Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Выявлено, что занятия легкой атлетикой укрепляют здоровье и являются прекрасным средством физического воспитания молодежи. Систематические занятия легкой атлетикой, построенные на основе качественного тренировочного процесса помогают решить задачу всестороннего физического развития и повышения спортивного мастерства занимающихся.
Глава 1. Теоретические аспекты развития физической подготовки занимающихся легкой атлетикой
1.1. Возрастные особенности физической подготовки на различных этапах многолетней тренировки легкой атлетикой
Для спорта высших достижений наибольший интерес представляет возрастной диапазон от 6 лет до завершения биологического созревания (у женщин - 17-18 лет, у мужчин - 20-22 лет) и последующая возрастная зона - оптимальных функциональных возможностей (обычно до 27-30 лет). Большое практическое значение в физическом воспитании и спорте имеют (сенситивные) периоды, характеризующиеся ускоренным течением онтогенетических процессов. Применение в этот период адекватных тренировочных средств, направленных на развитие определенного физического качества, дает наибольший эффект по сравнению с предыдущими и последующими годами.
В тоже время тренеру необходимо учитывать не только календарный (паспортный) возраст ребенка, но и биологический, так как сроки отдельных возрастных этапов зачастую не совпадают с календарным возрастом.
Кроме того, осложняет точную характеристику истинного возраста, процесс, получивший наименование акселерация. Этот процесс характеризуется следующими основными особенностями: ускоренным физическим развитием, более ранними сроками полового созревания, увеличением размеров тела.
В период от 1 года до 6 лет годичное увеличение длины тела постепенно уменьшается с 10,5 до 5,5 см в год. Так с 6-10 лет ежегодный прирост длины тела в среднем составляет 5 см. Половые различия в скорости роста начинают проявляться с 9-10-летнего возраста. Заметное ускорение роста отмечается в пубертатном периоде. Пик скорости прироста массы тела у девочек приходится на 11-12-й годы жизни (5,0-5,5 кг), а у мальчиков - на 13-14-й годы (5,5- 6,5 кг). До 10-летнего возраста масса тела у девочек несколько меньше, чем у мальчиков. В течение пика скорости роста резко возрастает вероятность травм мышц, хряща, связок, сухожилий, костей. Обусловлено это отставанием в развитии мышечной и соединительной тканей, по отношению к быстрому росту костей, и связанным с ним нарушением координации движений, стабильности в суставах [23].
С 12 лет у детей, занимающихся спортом, по сравнению с детьми, не занимающимися спортом, отмечается развитие обезжиренной массы тела. Масса тела юных спортсменов увеличивается в основном за счет не жирового компонента, а у не занимающихся спортом - в значительной степени за счет жира. У взрослых спортсменов-мужчин объем жировой массы составляет 6-12 % общей массы тела, в то время как у лиц, не занимающихся спортом, 15-22 %. У женщин объем жировой массы примерно в 2 раза больше, чем у мужчин.
В течение пубертатного периода происходят существенные и непропорциональные изменения в костной, мышечной и жировой ткани. Различные части тела растут с разными скоростями. Увеличение длины рук и ног опережает рост туловища, увеличение мышечной ткани происходит медленнее, чем рост костей.
В 13-летнем возрасте как у мальчиков, так и у девочек отмечаются значительные колебания в росте (мальчики - 135-185 см, девочки - 140-180 см), массе тела (30-85 кг и 30-80 кг), максимальном потреблении кислорода (46-80 мл/кг-1 «мин-1 и 38-70 мл/кг-1 «мин-1). Столь же существенны колебания и в уровне силы, выносливости, скоростных способностей. Эти колебания во многом обусловлены темпами биологического созревания, что существенно затрудняет не только отбор и ориентацию юных спортсменов, но и построение их подготовки. Препубертатный и пубертатный периоды возрастного развития могут начинаться или завершаться на 1-2 года раньше или позже.
