Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕЕ
Актуальность. Тренировки по легкой атлетике представляют собой самый распространенный, доступный и массовый вид физической активности благодаря разнообразию её направлений и широкому выбору упражнений, которые можно выполнять в любое время года и практически в любом месте.
Лёгкая атлетика — это популярный вид спорта, который способствует всестороннему и гармоничному физическому развитию человека, так как охватывает естественные и жизненно важные движения (прыжки, бег, метания, ходьбу). Систематические тренировки по легкой атлетике способствуют развитию скорости, силы, выносливости и других навыков, нужных в повседневной жизни.
Практически любая физическая активность нуждается в выносливости. Выносливость — это физическая характеристика, которая проявляется в успехах в спорте при выполнении определённых видов упражнений (например, бег на средние и длинные дистанции и др.). Она помогает более эффективно осуществлять тактические действия, поддерживает перенос многократных кратковременных интенсивных нагрузок и способствует быстрому восстановлению после выполненной активности (прыжки, метания, спринтерский бег и прочее).
Выносливость важна для спортсменов: во-первых, на соревнованиях, во-вторых, для выполнения значительных объёмов тренировочной нагрузки, для быстрого восстановления, а также для предотвращения усталости во время длительных разминок и ожидания между стартами. Также высокий уровень общей выносливости считается одним из основных показателей отличного здоровья спортсмена.
В циклических спортивных видах выносливость считается ключевым физическим качеством, способствующим достижению высоких спортивных результатов.
Многие исследователи изучали развитие выносливости: В. М. Зациорский (2009), Л. П. Матвеев (2008) и другие.
Таким образом, исходя из изложенного выше, мы считаем актуальным провести специализированное исследование, посвящённое подбору активных игр, направленных на развитие выносливости у легкоатлетов.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс легкоатлетов, занимающихся легкой атлетикой.
Предмет исследования: подвижные игры, направленные на развитие выносливости у детей, занимающихся легкой атлетикой.
Гипотеза: предполагается, что предложенные подвижные игры и их использование позволят повысить уровень развития выносливости и результативность соревновательной деятельности, если будут проведены следующие мероприятия:
1) проанализированы литературные источники по проблеме исследования;
2) подобраны подвижные игры для развития выносливости у легкоатлетов;
3) экспериментально проверена эффективность подобранных подвижных игр, направленных на развитие выносливости у легкоатлетов.
Научная новизна – нами были предложены подвижные игры, направленные на развитие выносливости у легкоатлетов 9–11 лет.
Положения, выносимые на защиту:
1) подвижные игры, направленные на развитие выносливости у легкоатлетов;
2) результаты педагогического эксперимента, которые подтвердили эффективность использования подвижных игр для развития выносливости у легкоатлетов.
ГЛАВА 1. ОБЗОР НАУЧНОЙ ЛИТРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНЯ
1. 1. Выносливость как один из видов двигательных способностей легкоатлетов
Физические упражнения и нагрузки, встречающиеся как в спорте, так и в профессиональной деятельности повседневной жизни, существенно зависят от уровня физической подготовленности человека. Особенно значимым является показатель выносливости организма – способность поддерживать гомеостаз (устойчивое внутреннее равновесие) при длительных нагрузках [5].
Я. М. Коц определяет выносливость в спортивной физиологии как способность длительное время выполнять преимущественно аэробную мышечную работу, что отличается от анаэробных нагрузок по продолжительности и механизмам энергообеспечения.
В. И. Лях (2003) указывает на индивидуальный характер развития двигательных умений у каждого человека, где ключевую роль играют врожденные предпосылки:
- анатомические особенности нервной системы и мозга: строение коры головного мозга, функциональная активность его отделов;
- физиологические параметры организма – состояние дыхательной и сердечно-сосудистой систем (например, максимальное потребление кислорода);
- метаболические процессы на клеточном уровне: реакции окисления, гормональные регуляции, энергетика мышечных сокращений;
- телесные характеристики – антропометрия (рост, вес, соотношение жировой и мышечной массы);
- генетические факторы на уровне ДНК.
Ж. К. Холодов и В. С. Кузнецов акцентируют внимание на влиянии психодинамических задатков: особенностей психики (темперамента, характера), регуляции эмоциональных состояний в процессе развития двигательных умений.
Я. М. Коц подчеркивает независимость различных видов выносливости – силовой, скоростной и координационной; высокий уровень одной из них не обязательно сопряжен с таковым у других.
