Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Во Франции период XIII-XIV столетий ознаменован народными восстаниями и еретическими движениями. Это было сложное время, противоречия которого были обусловлены постепенно начинавшимся кризисом феодального строя и снижением влияния на общества Римской католической церкви. Практически каждое государство в своем развитии проходит сложные и кризисные периоды. Для них характерны определенные тенденции и динамика. И для более глубокого понимания современных процессов весьма важно знать причины и последствия противоречий, возникающих между различными слоями общества. В связи с этим рассмотрение темы «Народные восстания и еретические движения во Франции XIII-XIV вв.» является актуальным.
ГЛАВА 1. НАРОДНЫЕ ВОЛНЕНИЯ И ВОССТАНИЯ ВО ФРАНЦИИ В XIII–XIV ВВ.: ПРИЧИНЫ И ХОД
1.1 Предпосылки возникновения народных волнений и восстаний во Франции в XIII–XIV вв.
Рассматривая предпосылки классовой борьбы во Франции в период XIII–XIV веков, в первую очередь укажем, что они преимущественно кроются в особенностях социального и экономического развития, политической обстановке в стране, ее духовной и идейной жизни в обозначенный период. Главными регионами, в которых преимущественно происходила классовая борьба, являлись Юг и Север Франции.
В качестве ведущих факторов процесса социально-экономического развития Франции выступал достаточно интенсивный рост в этой стране товарно-денежных отношений. Этот рост был вызван прогрессом производительных сил и общественное разделение труда, а также активное развитие городов. Для XIII столетия было свойственно движение как за расчистку лесов, так и подъем целины, которое можно назвать внутренней колонизацией. Происходило развитие скотоводства.
Факторами, способствующие развитию Юга Франции являлись: 1) специфика формирования з феодальных отношений, то есть имеющий место синтезе античных, позднеримских, а также варварских моментов; 2) особенности рельефа на юге Франции, отсутствие больших равнинных пространств, наконец, их средиземноморское расположение. В связи с этим в этом районе зерновое хозяйство, в сравнении с северными землями, было не так распространено [8].
Как одно из логических последствий расширения товарно-денежных отношений стало возникновение новой формы эксплуатации сеньорами (преимущественно церковными) крестьянства, – введение мелкокрестьянской аренды. Она обычно заключали на 3-5 лет. Этот факт отражался в контракте. Она была похожа на аренды из части урожая, а также испольщину. Южные города также имели свои особенности. Как в мелких, так и средних городах имел место тесный контакт именно с сельской жизнью [15]. В целом на Юге не прослеживалось существенного различия между городским и сельским поселением.
Но на Юге более многочисленной являлась городская дворянская прослойка, которая входила в состав патрициата. Доминирующее положение купеческой и землевладельческой заметно препятствовало осуществлению свободной деятельности ремесленных организации, а также мешало созданию цехов. Еще одна отличительная специфика южных французских городов заключается в том, что здесь происходило развитие своего рода свободного ремесла, являющегося противоположностью цеховой монополии [21].
1.2 Народные выступления во Франции в XIII–XIV веках
В качестве особой формой сопротивления крестьян выступала их борьба за признание на официальном уровне сельских коммун, за утверждение деревенского самоуправления. В то время на Юге Франции формировались деревенские советы, которые возглавлялись синдиками, похожие советы в городах. В отношении прямых антифеодальных выступлений непосредственно со стороны горожан необходимо назвать восстание жителей г. Монбризона в 1308 г. Это восстание было вызвано введением королевской властью дополнительных налогов; восстание жителей г. Сен-Галмье, которое произошло спустя два года. Его причиной явилось недовольство горожан деятельностью королевских чиновников. Эти и ряд других выступлений королевская власть подавила. Однако у последней они вызывали заметное беспокойство и способствовали усилению давление народных масс на феодалов [11].
