Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современные государства акцентируют внимание на осуществлении социальной политики. В России одним из ключевых направлений социальной политики является предоставление социальных услуг для определённых категорий граждан. Реализация социальной политики представляет собой важный аспект общей государственной политики. Политика, направленная на удовлетворение потребностей граждан, должна занимать приоритетное место в государственной и муниципальной деятельности. Для эффективного и успешного осуществления социальной политики нужно детально отслеживать потребности населения и находить действенные решения социальных проблем. Система социального обслуживания сегодня актуальна и сталкивается с множеством вызовов. Потребности российских граждан, требования современного общества и уровень социального обслуживания в других странах должны стать основой формирования эффективной системы, способной решать актуальные проблемы и удовлетворять запросы населения.
Актуальность темы связана с широким распространением различных форм социального обслуживания в рамках государственной социальной политики. Проблемы групп населения, нуждающихся в качественном обслуживании, являются одними из наиболее острых на сегодняшний день. Программы социальной политики основываются на данных о потребностях, однако их реальное развитие происходит не всегда. Оценка состояния системы социального обслуживания поможет определить эффективность социальной политики в данной сфере и сопоставить плановые показатели с реальными результатами.
Цель курсовой работы – анализ текущего состояния и перспектив социального обслуживания в России.
Объектом изучения является система социального обслуживания в России.
Предметом исследования выступает состояние и будущее системы социального обслуживания.
Задачи курсовой работы: изучить понятие социального обслуживания; проанализировать принципы его организации; исследовать источники финансирования; провести мониторинг состояния системы; выявить особенности и перспективы её развития в стране.
1. Теоретические основы социального обслуживания
1.1 Понятие социального обслуживания
Согласно Конституции Российской Федерации, страна объявлена социальным государством, цель которого заключается в создании условий, способствующих достойной жизни и свободному развитию граждан. В Российской Федерации обеспечивается защита труда и здоровья людей, установлен минимальный гарантированный размер заработной платы, а также оказывается государственная поддержка семьям, матерям и отцам, детям, инвалидам и пожилым гражданам. Также активно развивается сеть социальных служб, вводятся государственные пенсии, пособия и другие формы социальной защиты.
Социальное обслуживание включает разнообразные меры, направленные на поддержку граждан, оказавшихся в затруднительных обстоятельствах, которые они не в состоянии преодолеть самостоятельно. Причинами таких ситуаций могут служить инвалидность, болезнь, одиночество, неспособность к самообслуживанию, сиротство или безработица. Социальные услуги, предоставляемые в рамках системы социального обслуживания, нацелены на удовлетворение потребностей людей и играют ключевую роль в социальной политике государства, обеспечивая, чтобы у граждан не было остро нехватки ресурсов, и они чувствовали себя частью общества. Социальное обслуживание включает в себя работу как государственных, так и негосударственных организаций, а также индивидуальных предпринимателей, которые предлагают разнообразные социальные услуги населению.
Социальное обслуживание отличается своей многогранностью. Оно включает разнообразные виды социальных услуг, направленных на удовлетворение потребностей граждан, возникающих в результате инвалидности, болезней, старости или других факторов.
Система социального обслуживания населения выполняет функцию корректировки механизмов самоорганизации и саморегуляции в обществе. С момента своего становления и развития, одна из ключевых задач системы социального обслуживания состоит в оптимизации работы общественных механизмов самоорганизации и саморегуляции.
Социальное обслуживание служит катализатором прогресса общества. Эффективная работа данной системы способствует увеличению «уровня нормального потребления». Это связано с тем, что снижение потребительских стандартов среди социально неблагополучных групп ведет к их адаптации к пониженным условиям жизни. Поддерживая такие категории граждан, развита система социального обслуживания помогает удовлетворить системную нужду общества в повышении общего уровня потребления.
Таким образом, система социального обслуживания населения включает в себя набор учреждений, осуществляющих различные виды социальной работы на территории Российской Федерации, и формируется в соответствии с нормативными актами, включая Конституцию РФ и Федеральный закон от 28.12.2013 №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».
1.2 Правовое регулирование социального обслуживания
Анализ международно-правовых документов всех уровней показывает, что понятие «социальные услуги» не используется, несмотря на то, что эти документы предусматривают основные социальные стандарты, уровни и виды социальной помощи. Тем не менее, можно сказать, что право на социальные услуги является самостоятельным элементом в содержании этих комплексных прав и рассматривается как право всех людей на социальное обеспечение как членов общества.
Право на социальное обслуживание является элементом социально-правового статуса граждан в сфере общественной жизни, и в частности в сфере социального обеспечения, и имеет ту же конституционную природу, что и право граждан на социальное обеспечение в целом. Это вытекает из смысла норм, регулирующих социальные права граждан в главе 2 Конституции Российской Федерации.
В результате исследования отношений по социальному обслуживанию авторы приходят к выводу, что в части видов социальных услуг, предусмотренных федеральным законодательством, граждане реализуют свое субъективное право на социальное обслуживание в рамках государственной системы социальных служб. Однако на данном этапе субъективное право на социальное обслуживание не в полной мере гарантировано государством.
Законодательство, регулирующее отношения в сфере социального обслуживания, включает в себя большое количество законов, принятых различными государственными органами, которые зачастую дублируют друг друга. Это законодательство до сих пор не систематизировано. Тот факт, что социальное обслуживание является отдельным компонентом национальной системы социальной защиты населения, требует разработки и принятия отдельного нормативного акта на уровне федерального закона.