В научных источниках рассматривается многофакторная природа выносливости:
- биоэнергетические механизмы;
- психологические аспекты личности и психики спортсмена;
- оптимизация метаболических процессов (биохимия);
- функциональная адаптация организма к нагрузкам;
- генетическая предрасположенность (генотип);
- устойчивость систем организма к стрессам;
- воздействие внешней среды.
Эти факторы в совокупности определяют уровень и специфику выносливости атлета [11, 15, 32, 34].
Ключевым фактором поддержания физической стабильности спортсмена является состояние мышечной системы. Это определяется не только химическими процессами в мышцах, но и специфическим строением волокон, что включает их биохимические особенности.
Мышечная ткань классифицируется на два основных типа: типы I (медленные) и II (быстрые). Вторая группа делится на две подкатегории: IIa — окислительно-гликолитические волокна, и IIb — гликолизные. Волокна первого типа обладают особым преимуществом для длительных упражнений благодаря способности эффективно работать при низкой частоте сокращений за счёт аэробного метаболизма энергии, что делает их незаменимыми в тренировках на выносливость [14].
В научной литературе предложена следующая интерпреция понятия физической выносливости: это способность организма поддерживать заданную интенсивность физической активности за счет оптимизации работы сердечно-сосудистой, дыхательной систем и общего мышечного аппарата, а не за счет локального усиления отдельных групп мышц. Так, чтобы преодолеть милю менее чем за четыре минуты, спортсмену не требуется повышать свою силу – скорее всего, он уже обладает достаточной скоростью, но именно выносливость позволяет ему удерживать эту скорость на протяжении определенного расстояния [16].
Рассмотрим разные подходы к пониманию выносливости, представленные экспертным сообществом:
- Исследователи, в том числе Л. П. Матвеев и В. И. Лях (2003), выделяют выносливость как способность человека длительное время сохранять оптимальный уровень физической активации, не снижая её результативности.
- Б. Ашмарин определяет выносливость как комплексное взаимодействие психофизиологических и биоэнергетических процессов, поддерживающих организм в состоянии противостояния утомлению при физических нагрузках.
- А. В. Беляев и М. В. Савин акцентируют внимание на ключевой роли аэробных возможностей организма как фундамента общей выносливости, подчеркивая, что основной показатель аэробной эффективности — максимальный объём потребляемого кислорода (МПК), а повышение выносливости связано с улучшением работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
- Е. А. Малков рассматривает выносливость как способность организма сопротивляться утомлению в процессе длительных физических нагрузок.
- Ж. К. Холодов и В. С. Кузнецов подчёркивают, что выносливость — это способность мышечной системы противостоять усталости в ходе физической работы.
Особое внимание заслуживает феномен усталости — это субъективное восприятие признаков утомления, которое может возникать не только из-за физического износа, но и из-за однообразия выполняемых действий. В спортивной подготовке важно не только физическое развитие, но и формирование у спортсменов позитивного отношения к усталости, а также обучение методам психологической борьбы с утомлением [23].
Усталость — это временное снижение возможностей выполнения задач, которое возникает из-за физических или интеллектуальных нагрузок [22].
Профессор Юлий Фёдорович Курамшин рассматривал утомляемость не только как следствие физических нагрузок, но прежде всего – как результат глубокого психоэмоционального напряжения и внутренних переживаний. В спортивной деятельности уровень выносливости тесно коррелирует с проявлениями усталости организма.
Процесс формирования усталости включает две фазы:
первая стадия – это компенсированная усталость, когда, несмотря на возрастающие трудности, индивид некоторое время может поддерживать прежний уровень активности благодаря усилению воли и частичному изменению движений;
вторая стадия – декомпенсированный усталостный синдром, при котором человек не может поддерживать нужный уровень нагрузки, несмотря на свои старания. Если продолжать работу на данном этапе, рано или поздно произойдет полный отказ от её выполнения [15].
Оценим методы определения и характеристики выносливости.
Выносливость может быть рассмотрена с различных позиций: физиологической и медицинской, образовательной и психологической. Независимо от типа анализа, выносливость остаётся сложным функциональным качеством, которое определяется рядом факторов [5].
Г. Н. Германов, И. Сабирова и Е. Г. Цуканова в своих работах акцентировала: «С точки зрения практики подготовки спортсменов обоснованным является подход, рассматривающий выносливость в педагогическом контексте. Такой метод позволяет выделить универсальные и характерные черты её проявлений, что дает возможность дифференцировать выносливость на общую и специальную [10, 22].
