Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Развитие сферы услуг является необходимым условием успешного развития всей экономики государства. Учитывая важность сферы услуг и ее влияние на современное общество, период с 1990 по 2000 ООН назвала десятилетием развития сферы услуг. По данным МВФ, все виды услуг составляли к началу XXI в. примерно 1500 млрд. долл. (около 70% стоимости всего мирового производства), а международная торговля услугами является сектором мирового хозяйства, которое растет более динамично [1, с. 33]. Поэтому определение особенностей и факторов развития сферы услуг является важным аспектом решения этой проблемы, что и обусловило актуальность данного исследования.
Экономика России развивается и вместе с ней растет поле деятельности сферы услуг. В настоящее время в России работают новые современные сервисные организации, которые предоставляют услуги, в соответствии с международными стандартами.
Проблемам научного обоснования понятия «сервис» в последнее время уделяли внимание многие специалисты. Наиболее известны такие авторы, как Е. И. Балалова 1, О. В. Каурова 1, О. О. Федулина 19, В. Е. Багдасарян 19, Д. Шоул 21 и т.д.
Пристальное внимание ученых традиционно уделяется эффективности материального производства, тогда как вопросам эффективности в сфере услуг (за исключением некоторых ее видов) посвящено крайне мало научных работ. Это обусловлено отношением, которое сложилось в нашей стране, к материальному производству как к доминирующему сектору национальной экономики. В то же время в отечественной экономической науке изучение аспектов сервисного управления как отрасли научных знаний только формируется. Однако динамичное развитие сферы услуг в отечественной экономике обусловил острую необходимость соответствующих научных разработок.
Объект исследования: виды сервисной деятельности.
Предмет исследования: особенности развития сферы сервисных услуг в Российской Федерации.
Целью исследования является изучение видов сервисной деятельности.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать теоретические аспекты сущности услуг и их виды.
2. Проанализировать особенности развития сферы услуг в России.
1. Теоретические аспекты сущности услуг и их виды
1.1 Терминологические подходы к определению категории «сервис» и его роль в экономике стран
Полноценное функционирование современного общества все в большей степени детерминируется развитием сферы услуг. Известно, что быстрое развитие сферы услуг, которая является важным источником мобилизации национального роста, повышения качества и уровня жизни населения, - это характерная черта перехода страны в постиндустриальную стадию развития. Однако в странах постсоветского пространства только недавно пришли осознание, насколько важную роль играют услуги в процессе вовлечения страны в глобальную экономику и международном разделении труда. Отрасли, предоставляющие услуги, превращаются в доминирующий сектор национального хозяйства по показателям формирования валового внутреннего продукта и численности занятых, что позволяет аналитикам говорить о тенденции становления «сервисной» экономики [1, с. 45].
Таблица 1 – Отличительные признаки «индустриальной» и «сервисной» экономики
Признаки Типы общества
Индустриальный Постиндустриальный (сервисный)
Тип экономического сектора Вторичный Третичный, четвертичный, пятеричный
Главная сфера экономики Обрабатывающая промышленность: производство и переработка Третичный: транспорт, коммунальное хозяйство;
Четвертичный: торговля, финансы, страхование, недвижимость;
Пятеричный: здравоохранение, образование, исследования, государственное управление, отдых
Технологии Связанные с преобразованием сырья в готовую продукцию Связанные с функционированием материально-сервисных систем
Природа общества
Взаимодействие с превращенной природой Игра между людьми
Лимитирующий фактор Капитал Информация
Методология Эмпиризм, эксперимент Абстрактные теории, модели, теория принятия решений, системный анализ
Временные горизонты Приспособление к конкретным ситуациям Прогнозирование, ориентация на будущее, научное предвидение
Цель Максимизация выпуска продукции Стремление повысить эффект полезности
Понятие полезности Отождествляется с материальной продукцией Отождествляется с характером использования и степенью совершенствования систем, которые объединяют материальный продукт и соответствующие услуги
Качество Синоним понятия «хорошо делать свое дело» Установка интерактивных (диалоговых или коммуникативных) связей с потребителем для максимизация степени его удовлетворенности
Стиль менеджмента «Механический» и даже «военизированный» из-за чрезмерной упорядоченности и иерархичности организации Отличается гибкостью, «биологичностью», высокой оперативностью. Ключевые элементы менеджмента - скорость принятия решений, ориентация на потребности потребителя, сетевая организация
Рыночные услуги в современной экономике крайне разнообразны. Директива Европейского Союза разделяет их на три категории: услуги, предоставляемые потребителям; услуги, предоставляемые бизнесу; услуги, одновременно предоставляемые потребителям и бизнесу. В США примерно 30% из 100 млн. работников сферы услуг занято предоставлением услуг именно потребителям [3 ,с. 8].
Услуги в своем развитии прошли три этапа. На первом этапе развитие промышленности обусловило формирование транспортных и коммунальных услуг, на втором - происходил массовый рост услуг в торговле, финансах, страховании и операциях с недвижимостью, на третьем – по мере роста национального дохода доля расходов на питание снижается, а на приобретение материальных благ, товаров длительного пользования (автомобили, жилье), позже - на предметы роскоши и отдых, увеличивается. Это вызвало рост сети гостиниц, предприятий сервиса, индустрии развлечений и путешествий. В результате жизнь общества концентрируется вокруг двух его фундаментальных сфер – здравоохранения и образования [14, с. 66].
