Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
1 Теоретические особенности правовых режимов секретности 8
1.1 Понятие правового режима секретности, государственной тайны и полномочия государственных органов в области защиты государственной тайны 8
1.2 Понятие делопроизводства и документооборота структурными подразделениями ОВД, осуществляющие работу с секретными документами 13
2 Теоретические аспекты секретного делопроизводства при работе с секретными документами сотрудниками ОВД 18
2.1 Нормативные правовые акты, регламентирующие порядок работы с секретными документами в ОВД 18
2.2 Практические аспекты обязанностей сотрудников ОВД при получении секретной документации, работе с ней и её хранении 22
Заключение 29
Список используемых источников и литературы 33
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Согласно Федеральному закону от 4 августа 2023 года № 432-ФЗ в Закон РФ от 21 июля 1993 года № 5485-I «О государственной тайне» внесены изменения, вступившие в силу с 1 февраля 2024 года. В частности, законодательно установлен порядок принятия решения об ограничении права на выезд из России лиц, осведомленных в сведениях особой важности или совершенно секретных сведениях, введено понятие «режима секретности», который определяется как совокупность требований, правил, организационных, технических и иных мер, направленных на защиту сведений, составляющих государственную тайну. Высокая степень многозначности понятия "режим" указывает на то, что он имеет тесную связь с различными областями научного познания. Именно в области политико-правовых исследований оно наиболее эффективно. Оно помогает более глубоко и подробно исследовать состояние современного общества, его динамику и особенности изменений. Главной целью режима является обеспечение необходимого общественного, объекта (внутриобъектного), технического порядка (состояния) с помощью определенных мероприятий, методов и способов.
Режимные меры, которые сочетаются с гарантированными правами и свободами граждан в сложных политических или экономических условиях, являются адекватной формой деятельности государства, которая может быть осуществлена в современных условиях. Ситуация, когда информационные и военные угрозы усиливаются, требует принятия нормативных актов, которые будут направлены на обеспечение безопасного функционирования объектов военного и иного назначения. В качестве примера можно привести Приказ Федерального агентства по государственным резервам от 28 апреля 2022 г. № 89 , который устанавливает требования к критически важным объектам различных форм собственности и направлен на соблюдение должностными лицами и работниками организаций установленных на критически важных объектах пропускного и внутриобъектового режимов.
Документ - одно из базовых понятий документоведения. Документ функционирует как правовой акт, отражающий конкретные правоустанавливающие положения управляющего субъекта, имеет широкую сферу действия и сложную структуру. В настоящее время распорядительные документы необходимы для эффективного регулирования деятельности, с помощью которых осуществляется выполнение задач, возложенных на организацию, независимо от ее организационно-правовой формы. С помощью этих документов выполняются задачи, возложенные на организацию, независимо от ее организационно-правовой формы .
Использование распорядительных документов совершенствует организационную структуру организации, средства и методы осуществления ее основной деятельности и решает все возникающие проблемы. В состав распорядительных документов входят юридически властные распоряжения субъектов административной власти, адресованные конкретной организации, ее структурным подчиненным органам и сотрудникам. Эти положения являются юридическими документами, порождающими конкретные административно-правовые отношения.
Актуальность темы исследования. Законодательство Российской Федерации не содержит нормативного определения понятия "секретные документы". Согласно ст.2 Закона РФ от 21.07.1993 № 5485-1, носителем сведений, составляющих государственную тайну, является материальный объект, в том числе физическое поле, в котором сведения, составляющие государственную тайну, отражены в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов. К таким носителям также относятся документы. В соответствии с ст.2 Закона РФ от 21.07.1993 № 5485-1 гриф секретности является необходимым условием, указывающим на степень секретности содержащихся в носителе сведений, и проставляется на самом носителе и (или) прилагаемых к нему документах. Из этого можно сделать вывод, что гриф секретности необходим для отнесения документа к категории секретных. В соответствии со ст.8 Закона РФ от 21.07.1993 № 5485-1 степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать степени серьезности ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации в результате распространения этих сведений. Существуют три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие им знаки секретности для лиц, сообщающих эти сведения: - "особой важности", "совершенно секретно", "секретно" .
Согласно действующему законодательству, органы исполнительной и законодательной власти Российской Федерации издают такие документы, как указы, решения, приказы, постановления, распоряжения, инструкции и директивы. Именно поэтому, актуальность данной курсовой темы обуславливается недостаточной проработкой изучения основных аспектов обязанностей сотрудников при разработке секретных документов в системе делопроизводства в органах внутренних дел РФ.
Степень разработанности темы исследования в литературе. Теоретической основой исследования являются труды российских ученых по праву, такие как: Доронина Л.А., Землякова С.Н., Кузнецов И.Н., Чурилов А.Ю., Шувалова Н.Н. и другие авторы.