Статья 7 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ «Об инфраструктуре социального обслуживания населения в Российской Федерации» устанавливает право граждан на получение социальных услуг.
Государство гарантирует право граждан на получение социальных услуг в основных видах государственной системы социального обслуживания, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на условиях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.
Социальное обслуживание осуществляется на основании заявления гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления или государственного учреждения.
Каждый гражданин имеет право на бесплатное получение информации в государственной системе социального обслуживания населения о возможностях, видах и порядке, установленных законодательством Российской Федерации.
Проводимые в настоящее время реформы в социальной сфере, реализация приоритетных национальных программ в области образования, здравоохранения, жилищной политики и сельского хозяйства направлены на повышение качества жизни граждан Российской Федерации. Доступ граждан к системе услуг - информационных, правовых, транспортных, культурных, образовательных, медицинских - является одним из признаков высокого качества жизни в цивилизованной стране.
Несмотря на то, что государственные, социальные и правовые нормы уделяют особое внимание системе социальных услуг, в судебной медицине она до сих пор не получила должного изучения. Существующие исследования можно разделить на две категории: в первой рассматривается право российских граждан на получение бесплатных социальных услуг, во второй - гражданско-правовые основы предоставления услуг в сфере образования, здравоохранения и культуры. Продолжающийся процесс замены социального обеспечения денежными компенсациями вызывает значительный интерес к первой группе исследований. С другой стороны, в связи с недостаточным финансированием государственных гарантий в социальной сфере, существует потребность в более глубоком изучении потенциала институтов гражданского общества в реализации социальной политики.
Социальные услуги являются неотъемлемой частью современного социального государства. Значимость этого явления послужила основанием как для выделения отдельного этапа в развитии социального государства - государства социальных услуг, так и для рассмотрения функции предоставления социальных услуг в качестве одного из аспектов социальной деятельности современного государства3.
В той или иной степени, государство всегда выполняло свою задачу по оказанию социальных услуг населению. Действительно, учитывая, что одной
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г.] // Официальный интернет–портал правовой информации. – URL: http://www.pravo.gov.ru
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.01.2006) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994 - № 32 - ст. 3301.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.12.1996 N 63-ФЗ (ред. от 23.04.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996 - № 25 - ст. 2954.
4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: федер. закон [Текст]: [принят Гос. Думой 23 октября 2002 г.: одобр. Советом Федерации 30 октября 2002 г.: ред. от 01 июля 2021 г.] // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 46. — Ст. 4532.
5. Федеральный закон "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" от 28.12.2013 N 442-ФЗ (последняя редакция). Электронный ресурс: Консультант плюс. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156558/
6. Александрова О.Н., Боголюбова О.Н., Васильева Н.Л. Психология социальной работы [Текст] / О.Н. Александрова, О.Н. Боголюбова, Н.Л. Васильева. - СПб.: Питер, 2002. - 352 с.
7. Аникеева Н.С. Социальное обслуживание населения [Текст] / Н.С. Аникеева. - Хабаровск: ДВГУПС, 2005. - 79 с.
8. Басов Н.Ф. Основы социальной работы [Текст] / Н.Ф. Басов. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 288 с.
9. Белоусов М.С. Право социального обеспечения [Текст] / М.С. Белоусов. - М.: Окей-книга, 2009. - 32 с.
10. Горбунова В.В., Дуракова А.С., Коняев В.М., Полянская Т.А., Эреджепова Р.К. ПРОБЛЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ // Фундаментальные исследования. – 2023. – № 12. – С. 20-24;
11. Гуслова М.Н. Теория и методика социальной работы [Текст] / М.Н. Гуслова. - М.: Академия, 2007. - 48 с.
12. Жуков В.И. Теория социальной работы [Текст] / В.И. Жуков. - М.: Издательство РГСУ, 2011. - 440 с.
13. Зуева Н.Л. Социальное обслуживание населения: административно-правовое регулирование [Текст] / Н.Л. Зуева. - Воронеж: Издательство ВГУ, 2013. - 216 с.
14. Карпикова И.С. Социальное обслуживание населения: направления развития и роль в их реализации субъектов социальной политики. Материалы III Всероссийского социологического конгресса [Текст] / И.С. Карпикова. - М.: Институт социологии РАН, Российское общество социологов, 2008. С. 14-16.
15. Курбатов В.И. Социальная работа. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. - 576 с.
16. Малофеев И.В. Социальные услуги в системе социального обслуживания населения [Текст] / И.В. Малофеев. - М.: Дашков и Ко, 2014. - 176 с.
17. Павленок П.Д. Методология и теория социальной работы [Текст] / П.Д. Павленок. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 267 с.
18. Платонова Н.М., Нестерова Г.Ф. Теория и методика социальной работы [Текст] / Н.М. Платонова, Г.Ф. Нестерова. - М.: Академия, 2014. - 400 с.
19. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы [Текст] / М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. - М.: Юрайт, 2014. - 455 с.
20. Ханжин Е.В. Основы социальной работы. М.: ИЦ «Академия», 2001. -144 с.
21. Холостова Е.И. Теория социальной работы [Текст] / Е.И. Холостова. - М.: Юристь, 2001. - 334 с.
22. Холостова Е.В., Кононова Л.И., Вдовина Н.М. Теория социальной работы [Текст] / Е.В. Холостова, Л.И. Кононова, Н.М. Вдовина. - М.: Юрайт, 2014. - 345 с.