Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы заключается в том, что возрастные особенности общения в юношеском возрасте является чрезвычайно важными в современном мире. Этот период в жизни человека характеризуется бурными психологическими и физиологическими изменениями, которые оказывают существенное влияние на его социальное взаимодействие.
Юность - это время, когда молодые люди активно ищут свое место в обществе, самоопределяются, экспериментируют с различными моделями поведения. Именно в этом возрасте общение со сверстниками и взрослыми приобретает особую значимость, становится источником получения важной информации, формирования ценностных ориентиров и самосознания.
Особенности общения в юношеском возрасте обусловлены рядом факторов:
1. Развитие абстрактного мышления и рефлексии позволяет молодым людям глубже анализировать социальные явления, дискутировать на сложные темы. Это расширяет круг интересов и повышает интеллектуальную составляющую коммуникации.
2. Потребность в самоутверждении и автономии приводит к конфликтам с родителями и другими авторитетными фигурами. Юноши и девушки стремятся доказать свою взрослость, что может проявляться в негативизме, критичности, демонстративности.
3. Интенсивное развитие ценностно-мотивационной сферы личности меняет содержание и цели общения. На первый план выходят темы самопознания, поиска смысла жизни, выбора профессионального и жизненного пути.
4. Формирование чувства взрослости и полоролевой идентичности влияет на особенности общения с противоположным полом - появляется интерес к интимно-личностным отношениям.
Изучение и понимание специфики коммуникативного поведения в юношеском возрасте имеет большое значение для эффективного педагогического и психологического сопровождения молодежи. Это позволит оказывать своевременную помощь в преодолении трудностей межличностного взаимодействия, предотвращать конфликты и способствовать гармоничному личностному развитию.
Объект исследования: процесс общения в подростковом и юношеском возрасте.
Предмет исследования: особенности общения в подростковом и юношеском возрасте.
Цель исследования – теоретически обосновать особенности общения в подростковом и юношеском возрасте.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Охарактеризовать теоретические основы изучения общения в юношеском возрасте.
2. Выделить основные возрастные особенности общения в юношеском возрасте
Структура работы: введение, основная часть, заключение и библиографический список (36 источников).
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
1.1.ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ОБЩЕНИЯ
Общение - это сложный процесс взаимодействия между людьми, состоящий из обмена информацией, восприятия и понимания друг друга.
Субъектами общения являются живые существа, люди. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, а человек, получающий информацию, - реципиентом.
Можно выделить несколько аспектов коммуникации:
1. Содержание
2. Цель и средства.
Содержание коммуникации - это информация, которая передается от одного живого существа к другому в отношениях между людьми.
Цель общения - отвечает на вопрос «С какой целью живое существо вступает в акт общения?».
Средства коммуникации - способы, с помощью которых информация кодируется, передается, обрабатывается и декодируется от одного живого существа к другому в процессе коммуникации. Кодирование информации - это способ передачи информации [29].
Можно выделить 5 основных функций коммуникации:
1. Прагматическая функция. Прагматическая функция.
Функция формирования и развития отражает способность общения влиять на партнеров, развивать и совершенствовать их во всех аспектах. Общаясь с другими людьми, человек усваивает общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности, формируется как личность.
2. Усиливающая функция. Общаясь с другими людьми, человек получает возможность узнать, утвердить и укрепить себя. Человек стремится быть утвержденным в своем существовании и ценности, а потому ищет поддержки в других людях. Повседневный опыт человеческого общения полон процедур, организованных на основе простейших принципов «аффирмационной терапии»: ритуалы знакомства, приветствия, называния имен, оказания различных знаков внимания. Эти процедуры направлены на поддержание «аффирмационного минимума» человека.
Функция организации и поддержания межличностных отношений заключается в установлении и поддержании достаточно устойчивых и продуктивных связей, отношений и взаимоотношений между людьми в интересах их совместной деятельности.
3. Внутриличностная функция общения реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, в зависимости от типа диалога). такое общение можно рассматривать как универсальный способ человеческого мышления. Типология общения позволяет правильно оценить его сущность, содержание и полноту проявления.
Общение может быть чрезвычайно разнообразным и иметь различные типы.
В зависимости от содержания, целей и средств общение можно разделить на несколько типов [29].
1.1. Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности).
1.2. Когнитивное (обмен знаниями)
1.3. Условная (обмен психическими или физиологическими состояниями)
1.4. Мотивационный (обмен мотивами, целями, интересами, побуждениями, потребностями)
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1.Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. М.: Аспект Пресс, 2008. 363 с. С.88.
2.Андреева, Г.М. Общение и межличностное отношение / Г.М. Андреева // Хрестоматия по психологии / под ред. Л.Я. Аверьянова. – М. : Аспект Пресс, 2003. – С. 75–109.
3.Анцупов, А. Я., Шипилов, А.И. Конфликтология: Учебник для вузов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. М.: ЮНИТИ, 2000. 551 с.
4.Ахметшина, Г. С. Личностные особенности лиц женского пола, выросших в неполных семьях / Г. С. Ахметшина // Территория инноваций. – 2018. – № 12(28). – С. 123-127.
5.Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 176 с. С.8-16.
6.Величко, В.Н. Психологические закономерности личности в юношеский период / В.Н . Величко // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. – Харьков. – 2007. – № 1. – С. 107–111.
7.Выготский, Л.С. Проблема возраста / Л.С. Выготский // Собрание сочинений : в 6 т. / Л.С. Выготский. – М. : Педагогика, 1986. – Т. 4.