В период развития сервисной экономики особое значение приобретает качество жизни, измеряемое услугами и различными удобствами в сфере здравоохранения, образования и культуры. Это, соответственно, вызывает определенные изменения в структуре производства и реализации услуг, поскольку возрастает роль рекреационных услуг и услуг, направленных на развитие и духовное и физическое восстановление и совершенствование человека. Указанные услуги связаны с социокультурными, рекреационными, духовными потребностями, которые относятся к индивидуализированными потребностями потребителей. Среди этих услуг значительное место отводится рекреационно-развлекательным (туристические услуги, спортивно-оздоровительные, SPA и WELLNES услуги, медицинские услуги и т.д.). На нынешнем этапе сервис становится наиболее национально ориентированным феноменом по сравнению с другими секторами общественного производства [17, с. 110]. Он предоставляет гораздо больше возможностей для проявления национальной самобытности. Большинство сервисных предприятий в мире связывают стратегию своей успешности именно с брендом национальной самобытности, а не универсализмом. Таким образом, сегодня наблюдается повышение роли сервиса в экономике стран, от состояния которой во многом зависит эффективность развития современного общества.
Термин «сервис» сегодня широко используется в научной среде, в том числе в научных трудах, посвященных вопросам управления в сфере услуг, но сущность этого срока и его трактовка не является однозначным.
Рост важности сферы услуг в экономике, прежде всего, объясняется зависимостью объемов и структуры потребления домохозяйств от объемов их доходов. В условиях жесткой конкуренции на рынке человек осуществляет производство для удовлетворения собственных потребностей и уровня потребления. Еще в конце XIX века немецкий статистик и экономист Е. Энгель, изучая структуру бюджетов рабочих семей, вывел несколько видов кривых и сформулировал эмпирические законы потребления. Заметим, что они занимают особое место в общей системе экономической теории, никоим образом не связаны с рыночным равновесием и преподаются экономистами как некоторый автономный феномен.
Среди основных теоретических положений, известных как законы Энгеля, в соответствии с целью нашего исследования, отметим такую зависимость (в формулировке современной микроэкономической теории):
Фрагмент для ознакомления
3
1. Балалова Е. И. Сервисная деятельность: учет, экономический анализ и контроль: учеб. пособ. / Е. И. Балалова, О. В. Каурова. – М.: Дело и сервис, 2006. – 288 с.
2. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Д. Белл. – М.: Academia, 1999. – 956 с.
3. Иванов Н. Н. Сфера услуг как объект исследования и управления /Н. Н. Иванов. – СПб., Изд-во СПбГУЭФ, 2014. – 21 с.
4. Кликич Л. М. Эволюция сферы услуг: особенности, закономерности, формы государственного регулирования: дис. на соискание науч. степени д-ра экон. наук: спец. 08.00.01 / Кликич Лилия Миннигалимовна. – Уфа, 2015. – 313 с.
5. Коробкова С. Н. Сервисная деятельность / С. Н. Коробкова, В. И. Кравченко,
С. В. Орлов, И. П. Павлова; под общ. ред. В. К. Романович. – СПб.: Питер, 2015. – 156 с.
6. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. Анализ, планирование, внедрение, контроль / Ф. Котлер. – СПб: Питер, 2011. – 887 с.
7. Курс социально-экономической статистики / [под ред. М. Г. Назарова]. – М.: Финанстатинформ, 2012. – 771 с.
8. Лавлок К. Маркетинг услуг: персонал, технология, стратегия / К. Лавлок; [пер. с англ.]. – М: Вильямс, 2005. – 1008 с.
9. Маркс К. Полное собрание сочинений: в 50 т. / К. Маркс, Ф. Энгельс. – М.: Политиздат, 1962. – Т. 26, Ч. 2. – 1962. – 551 с.
10. Маршалл А. Принципы экономической науки: в 3 т. / А. Маршалл ; пер. с англ. – М.: Прогресс, 2015. –Т. 3. – 2017. – 350 с.
11. Основы маркетинга [пер. с англ. / Ф. Котлер и др.]. – 2-е изд. – СПб: Вильямс, 2009. – 1152 с.
12. Полонский В. Г. Корпоративное управление в непроизводственной сфере / В. Г. Полонский, С. В. Белоусова, А. М. Белоусов. – Херсон: ОЛДИ плюс, 20й3. – 460 с.
13. Райзберг Б. А. Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева ; под общ. ред. Б. А. Райзберга. – 6-е изд., перераб. и доп. – Кострома: ИНФРА-М, 2017. – 511 с.
14. Санникова Л. В. Услуги в гражданском праве / Л. В. Санникова. – М.: Волтерс Клувер, 2016. – 160 с.
15. Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 495 с.
16. Томилов В. В. Культура организации международных бизнес-коммуникаций / В. В. Томилов. – СПб.: СПбГУЭФ, 2015. – 248 с.
17. Управление и организация в сфере услуг / [Хаксевер К., Рендер Б., Рассел Р., Мердик Р.; пер. с англ.]; под ред. В. В. Кулибановой. – [2-е изд.]. – СПб.: Питер, 2012. – 350 с.
18. Философский словарь / [под ред. И. Т. Фролова]. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2001. – 719 с.
19. Федулина О. О. Сервисология как наука. Мифы о сервисе [Электронный ресурс] / О. О. Федулина, В. Е. Багдасарян. – Режим доступа: http://www.russika.ru/ef.php?s=4069 – Дата обращения: 06.12.2018.
20. Шарф А. Инвестиционная привлекательность предприятий розничной торговли: методика оценки /А. Шарф // Проблемы теории и практики управления. – 2011. – № 8. – С. 81-96.
21. Шоул Дж. Первоклассный сервис как конкурентное преимущество / Джон Шоул; пер с англ. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2016. – 337 с.