Подчеркнем, что народные движения, которые проходили во Франции в 1315 и 1320 годах, имели и конкретные причины, которые были связаны с очень тяжелым экономическим положением народа, политической и социальной обстановкой. Положение народных масс во Франции в середине второго десятилетия XIV века еще больше ухудшилось. Причиной этого стали стихийные бедствия и неурожаи. Так, сначала был очень плохой урожай зерна, который во Франции в 1314 году был обусловлен засухой, а потом, в последующие два года причинами неурожаев стали ливни. Произошло повышение цен на зерно. В середине 20-х годов XIV столетия политическая и социальная обстановка во Франции определялась преимущественно процессом развития сепаратистского движения крупных феодалов, в той или иной мере поддержанного городами [15].
В целом движение феодалов остановили, однако волнение среди них продолжалось, что, конечно же, влияло на развитие событий во Франции.
Достаточно ярким народным неудовольствием стало восстание 1315 года, которое было вызвано непростой политической и социально-экономической и обстановкой во Франции. Оно вспыхнуло в Западной Шампани, в провинции Сенонэ и при этом имело антицерковный характер. Также в нем сочетался революционизм и мистицизм. Однако оно было быстро разгромлено, чему в том числе способствовали достаточно узкие географические рамки. Но в целом сопротивление народа против феодального гнета нарастало. Своего рода вершиной народного протеста, уже после поражения восстания так называемых «пастушков» в 1251 году стало народное восстание 1320 года.
Следует подчеркнуть, что именно городские бедняки, а также беднейшие крестьяне формировали главную массу восставших. Так, на протяжении продолжительного времени в народе хранились воспоминания о произошедших событиях 1251 года. Возглавляли это восстание бывшие члены духовенства, то есть его низшего слоя, которые из-за своих еретических взглядов были изгнаны из церкви. Постепенно в число участников вливалось многочисленные бедняки. Мощь восставших увеличивалась от селения к селению. Так, при их приближении к Парижу общее число восставших составляло примерно 10 000. Молва о восстании очень быстро распространилась по территории Франции. Участники этого движения продвигались по двое, а в качестве войска оно выглядело в виде клина. В дальнейшем, после расширения этого движения, его участники разбиты были на сотни и тысячи. Участники впереди несли стяги и знамена с изображением распятие.
Восставшие не занимались грабежами, поэтому простые люди к ним хорошо относились и помогали им продуктами. Эти так называемые «пастушки» стремились к освобождению Святой земли от неверных». Тем не менее, такие призывы были только неким тактическим маневром восставших, преимущественно их вождей. С помощью этого призыва они старались укрепить свои ряды, а также привлечь новых людей.
У участников движения 1320 г. восстали против духовенства, светских феодалов и богатых людей в целом. Однако характер восстания постепенно претерпел изменения. Все чаще восставшие начали совершать насилие, освобождали из тюрем заключенных. Тем не менее, восставшие достаточно быстро продвигались к югу, неизменно привлекая в свои ряды бедных людей. При приближении к Парижу это движение смогло достичь очень больших размеров. При вступлении в Париж они начали разбиваться на отдельные сотни и тысячи. Это очень напугали королевскую власть и феодалов. Филипп V поручил Жилю Акену – прево Парижа, совершать нападения на группы «пастушков», которые по каким-либо причинам отделились от основной массы, и всеми силами препятствовать присоединению к восставшим подмоги.
ГЛАВА 2. КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ И ЕРЕТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ ВО ФРАНЦИИ В XIII–XIV ВЕКАХ
2.1 Положение католической церкви
В средневековой Франции имелись развитые городские системы, имевшие свой расцвет в XII – нач. XIV столетия. В них появилось сословие бюргеров, имеющие особые социально-экономические и политические взгляды на жизнь городов. Максимально значимыми процессами духовной жизни жителей города выступили ее рационализация и индивидуализация [5].
Это нашло свое отражение в области жизни религиозной. Произошло снижение важности внешней, а также обрядовой стороны веры. Имело место усиление стремления верующих изучению на самостоятельной основе священных текстов, а также следованию евангельским идеалам, что способствовала заметному усложнения внутренней религиозной жизни. Достаточно быстро происходило распространение недовольство католической церковью, которая монополией обладала на изучение и последующую интерпретацию Библии. На основе выводов Ж. Ле Гоффа и А.Я. Гуревича можно вести речь о наличии феномена бюргерской религиозности, которая обладала рядом особых черт, отличающихся от традиционного средневекового отношения к церкви и вере [12].
