Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования заключается в том, что в настоящее время торговля занимает одно из лидирующих положений в российской экономике, занимая первое место по доле занятых – 18,7 % и валовой добавленной стоимости – 17,4 % и опережая по данным показателям отрасли промышленности [16].
В торговле решаются стратегически значимые социально-экономические задачи – повышение уровня жизни населения путем удовлетворения основных жизненных потребностей людей в качественных товарах и услугах по доступным ценам, увеличение числа хозяйствующих субъектов, производящих и реализующих продукцию народного потребления, способствующее формированию динамичной конкурентной среды и росту количества доступных для любых категорий экономически активного населения рабочих мест, а также реализация программы импортозамещения потребительских товаров зарубежного производства.
Задействованные в сфере торговли трудовые ресурсы не только участвуют непосредственно в процессе купли-продажи товаров, но и обеспечивают обслуживание покупателей при осуществлении подготовки товаров к реализации, их хранения и доставки. Предприятия сферы торговли, развивая инфраструктурное обеспечение, формируют условия наибольшего благоприятствования в совершенствовании и развитии своей деятельности.
Развитие и функционирование предпринимательства в торговой сфере как социально-экономический феномен идет уже на протяжении нескольких десятков лет. Тем не менее, при наличии отдельных положительных результатов оно еще находится не на должном уровне. Это заставляет более тщательно проанализировать процесс его становления и выявить причины и факторы, затрудняющие формирование этого важного сектора экономики, что позволит определить пути снижения или полного устранения их негативного влияния, выработать меры по улучшению условий предпринимательской среды и сделать в целом процесс управления развитием предпринимательства более результативным.
Также актуальность темы исследования обусловлена тем, что развитие торговли происходит в условиях нестабильной внешней среды, санкционного давления и поиска новых механизмов адаптации торгового предпринимательства в современных условиях ведения коммерческой деятельности.
Цель работы – провести комплексное статистическое исследование розничной торговли на материалах Брянской области.
Задачи работы:
– изучить теоретические аспекты статистического изучения розничной торговли;
– сформировать базу исходных данных для проведения анализа;
– изучить показатели динамики розничной торговли Брянской области;
– рассчитать прогнозные показатели развития розничной торговли.
Объект исследования – розничная торговля.
Предмет исследования – статистические показатели развития розничной торговли.
Информационная база исследования: данные Федеральной службы статистики и территориального отделения Федеральной службы статистики по Брянской области.
1 Теоретические основы статистического изучения розничной торговли
1.1 Сущность розничной торговли как отрасли экономики
Торговля является ключевым звеном современной экономики, являясь при этом и отраслью народного хозяйства, и сферой товарного обращения. По данным официальной статистики, доля внутренней торговли в ВВП составляет порядка 20%, по размеру налоговых поступлений в федеральный бюджет торговля занимает ведущее место среди основных отраслей экономики. В условиях трансформации общественного развития меняется и характер торговли, усиливается социальное значение внутренней торговли в жизни общества.
Торговые организации играют важную роль в экономике и жизни общества любой страны. При этом рост этих организаций приводит к тому, что на рынке выживают только те игроки, которые готовы предложить широкий ассортимент, относительные низкие цены и высокое качество обслуживания потребителей [3].
Кроме непосредственного оказания услуг по продаже товаров предприятия торговли должны оказывать и качественные дополнительные услуги. К таким услугам относят:
– консультирование по приобретаемым товарам, упаковка, доставка до места и т.д.,
– услуги, которые оказываются после приобретения покупателем товара. Например, установка сигнализации на автомобиль, подгонка одежды под необходимый размер и т.д.,
– услуги, сопутствующие эффективной реализации товаров. Например, высокая культура обслуживания, организация удобных подъездных путей и стоянок для автомобиле и т.д. Стоит отметить, что услуги могут оказываться как платно, так и бесплатно.
Основными целями и задачами торгового обслуживания являются:
– профессиональное консультирование покупателей в процессе выбора и покупки товара,
– организация эффективной презентации товаров, подчеркивающей их уникальное коммерческое предложение, дизайн, функциональные характеристики,
– передача необходимой технической документации, позволяющей торговым предприятиям должным образом выполнять свои функции по гарантиям качества товаров,
– предпродажная подготовка изделий с целью придания им надлежащего товарного вида,
– обеспечение полной готовности изделия к эксплуатации или потреблению в течение всего гарантийного срока,
– сбор и систематизация информации о том, как эксплуатируется или потребляется продукция, а также подробный учет рекламаций со стороны покупателей,
– организация послепродажного сервиса и предоставление коммерческих гарантий покупателям товаров,
– знание нужд и потребностей клиентов и максимальное их удовлетворение,
– организация оптимальной выкладки товаров с учетом максимальных удобств для покупателей в процессе отбора товаров; обеспечение надлежащего качества оформления покупки, включая скорость обслуживания, профессиональную грамотность [11].