8.Гиппнрейтер Ю.Б., Романова В.Я. Психология индивидуальных различий. М.: ЧеРо, 2000. 776 с. С.267.
9.Гисцев, В. И. Гендерный и телесно образный аспекты выбора мотивов оздоровления и их связь с самоповреждающим поведением в юношеском возрасте / В. И. Гисцев, Н. С. Андреев, А. Ю. Афенка, О. Ю.
10.Глухов В.П. Основы психолингвистики: Учебное пособие для студентов педвузов / В.П. Глухов. М.: ACT; Астрель, 2005. 351 с. С.141.
11.Грибунова, Н. Н. Особенности построения личностных границ в межличностных отношениях в юношеском возрасте / Н. Н. Грибунова // Психологическая студия: Сборник статей студентов, магистрантов, аспирантов, молодых исследователей кафедры прикладной психологии ВГУ имени П.М.
12.Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. – М.: "Просвещение", 1987. – 207 с. С.35-39.
13.Дружинин, В. Н. Психология общих способностей: учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры / В. Н. Дружинин. — 3-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 349 с.
14.Изард, К. Психология эмоций / К. Изард. – СПб. : Питер, 2011. – 464 с. – (Мастера психологии).
15.Карпов А. В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. 424 с.
16.Католикова, П. К. Психологические особенности развития коммуникативных и организаторских способностей в юношеском возрасте / П. К. Католикова // Психологическая студия: Сборник статей студентов, магистрантов, аспирантов, молодых исследователей кафедры прикладной психологии ВГУ имени П.М. Машерова / Под редакцией С.Л. Богомаза, В.А. Каратерзи, С.Ф. Пашковича. – Витебск: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2019. – С. 64-67.
17.Кедярова, Е.А. Взаимосвязь психологических защит и стратегий поведения в конфликте в юношеском возрасте / Е.А. Кедярова, А.А. Пчельникова // Проблемы теории и практики современной психологии : Материалы XVII Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции, Иркутск, 26–27 апреля 2018 года. – Иркутск: Иркутский государственный университет, 2018. – С. 425-429.
18.Киселева А.А., Кузьмин М.Ю., Козлов В.В. Особенности совладающего поведения // Интеграция образования. 2020. Т. 24. № 4 (101). С.641-655.
19.Князева Е. В. Коммуникативная компетентность как профессиональная ценность социального работника. Современные образовательные технологии в мировом учебно-воспитательном пространстве, 2015. № 2. С. 66-69.
20.Колокольникова З. У., Алимова Е. Р. Формирование рефлексивной деятельности будущего социального педагога. РАЕ «Международный журнал фундаментальных и прикладных исследований». № 12, 2015.
21.Кон, И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. – М. : АСТ, 2008. – 192 с.
22.Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Прогресс, 1975. 395 с. С.112.
23.Малоземов // Системная интеграция в здравоохранении. – 2020. – № 1(47). – С. 15-22.
24.Машерова / Под редакцией С.Л. Богомаза, В.А. Каратерзи, С.Ф. Пашковича. – Витебск: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2019. – С. 46-48.
25.Мещеряков В., Зинченко В. Большой психологический словарь /. СПб.: Нева, 2004. 672 с.
26.Мухина, В.С. К юбилею В.С. Мухиной: Новый взгляд на концепцию возрастной психологии и феноменологии развития личности / В.С. Мухина // Развитие личности. – 2021. – № 1-2. – С. 8-131.
27.Мясищев, В.М. Психология отношений / В.М. Мясищев ; под ред. А.А. Бодалева. – М. : Ин-т практ. психол.; Воронеж : МОДЭК, 1995. – 356 с.
28.Панов, В.И. Взаимосвязь межличностных отношений и экопсихологических типов взаимодействия / В.И. Панов, А.В. Капцов // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2012. – Т. 14. – № 2–5.
29.Психология общения // Moodle.kstu.ru URL: https://moodle.kstu.ru/pluginfile.php/437573/mod_resource/content/1/Лекция%20Психология%20общения.pdf (дата обращения: 08.10.2024).
30.Психология подростка. Учебник / Под ред. А.А. Реана. – СПб.: "праймЕврознак", 2003. – 480 с. С.266-267.
31.Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. – М.: Мир, 1994. – 320 с. С.69-75.
32.Рождественская, Н.А. Межличностное познание / Н.А. Рождественская // Психология общения : энцикл. слов. / под ред. А.А. Бодалева. – М. : Когито-Центр, 2014. – С. 185–186.
33.Серафимович, И. В. Особенности решения проблемных ситуаций и копинг-стратегии поведения в различные периоды юношеского возраста / И. В. Серафимович, А. И. Салова // Человеческий фактор: Социальный психолог. – 2021. – № 2(42). – С. 227-234.
34.Шевкун А. В. Коммуникативная компетентность как средство социальной адаптации студентов первого курса: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.01: Екатеринбург, 2007. 195 с.
35.Шистко, Л.А. Психологические особенности емпатийного взаимодействия лиц в юношеском возрасте / Л.А. Шистко, Я.Е. Рябчич, С.А. Примаченко // Науковий огляд. – 2019. – № 9(62). – С. 123-142.
36.Шкуратова, И.П. Самовыражение личности в общении / И.П. Шкуратова // Психология личности : учеб. пособие / под ред. П.Н. Ермакова, В.А. Лабунской. – М. : ЭКСМО, 2007. – С. 241–265.