Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. В современном мире практическая психодиагностика играет важную роль в различных сферах человеческой деятельности, включая работу психотерапевтов, психологов, педагогов и социальных работников. Одним из эффективных методов исследования индивидуально-психологических особенностей личности являются рисуночные психодиагностические методики.
Рисуночные психодиагностические методики представляют собой специальные тесты, при помощи которых можно оценить психологические особенности личности человека на основе его рисунков. Эти методики являются одним из важных инструментов психологической диагностики и позволяют выявить скрытые аспекты личности, которые не всегда доступны при обычном общении.
Среди диагностических средств, используемых в мировой психологической практики, рисуночные методы стоят на первом месте. В последние годы в нашей стране появилось довольно большое количество отечественных и переводных работ, в которых описываются рисуночные методики. Значительную их долю составляют публикации, представляющие скорее теоретический интерес: содержание обоснования метода, общие подходы к интерпретации и отдельные примеры иллюстрирующие эти подходы [2, с. 55].
Однако показатели, учитываемые при интерпретации рисуночных тестов, не однозначны. Очень часто один и тот же признак может интерпретироваться двумя, тремя или четырьмя различными способами в зависимости от того, с какими признаками он сочетается.
Очень важно научиться выбирать правильную интерпретацию в каждом конкретном случае. На основе отдельных показателей составляется полный портрет обследуемого. Тот портрет, который позволяет намечать психокоррекционные задачи, давать рекомендации, строить обоснованный прогноз.
Наиболее известные авторы, которые изучали вопрос рисуночных психодиагностических методик, это Р. Бернс [3], А. Л. Венгер [6], Ф. Гудинаф [9], М. З. Дукаревич [10], А. И. Захаров [11], К. Кох [13], О. Ф. Потемкина [15], Е.С. Романова [16] и др.
Объект исследования: психолого – педагогическая диагностика.
Предмет исследования: рисуночные психодиагностические методики.
Гипотеза исследования: использование рисуночных методик эффективно при психологической диагностики личности.
Цель исследования: изучить особенности и возможности применения рисуночных методик в исследовании индивидуально-психологических особенностей личности.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие и историю возникновения рисуночных психодиагностических методик.
2. Изучить функции рисуночных психодиагностических методик.
3. Рассмотреть общую характеристику рисуночных психодиагностических методик.
4. Определить методики и организовать исследование.
5. Провести анализ полученных результатов исследования.
6. Разработать рекомендации по применению рисуночных психодиагностических методик.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, классификация, анализ, синтез, обобщение, сравнение.
Структура работы: курсовая состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Глава I. Теоретическое изучение особенностей рисуночных психодиагностических методик
1.1 Понятие и история возникновения рисуночных психодиагностических методик
Рисование, как и другие формы художественного самовыражения, всегда было неотъемлемой частью процесса коммуникации. В древние времена люди оставляли рисунки на камнях и стенах пещер, чтобы передать свои чувства и эмоции. Они отправлялись в тёмные пещеры, чтобы изобразить на каменных стенах изображения животных, которые были частью определённых ритуалов. Самые ранние произведения искусства относятся примерно к 20 000 году до нашей эры, эпохе палеолита, и были обнаружены в современной Испании и южной Франции. Те немногие сведения, которыми мы располагаем о ранней истории человечества, дополняются этими рисунками и пиктограммами. Эти картины и другие произведения искусства изучались археологами как первые попытки людей выражать свои идеи и эмоции. Эти базовые, но очень выразительные произведения следует рассматривать как отправную точку для межличностной коммуникации, как для археологов, так и для искусствоведов [19, с. 67].
Врачи и психологи также стремятся понять эстетический опыт, изучая процессы, связанные с творчеством, анализируя гениальность художников и исследуя значение их работ. В прошлом веке возрос интерес к использованию рисования для описания эмоциональных и психологических аспектов индивидуального творчества в рамках лечения.
В конце XIX и начале XX веков в Европе вырос интерес к творчеству душевнобольных. Их рисунки стали предметом обсуждения специалистов в области психического здоровья относительно критериев различных психопатологий. Многие учёные того времени считали, что художественное выражение может помочь в диагностике, особенно при тяжёлых формах психических расстройств, таких как шизофрения.
Например, работа французского исследователя Августо Тардье «Судебно-медицинское исследование безумия» (Etude Medico-legale sur la Folie, 1872 год) включала рисунки пациента как диагностический критерий эмоциональных нарушений. Итальянский судебный психиатр Чезаре Ломброзо (Lombroso, 1835–1909 годы) также пытался показать, что художественное творчество душевнобольных позволяет увидеть их внутренний мир.