Составляющие экономического механизма торговой организации необходимо соотносить с производственным циклом торговой организации (рисунок 1).
Рисунок 1 – Производственный цикл торгового предприятия
Подробное рассмотрение рисунка 1 позволяет нам сделать вывод, что торговой организации может грозить нарушение ее экономической безопасности на каждом этапе производственного цикла. Кроме того, на каждом из данных этапов будут разниться и составляющие экономической безопасности.
На каком-то этапе будут иметься все виды основных составляющих экономической безопасности, а на каком-то только отдельные из них. Таким образом, необходим резюмировать, что в целом для торговых организаций подтверждается наличие всех основных составляющих экономической безопасности, свойственных для любого хозяйствующего субъекта. Однако, рассматривать их без соотнесения с конкретной отраслью экономики, в рамках которой организация осуществляет свой основной вид деятельности, невозможно. Для торговой организации в этом случае необходимо учитывать специфику ее производственного цикла.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Александров, Ю. Л. Эволюция торговли: учебное пособие. / Ю. Л. Александров, М. В. Крылова, О. Т. Сартене. – Красноярск: Сибирский федеральный университет (СФУ), 2023. – 372 с.
2. Алексеева, Н. И. Формирование комплекса услуг предприятий розничной торговли / Н. И. Алексеева // Стратегия предприятия в контексте повышения его конкурентоспособности. – 2023. – № 12. – С. 206-212.
3. Годин, А. М. Статистика : учебник / А.М. Годин. – 11-е изд., перераб. И испр. – М.: Дашков и К°, 2022. – 412 с.
4. Гутникова, О. Н. Основы организации торговли: учебник / О. Н. Гутникова. – 2-е изд. – М.: Дашков и К°, 2023. – 256 с.
5. Дашков, Л. П. Коммерция и технология торговли: учебник / Л. П. Дашков, В. К. Памбухчиянц, О. В. Памбухчиянц. – 13-е изд. – М. : Дашков и К°, 2022. – 348 с.
6. Долгова, В. Н. Теория статистики : учебник и практикум для вузов / В. Н. Долгова, Т. Ю. Медведева. – 2-е изд., перераб. И доп. – М. : Юрайт, 2023 – 278 с.
7. Долгова, В. Н. Социально-экономическая статистика : учебник и практикум для вузов / В. Н. Долгова, Т. Ю. Медведева. – Электрон. текст. Дан. – 2-е изд., перераб. И доп. – М. : Юрайт, 2024. – 295с.
8. Дудин, М. Н. Теория статистики : учебник и практикум для вузов / М. Н. Дудин, Н. В. Лясников, М. Л. Лезина. – М. : Юрайт, 2023 – 148 с.
9. Жулидов, С. И. Организация торговли: учебник / С.И. Жулидов. – М.: ФОРУМ, 2023. – 350 с.
10. Иванов, Ю. Н. Экономическая статистика : учебник / Ю.Н. Иванов. – 5, перераб. И доп. – М. : ИНФРА-М, 2024. – 584 с.
11. Краснова, С. А. Математический анализ для экономистов в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для вузов / С. А. Краснова, В. А. Уткин. – М.: : Издательство Юрайт, 2023 – 298 с.
12. Мелкумов, Я. С. Социально-экономическая статистика: учеб. пособие для вузов / Я. С. Мелкумов. – М. : ИНФРА-М, 2023. – 186с.
13. Мухина, И. А. Социально-экономическая статистика : учебное пособие / И. А. Мухина. – 4-е изд., стер. – Москва : ФЛИНТА, 2022. – 116 с.
14. Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы статистики по Брянской области. Электронный ресурс. URL: https://32.rosstat.gov.ru/folder/162257 (дата обращения: 03.02.2025).
15. Теория статистики с элементами эконометрики в 2 ч. Часть 1 : учебник для вузов / В. В. Ковалев [и др.] ; ответственный редактор В. В. Ковалев. – М. : Издательство Юрайт, 2023 – 333 с.
16. Торговля в России. 2023: Стат. Сб. / Росстат. М., 2023. 230 с. URL: https://rosstat.gov.ru/ storage/mediabank/Torgov_2023.pdf (дата обращения: 03.02.2025).
17. k2Тех: прогнозы развития розничной торговли в России до 2030 года. URL: https://www.novostiitkanala.ru/news/detail.php?ID=179493 (дата обращения: 03.02.2025).