Выносливость человека, обобщённо говоря, представляет собой способность длительное время эффективно выполнять физические упражнения средней сложности, задействующие широкий спектр мышц. Это ключевой компонент физической формы, напрямую влияющий на качество жизни, так как повышает общее здоровье организма и служит фундаментом для развития специализированной выносливости. Общая выносливость формируется за счёт совершенствования множества адаптаций, связанных с различными видами специализированной выносливости, и определяется способностями внутренних систем, в особенности сердечно-сосудистой и дыхательной. Именно поэтому данное понятие часто ассоциируют с аэробной выносливостью [17].
Л.П. Матвеев определяет общую выносливость как способность организма долго поддерживать работу всех основных мышечных групп, полагаясь на процессы аэробного обмена веществ. Это качество представляет собой совокупность универсальных функциональных характеристик тела, обеспечивающих адаптацию к разнообразным видам физической активности, создавая таким образом универсальную базу для выносливости в различных занятиях [4].
Общую выносливость нередко связывают с умением человека длительное время преодолевать расстояния при беге и заниматься интенсивными упражнениями, где доминирующим является аэробное энергоснабжение. По сути, общая выносливость — это фундаментальный принцип физической подготовки, который определяет способность организма адаптироваться к разнообразным видам нагрузок и служит основой для развития специализированной (специфической) выносливости. Регулярные занятия спортом приводят к повышению общего уровня выносливости, который выступает в качестве первичного элемента, обеспечивающего формирование всех остальных её видов и проявлений [22].
Высокий уровень аэробной выносливости является мощным стартовым условием для развития специальной (специфической) выносливости, которая представляет собой способность организма оказывать длительное сопротивление утомлению в рамках интенсивных и специфических физических упражнений [26].
Особенностью этой характеристики выступает её проявление при максимальном задействовании функциональных возможностей тела, что критически важно для достижения спортивных успехов.
Специальная выносливость формируется через целенаправленные тренировки с использованием упражнений, специфических для каждого вида спорта и направленных на оптимизацию работы организма именно в этих условиях максимальной нагрузки [22].
Разноплановая выносливость (силовая, скоростная или координационная) характеризуется высокой степенью самостоятельности. Так, атлет может демонстрировать отличную силовую стойкость в силовых видах спорта при недостатке устойчивости к длительным усилиям и сложным динамическим упражнениям - например, выдающимся плаванием не сопутствует автоматическое улучшение выносливости при занятиях гимнастикой.
Тем не менее, аэробные способности организма обладают универсальностью: их развитие (скажем, в беге) положительно сказывается на общих физических возможностях и других видах деятельности, включая ходьбу или длительные прогулки [17].
1.2. Средства и методы развития выносливости в легкой атлетике.
Для повышения аэробной выносливости используются различные тренировки, задействующие в основном все или большинство групп мышц опорно-двигательного аппарата.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ашмарин, Б. А. Теория и методика физического воспитания: учебник для студентов факультета физической культуры пед. институтов / Б. А. Ашмарин. – М.: Просвещение, 1990. – 287 с.
2. Безруких, М. М. Возрастная физиология: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер. – М.: Академия, 2002. – 416 с.
3. Беляев, А. В. Волейбол: Учеб. для высш. учеб. зав. физ. культ. / А. В. Беляева, М. В. Савин. – М.: «Физкультура, образование, наука», 2000. – 368с.
4. Волков, Л. В. Теория и методика детского и юношеского спорта: учебник для высш. учеб. зав. / Л. В. Волков. – К.: Олимпийская литература, 2002. – 295 с.
5. Германов, Г. Н. Классификационный подход и теоретическое представление специального, общего в проявлении выносливости: / Г. Н. Германов, И. А. Сабирова., Е. Г. Цуканов // Научно-теоретический журнал Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2014. – № 2. С. 50–52.
6. Гуревич, И. А. 300 соревновательно - игровых заданий по физическому воспитанию: практ. пособие. / И. А. Гуревич. – Минск.: Высшая школа, 1992. – 319 с.
7. Железняк, Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. зав. / Ю. Д. Железняк, П. К. Петров. – М.: Академия, 2002. – 264 с.
8. Жилкин, А. И. Легкая атлетика: учеб. для высш. учеб. зав. физ. культ. / А. И. Жилкин, В. С. Кузьмин, Е. В. Сидорчук. – М.: Академия, 2009. – 464 с.
9. Жуков, М. Н. Подвижные игры: учеб. для студ. пед. вузов. / М. Н. Жуков. – М.: Академия, 2000. – 160 с.
