существует в качестве санкционированного обществом союза. Весьма распространенной выступает идея, что общество – это очень большая семья, так как социальные отношения появляются именно из родственных. Внутри социального института семьи непосредственно с другими институтами при этом возникает целый спектр проблем, в их числе в первую очередь разводы, непростые отношения между бывшими супругами и детьми, это детские и подростковые девиации, а также супружеские конфликты и т.д. [22].
В России еще в начале ХХ столетия многодетные семьи были очень распространены практически во всех слоях общества, то есть начиная от беднейшего крестьянина и до дворян. Это было связано и традициями русского народа в целом и православной морали в частности, и еще традициями многодетности других народов, проживающих непосредственно на территории России. Чаще всего рождение детей вовсе не планировалось, а именно воспринималось «как дар Божий». Кроме этого, в многодетной семье намного легче было выжить.
Наконец, в российском обществе прослеживалось весьма устойчивое позитивное отношение именно к многодетной семье.
Однако 90-е годы ХХ столетия, в которых имели место процессы имущественного расслоения населения, заметный кризис моральных ценностей, негативно сказались на институте семьи, что нашло свое выражение в существенном снижении числа многодетных семей, и заметному росту малодетных семей и бездетных.
В настоящее время к многодетной семье принято относить такие, в которых воспитывается три и детей в возрасте до 18 лет, а также детей, которые достигли 18 лет и при этом обучаются в общеобразовательных учреждениях всех видов и типов именно по очной форме, вплоть до окончания ими данного обучения, однако не более, чем до достижения возраста 23 лет [21, с.32].
Согласно данным Росстата в нашей стране многодетные семьи составляют порядка 5,8% от общего количества семей, воспитывающих несовершеннолетних детей. При этом подавляющая часть приходится именно на семейные пары, воспитывающих троих детей – порядка 78 %.
Необходимо также указать, что в России распространенность многодетных семей носит отчетливо выраженный региональный характер. Например, в отличие от многих российских регионов, некоторые субъекты, которые входящих в Северо-Кавказский федеральный округ, отличаются традиционно высоким показателем многодетности. На долю многодетных семей в Республике Ингушетия среди всех семей приходится порядка 28,9%, в Чеченской Республике – около 27,2%, наконец, в Республике Дагестан этот показатель составляет 14,7%. Наиболее низкая распространенность многодетных семей прослеживается в Санкт-Петербурге – порядка 0,9%. В свою очередь в Ивановской, Мурманской, Смоленской, а также Тульской, областях многодетные семьи не превышают 1,2% от общего числа семей [2].
В качестве ведущих факторов многодетности можно назвать религиозные предписания, национальные традиции, а также культурно-идеологические факторы, наконец, это продолжение традиции родительской семьи. Некоторую часть при этом составляют семьи, которые образовались в результате второго, а также последующих браков матери (несколько реже – отца), где появляются на свет новые совместные дети. Не исключением является и рождение близнецов. Однако многодетные семьи могут появиться как результат безответственного поведения родителей, в ряде случаев на фоне алкоголизма, интеллектуально-психической недостаточности, а также асоциального образа жизни.
1.2 Правые основы социальной работы с многодетными семьями
Рассматривая законодательные акты и программы поддержки многодетных семей можно говорить о том, что в Российской Федерации в целом и ее регионах в частности существует немало документов, затрагивающих вопросы социальной и демографической политики.
Социальная работа с многодетными семьями ориентирована на их всестороннюю помощь и поддержку. То есть это улучшение жилищных условий, проблем, касающихся воспитания и социализации детей, трудоустройства матерей, охраны здоровья и многое другое [11, c. 76].
На федеральном уровне основные положения закреплены в Семейном, Гражданском, Трудовом кодексах РФ. Немало мер действует на основе Федеральных законах «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» и другие.
Помимо вышеперечисленных законов, основные меры по обеспечению социальной поддержки малообеспеченных семей закреплены в законах и нормативно-правовых актах, посвященным проблемам налогообложения, образования, здравоохранения и другие.
