Фрагмент для ознакомления
2
В дошкольном возрасте одним из важных показателей развития ребенка является совершенство его речи. Речь выступает определяющим фактором и связующим звеном в познании ребенком окружающего мира и способности к обучению. Именно поэтому от качества речи ребенка напрямую зависит от учебные достижения
Речь охватывает несколько аспектов, одним из которых является произношение или произносительная сторона речи. Произносительная сторона речи определяется такими показателями как речевое дыхание, голосовые функции и просодика, звукопроизношение. Все эти умения формируются у ребенка в дошкольном возрасте на основе подражания речи взрослых. При этом чем старше становится ребёнок, тем увереннее он произносит слова и способен самостоятельно контролировать свою речь.
Самоконтроль над произношением понимается как способность ребёнка самостоятельно выявлять ошибки произношения и уметь их предотвращать. К концу дошкольного возраста у большинства детей формируется самоконтроль за собственным произношением и способность к правильному воспроизведению и восприятию звуков.
Недоразвитие навыков самоконтроля за произношением у детей дошкольного возраста определяется неспособностью ребёнка к правильному звукопроизношению.
В настоящее время в логопедической практике существует достаточное большое число речевых нарушений, связанных с произносительной стороной речи. Одной из специфичных и сложно корригируемых речевых нарушений является дизартрия (Е. Ф. Архипова, Е. И. Винарская, Т. Б. Филичева).
Дизартрия представляется сложным симптомокомплексом, среди которых ведущий дефект определяется недостатками произносительной стороны речи.
Сегодня детей с признаками дизартрического компонента становится все больше. При этом дизартрия выступает как сопутствующее заболевание при общем недоразвитии речи.
Речь детей с дизартрией мало понятна, наблюдаются значительные смешения или замена звуков, страдают основные голосовые характеристики речи (тембр, модуляция, ритм), речевое дыхание.
В связи с этим у детей с дизартрией выявляется несформированность самоконтроля за произношением, так как дошкольники не способны к самостоятельному правильному звукопроизношению.
Решение проблемы формирования самоконтроля за произношением у детей с псевдобульбарной дизартрии у детей связано со сложностью коррекционной работы, которая имеет комплексный характер и требует продолжительного времени коррекционного воздействия. Данная курсовая работа будет направленна на решение вопросов формирования самоконтроля за произношением у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией.
Объект исследования – особенности произношения у детей с псевдобульбарной дизартрией.
Предмет исследования – содержание работы по формированию самоконтроля за произношением у детей с псевдобульбарной дизартрией.
Цель исследования – на основе изучения методической литературы и анализа результатов констатирующего эксперимента разработать содержание логопедической работы по формированию самоконтроля за произношением у детей с псевдобульбарной дизартрией.
Задачи исследования:
1. Определить закономерности становления произносительной стороны речи и самоконтроля за произношением у детей с нормальным речевым развитием, дать психолого-педагогическую характеристику детей с псевдобульбарной дизартрией, на основе изучения теоретических источников рассмотреть методы формирования самоконтроля за произношением у детей с псевдобульбарной дизартрией.
2. Провести констатирующий эксперимент и проанализировать полученные результаты обследования детей с псевдобульбарной дизартрией.
3. Определить содержание логопедической работы по формированию самоконтроля за произношением у детей с псевдобульбарной дизартрией.
Реализация цели и задач исследования осуществлялись с помощью следующих методов:
- теоретические – синтез, анализ, сравнение литературы по теме исследования;
- эмпирические – диагностика, наблюдение, педагогический эксперимент (констатирующий этап), качественная и количественная оценка результатов.
Структура курсовой работы: курсовая состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радость» комбинированного вида структурное подразделение №203.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМОКОНТРОЛЯ ЗА ПРОИЗНОШЕНИЕМ У ДЕТЕЙ С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ
1.1 Онтогенез произносительной речи и самоконтроля за произношением у детей
Онтогенетическое развитие произносительной стороны речи является одним из первых в ходе роста и развития ребенка. Именно первый крик становится первым жизненным навыков ребенка.
Исследование произносительной стороны речи занимались многочисленные физиологи, логопеды, педагогами, нейропсихологи.
Одними из первых и основополагающих исследователей произношения в детском возрасте являлись В. И. Бельтюков, Н. И. Жинкин, А. Р. Лурия.
