Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы данной работы обоснована тем, что нестабильная социально-экономическая ситуация вызывает возросший интерес к важнейшему социальному институту — семье, как ключевому пространству для формирования личности. Особенно это касается развития несовершеннолетних, поскольку семья выступает связующим звеном между индивидом и обществом, передавая подростку как негативные, так и позитивные аспекты. Особое внимание следует уделять развитию детей и подростков, потому что семья является основным звеном, соединяющим человека с обществом, и она передает как положительные, так и отрицательные аспекты из социального окружения и внутренней семейной среды [3].
Современный нестабильный социально-экономический климат в России приводит к множеству негативных последствий, включая ухудшение материального положения, рост уровня безработицы и ограничение жизненных перспектив. Эти факторы, в свою очередь, оказывают влияние на отношения родителей и детей, а также на потенциал воспитания в семье. В такой ситуации становится особенно важной проблема воспитания подростков в неблагополучных семьях, в особенности задача формирования здоровой личности, свободной от серьезных психологических травм.
Семейное неблагополучие в той или иной форме встречается в каждой семье. Многим удается справиться с проблемами, дестабилизирующими семейную обстановку, сохранить семейный союз. Однако есть и другая, тревожная тенденция: на фоне глубокого социального кризиса, охватившего современную Россию, растет число семей, в которых ребенок не находит взаимопонимания, родительской поддержки, ласки и тепла.
Цель работы – рассмотрение влияния неблагополучной семьи на формирование личности подростка.
Задачи исследования:
1) Исследовать основные характеристики подросткового периода;
2) Определить этапы формирования личности подростка;
3) Описать особенности личности и поведения подростков;
4) Дать определение и классификацию неблагополучных семей, выявить «группы риска»;
5) Изучить, как неблагополучная семья влияет на развитие подростковой личности;
6) Охарактеризовать семьи с подростками.
Объект исследования - личность подростка из неблагополучной семьи.
Предмет исследования - влияние неблагополучной семьи на развитие личности подростка.
По структуре работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, представленного 41 источником.
Подростковый период является особой эпохой в годах жизни человека, представляющей собой переходную ступень между детством и зрелостью. В это время подростки вступают в свой собственный мир, где сталкиваются с новыми отношениями, устанавливают связи с взрослыми и сверстниками, стремятся найти свое место и адаптироваться к новым ролям и обязанностям [14].
Начало подросткового возраста характеризуется выявлением определенных признаков, среди которых ключевыми являются стремление к взаимодействию с ровесниками и появление моделей поведения, указывающих на желание обрести независимость и личную свободу [11].
Особенность подросткового периода заключается в значительных и качественных изменениях, которые затрагивают все аспекты развития. Поведение подростков нередко противоречиво: с одной стороны, они не могут мириться с несправедливостью и неправдой, однако еще не вполне овладели этими нравственными категориями. Они удивляются неисчерпаемости научных достижений, но относятся к учебе легкомысленно.
Традиционно подростковый период рассматривается как время отчуждения от взрослых. Подростки не только стремятся выделиться из числа взрослых, отстоять свою независимость и правоту, но также ожидают от них поддержку, защиту, помощь, доверие, одобрение и оценку. Роль взрослых состоит в том, чтобы показать, насколько важно подросткам иметь возможность контролировать свою собственную жизнь и получить признание со стороны взрослых в их самостоятельности и равноправии со взрослыми людьми.
Параллельно с изменениями личности подростка возникает новое ощущение - чувство взрослости, которое является особым видом самосознания. Подросток желает, чтобы его рассматривали как взрослого, и поэтому требует равноправия в отношениях с более старшими людьми, готов даже идти на конфликты, чтобы отстоять свою позицию.
Согласно мнению Д.Б. Эльконина, развитие чувства взрослости у подростка проявляется там, где он желает подтвердить свою самостоятельность и найти свое место в мире [24]. Для подростка очень важно, признают ли его взрослыми родители, учителя и сверстники.
