Фрагмент для ознакомления
2
В настоящее время актуальны вопросы методики обучения английскому языку. Английский язык является международным языком. Учитывая современные требования к выпускникам, точнее к их межкультурной и коммуникативной компетенции, изучение основных аспектов иноязычного обучения востребовано.
Согласно федеральному государственному стандарту, в процессе изучения иностранного языка у школьников должны развиваться следующие коммуникативные навыки: чтение, аудирование, письмо и говорение. Каждое из перечисленных коммуникативных средств имеет свои особенности.
В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования (ФГОС СОО в качестве цели обучения иностранным языкам предусматривается развитие иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся в единстве таких её составляющих, как речевая, языковая, социокультурная, компенсаторная компетенции.
Грамматика занимает важное место в изучении иностранных языков, это своего рода основа, на которой формируется иноязычная коммуникативная компетентность. Изучение грамматики и правильного оформления выражения, а также распознавание грамматических форм в речи и письме происходит посредством формирования грамматических навыков.
Усвоение грамматики вызывает множество трудностей в сочетании с грамматическими терминами и правилами, а также с многочисленным количеством исключений.
Часто преподавание грамматики в школах ограничивается таблицами, изучением структур, однотипными упражнениями, при этом ученик не совсем уверен в практической пользе того, что он делает. Большое количество терминов также затрудняет изучение
Актуальны вопросы, касающиеся обучения иностранным языкам школьников. Этому свидетельствует ряд работ, следующих ученых З.Я Футерман, В.С. Мухина, Е.И. Негневицкая, Н.Д Гальскова и др.
А.А. Лобановская говорит, что «грамматика не является самоцелью – она одно из важнейший средств овладения языком, неотъемлемый компонент всех видов речевой деятельности. На всех этапах обучения иностранному языку изучение грамматики является обязательным фундаментом, без которого немыслимо понимание текста, владение живой разговорной речью» [Лобановская, 2017: 10].
В то же время приемы актуализации знаний при обучении английскому языку в старших классах недостаточно изучены. При этом актуализация знаний при обучении грамматике имеет принципиальное значение, так как программа обучения имеет концентрический характер и при изучении нового материала обучающиеся должны опираться на ранее изученный материал. Это позволяет упростить изучение новой грамматике и помогает обучающемуся систематизировать языковой материал.
Таким образом, понятно, что языковое обучение не может быть выполнено без обучения грамматике, поскольку овладение грамматикой изучаемого языка важно не только для формирования продуктивных навыков устной и письменной речи, но и для понимания речи других людей во время прослушивания и чтения (восприимчивые навыки).
Актуальность работы обусловлена противоречием между необходимостью повышения эффективности обучения грамматике и недостаточной разработанностью вопроса применения приемов актуализации знаний при обучении грамматике в старших классах школы.
Объектом исследования является процесс обучения иноязычной грамматике в старших классах.
Предметом исследования является использование приемов актуализации знания на уроках при изучении грамматики.
Цель исследования – разработать комплекс заданий с применением различных приемов актуализации знаний для обучения грамматике в старших классах школы.
Для выполнения этой цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить особенности обучения грамматики на старшем этапе обучения английскому языку;
2. Отобрать приемы актуализации знаний для целей обучения грамматике в старших классах;
3. Проанализировать УМК «Spotlight» по английскому языку для старшей школы на предмет наличия приемов актуализации знания;
4. Разработать комплекс заданий с применением различных приемов актуализации знаний для обучения грамматике в старших классах школы.
5. Методы исследования:
- теоретические – изучение, анализ, синтез психолого-педагогической, методической, учебной и периодической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические - анализ УМК по английскому языку, разработка упражнений в зависимости от цели и задач.
Практическая значимость результатов обучения определяется возможностью применения результатов работы в практике работы учителя.
Структура работы включает введение, две главы, заключение, список литературы.
Преподавание грамматической стороны речи самая обсуждаемая тема в методике обучения иностранным языкам. Тем не менее, школьники, как правило, не владеют грамматическими навыками.
В методической литературе можно найти несколько определений грамматического навыка.
Согласно определению Е. И. Пассова, «грамматический навык» - это синтезированное действие по выбору модели, подходящей для речевой задачи в данной ситуации, и правильному конструированию речевой единицы любого уровня, выполняемое по параметрам навыка и служащее одним из условий выполнения речевой деятельности [Пассов, 2007: 52].
В.М. Филатов также рассматривает грамматический навык как автоматизированное действие в составе речевой деятельности [Филатов, 2004, 92].
Методисты выделяют два вида грамматических навыков: рецептивные и продуктивные, исходя из видов речевой деятельности [Сысоев, 2013: 27].
Продуктивный грамматический навык – это способность говорящего выбрать модель, адекватную речевой задаче, и оформить её соответственно нормам данного языка.
Рецептивный грамматический навык - это автоматизированные действия по узнаванию и пониманию грамматической информации (морфологических форм и синтаксических конструкций) в письменном и устном тексте.
Как видно из приведенного выше определения, важнейшей характеристикой грамматического навыка является его автоматизация, т.е. «выполнение речевых операций на подсознательном уровне», целостность в выполнении грамматических операций, ситуативная и коммуникативная обусловленность его функционирования [Блох, 2010: 52].