Это обусловлено тем, что одной из главных направлений политики государства по вопросу поддержки семьи, материнства и детства является рост демографии. 2006 год можно по праву назвать годом провозглашения установок на поднятие роста рождаемости. Так, В.В. Путин обращается к Федеральному собранию с посланием, в котором отражены демографические проблемы. В данном обращении четко отражена острота проблемы и выстроены задачи по развертыванию активной государственной политики в данной области.
В 2007 году утверждены «Концепции демографической политики Российской Федерации до 2025 года». Здесь, в качестве приоритета, было выдвинуто направление по рождению семьями второго ребенка и последующих детей [2]. В настоящее время комплексные программы поддержки семьи, прежде всего, систем мер материнского капитала, родовых сертификатов, различных социальных выплат способствуют реализации основных направлений демографической концепции РФ. В результате, при эффективной реализации этих программ снижается младенческая смертность и повышается рождаемость [10, c. 192].
Многодетной семье оказывается помощь также в покупке перед учебным годом принадлежностей для учебы (ежегодные выплаты).
То есть по той причине, что многодетные семьи характеризуются в качестве слабозащищенной категорией общества, то они неизменно нуждается в достаточно активной поддержке непосредственно со стороны социальных служб. При этом российская правовая база социальной работы в функции специалистов по социальной работе и социальным учреждениям вменяет обеспечение качественной социальной защиты многодетных семей.
В целом, как уже указывалось ранее, социальная работа с многодетными семьями как таковая, механизм ее реализации базируется на конституционно-правовых нормах, а также международно-правовых актах о правах и свободах человека [14, с. 1069].
Глава 2. Современные технологии социальной помощи и поддержки многодетным семьям
2.1 Основные технологии социальной работы с многодетными семьями
В процессе реализации социальной работы с многодетной семьей немаловажную роль выполняют социальные службы, оказывающие таким семьям социально-правовые, психолого-педагогические, социально-бытовые, социально-медицинские услуги, проводящие социальную адаптацию и реабилитацию.
Существующие сегодня виды и формы социальной помощи, направленные на сохранение семьи, которая нуждается в поддержке, сгруппировать можно в следующие две группы:
1. Экстренные, ориентированные именно на выживание семьи (то есть это срочная социальная помощь, экстренная помощь, немедленное удаление детей из семьи, которые находятся в опасности либо же которые были оставлены без попечения родителей);
2. Ориентированные на поддержание стабильности многодетной семьи, на ее социальное развитие семьи (это технология социальной диагностики, осуществление социального посредничества и консультирование, технология социальной профилактики, социальный патронаж, наконец, технология организации культурного досуга и отдыха) [16].
В настоящее время осуществлению семейной политики в существенной степени способствуют технологии социальной работы с многодетными семьями, в числе которых можно указать следующие: проведение социальной диагностики, социальное посредничество, а также консультирование, наконец, социальная профилактика и осуществление коррекции. Раскроим особенности каждой их этих технологии.
Так, И.Г. Зайнышев понятие социальная диагностика раскрывает в качестве «сбора информации о самих клиентах, а также условиях их жизнедеятельности, проведение ее анализа в целях разработки программы оказываемой социальной помощи» [20, c. 37]. Подчеркнем, что именно в данной последовательности выполняется социальная диагностика разных ситуаций многодетных семей (например, в центрах помощи семье и детям).
В свою очередь П.Д. Павленок, Е.И. Холостова и М.В. Фирсов выделяют в алгоритме социальной диагностики следующие несколько этапов: начальный этап, текущий этап, а также обобщающий. При этом начальный этап проведения социальной диагностики ситуации каждой отдельной многодетной семьи помогает определить основную проблему и составить экспертное заключение по необходимым мерам воздействия на данную семью. В рамках текущего этапа происходит отслеживание произошедших изменений в решении и первоочередной проблемы отдельной многодетной семьи, и еще по ситуации в целом. После того, как были оказаны все необходимые в конкретном случае услуги и в работе с многодетной семьей был достигнут положительный результат, наступает уже обобщающий этап проведения социальной диагностики. Следует указать, что этот этап выполняет важную функцию контроля, а также обеспечивает профессиональное обоснование для снятия конкретной многодетной семьи непосредственно с социального обслуживания. В качестве примеров практического применения технологии социальной диагностики в осуществлении работы с многодетными семьями может выступать: осуществляемая диагностика имеющихся у многодетной семьи материально-бытовых условий, диагностика ее социально-психологического здоровья, диагностика сформированности в многодетной семье педагогической культуры родителей и некоторые другие.