Опорно-двигательный аппарат. Формирование суставов и суставных поверхностей в основном завершается к 18-20 годам, а полное развитие костей - к 23-26 годам. К 18-20 годам полностью формируются и соединительные структуры опорно-двигательного аппарата (фасции, апоневрозы, связки), их прочность. Изменение костной ткани в процессе развития и созревания организма проявляется в увеличении ее размера, плотности и содержания минералов. После окончания периода полового созревания процесс развития костной ткани замедляется. Наивысшая плотность минералов в костях отмечается у мужчин и женщин в возрасте 23-26 лет. Полноценное развитие костной ткани обусловливается гормональным стимулированием (эстрогены, тестостерон), двигательной активностью и достаточным количеством кальция в продуктах питания. Резкое снижение тренировочных нагрузок у спортсменов приводит к атрофии костной массы.
В соответствии с развитием костной системы происходит и развитие большинства мышечных групп. К 18-20 годам анатомический поперечник мышц достигает показателей взрослого человека, прекращается увеличение их массы, которая достигает 40-45 % массы тела. Однако функциональная и структурная дифференцировка отдельных мышечных групп протекает до 24-28 лет. В этой же возрастной зоне регистрируются и наивысшие величины силы. Развитие различных мышц не происходит одновременно: наибольшими темпами роста отличаются мышцы нижних конечностей, меньшими - верхних; темпы роста мышц-разгибателей выше, чем мышц- сгибателей[12].
Система крови. Объем циркулирующей крови (ОЦК) по отношению к весу тела зависит от возраста: у детей ОЦК больше, чем у взрослых. Так, у детей до 1 года составляет 11%, у взрослых - 7%. На 1 кг веса тела у детей 7-12 лет - 70 мл, у взрослых - 50-65 мл. Возрастные изменения касаются и форменных элементов крови. Число эритроцитов у детей первого года жизни составляет 6-7 млн. По мере взросления организма количество эритроцитов волнообразно изменяется, но в целом у детей их несколько больше, чем у взрослых. Содержание гемоглобина по мере развития организма увеличивается и к 10-11-летнему возрасту практически не отличается от взрослых. Количество лейкоцитов по мере взросления детей снижается и к 8-10 годам доходит до уровня взрослых. У дошкольников в составе лейкоцитов сравнительно больше лимфоцитов, но меньше нейтрофилов. По этой причине у детей снижена фагоцитарная функция и наблюдается высокая восприимчивость к инфекционным заболеваниям.
1.2. Особенности физической подготовки в легкой атлетике
Физическая подготовка в легкой атлетике занимает важное место в тренировочном процессе и является основой достижения высоких спортивных результатов. Она включает в себя развитие различных физических качеств, таких как сила, скорость, выносливость, гибкость и координация. Рассмотрим подробнее каждый из этих аспектов и их значение в легкой атлетике.
Легкую атлетику по праву называют «королевой спорта». Данное направление объединяет несколько спортивных дисциплин. В их числе: бег (гладкий бег, спринт, бег на выносливость, барьерный бег, бег с препятствиями, эстафетный бег [2, с. 6]), прыжки (например, в высоту, в длину, с шестом и др.); метание (метание копья, гранаты, мяча, диска, молота), толкание ядра, спортивная ходьба, а также разнообразные легкоатлетические многоборья. Ее можно считать наиболее массовыми видом спорта, который способствует всестороннему физическому развитию человека.
Легкая атлетика является самым доступным для населения средством и методом разностороннего физического, эстетического и нравственного воспитания [16, с. 386].
В современном мире легкая атлетика может выступать в роли своеобразного «спасательного круга» для человека, подверженного влиянию сидячего образа жизни и других негативных факторов жизни, присущих нашему времени, среди которых как общее снижение двигательной активности (даже среди людей, не подверженных сидячему образу жизни), так и воздействие плохой экологии, а также иные факторы, неизбежно ведущие к увеличению числа болезней и общему снижению активности иммунной системы.
Также стоит отметить, что нет вида спорта, в котором бы легкоатлетические упражнения не использовались в качестве тренировочных средств [3, с. 3].
Легкая атлетика может оказывать самое разностороннее влияние на человеческий организм: систематические, хорошо организованные легкоатлетические тренировки способны привести к улучшению функций сердечно-сосудистой системы, обмена веществ, укреплению нервной, и дыхательной систем, а также, помимо этого, формированию правильной осанки, общему закаливанию организма, улучшению реакции на мышечную работу, расширению функциональных возможностей человека - повышению его выносливости, силы, быстроты, и развитию иных качеств, которые будут полезны как человеку в повседневности, так и спортсмену, готовящемуся к соревнованиям.