10. Зациорский, В. М. Физические качества спортсмена. Основы теории и методики воспитания / В. М. Зациорский. – М.: Советский спорт, 2009. – 200 с.
11. Земцова, И. И. Спортивная физиология: учебн. пособие для высш. учеб. зав. / И. И. Земцова. – К.: Олимпийская литература, 2010. – 219 с.
12. Ивочкин, В. В. Легкая атлетика: бег на средние и длинные дистанции, спортивная ходьба: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / В. В. Ивочкин, Ю. Г. Травин, Г. Н. Королев, Т. Н. Семаева. – М.: Советский спорт, 2004. – 108 с.
13. Коротков, И. М. Подвижные игры во дворе. / И. М. Коротков. – М.: Знание, 1987. – 96 с.
14. Коц, Я. М. Спортивная физиология: учеб. / Я. М. Коц. – М.: Физическая культура и спорт, 1998. – С. 60.
15. Курамшин, Ю. Ф. Теория и методика физической культуры: учеб. / Ю. Ф. Курамшин. – М.: Советский спорт, 2010. – 320 с.
16. Лидьярд, А. Бег с Лидьярдом: пер. с англ. / А. Лидьярд, Г. Гилмор. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. С. 57–58.
17. Лях, В. И. Координационно-двигательное совершенствование в физическом воспитании и спорте: история, теория, экспериментальные исследования: / В. И. Лях // Теория и практика физической культуры. – 2003, – № 11. – С. 5–11.
18. Лях, В. И. Тесты в физическом воспитании школьников: Пособие для учителя / В. И. Лях. – М: А. С. Т., 1998. – С. 94–120.
19. Лях, В. И. Теория тестов и тестирование физической подготовленности учащихся / В. И. Лях // Физическая культура в школе. – 2007. – № 6. – С. 2–7.
20. Макаров, А. Н. Легкая атлетика: учеб. для студ. физ. культ. / А. Н. Макаров, П. З. Сирис, В. П. Теннов. 2-е изд. Дораб. – М.: Просвещение, 1990. – 208 c.
21. Малков, Е. А. Подружиться с «Королевой спорта» / Е. А. Малков– М.: Просвещение, 1987. – 111 c.
22. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры: учебник для инст. физ. культ. / Л. П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 2008. – 544 c.
23. Мельников, В. М. Психология: учеб. для инст. физ. культ. / В. М. Мельников. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 376 с.
24. Министерство спорта Российской Федерации. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта легкая атлетика / Министерство спорта Российской Федерации. – М.: Советский спорт, 2014. – 34 с.
25. Никитушкин, В. Г. Современная подготовка юных спортсменов: Методическое пособие / В. Г. Никитушкин. гл. 4. – М.: Москомспорт, 2009. – 112 с.
26. Озолин, Н. Г. Настольная книга тренера: «Наука побеждать» / Н. Г. Озолин. – М.: Астрель, 2011. – 864 с.
27. Осипов, Р. Л. Подвижные игры в начальной школе: учебно-методическое пособие / Р. Л. Осипов. – Киров: изд-во ВятГГУ, 2012. – 64 с.
28. Прищепа, И. М. Возрастная анатомия: учебное пособие / И. М. Прищепа. – Минск: Новое знание, 2006. – 415 с.
29. Селуянов, В. Н. Подготовка бегуна на средние дистанции / В. Н. Селуянов. – М.: Т В Т Дивизион, 2007. – 112 с.
30. Смирнов, В. М. Физиология человека: учебник / В. М. Смирнов. – М.: Медицина, 2002. – 608 с.
31. Смирнов, В. М. Физиология физического воспитания и спорта: учебник для студ. / В. М. Смирнов, В. И Дубровский. – М.: Владос пресс, 2002. – 608 с.
32. Солодков, А. С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: учебник / А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб. –2-е изд. – М.: Терра Спорт, 2001. – 520 с.
33. Солодков, А. С. Физиология спорта: учебное пособие / А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб. – СПб.: СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1999. – 231с.
34. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж. К Холодов, В. С. Кузнецов. – М.: Академия, 2000. С. 105 – 106.
35. Фатеева, Л. П. Подвижные игры для школьников / Л. П. Фатеева. – М. Академия Развития, 2007. – 192 с.
36. Шутова, М. Н. Бег. Книга-тренер / М. Н. Шутова. – М. Эксмо, 2013. – 208 с.