Целью исследования является анализ правовых режимов секретности и секретного делопроизводства.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1.раскрыть понятие правового режима секретности, государственной тайны и полномочия государственных органов в области защиты государственной тайны ;
2.дать понятие делопроизводства и документооборота структурными подразделениями ОВД, осуществляющие работу с секретными документами;
3.рассмотреть нормативные правовые акты, регламентирующие порядок работы с секретными документами в ОВД;
4.исследовать практические аспекты обязанностей сотрудников ОВД при получении секретной документации, работе с ней и её хранении.
Объект исследования составляют общественные отношения, связанные с исследованием особенностей правовых режимов секретности и секретного делопроизводства.
Предметом исследования выступает содержание норм, источников, регламентирующие правовые режимы секретности и секретного делопроизводства.
В данной курсовой работе на основе аналитического подхода будут проанализированы существующие методы регистрации входящих документов и разработаны рекомендации по их оптимизации. Исследование также будет основано на наблюдениях за процессом анализа документов в отдельных организациях. В качестве источников информации будут использованы научные статьи, книги и публикации по теме.
В следующих разделах данной курсовой работы подробно рассматриваются теоретические аспекты регистрации входящих документов, анализ текущего состояния процесса в выбранной организации, описание разработанных рекомендаций и выводы по их применению. Таким образом, курсовая работа имеет важное практическое значение и вносит вклад в совершенствование обязанностей сотрудников при разработке секретных документов в системе делопроизводства в органах внутренних дел РФ.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, системный, комплексный, нормативный.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: Конституция РФ; федеральное законодательство и иные материалы юридической практики.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, списка источников и литературы.
1 Теоретические особенности правовых режимов секретности
1.1 Понятие правового режима секретности, государственной тайны и полномочия государственных органов в области защиты государственной тайны
Безопасность - это государственная защита прав и свобод личности, материальных и духовных ценностей общества, конституционного строя государства, суверенитета и жизненно важных интересов территориальной целостности. Во все времена информационная безопасность России являлась неотъемлемой частью национальной безопасности, а законодатели всегда оперативно реагировали на возникающие проблемы в данной области.
Режим секретности - совокупность требований, правил, организационных, технических и иных мер, направленных на защиту сведений, составляющих государственную тайну .
Государственная тайна - защищаемые государством сведения, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ (ст. 2 Закона о государственной тайне):
-сведения, составляющие государственную тайну, записываются с помощью реквизитов, которые включают в себя следующие данные:
-сведения о степени секретности, которые содержатся в носителях информации, должны быть указаны с указанием соответствующего пункта в действующем на данном государственном уровне, предприятии или организации перечня сведений, которые должны быть засекречены.
-в государственном органе, организации или предприятии, которые приняли решение о засекречивании носителя;
-регистрационный номер.
-по закону о государственной тайне, сведения могут быть засекречены при условии или с учетом события, которое произойдет после того как сведения будут раскрыты.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абуладзе Д. Г. Документационное обеспечение управления. Документооборот и делопроизводство. - М.: Юрайт, 2020. - 300 с.
2. Алиев, Р. Т. Охраняемая законом тайна: понятие и разновидности / Р. Т. Алиев // Современное право. – 2022. – № 12. – С. 115-119.
3. Бакулин, М. А. Управление рисками нарушения информационной безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры / М. А. Бакулин // Системная инженерия и информационные технологии. – 2023. – Т. 5, № 5(14). – С. 78-87.
4. Банных, Г. А. Проблемы нормативно-правового регулирования обеспечения безопасности объектов критической информационной инфраструктуры / Г. А. Банных, П. В. Туктарев // Студенческий вестник. – 2024. – № 2-6(288). – С. 42-47.
5. Басаков М. И. Документационное обеспечение управления (с основами архивоведения). - М.: КноРус, 2020. - 216 с.
6. Бачило, И. Л. Информационное право : учебник для вузов / И. Л. Бачило. - 5-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 419 с.
7. Бялт В. С. Документационное обеспечение управления. Юридическая техника. - М.: Юрайт, 2020. - 104 с.
8. Велиулова, Д. Б. Правовой режим защиты и охраны персональных данных в национальных законодательствах / Д. Б. Велиулова // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. – 2023. – Т. 19, № 6. – С. 123-129.
9. Волков, Ю. В. Информационное право. Информация как правовая категория : учебное пособие для вузов / Ю. В. Волков. - 3-е изд., стер. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 109 с.
10. Вульфин, А. М. Модели и методы комплексной оценки рисков безопасности объектов критической информационной инфраструктуры на основе интеллектуального анализа данных / А. М. Вульфин // Системная инженерия и информационные технологии. – 2023. – Т. 5, № 4(13). – С. 50-76.