При этом на время расцвета во Франции городской жизни и возникновения обозначенных изменений религиозности пришлось весьма широкое распространение разного рода еретических течений.
Основной задачей, решаемой Римско-католическая церковь, которая в начале XIII столетия переживала время достаточно жесткого кризиса, напрямую связанного с активным распространением в обществе массовых еретических движений, было построение программы, направленной на реорганизацию церковного устройства. Тайные секты порой с весьма расплывчатыми учениями к этому времени уже переросли в открыто функционирующую религиозную организацию с практически оформленной догматикой, которая в историографии стала называться «альбигойская ересь» [2].
Само по себе понятие ересь означает именно сознательное отклонение от действующих догматов веры, которое предлагает другой подход непосредственно к религиозному учению. Это также из состава церкви выделение новой общины. При этом можно по социальной направленности выделить следующие два основных типа ересей: 1) ересь бюргерская (или умеренная); 2) ересь крестьянско-плебейскую (или радикальная). Они направлены были на установление и социального и имущественного равенства. При этом для многих еретических учений свойственно было еще и стремление неизменно следовать Евангелию, при этом признание его практически единственным источником веры, что шло в противовес писаниям так называемых «отцов церкви», папским буллам, решениям соборов и пр. Также среди еретиков влияние имели и мистические идеи. Бюргерские ересь – это негативная реакция горожан на проблемы, которые были порождены классической феодально – вотчинной системой, и в особенности ее официальными в то время церковными идеями и институтами. Главными требования бюргерских ересей: осуществление возврата к строю раннехристианской церкви, а также упразднение духовенства в качестве сословия. Отсутствие в бюргерских ересях антифеодального протеста способствовало примыканию к ним некоторых групп знати [6].
В отношении крестьянско – плебейских ересей можно указать, что они собой отражали настроения достаточно широкого слоя бедных жителей деревень, а также городских низов. Их отличал повышенный радикализм. Они стремились установить гражданское равенство, ратовали за проведение церковной реформы, а также ликвидацию оброков, барщины и феодальных привилегий. Они акцент делали на установление имущественного равенства, а также отказ от частной собственности. При этом идеал апостольской бедности свойственен обоих типов ересей.
2.2 Основные еретические движения
Активно выражаемое недовольство народа своим положением находило свое выражение в разных формах антифеодальной борьбы, неизменно затрагивало интересы католической церкви. Это могли быть и действия, которые направлены непосредственно против церкви, и отдельные выступления, направленные против самой католической идеологии. Преимущественно борьба народа против католической церкви велась в виде ересей, а также еретических движений.
На Юге Франции в конце XIII – нач. XIV столетия максимально распространенной ересью являлась ересь бегинов. Была еще ересь катаров и вальденсов. Начальный период возникновения на Юге Франции катаров относится к XI столетию; особое их распространение проявилось во второй пол. XII века. В начале XIII столетия крестовый поход против альбигойцев катарам и вальденсам смог нанести весьма серьезный удар. Но, невзирая на ослабление, во второй пол. XIII и в первой четверти XIV столетия ересь катаров не утратила своего значения. Катаров нередко стали называть просто еретиками. При этом сами катары себя называли не иначе, как «истинные христиане».
Появление сообщества катаров являлось в некотором роде выражением протеста против имеющей место иерархии католической церкви. Катары старались осуществить возвращение к демократическим основам раннего христианства (это было в особенности характерно для начального этапа движения катаров). При этом наличие приверженцев катаров непосредственно в среде духовенства, скорее всего, являлось формой проявления сепаратизма. В политическом плане катаров поддерживали отдельные феодалы, являющиеся противниками королевской власти, и даже отдельные королевские чиновники [14].