Поскольку грамматика включает морфологию и синтаксис, среди грамматическими навыками различают морфологические и синтаксические речевые навыки.
Продуктивные навыки обеспечивают правильное и автоматизированное использование слов в устной речи. К ним относятся, например, умение правильно использовать личные окончания глаголов и т. д.
Синтаксические навыки отвечают за последовательное правильное и автоматическое расположение слов (порядок слов) во всех типах предложений в устной форме; т.е. навыки владения базовыми синтаксическими схемами [Блох, 2010: 54].
К рецептивным грамматическим навыкам относятся, например:
- узнавание грамматической конструкции и соотнесение её со смысловым значением;
- умение отличать одни грамматические конструкции от других, сходных по форме;
- определение структуры простого предложения и порядка слов в предложении;
- определение структуры сложного предложения, умение вычленять границы придаточного предложения и оборотов;
- установление логических, временных, причинно-следственных, сочинительных и подчинительных отношений и связей между элементами предложений [Гурвич, 1991: 344].
При обучении иностранным языкам выделяется активный и пассивный минимум материала. Активный материал предполагает изучение для использования в продуктивной разговорной деятельности, а пассивный служит только для распознавания во время чтения и прослушивания. Выбор активного грамматического материала строится с учетом принципа распространенности его использования в устной и письменной речи, а также принципа выборки; многие грамматические явления, необходимые для речи, усваиваются как отдельные словоформы. Как правило, активная грамматика изучается в начальной и средней школе, а более сложные грамматические явления, классифицируемые как пассивный минимум, изучаются в старшей школе.
Согласно документам Совета Европы, грамматическая компетентность понимается как «знание грамматических элементов языка и способность использовать их в речи». Грамматическая компетентность включает в себя проявление способности понимать и выражать определенное значение в форме фраз и предложений, построенных в соответствии с правилами рассматриваемого языка (в отличие от механического воспроизведения заученных примеров)» [Гез, 2012: 35].
Грамматическая компетентность связана со знанием грамматических приемов и способностью адекватно их использовать в речи. Полагают, что это:
а) способность понимать и выражать определенное значение, которое было сформулировано в форме выражений, построенных в соответствии с правилами рассматриваемого языка;
б) знание правил грамматики, которые преобразует лексические единицы в осмысленное выражение;
в) достаточные навыки и умения использование для обращения к грамматическим явлениям в речевой деятельности в различных ситуациях общения [Гез, 2012: 36].
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что грамматическая компетентность - это очень сложное явление, которое предполагает наличие определенных навыков, знаний и умений, кроме того, помимо умения и готовности выполнять речевую деятельность на иностранном языке
Таким образом, грамматика играет очень важную роль в формировании иноязычно коммуникативной компетенции. Овладение грамматикой необходимо для формирования устных навыков и способностей понимания письменной речи, а также речи на иностранном языке во время прослушивания и чтения.
Процесс изучения грамматической стороны речи характеризуется прохождением ряда этапов, каждый из которых имеет свою особую задачу. Этапы грамматического обучения соответствуют психологическим этапам формирования навыков.
Подготовительный этап, на котором происходит знакомство с грамматическим явлением. На этом этапе обучающиеся психологически готовятся к изучению нового явления. Для этого перед ними с самого начала ставится цель. Учитель старается заинтересовать учеников, возбудить их внимание и активность. Обязательным условием использования грамматических речевых средств является знание словарного запаса, заполняющего соответствующие шаблоны [Витлин, 2012: 56].
Кроме того, учащиеся также должны повторить грамматический материал, с которым новое грамматическое явление будет объединено или сопоставлено.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Английский язык. 10 класс: Учеб. для общеобразоват. учреждений / О.В. Афанасьева, Д. Дули, И.В. Михеева. – 2-е изд. – М.: Express Publishing; Просвещение, 2012. – 143 с.
2. Бим, И.Л. Теория и практика обучения иностранному языку в средней школе / И.Л. Бим – Москва: Просвещение, 2010 – 256 с. – Текст : непосредственный.
3. Блох, М.Я. Теоретические основы грамматики / М.Я. Блох. - М.: Высш. шк., 2000. – 145 с. – Текст : непосредственный.
4. Витлин, Ж.А. Современные проблемы обучения грамматике иноязычных языков. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе, 2012 – №5. – С. 56-58.
5. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика : учеб. пособие для студ. лингв, ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н .Д. Гальскова, Н. И. Гез. — 6-е изд., стер. — Москва : Издательский центр «Академия», 2009. — 336 с. – Текст : непосредственный. – ISBN 978-5-7695-6473-4.
6. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: учеб.пособие / Н.Д. Гальскова. – М.: АРКТИ, 2003. – 372 с. – Текст : непосредственный. - ISBN 5-89415-290-9.
7. Гез, Н.И. Формирование коммуникативной компетенции как объект зарубежной методики исследования / Н.И. Гез. - Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе, 2012 – №2 – С. 32–38.