11. Вешкурова А. Б. Документационное обеспечение управления. Учебное пособие. - М.: Директ-Медиа, 2020. - 170 с.
12. Габидуллина, Э. В. Коммерческая тайна и её роль в борьбе государства с теневой экономикой / Э. В. Габидуллина, Я. Р. Гареева, А. З. Хабибуллина // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. – 2020. – № 4(34). – С. 131-135.
13. Добробаба, М. Б. Понятие персональных данных: проблема правовой определенности / М. Б. Добробаба // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). – 2023. – № 2(102). – С. 42-52.
14. Документоведение : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Л. А. Доронина [и др.] ; под редакцией Л. А. Дорониной. - Москва : Издательство Юрайт, 2017. - 309 с.
15. Егоров В. П. Документационное обеспечение управления негосударственных организаций в условиях цифровой экономики. Учебное пособие для вузов, 2-е изд. М.: Лань, 2023. 216 с.
16. Закон РФ от 21.07.1993 № 5485-1 (ред. от 08.08.2024) "О государственной тайне" // Собрание законодательства РФ, 13.10.1997, № 41, стр. 8220-8235
17. Землин, А. И. Риски в сфере защиты государственной тайны: понятие, индикаторы риска и риск-факторы в условиях проведения специальной военной операции / А. И. Землин, В. М. Шолохов // Вестник военного права. – 2024. – № 1. – С. 14-20.
18. Землякова, С. Н. Электронный документооборот как обязательный элемент учета / С. Н. Землякова // Инновационные научные исследования. – 2021. – № 2-2(4). – С. 43-49.
19. Зиньковский, В. В. Отдельные аспекты соблюдение режима секретности в учебных заведениях МВД России как неотъемлемая часть учебного процесса / В. В. Зиньковский // Мир науки, культуры, образования. – 2018. – № 5(72). – С. 270-272.
20. Иванова А. Ю. Русский язык в деловой документации: учебник и практикум для вузов / А. Ю. Иванова. - М.: Юрайт, 2018. - 157 с.
21. Информационное право : учебник для вузов / М. А. Федотов [и др.] ; под редакцией М. А. Федотова. - Москва : Издательство Юрайт, 2022. - 497 с.
22. Казакевич Т. А. Документационное обеспечение управления. - М.: Юрайт, 2020. - 178 с.
23. Камалова, Г. Г. Правовой режим информации ограниченного доступа: вопросы формирования понятийного аппарата / Г. Г. Камалова // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. – 2016. – Т. 26, № 4. – С. 118-125.
24. Катков, С. В. Режим секретности в оперативно-разыскной деятельности органов внутренних дел: отдельные проблемы теории и практики / С. В. Катков, Н. Г. Корнаухова // Вестник Волгоградской академии МВД России. – 2019. – № 4(51). – С. 137-146.
25. Кобылкина, Т. А. Служебное делопроизводство и режим секретности в органах исполнительной власти / Т. А. Кобылкина // Colloquium-Journal. – 2019. – № 6-8(30). – С. 63-64.
26. Корнаухова, Н. Г. Отдельные правовые аспекты совершенствования работы должностных лиц по допуску к сведениям, составляющим государственную тайну / Н. Г. Корнаухова // Юристъ-Правоведъ. – 2019. – № 3(90). – С. 192-196.
27. Корнеев И. К. Документационное обеспечение управления. - М.: Юрайт, 2020. - 385 с.
28. Кравцов, В. В. Виды и содержание юридической ответственности военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации за нарушения законодательства в области защиты государственной тайны / В. В. Кравцов // Военное право. – 2023. – № 4(80). – С. 129-137.
29. Кривошеин, Б. Н. Понятия и критерии оценки технологической независимости и безопасности объектов критической информационной инфраструктуры / Б. Н. Кривошеин, И. А. Покровский // Безопасность информационных технологий. – 2023. – Т. 30, № 4. – С. 39-60.
30. Крюченко, Е. Н. Исторические аспекты становления и развития государственной тайны, соблюдения режима секретности в международных отношениях / Е. Н. Крюченко // Вестник студенческого научного общества ГОУ ВПО "Донецкий национальный университет". – 2022. – Т. 2, № 14-1. – С. 196-200.
31. Кугушева Т. В. Документационное обеспечение управления. Учебное пособие. - М.: Феникс, 2020. - 238 с.
32. Кузнецов, И. Н. Документационное обеспечение управления. Документооборот и делопроизводство : учебник и практикум для вузов / И. Н. Кузнецов. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 545 с.
33. Ложкин, Ю. А. К вопросу о допуске лиц, оказывающих содействие оперативно-розыскным органам, к сведениям, составляющим государственную тайну / Ю. А. Ложкин // Вестник Пермского института ФСИН России. – 2023. – № 2(49). – С. 91-97.