Дальнейшие исследования в области особенностей произносительной речи у нормотипичных дошкольников и дошкольников, имеющих различные речевые патологии рассмотрены в работах Е. Ф. Архиповой, Е.Н. Винарской, А. Н. Гвоздева, Т. Б. Филичевой, М. Ф. Фомичева, Л.С. Цветковой и др.
Понятие «произносительная сторона речи» охватывает процесс фонетического оформления речи и задействованных в нем речевых навыков.
Произносительная сторона речи включает в себя три аспекта:
- звукопроизношение;
- речевое дыхание;
- голосовые функции и просодика.
Все перечисленные нами звенья произносительной стороны речи взаимодополняют друг друга и совершенствуются в течение всего дошкольного и школьного возраста.
Ребёнок в процессе речи способен усваивать правильное и неправильное произношение и тем самым контролировать его.
Самоконтроль за произношением определяется как свойство личности человека, заключающееся в умении регулировать свою деятельность, проверять собственные действия, замечать недостатки и ошибки в своем произношении, критически их анализировать, находить пути исправления. Формирование процесса самоконтроля осуществляется под действием развития не только звукопроизношения, но и различных анализаторов, отвечающих за процесс порождения речи. Поэтому для того чтобы определить закономерности формирования самоконтроля за произношением в дошкольном возрасте необходимо рассмотреть особенности формирования произносительной стороны речи.
Звукоизоляционная сторона речи чаще всего формируется в дошкольном возрасте. Авторы, затронувшие эту проблему, Е.Н. Российская и Л.А. Гаранина считают, что звукопроизводящая сторона речи делится на две составляющие: фонематическую систему, включающую звуко-буквенную систему русского языка и просодическую сторону речи. В то же время - включает интонацию, темп, интонацию речи. Кроме того, просодика также включает сложный комплекс элементов, охватывающий ритм, логический акцент, который служит на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, выражения и эмоций, в которых слышится настроение, состояние человека и его действительное эмоциональное сообщение [23].
Онтогенетические особенности развития фонетических процессов. Фонематический слух у детей начинает формироваться очень рано. В первые недели жизни, услышав звук человеческого голоса, малыш перестает сосать грудь матери, перестает плакать, когда начинаешь с ним разговаривать.
Речевой слух – это общая деятельность фонематического и фонетического слуха, которая не только осуществляет прием и оценку речи других людей, но и контролирует собственную речь. Слушание речи – это толчок к формированию произношения.
С момента рождения и в первые месяца жизни младенец способен воспроизводить лишь гласноподобные звуки с характерным носовые оттенком (э, ай) [3].
Важное значение про произношении отводится дыханию. У детей наблюдается поверхностное дыхание, так как трахеи и бронхи ещё не достаточно созрели.
Дети раннего возраста имеют приглушенный голос, связанный с тем, что размер гортани у них в два раза меньше гортани взрослого. Голос ребёнка отличается звонкостью, но имеет небольшой диапазон и силу.
Детям раннего возраста характерно три вида крика: болевой, голодный и крик на лишение. В момент крика, произносимые ребёнком низкие звуки, становятся плотнее и громче, в высокие- сжимаются. Напряжение передается и на артикуляционный аппарат, в частности, определяется напряжение нижней челюсти [31].
В более поздний период, примерно с 6 месяцев, ребенок начинает воспринимать речь на уровне слогов.
Уже в 1 год ребенок способен произносить первые слова. В этот момент у него формируется фонематический слух. Это способность воспринимать звуки из поступающей звуки и соотносить его с определенным звуком.
По мнению Л. С. Выготского, фонематический слух позволяет ребенку выделять нужный звук в слове, различать слова, имеющие сходство по звучанию [3].
После двух лет фонематическая система совершенствуется, так как ребенок уже способен говорить достаточно большое число слов. При этом дети могут не только воспринимать звуки в словах, произносимых взрослыми, но и отличать слова, имеющие различия в одной фонеме, например, мишка- миска.
В этом возрасте у дошкольников начинает формироваться фонематическое восприятие – способность различать звук в потоке речи и осуществлять звуковой анализ.
В трёхлетнем возрасте у большинства детей можно заметить близкую к совершенству речь. Дошкольники уже говорят предложениями, способны различать и воспроизводить интонацию.
При этом у детей в 3 года все ещё слабое поверхностное дыхание. Наблюдается недостаточная сила голоса ввиду того, что голосовой аппарат у детей ещё не развит полностью и произносимые ими звуки краткие.