Важно указать, что технология социального посредничества и технология консультирования с многодетными семьями между собой взаимосвязаны. При этом под консультированием принято понимать сообщение многодетной семье соответствующей информации по ее непосредственному запросу: то есть это психолого-педагогическая, а также юридическая поддержка и некоторые другие виды поддержки многодетных семей. В случаях, когда многодетная семья самостоятельно не способна установить необходимый ей контакт с организациями, которые могут решить ее проблемные вопросы, тогда специалист по социальной работе выполняет относительно этой семьи технологию посредничества [24, c. 109].
2.2 Опыт реализации технологий социальной работы с многодетными семьями
Рассмотрим опыт реализации технологий социальной работы с многодетными семьями на примере нескольких Центров поддержки населения.
Социальная работа с многодетной семьей в ОГКУ Центр социальной поддержки населения Ленинского района г. Томска базируется на принципах объективности, гуманизма, системности, толерантности, позитивного образа семьи, равной ответственности.
При этом главным направлением являются: консультирование многодетных семей по вопросам самообеспечения, надомных промыслов, развития семейного предпринимательства; активного содействие в решении актуальных вопросов занятости, устройство взрослых членов многодетных семей на курсы переподготовки; осуществление социального патронаж; консультирование многодетных семей по социально - правовым вопросам; активного содействие в получении семьями пособий, льгот, компенсаций и иных выплат, наконец, натуральной и материальной помощи.
В центре ведется социально - педагогическая поддержка многодетных семей. Она может быть в виде материальной помощи, консультирования, патронажа, оперативной педагогической помощи, а также адресная социальная помощь [18].
Также деятельность центра с многодетными семьями связана с оказанием психолого-педагогической помощью родителям и детям, которые испытывают разного рода затруднения. Ведется консультирование родителей, осуществляется диагностика, групповая и индивидуально-коррекционная работа с детьми [3].
В свою очередь специалисты ГАУСО «КЦСОН» в г. Орске плотно сотрудничают с общеобразовательными учреждениями города. В рамках такой работы они заключаю договора о совместных действиях в целях оказанию комплексных услуг в рамках предоставления социальной помощи и осуществления поддержке детей и их семей, которые оказались в трудной жизненной ситуации.
Ведущими формами деятельности ГАУСО «КЦСОН» в г. Орске выступает оказание таким семьям психолого-педагогических услуг, проведение консультаций по вопросам материального обеспечения, воспитания, а также ведется работа с детьми и подростками по разным направлениям [6].
Специалисты ГАУСО «КЦСОН» в г. Орске в рамках практической реализации технологии социальной профилактики действуют в достаточно тесной взаимосвязи с общеобразовательными школами города, они заключены договора о выполнении совместных действий в рамках оказанию необходимых комплексных услуг по социальной поддержке и помощи школьникам из многодетных семей. Одновременно социальные педагоги школ города в случае необходимости представляют информацию о социальном статусе ребенка их многодетной семьи, о его посещаемости занятий, а также успеваемости данного по предметам школьной программы, наконец, об интересах этого ребенка, особенностей его взаимоотношений в семье, взаимоотношений в школьном коллективе и т.д. В том случае, если семья состоит на учете, то можно также получить сведения о взаимоотношениях всех членов этой семьи, о выполнении, или же невыполнении родителями своих непосредственных обязанностей, о той работе с семьей, которая проведена была специалистами школы, и достигнутых в результате этой работы итогов.