Однако легкая атлетика может оказывать и негативное воздействие на здоровье человека (по результату тренировок человек потенциально может получить как травмы, так и иной ущерб здоровью) - данный аспект, как правило, связан с неправильной организацией тренировочного процесса либо неадекватным распределением нагрузок. В связи с данным обстоятельством, рассмотрим нюансы организации легкоатлетических тренировок поподробнее.
Если говорить о самостоятельных тренировках, сопряженных с легкоатлетическими упражнениями, можно отметить следующее: подобного рода занятия могут проводиться практически в любых условиях, включая в себя задания тренера либо самостоятельно составленный план тренировок.
1.3. Основные компоненты физической подготовки
Сила:
Развитие силы необходимо для большинства дисциплин легкой атлетики, таких как прыжки и метания. Сила помогает повысить скорость и мощность, что критично для спринтеров и прыгунов. Упражнения на силу могут включать как работу с собственным весом, так и использование тяжестей.
Скорость:
Скоростная подготовка является важным аспектом для спринтеров. Она включает не только чисто скорость бега, но и способность быстро развивать скорость (старт, ускорение). Тренировки на скорость часто включают спринтерские дистанции, интервальные тренировки и полевые старты.
Выносливость:
Выносливость важна для дистанционных бегунов. Она позволяет спортсмену поддерживать высокий темп на протяжении всей дистанции. Развитие выносливости достигается через длительные пробежки, темповые тренировки и интервальные тренировки на превышение порога лактата.
Гибкость:
Гибкость важна для улучшения техники выполнения упражнений и предотвращения травм. Она помогает в расширении диапазона движений и эффективном выполнении техник прыжков, бега и метаний. Гибкость развивают через растяжку, адекватные разминки и специальные упражнения.
Координация:
Координация влияет на технику выполнения движений, особенно в таких видах, как прыжки с шестом или спортивная ходьба. Для её развития используются специальные упражнения на баланс, скорость реакции и технику.
Тренировочный процесс
Физическая подготовка в легкой атлетике требует системного подхода:
Планирование:
Создание годового плана тренировок с учетом подготовительных, соревновательных и восстановительных периодов.
Разнообразие тренировок:
Включение различных методов тренировки (кросс-тренировка, силовые упражнения, специальные и общие тренировки).
Мониторинг прогресса:
Регулярная оценка достижений, использование тестов для определения уровня физической подготовки [2].
Восстановление:
Глава 2. Особенности проведения тренировки по легкой атлетике
2.1. Особенности проведения тренировки по легкой атлетике в зимнее время
Среди физических качеств, которые лежат в основе многих видов легкой атлетики, особое значение имеют скоростно-силовые способности. Достаточный уровень данных физических качеств позволяет создать прочную базу для освоения многих технических навыков в разделах, предусмотренных школьной программой: спортивных играх, гимнастике и других. Также многими специалистами и практиками в области физической культуры отмечается, что развитие скоростно-силовых способностей несет в себе положительный перенос на многие другие физические качества, что является несомненным положительным фактором для оптимального решения задач общей физической подготовки обучающихся в общеобразовательной школе. В настоящее время к уроку физической культуры предъявляются требования по использованию новых подходов в решении задач физической подготовленности обучающихся, обладающих высокой мотивацией и развивающим эффектом. Среди многих подходов доказавшим свою эффективность и неизменно актуальным остается метод круговой тренировки, оптимально решающий задачи комплексного подхода в физической подготовке обучающихся на различных[9].
На протяжении многих лет раздел «Легкая атлетика» был включен в раздел школьной программы по предмету «Физическая культура» на всех этапах школьной программы. Универсальность данного вида спорта, отсутствие необходимости в приобретении дорогостоящего оборудования и больших спортивных залов позволяет данный раздел программы широко использовать на всей территории Российской Федерации.
Основной принцип тренировки - это единство процесса обучения и воспитания спортсмена, когда наряду со спортивным совершенствованием формируется облик спортсмена, патриота Родины. Легкая атлетика- олимпийский вид спорта, включающий бег, ходьбу, прыжки и метания. Объединяет следующие дисциплины: беговые виды, спортивную ходьбу, технические виды (прыжки и метания), многоборья, пробеги (бег по шоссе) и кроссы (бег по пересечённой местности). Один из основных и наиболее массовых видов спорта [1]. Начинающему спортсмену- легкоатлету целесообразно знать особенности построения тренировочного процесса по временам года, в частности в зимнее время года. Для того чтобы достичь высоких результатов, нужно тренироваться непрерывно на протяжении круглого года. Опыт учит нас, что зимой бегун на короткие дистанции имеет все возможности продолжать тренировку так, чтобы к началу летнего сезона быть вполне подготовленным в физическом и техническом отношении.