В 1904 году стало известно об исследовании Р. Шутейна, который пытался определить основные этапы развития рисунка (стадии развития рисунка).В России клинико-психологические исследования интеллектуального развития с использованием рисунков в качестве тестового материала (а не рисуночных тестов) начались в 1909 году благодаря отечественному невропатологу и специалисту по дефектологии Григорию Ивановичу Россолимо. Он изучал элементарные навыки рисования у разных групп испытуемых, чтобы выявить индивидуальные различия в норме и патологии.
В 1913 году американский психолог Эдвард Ли Торндайк, занимавшийся изучением проблем обучения людей и животных, провёл работу по классификации рисунков и их качественной оценке.
В 1921 году британский психолог Сирил Людовик Барт, специализирующийся в области психологии интеллекта, разработал количественную шкалу для оценки рисунков мужских фигур, выполненных детьми в возрасте от трёх до четырнадцати лет.
В 20-х годах XX века начали развиваться рисуночные тесты. Американский психолог Флоренс Лаура Гудинаф разработала первую стандартизированную методику. Она впервые доказала, что рисунок знакомого объекта, например человека, ребёнком отражает уровень усвоения им основных понятий и, следовательно, указывает на уровень развития интеллекта. Это было подтверждено в её работе «Измерение интеллекта с помощью рисунка» в 1926 году. Созданный ею тест «Нарисуй человека» позволял точно оценить уровень умственного развития ребёнка, независимо от его знаний и навыков, включая рисование. Этот тест был предназначен для детей от трёх до тринадцати лет [2, с. 98].
Фрагмент для ознакомления
3
1.Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование». 7-е изд. СПб.: Питер, 2020 - 688 с.
2.Арендачук И.В. ПСИХОДИАГНОСТИКА: Теоретические основы науки, часть 1 / И.В. Арендачук: пособие для студентов. = М.: Москва, 2019 - 86 с.
3.Бернс Р. Кинетический рисунок семьи. Введение в понимание детей с помощью кинетических рисунков / Р. Бернс С. Х. Кауфман. - М. Чувство, 2021. – 134 с.
4. Банминг, Лю Искусство диагностирования лица и тела / Лю Банминг. - М.: С. Подгорнов, 2019. - 252 с.
5.Бернс Р.Я. Я - концепция и Я - образы. Самосознание и защитные механизмы личности [Текст] /Р.Я. Бернс.-Самара. Изд. Дом «Бахрах», 2023. - 656 с.
6.Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. М.: Владос–Пресс, 2023 - 160 c.
7.Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства // Собрание сочинений: в 6 т. Т. 5. – М., 2024 – 345 с.
8.Высочанский А. В. Проективные психодиагностические тесты в гомеопатии//ж. Мир гомеопатии – 2019 – 678 с.
9.Гудинаф Ф. Тест «Нарисуй человека». – Электронный источник // Режим доступа: http://oukhleb.r-pol.obr55.ru/files/2021/06/Тест-Нарисуй-человека-Гунанаф-Харриса.pdf// Дата обращения: 07.10.2024
10. Дукаревич М. З. Тест «Несуществующее животное». Электронный источник // Режим доступа: https://5psy.ru/obrazovanie/test-nesushchestvuiushchee-zhivotnoe.html Дата обращения: 07.10.2024
11. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб., 2022 – 789 с.
12. Игнатова Е. С. И265 Психодиагностика [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Е. С. Игнатова; Перм. гос. нац. исслед. ун-т. – Пермь, 2019. – 567 с.
13. Кох К. Методика «Дерово». Электронный источник // Режим доступа: https://studme.org/306847/pedagogika/metodika_derevo// Дата обращения: 07.10.2024
14. Ланская Алина. Язык рисунка. Характер человека – как на ладони. М.: ЗАО Центрполиграф, 2022 - 383 с.
15. Потемкина О.Ф., Потемкина Е.В. Психологический анализ рисунка и текста. СПб.: Речь, 2023 - 524 с.
16. Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. СПб.: Речь, 2021 - 413 с.
17. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. М.: Дидакт, 2022 - 256 с.
18. Серебровская О. В. Применение рисуночных тестов в диагностике острых стрессовых расстройств у детей и подростков Рубрика: Психологическая диагностика //Психологическая наука и образование-2024 - 90 с.
19. Феодосиева Л.В. Психодиагностика / Л.В. Феодосьев. - М.: Издательские решения, 2023. - 588 с.;
20. Фернхэм Э. Психология. 50 идей, которые нужно знать / Э. Фернхэм. - М.: Фантом Пресс, 2021. - 208 с.