В период альбигойских войн крупных феодалов вполне открыто стремились в сепаратистских целях использовать еретическое движение, происходившее на Юге Франции. В некоторой степени данная тенденция прослеживалась до сер. XIII столетия [10].
Катаров условно на «умеренных» и «абсолютных», которые принадлежали к наиболее радикальному течению. В мире, в соответствии с их воззрениям, доминируют только два противоборствующих начала – то есть это Добро и Зло. Они соответствуют видимому и невидимому, материальному и духовному элементам. При этом олицетворением Добра выступает Бог, а Зла – Сатана. Они противостоят друг другу. Все материальное и видимое создал Сатана. Само объяснение катарами возникновения в человеке «греха» вступало в противоречие христианскому учению относительно «грехопадении» в раю прародителей.
В мировоззрении катаров относительно противоборстве Добра и Зла прослеживалась социальная подоплека, и было их недовольство действительностью. Катары как отправной момент применяли идеи первоначального христианства, богомильства и манихейства относительно противоположности Зла и Добра. Мысль о сатанинском происхождении всего материального видимого мира в конечном итоге катаров приводило к мысли о подобном появлении и эксплуататорских феодальных отношений.
С точки зрения В.П. Волгина, противопоставление злого и доброго начал в конечном итоге приводит именно к отрицанию государства, закона, а также права в целом [3].
Идея борьбы Добра и Зла переросла в еретическую идею осуществления победы Зла над Добром. Тем не менее, понимание сотворения мира так называемых «умеренных» катаров заметным образом отличалась от идеи «абсолютных» катаров. У первых прослеживается некоторое сближение именно с христианским вероучением, а также отдельные элементы компромисса с существующим строем.
И те, и другие катары отрицали воскрешение. Под Злом катары в первую очередь понимали католическую церковь и все те притеснения, которым подвергались они непосредственно со стороны ее непосредственных представителей, и со стороны светских феодалов. Ересь катаров обладала антифеодальным характером, так как они не признавали власть государства; не приемли физическое насилие.
В целом, суть учения катаров находила свое проявление и в религиозной форме, и также в виде постулатов, которые напрямую касались разного рода социальных проблем. Практически все таинства католичества катары относили к бесполезным. При этом они свою секту считали самостоятельной церковью, при том, как католическую церковь относили к дьявольской. В качестве базовой формой деятельности катаров выступали беседы и проповеди. Катары преимущественно не использовали насилия. Однако они проявляли активное стремление заменить господствующую церковь именно своей организацией и своим мировоззрением, характерной для бюргерской ереси.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Предпосылки классовой борьбы во Франции в период XIII–XIV веков в первую очередь кроются в особенностях социального и экономического развития, политической обстановке в стране, ее духовной и идейной жизни в обозначенный период.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИЛИТЕРАТУРЫ
Источники
1. Наставления о приемах преследования еретиков. – Текст: непосредственный // История средних веков: Хрестоматия / составитель В.Е. Степанова, А.Я. Шевеленко. – Москва, 1969. – Ч. I. – С. 238-240.
Литературы
2. Бренон, А. Крестовый поход против альбигойцев: исторические последствия священной войны / А. Бренон. –URL:http://www.delphis.ru/journal/article/krestovyi-pokhod-protiv-albigoitsev-istoricheskieposledstviya-svyashchennoi-voiny. (дата обращения: 03.10.2024). – Текст: электронный.
3. Волгин, В.П. Очерки истории социалистических идей с древности до конца XVIII в. / В.П. Волгин. – Москва: Наука, 1975. – 478 с. – Текст: непосредственный.
4. Григулевич, И.Р. Инквизиция / И.Р. Григулевич. – Москва: Наука, 1985. – 450 с. – Текст: непосредственный.
5. Гуревич, А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства / А.Я. Гуревич. – Москва, 1990. – 396 с. – Текст: непосредственный.
6. Кайпова, Е.Г. Отражение особенностей бюргерской религиозности в еретических учениях катаров и вальденсов во Франции и Германии XII – начала XIV века / Е.Г. Кайпова. – Текст: непосредственный // Вестник Пермского университета. – 2016. – Вып. 1. – С. 60-66.