В свою очередь в рамках реализации в отношении многодетных семей технологии социального патронажа осуществляется работа по определению права на социальную помощь многодетным семьям, которые отнесены к малоимущим, а также которые проживают на условиях социального контракта в сельской местности. При этом оказывается необходимое содействие многодетным семьям в оформлении социальной адресной помощи в целях разведения подсобного хозяйства непосредственно на условиях социального контракта относительно взаимных обязательствах.
Такого рода помощь в себя включает следующее: помощь взрослым членам семей в поиске работы, выдача лекарств, а также оказание разовой материальной поддержки. По наблюдениям специалистов по социальной работе, подобные нововведения можно в работе с многодетной семьей оценить как эффективные [6].
Для осуществления контроля исполнения обязательств в рамках социального контракта на периодической основе производятся выезды в многодетные семьи специалистов, составлялись соответствующие акты материально-бытового обследования.
В рамках реализации в отношении многодетных семей технологии культурного досуга и отдыха для посещения на бесплатной основе государственных театрально-зрелищных учреждений культуры и искусства, которые находятся в ведении Министерства культуры, Комплексным центром за 2023 г. получено было 99 билетов именно для многодетных семе г. Орска. Кроме этого, 205 многодетных семей в течение года записаны были на посещение ГАУК «Орский государственный драматический театр им. А.С. Пушкина». Также осуществляется работа по предоставлению детям именно из многодетных семей на бесплатной основе образовательных услуг в определенных государственных организациях дополнительного образования, а также услуг по спортивной подготовке непосредственно в учреждениях физической культуры и спорта [6].
То есть можно заключить, что ГАУСО «КЦСОН» в г. Орске в своей работе применяет различные технологии социальной работы, в числе которых: социальный патронаж, консультирование и социальное посредничество, технология социальной профилактики, а также технология культурного досуга и отдыха. В отдельных случаяв ряд технологий применяются во взаимосвязи друг с другом. К примеру, консультирование и социальное посредничество выступает в качестве составной частью социального патронажа.
Рассматривая опыт деятельности МБУ «Комплексного центра социальной помощи семье и детям» Первомайского района г. Пенза в плане применения технологий социальной работы непосредственно с многодетными семьями в первую очередь укажем, что для многодетных семей, которые находятся на учете в межведомственном банке данных о несовершеннолетних и (либо) многодетных семьях, которые находящихся в социально опасном положении, а также на профилактическом учете в данном Центре, функционирует клуб под названием «Мир другими глазами». При этом деятельность данного ориентирована на проведение групповой формы работы. Его главные задачи функционирования: во-первых, поддержка социального, физического, психического, а также духовного здоровья детей из многодетных, являющихся участниками мероприятий; во-вторых, оказание им необходимого в преодолении той или иной зависимости.
Заключение
К многодетным семьям относятся те, в которых воспитывается трое и более несовершеннолетних детей. Чаще всего многодетная семья нуждающиеся в социальной поддержке и защите по причине вполне объективно сложившейся непростой жизненной ситуации, которая препятствует ее нормальному развитию и функционированию.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Указ Президента РФ от 23.01.2024 № 63 «О мерах социальной поддержки многодетных семей» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_467710/ (дата обращения: 23.09.2024)
2. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Указом Президента РФ от 9 октября 2007 г. №1351) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://government.ru/docs/all/61461/ (дата обращения: 23.09.2024).
3. Агильдиева, Е.Ф Многодетная семья в современной России [Текст] / Е.Ф. Агильдиева, А.Б. Сенельников // Семья в России.– Анализ социально-экономического положения многодетных семей. – М., 2016. – С.101-104.
4. Александровская, Э.М. Психологическое сопровождение школьников [Текст] / Э.М. Александровская, Н.И. Кокуркина, Н.В. Куренкова. – М.: Академия, 2020. – 208 c.
5. Бахуташвили, Т.В. Педагогические особенности технологий социальной работы с многодетными семьями [Текст] / Т.В. Бахуташвили, А.И. Жукова // Евразийский Союз Ученых (ЕСУ). – 2015. – № 3. Сер.: педагогические науки. – С. 18-19.