В процессе самоисследования и переживания нестабильности личности, подросток формирует свою «концепцию я» - систему внутренних представлений о себе, свои собственные образы. Внутренний мир открывается для подростка, который внимательно анализирует сложные переживания, связанные с новыми отношениями, а также собственные особенности и поступки. Главная цель подростка заключается в том, чтобы понять свою настоящую сущность и представить себе, кем он хотел бы стать. Образы «я», создаваемые в его сознании, выражают всю палитру его жизни.
Осознание самого себя и своих качеств приводит к формированию когнитивной компоненты «концепции я», связанной с познавательными способностями. Другие две составляющие - оценочная и поведенческая - также связаны с этой компонентой. Для подростка важно знать не только свою настоящую сущность, но и осознавать значимость своих индивидуальных особенностей.
Весомое значение в психологическом развитии подростков имеет общение с ровесниками, которое является ведущей активностью в этот период. Стремление подростка достичь удовлетворительного положения среди своих сверстников сопровождается повышенной приверженностью ценностям и нормам своей группы [5].
Подросток - это еще не полностью сформированная личность. Его идеальное «Я» существенно отличается от реального из-за высоких ожиданий и недостаточного осознания своих способностей, что ведет к неуверенности в себе [22].
У подростка существует острое желание самостоятельности и общения с ровесниками. В проявлении подростковой самостоятельности проявляется стремление освободиться от контроля и опеки взрослых и воспользоваться разнообразными увлечениями. Часто увлечения сильные и часто меняются, преимущественно не связанные с учебой. Важной деятельностью в этом возрасте становится интимное общение [25].
В подростковом возрасте эмоциональный фон становится нестабильным и неоднородным. Подростку приходится адаптироваться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме [20]. Формируется новое представление о своем физическом «Я», что сопровождается сильными эмоциональными реакциями на свою внешность.
Итак, подростковый возраст характеризуется эмоциональной незрелостью, неспособностью эффективно управлять своим поведением, адекватно оценивать собственные желания и возможности в удовлетворении потребностей, а также высокой восприимчивостью к мнению окружающих и стремлением утвердить себя и показать свою взрослость.
1.2. Этапы развития личности подростка
Важной темой в теоретической и прикладной психологии является вопрос формирования и развития личности. Теоретическими исследованиями в этой области занимались такие известные ученые, как Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович, Г. Оллпорт, Р. Кеттел и другие [13; 15].
Как только ребенок вступает в подростковый возраст, у него растет желание подражать взрослым и требовать одинакового отношения к себе. Однако, он еще не вполне соответствует критериям взрослого человека. Подросток начинает занимать более самостоятельную и равноправную позицию в человеческих отношениях. Быстрое взросление также стимулируется жизненными обстоятельствами, связанными с физическими изменениями его тела.
В подростковом периоде меняются и содержание, и роль подражания в процессе формирования личности. Подражание становится целенаправленным и удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в интеллектуальном и личностном развитии.
Одним из важных черт подросткового периода является формирование нового уровня самосознания, а именно концепции «я». В этот период подросток стремится понять себя, свои способности и особенности, а также свою сходность и отличие от других людей - свою уникальность и неповторимость.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева, Л. С. Зависимость отклоняющегося поведения несовершеннолетних от типа неблагополучной семьи/ Л.С. Алексеева. – М.: Социс, 2000. – 352 с.
2. Андреева, Т.В. Семейная психология: учеб. пособие/ Т.В. Андреева. СПб., 2007. – 266 с.
3. Баранов, А.А. Неблагополучная семья как предиктор агрессивного поведения подростка/ А.А. Баранов, З.Я. Баранова // Социальная педагогика. 2020. № 4. С. 77–78.
4. Буторин, Г. Г. Психические состояния депривационного генеза в структуре школьной дезадаптации/ Г.Г. Буторин: автореферат дис. ... доктора психологических наук : 19.00.04 / Том. гос. ун-т. - Томск, 2004. - 43 с.