2.2. Средства технической подготовки бегунов на короткие дистанции
Неотъемлемой частью спортивной подготовки бегунов на короткие дистанции является техническая подготовка. В научно- методической литературе под «спортивной техникой» понимают - наиболее рациональное выполнение двигательного действия, которое позволяет достичь максимального возможно результата. Многие специалисты и тренеры полагают, что от уровня технической подготовленности спортсмена во многом зависит спортивный результат. В свою очередь, уровень технической подготовленности зависит от влияния различных внешних факторов, физического развития и подготовленности спортсмена. Поэтому техника бега любого спринтера нуждается в своевременной корректировке на протяжении всей спортивной карьеры.
Обучение технике бега на короткие дистанции необходимо начинать с разделения соревновательного упражнения на отельные фазы (старт, стартовое ускорение, бег по дистанции, финиширование). Далее переходить к целостному выполнению двигательного действия. Вместе с этим, также стоит разделять на составные части и сам беговой шаг (маховые движения бедра, постановка ноги на опору, работа рук во время бега и т.д.).
Заключение
Тренировки в легкой атлетике требуют интенсивного подхода и разнообразия методов. Каждая тренировка должна быть тщательно спланирована и адаптирована под индивидуальные нужды атлета. Только так можно добиться максимальных результатов и избежать травм. Важно помнить о периодизации тренировочного процесса, чтобы обеспечить оптимальное развитие физических качеств и обеспечить надлежащее восстановление. Среди основных преимуществ и возможностей силовой тренировки, основанной на скорости, можно отметить, что спортсмен и тренер получают моментальную наглядную и понятную визуальную и вербальную информацию о тренировочной нагрузке, биомеханических параметрах выполняемого двигательного действия, а также текущем физическом состоянии атлета. Это позволяет не только корректировать нагрузку и технику движения, но и дает дополнительную мотивацию для спортсмена.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Абдулахатов, А. Р. Легкая атлетика - спортивно-педагогическая дисциплина в поддержании здорового образа жизни / А. Р. Абдулахатов, Б. А. Кушмуродов, Ш. У. Атамуродов. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2022.- № 8 (142). - С. 386-388.
2. Баландин С. И., Баландина И. Ю. Совершенствование технического мастерства высококвалифицированных бегунов на 100 и 200 метров // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2023. № 6 (220). С. 28-32.
3. Баландин С. И., Зайко Д. С., Дмитриев И. В., Масленников А. В. Биомеханические параметры техники старта и стартового разгона в гладком и барьерном спринте у мужчин // Теория и практика физической культуры. 2023. №6. С. 6-8.
4. Больсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого: - М: ФиС, 2017 - 232 с.
5. Власова Ж.Н. Роль физической культуры в формировании здорового образа жизни // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. 2022. № 1. С. 58-61.
6. Врублевский Е.П. Легкая атлетика: основы знаний (в вопросах и ответах). Учебное пособие - Издательство «Спорт», 2022 — 198 с.
7. Зеличенок, В.Б. Типовая программа спортивной подготовки по виду спорта «легкая атлетика» для этапов тренировочного (спортивной специализации), совершенствования спортивного мастерства, высшего спортивного мастерства /В.Б. Зеличенок, В.П. Черкашин, И.А. Привалова. - Москва. - 2020. - 427 с.
8. К вопросу о планировании круглогодичной тренировки у спортсменов в силовых видах спорта / Е. А. Пронин, П. П. Литасов, А. С. Фадеев [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2023. - № 1(215). - С. 406-410.
9. Каюмов А.К. Влияние экстремальных климатических условий на морфофизиологические показатели организма // Гигиена и санитария. 2000. № 5. С. 14-17.
10. Колесников А. В. Ведущие элементы техники барьерного бега // Легкая атлетика : сборник научно-методических трудов. Санкт-Петербург, 2023. С. 47-52.