7. Керов, В.Л. Католицизм на рубеже XIII–XIV вв. и буржуазная историография / В.Л. Керов. – Текст: непосредственный // Вопросы истории. – 1969. – № 6. – С. 29-34.
8. Керов, В.Л. Народные восстания и еретические движения во Франции в конце XIII – начале XIV вв. / В.Л. Керов. – Москва: Изд-во УДН, 1986. – 138 с. – Текст: непосредственный.
9. Конокотин, А.В. Борьба крестьян за самоуправление и коммуну на севере Франции в XII–XIV веках / А.В. Конокотин. – Текст: непосредственный // Вопросы истории. – 1957. – № 9. – С. 32-36.
10. Корсунский, А.Л. Религиозный протест в эпоху раннего средневековья в Западной Европе / А.Л. Корсунский. – Текст: непосредственный // Средние века. 1981. – Вып. 44. – С. 41-47.
11. Кузнецов, Е.В. Антифеодальные выступления английского крестьянства в конце XIV–XV вв. / Е.В. Кузнецов. – Текст: непосредственный // Учебные Записки ГГУ им. Н. И. Лобачевского. – Сер. историко-филологическая, 1968. – Вып. 88. – Ч. 2. – С. 121-127.
12. Ле Гофф Ж. Ремесло и торговля в средневековых руководствах для исповедников // Ле Гофф Ж. Другое Средневековье. Время, труд и культура Запада. – Екатеринбург, 2000. – С. 95–109. – Текст: непосредственный.
13. Ли, Г.Ч. История инквизиции в средние века / Ч.Г. Ли. – Смоленск, 2001. – 288 с. – Текст: непосредственный
14. Лозинский, С.Г. История папства / С.Г. Лозинский. – Москва: Наука, 1986. – 382 с. – Текст: непосредственный.
15. Люблинская, А.Д. Французские крестьяне в XVI–XVIII вв. / А.Д. Люблинская. – Ленинград: Наука, 1978. – 212 с. – Текст: непосредственный.
16. Люшер, А. Иннокентий III и альбигойский крестовый поход / А. Люшер. – Санки-Петербург: Евразия, 2003. – 288 с. – Текст: непосредственный.
17. Нелли, Р. Катары. Святые еретики / Р. Нелли. – Москва, 2005. – 400 с. – Текст: непосредственный.
18. Ольденбург, З. Костер Монсегюра. История альбигойских крестовых походов / З. Ольденбург. – Санкт-Петербрг, 2001. – 379 с. – Текст: непосредственный.
19. Осокин, Н.А. История альбигойцев и их времени / Н.А. Осокин. – Москва: АСТ, 2000. – 896 c. – Текст: непосредственный.
20. Пиков, Г.Г. Ересь как культурное явление / Г.Г. Пиков. – URL: http://nsu.ru/classics/pikov/pikov-hairesis.pdf. (дата обращения: 05.10.2024). – Текст: электронный.
21. Ревуненкова, Н.В. К истории свободного ремесла в городах Южной Франции XIII–XIV веков / Н.В. Ревуненкова. – Свердловск, 1962. – Вып. XXI. – С. 97-106. – Текст: непосредственный.
22. Сидорова, Н.А. Народные еретические движения во Франции в XI и XII вв. / Н.А. Сидорова. – Текст: непосредственный // Французский ежегодник. – Москва: Наука, 1962. – С.429-433
23. Сказкин, С.Д. Первое послание Дольчино / С.Д. Сказкин. – Текст: непосредственный // Избранные труды по истории. – Москва: Наука, 1973. – С. 73-78.
24. Средневековая Европа глазами современников и историков / под. ред. А.Л. Ястребицкой. – Москва, 1995. – Кн. II. – 456 с. – Текст: непосредственный.
25. Устинова, А.А. IV латеранский собор 1215 года и программа борьбы с альбигойской ересью / А.А. Устинова. – Текст: непосредственный // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2009. – Вып. 3. – С. 45-49.