Овладение речевыми звуками происходит в определенном порядке: сначала губные, затем взрывные, щелевые за ними, а затем аффрикаты. Самые последние формируются соноры [4]. Большинство звуков формируются не сразу в правильной форме, а постепенно, через промежуточные [8].
Главным недостатком большинства детей 3-5 лет является неспособность к правильному произношению шипящих и сонорных звуков. Зачастую данная проблема определяется недостатками артикуляционного аппарата. Многие дети в 3 года не способны к быстрому переключению со звука -р- к звуку-л-. Также наблюдается сложность с шипящими – ж, ш, щ, часто дети заменяют их на более простой – звук -с-. Наблюдается также проблема с оглашение звуком, так как детям в этом возрасте сложно воспроизводить заднеязычные звуки -к-, -д-. Эти результаты были получены в исследованиях А. Н. Гвоздева, который показал, что звукопроизношение зависит от простоты-сложности артикуляционной структуры звука. У дошкольников зачастую наблюдается слабая подвижность языка, тремор губ, что является серьезной предпосылкой к неправильному звукопроизношению [8].
Фрагмент для ознакомления
3
Архипова, Е.Ф. Коррекционно–логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е. Ф. Архипова. – М.: ACT : Астрель, 2008. – 254 с.
Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей / Е.Ф. Архипова. – М.: Астрель, 2007. – 250 с.
Бельтюков, В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи / В.И. Бельтюков – М.: Педагогика, 1977. – 176 с.
Белякова, Л.И. Логопедия. Дизартрия / Л.И. Белякова, Н. Н. Волоскова. – М. : Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2009. – 287 с.
Бородич, A.M. Методика развития речи детей дошкольного возраста / А.М. Бородич. – М.: Просвещение, 2014. – 189 с.
Винарская, Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: периодика раннего развития / Е.Н. Винарская. – М.: Просвещение, 1987. – 425с.
Голубева, Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников Методическое пособие / Г. Г. Голубева. - СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2000. – 147 с.
Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. – М. : Просвещение, 1973. – 320 с.
Карелина, И.Б. Дифференциальная диагностика стертых форм дизартрии и сложной дислалии / И.Б. Карелина // Дефектология. – 1996. – №5. – С.10-13.
Каше, Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников / Г.А. Каше. – М. : Просвещение, 1991. – 230с.
Ланина, Е.М. Логопедическая диагностика и коррекция дизартрии у детей: учебное пособие / Е.М. Ланина, М.Л. Симкин / Кемеровский государственный университет. – Кемерово, 2013. – 164 с.
Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Левина. – М. : Учпедгиз, 1978. –180 с.
Логопедия : учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М. : ВЛАДОС, 1998. – 680 с.
Лопатина, Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста / Л.В. Лопатина. – СПб : Союз, 2008. – 346 с.
Лопатина, Л.В. Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей: Сб. методических рекомендаций / Л.В. Лопатина. – СПб. М.: САГА : ФОРУМ, 2006. – 272 с
Лопатина, Л.В. Дифференциальная диагностика стертой дизартрии и функциональных расстройств звукопроизношения / Л.В. Лопатина // Материалы конференции "Реабилитация пациентов с расстройствами речи. – Спб., 2000. – С 177-182.
Мастюкова, Е.М. Специальная педагогика. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. Ранний и дошкольный возраст / под ред. А. Г. Московкиной. – М. : Классик Стиль, 2003. – 320 с.
Миронова, С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях / С.А. Миронова. – М. : Просвещение, 1991. – 254 с.
Нейман, Л.В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В.И. Селиверстова. – М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 233 с.
Нищева, Н. В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) / Н. В. Нищева. – СПб : Детство–пресс, 2007. – 342 с.
Нищева, Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР / Н. В. Нищева. – СПб. : ДЕТСТВО–ПРЕСС 2007. – 704 с.
Рау, Ф.Ф. Приемы исправления недостатков произношения фонем [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://studopedia.nstu.xyz/8- 22879.html. – Дата обращения 02.11.2024.
Российская, Е.Н. Произносительная сторона речи: Практический курс. / Е.Н. Российская, Л.А. Гаранина. – М.: АРКТИ, 2003. – 104 с.
Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/1275481/. – Дата обращения 03.11.2024.
Чиркина, Г.В. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Г. В. Чиркина. – М. : Владос, 2003. – 329 с.
Филичева, Т. Б. Нарушения речи у детей: пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М.: Профессиональное образование, 1993. – 232с.