5. Драгунова, Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте/ Т.В. Драгунова // Вопросы психологии. 2016.№2. С.21-26.
6. Ершова, Ю.С. Детско-родительские отношения как условие социальной адаптации ребёнка / Ю.С. Ершова: дис. соиск. уч. ст. канд. псих. наук. -Ярославль, 2007. - 175 с.
7. Казанская, В.Г. Подросток. Трудности взросления/ В.Г.Казанская. СПб: Питер, 2016. 297 с.
8. Ковалева, А. В. Проблемные семьи в современном российском обществе/ А.В. Ковалева // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2021. №4-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemnye-semi-v-sovremennom-rossiyskom-obschestve (дата обращения: 02.10.2024).
9. Корытченкова, Н. И. Влияние стилей семейных отношений на агрессивность личности ребенка/ Н.И. Корытченкова: автореферат дис. ... кандидата психологических наук : 19.00.01 / Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск, 2000. - 23 с.
10. Кулагина, И.Ю. Личность школьника от задержки психологического развития до одаренности: учебное пособие для студентов и преподавателей/ И.Ю. Кулагина. Москва: Сфера, 1999. 192 с. ISBN 5-89144-062-8.
11. Лейн, Д. Детская и подростковая психология/Д. Лейн. СПб: Сфера, 2014. 381 с.
12. Минухин, С. Технологии семейной терапии / С. Минухин, Ч. Фишман. М., 1998.
13. Олпорт, Г. Становление личности: избранные труды/ Г. Олпорт. М.: Смысл, 2012. 361 с.
14. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста: учебное пособие для вузов по напр. 050700 «Педагогика» / Ф. Райс, К. Долджин; пер. с англ. под науч. ред. проф. Е.И. Николаевой. - СПб.: Питер, 2012. 816 с. ISBN 978-5-496-01067-1.
15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб: Питер, 2000. -712 с.
16. Рыбакова, Л.А. Дети группы риска: особенности развития, психолого-педагогические технологии работы с детьми группы риска: Учебное пособие / Л.А. Рыбакова, Т.Ф. Бабынина. – Казань: Издательство «Бриг», 2015. – 200 с.
17. Сатир, В. Психотерапия семьи/ В. Сатир. СПб. : Ювента, 1999. 284 с.
18. Соколова, К. О. Психолого-педагогические особенности проявления тревожности подростков с различной самооценкой / К.О. Соколова // Культура и образование: от теории к практике. – 2015. – Т. 1, № 1. – С. 147-151. – EDN TRMALF.
19. Сорокина, И. Р. Профилактика семейного неблагополучия: учеб. пособие / И. Р. Сорокина, Л. А. Дубровина; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. – Владимир: Изд-во ВлГУ, 2020. – 100 с. – ISBN 978-5-9984-1173-1.
20. Фельдштейн, Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте/ Д.И. Фельдштейн // Вопросы психологии. 2016. № 6. С. 26-32
21. Хохлова, Е. В. Влияние социально-психологических особенностей семейного воспитания на развитие эмоциональных расстройств у детей/ Е.В. Хохлова: автореферат дис. ... кандидата психологических наук: 19.00.05 / Сам. гос. пед. ун-т. - Самара, 2006. - 24 с.
22. Хухлаева, О.В. Психология подростка/ О.В. Хухлаева. М: Академия, 2008. 160 с.
23. Шакурова, М. В. Методика и технология работы социального педагога : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 031300- Соц. педагогика / М. В. Шакурова. - 2-е изд., стер. - Москва : ACADEMIA, 2004 (ГУП Сарат. полигр. комб.). - 265 с.
24. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды/Д.Б. Эльконин. М: Академия, 2013. 462 с.
25. Golovey L.A., Danilova M.V., Danilova Y.Y. Self-conception and Relations with Significant Adults as Life Satisfaction Factors of Adolescents // Social Psychology and Society. 2017. 8 (1). P. 108-125.