6. ГАУСО «КЦСОН» в г. Орске [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://kcson-orsk.msr.orb.ru/posts/28101 (дата обращения: 27.09.2024)
7. Завражнов, В.В. Социально-педагогические аспекты социальной работы с многодетными семьями [Текст] / В.В. Завражнов, Е.В. Столярова, М.А. Шуматова // Педагогика и психология современного детства: вызовы, риски, прогнозы: сб. ст. – Арзамас: Арзамасский филиал ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», 2021. – С. 67-71.
8. Загидуллина, Л.М. Технологии работы с многодетными семьями [Текст] / Л.М. Загидуллина // Психология, социология и педагогика. – 2017. – № 1 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://psychology.snauka.ru/2017/01/7647 (дата обращения: 27.09.2024).
9. Зелинская, Д.И. Медико-социальные аспекты здоровья детей в многодетных семьях [Текст] / Д.И. Зелинская, Р.Н. Терлецкая, С.А. Рожковская // Рос. педиатр. журн. – 2016. – Т. 19. – № 6. – С. 361-366.
10. Ильдарханова, Ф.А. Институт семьи в контексте демографического развития Республики Татарстан [Текст] / Ф.А. Ильдарханова. – Казань: «Отечество», 2017. – 234 с.
11. Климантова, Г.И. Государственная семейная политика современной России [Текст]: учеб. пособие / Г.И. Климантова. – М., 2019. – 214 с.
12. Лодкина, Т.В. Социальная педагогика: Защита семьи и детства [Текст] / Т.В. Лодкина. – М.: Академия, 2017. – 208 c.
13. Льготы многодетным семьям в 2024 году [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.kp.ru/money/posobiya-i-lgoty/lgoty-mnogodetnym-semyam/ (дата обращения: 23.09.2024).
14. Матюшкина, И.А. Управление системой социальной защиты населения на региональном уровне [Текст] / И.А. Матюшкина, А.И. Зарубо // Экономика и предпринимательство. – 2017. – № 2. – С. 1067-1073.
15. МБУ «Комплексный центр социальной помощи семье и детям Первомайского района г. Пензы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://kcsonprpnz.socpnz.ru/ (дата обращения: 23.09.2024).
16. Мильшин, А.О. Социальные аспекты профилактики насилия в семье [Текст] / А.О. Мильшин // Сервис plus. – 2020. – № 4. – С. 14-19.
17. Новоселова, Е.Н. Традиционная семья в большом городе: социальный атавизм и необходимая ценность [Текст] / Е.Н. Новоселова // Вестн. Московского университета. Сер. 18: Социология и политология. – 2014. – № 4. – С. 45-53.
18. ОГКУ Центр социальной поддержки населения Ленинского района г. Томска [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.cspnlen.ru/ (дата обращения: 23.09.2024).
19. Тарасова, Д.С. Технологии социальной поддержки многодетных семей в условиях социальных служб [Текст] / Д.С. Тарасова // Современные проблемы науки и образования. – Нефтекамск: Мир науки, 2021. – С. 240-245.
20. Технология социальной работы [Текст]: учеб. пособие / под ред. И. Г. Зайнышева. – М: ВЛАДОС, 2018. – 240 с.
21. Феофанов, К.Н. Многодетная семья: права и льготы [Текст]: учеб. пособие / К.Н. Феофанов. – М.: Таврия, 2018. – 280 c.
22. Хачатрян, Л.А. Тенденции изменения современной российской семьи [Текст] / Л.А. Хачатрян // Вестн Пермского университета. Сер.: Философия. Психология. Социология. – 2014. – № 4. – С. 111-119.
23. Холостова, Е.И. Технологии социальной работы [Текст] / Е.И. Холостова. – М.: ИНФРА, 2014. – 399 c.
24. Чернецкая, А.А. Технология социальной работы [Текст]: учеб. пособие / А. А. Чернецкая. – Ростов н/Д.: Феникс, 2016. – 400 с.