34. Лунякин, С. В. Место и роль режима секретности в обеспечении национальной безопасности РФ / С. В. Лунякин // Наука, образование и культура. – 2024. – № 3(69). – С. 30-33.
35. Малышев, С. Я. Секрет производства (ноу-хау) и государственная тайна: вопросы теории и практики / С. Я. Малышев, Н. Н. Киселев // Евразийский юридический журнал. – 2023. – № 1(176). – С. 143-147.
36. Мальцев, М. С. Защита сети значимых объектов критической информационной инфраструктуры (КИИ) АСУТП / М. С. Мальцев // Вестник магистратуры. – 2023. – № 10-2(145). – С. 40-42.
37. Маскайкин, Н. А. Использование автоматизированных информационных ситем в органах местного самоуправления / Н. А. Маскайкин // Инновационная наука. – 2023. – № 6-1. – С. 159-161.
38. Минзянова, Д. Ф. Соблюдение режима секретности при онлайн обучении в образовательных организациях системы МВД России / Д. Ф. Минзянова // Педагогика и просвещение. – 2023. – № 2. – С. 109-116.
39. Образцы процессуальных документов. Досудебное производство : практическое пособие / Н. А. Колоколов [и др.] ; под общей редакцией В. А. Давыдова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 388 с.
40. Парсуков, В. А. Режим секретности: понятие и признаки / В. А. Парсуков, Д. С. Дони // Военно-юридический журнал. – 2024. – № 4. – С. 12-15.
41. Полякова, Т. А. Государственная тайна как институт правового обеспечения национального суверенитета и безопасности Российской Федерации / Т. А. Полякова, Г. Г. Камалова // Государство и право. – 2024. – № 7. – С. 174-183.
42. Приказ Росрезерва от 28.04.2022 № 89 "Об утверждении требований к критически важным объектам всех форм собственности, правообладателями которых являются Федеральное агентство по государственным резервам, его территориальные органы и подведомственные организации, в отношении которых Федеральное агентство по государственным резервам осуществляет координацию и регулирование деятельности, в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Зарегистрировано в Минюсте России 15.09.2022 № 70097)//СПС Консультант плюс
43. Приказ МВД России от 20 июня 2012 г. № 615 "Об утверждении Инструкции по делопроизводству в органах внутренних дел Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)// https://base.garant.ru/70693504
44. Скрыль, С. В. О возможности совершенствования процедур количественной оценки угроз несанкционированного доступа к информации объектов критической информационной инфраструктуры / С. В. Скрыль, А. А. Ицкова, Е. В. Хасин // Безопасность информационных технологий. – 2023. – Т. 30, № 4. – С. 61-73.
45. Сперанская Л.В. Государственная тайна // СПС КонсультантПлюс. 2024.
46. Страхов О. А., Алексеева Т. В. Документационное обеспечение управления. Учебник. - М.: Рипол, 2020. - 132 с.
47. Субботин, Д. А. Установление степени секретности сведений / Д. А. Субботин, И. А. Алтухов, С. А. Морозов // Теория и практика современной науки. – 2018. – № 12(42). – С. 423-427.
48. Теделури, Т. З. Важность использования режима секретности как особого вида специального административно- правового режима в современном информационномобществе / Т. З. Теделури // Аллея науки. – 2020. – Т. 1, № 1(40). – С. 445-448.
49. Третьяков, В. И. Отдельные вопросы проверки соблюдения законности в ходе осуществления прокурорского надзора за оперативно-разыскной деятельностью / В. И. Третьяков, Н. Г. Корнаухова, П. Г. Новичихин // Вестник Волгоградской академии МВД России. – 2021. – № 2(57). – С. 154-159.
50. Титова, Е. А. О значимых новеллах законодательства в сфере правового регулирования государственной тайны / Е. А. Титова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2023. – № 6. – С. 139-146.
51. Фаткулин, С. Т. Проблемы прокурорского надзора за деятельностью органов,осуществляющих оперативно-розыскную деятельность / С. Т. Фаткулин, К. Д. Гашкова // Социальное управление. – 2023. – Т. 5, № 1. – С. 4-8.
52. Федеральный закон от 04.08.2023 № 432-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"// Собрание законодательства РФ, 07.08.2023, № 32 (Часть I), ст. 6164
53. Федеральный закон от 26.07.2017 № 187-ФЗ (ред. от 10.07.2023) "О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 31.07.2017, № 31 (Часть I), ст. 4736.
54. Хмель, О. В. Сущность и отличительные черты защиты государственной тайны в административно-правовом законодательстве / О. В. Хмель // Право Донецкой Народной Республики. – 2020. – № 4(20). – С. 81-86.
55. Чиканова, Л. А. Прекращение работнику допуска к государственной тайне как основание расторжения с ним трудового договора / Л. А. Чиканова // Хозяйство и право. – 2020. – № 6(521). – С. 37-47.