8. Гурвич, П. Б. Грамматические умения, обусловливающие говорение на иностранном языке, и основные линии их развития: Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия. Сост. Леонтьев А.А. / П.Б. Гурвич, Ю.А. Кудряшева. – Москва :Рус. яз., 1991. – С. 343–347.– Текст : непосредственный.
9. Данелян, А. А. Принципы и приемы преподавания грамматики на старшем этапе обучения английскому языку / А.А. Данелян // Форум молодых ученых. 2020. №11 (51). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-i-priemy-prepodavaniya-grammatiki-na-starshem-etape-obucheniya-angliyskomu-yazyku (дата обращения: 30.10.2024).
10. Дроздова, Т. Ю. English Grammar. Reference & Practice. Version 2.0 / Т.Ю. Дроздова, В.Г. Маслова, А.И. Берестова. - СПб.: Антология, 2012. - 424 с. – Текст : непосредственный.
11. Зуева, Т.В. Об алогизмах и противоречиях английской грамматики и о новых подходах в ее изучении : учебник / Т.В. Зуева. – Москва: Просвещение, 2018 – 400 с. – Текст : непосредственный.
12. Копытко, В.Н. Обучение грамматической стороне иноязычной устной речи / В.Н. Копытко. – Текст : электронный // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2017. - №11-1 (77). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-grammaticheskoy-storone-inoyazychnoy-ustnoy-rechi (дата обращения: 11.12.2024).
13. Лобановская А. А. Особенности когнитивного процесса усвоения второго иностранного языка / А.А. Лобановская. – Текст : непосредственный // Филологический аспект. - 2017. - №1. - С. 9-16.
14. Лосева, С. В. Формирование грамматических навыков (продуктивных и рецептивных) у студентов при обучении иностранному языку / С.В. Лосева. – Текст : электронный // Научные труды Дальрыбвтуза. - 2010. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-grammaticheskih-navykov-produktivnyh-i-retseptivnyh-u-studentov-pri-obuchenii-inostrannomu-yazyku (дата обращения: 11.12.2024).
15. Мерзляков, С.В. Сущность иноязычной грамматической компетенциии / С.В. Мерзляков. – Текст : электронный // Пермский педагогический журнал. - 2014. - №5. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-inoyazychnoy-grammaticheskoy-kompetentsiii (дата обращения: 11.12.2024).
16. Меретукова, З.К. Полифункциональная сущность актуализации знаний учащихся / З.К. Меретукова // Известия ВГПУ. 2012. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/polifunktsionalnaya-suschnost-aktualizatsii-znaniy-uchaschihsya (дата обращения: 30.10.2024).
17. Мильруд, Р.П. Методика преподавания английского языка = English Teaching Methodology : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Иностр. яз." в обл. образования и педагогики / Р. П. Мильруд. - Москва : Дрофа, 2005 (ГУП Чехов. полигр. комб.). – 253 с.. – Текст : непосредственный. - ISBN 5-7107-8495-8.
18. Миролюбова, А.А. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе / А.А. Миролюбова, И.В, Рахманова. – М.: Норма-М, 2008. - 184 с. – Текст : непосредственный.
19. Неустроева, А.П. Мозговой штурм как метод активного обучения / А.П. Неустроева // Проблемы науки. - 2019. - № 8 (44). - С. 56-57.
20. Пассов, Е. И. Концепция коммуникативного иноязычного образования : (теория и ее реализация) : методическое пособие для русистов / Е. И. Пассов, Л. В. Кибирева, Э. Колларова. - Санкт-Петербург : Златоуст, 2007. - 199 с. – Текст : непосредственный. - ISBN 978-5-86547-409-8.
21. Плотников, Е. А. Типологическая характеристика подсистемы упражнений для формирования англоязычной рецептивной грамматической компетенции будущих учителей / Е.А. Плотников. – Текст : электронный // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2013. - №1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tipologicheskaya-harakteristika-podsistemy-uprazhneniy-dlya-formirovaniya-angloyazychnoy-retseptivnoy-grammaticheskoy (дата обращения: 11.12.2024).
22. Ртищева, Л. И. Развитие рецептивных умений как цель и средство формирования нескольких компетенций / Л. И. Ртищева. — Текст : электронный // Молодой ученый. — 2009. — № 3 (3). — С. 191-194. — URL: https://moluch.ru/archive/3/177/ (дата обращения: 11.12.2024).
23. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам : базовый курс : пособие для студентов педагогических вузов и учителей / Е. Н. Соловова. - Москва : АСТ :Астрель, 2018. - 238 с. – Текст : непосредственный. - ISBN 978-5-17-048998-5.
24. Сысоев, П.В. Интегративное обучение грамматике: исследование на материале английского языка / П.В. Сысове. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2013.- № 6 – С. 25 – 31.
25. Шатилов, С.Ф. Теоретические основы методики обучения грамматическому аспекту иноязычной речи / С.Ф, Шатилов. – Текст : непосредственный // Общая методика обучения иностранным языкам. – Москва : Русский яз, 2011. - С. 295 – 305.
26. Филатов, В.М. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе: учебное пособие для студентов педагогических колледжей / В.М. Филатов. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 416 с. – Текст : непосредственный