11. Кравчук, А. И. Легкая атлетика и проблемные вопросы совершенствования легкой атлетики в России / А. И. Кравчук, С. В. Паршин //. - 2018. - Т. 2, № 8(24). - С. 722-724.
12. Краснов И.С. Методологические аспекты здорового образа жизни россиян // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2024. № 2. С. 61-63.
13. Мирзоев О.М. Психофизиологические и биохимические аспекты тренировочной и соревновательной деятельности легкоатлетов: учеб.-метод. пособие / О.М. Мирзоев, В.У. Аванесов, Е.П. Врублевский. Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма. М., 2021. 125 с.: табл.
14. Мирзоев, О.М. Применение восстановительных средств в спорте /О.М. Мирзоев. - Москва: СпортАкадемПресс, 2000. - 202 с. - Текст: непосредственный.
15. Назаренко, А.С. Основы спортивной нутрициологии: учебное пособие / А.С. Назаренко, Н.Ш. Хаснутдинов. - Казань: ФГБОУ ВО «Поволжская ГАФКСиТ», 2020. - 246 с.
16. Никитушкина, Н.Н. Организация методической работы в спортивной школе: Учебно-методич. пособие /Н.Н. Никитушкина. - Москва: Спорт, 2019. - 320 с.
17. Озолин, Н.Г. Молодому коллеге /Н.Г. Озолин. - Москва: Физкультура и спорт, 1988. - 288 с.,
18. Озолин, Н.Г. Путь к успеху. - Изд. 2-е, доп. /Н.Г. Озолин. - Москва: Физкультура и спорт, 1985. - 112 с,
19. Петров, В. М. Улучшение количественных показателей студентов- гиревиков на основе упражнений из арсенала силачей «старой школы» / В. М. Петров, А. С. Фадеев, Е. А. Пронин // Научное обеспечение развития АПК в условиях импортозамещения: Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции, посвященной Г оду науки итехнологий, Санкт-Петербург - Пушкин, 26-28 мая 2021 года. - Санкт- Петербург: Санкт-Петербургский государственный аграрный университет, 2021. - С. 599-602.
20. Платонов, В.Н. Двигательные качества и физическая подготовка спортсменов /В.Н. Платонов. - Москва: Спорт, 2019. - 656 с. - Текст: непосредственный.
21. Попов, В.Б. Система специальных упражнений в подготовке легкоатлетов /В.Б. Попов. - Москва: Олимпия Пресс, 2023. - 224 с
22. Пронин, Е. А. Применение тренировок с использованием упражнений для динамического расслабления в гиревом спорте / Е. А. Пронин, Д. В. Руденко, К. В. Мотовичев // Инновационные направления развития физической культуры и спорта: Статьи Межвузовской научно-практической конференции, Санкт- Петербург, 22 декабря 2022 года / Под общей редакцией С.С. Аганова. - Санкт- Петербург: ООО «НПО ПБ АС», 2022. - С. 191-195.
23. Пронин, Е. А. Характеристика развития скоростной выносливости у спортсменов по гиревому спорту / Е. А. Пронин, А. А. Зюкин // Актуальные вопросы совершенствования физической культуры и спорта: Статьи Межвузовской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 07-08 декабря 2021 года. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, 2021. - С. 140-144.
24. Рукавишникова, В.С. Применение технологии миофасциального релиза в процессе силовой тренировки // Постулат. 2018. №12- 1(38). С. 26
25. Тагирова Н.Д. Влияние круговой тренировки на развитие скоростных способностей бегунов при занятиях в легкоатлетических секциях в вузе / Н.Д. Тагирова, О.В. Морозова, Е.Г. Коноплева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2023. № 9 (223). С. 443-447.
26. Фискалов, В.Д. Теоретико-методические аспекты практики спорта /В.Д. Фискалов, В.П. Черкашин. - Москва: Спорт, 2016. - 345 с.
27. Чернова И. М. Использование инверсионного стола для спортсменов: польза и противопоказания тренажера // Легкая атлетика: сборник научно-методических трудов. Санкт-Петербург, 2023. С. 152-156.
28. Шерстюк И.В. Организационно-педагогический процесс воспитания специальной выносливости у бегунов на средние дистанции / И.В. Шерстюк // Теория и практика физ. культуры. 2022. № 5. С. 43-48.