Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность данного исследования состоит в том, что на современном этапе образовательного процесса в преподавании естественнонаучных дисциплин имеются определённые трудности как на школьных экзаменах, так и в повседневной жизни. Поэтому необходимо ещё в начальной школе повышать географические знания учащихся.
Одним из наиболее ярких явлений в окружающей нас природе является смена времен года. Сезонными явлениями природы называются все изменения в природе, связанные со сменой сезонов - времен года (весна, лето, осень, зима). Каждое время года имеет свои отличительные погодные явления природы: цветение весной, гроза летом, листопад осенью и снег зимой.
Изучением проблем фенологии в учебном процессе занимались К.Д. Ушинский, Д.Д. Семенов, А.Я, Герд, Д.Н. Кайгородов, И.И. Полянский, Н.А. Рыжова, З.А. Клепинина, Г.Н. Аквилева и др.
Фенологические наблюдения составляют фактическую основу фенологических знаний, содержащих информацию о датах (календарных датах) возникновения конкретных сезонных явлений. Человек стал собирателем фенологических наблюдений, как только обрел способность отмечать в своей памяти явления окружающей его природы.
Систематизация знаний о сезонах происходит на основе установления временных (что за чем происходит) и причинно-следственных (от чего происходят те или иные явления) связей.
Развитие умения младших школьников наблюдать за природными явлениями и фиксировать их в дневнике наблюдения - одна из главных задач учителя. Поэтому выбранная тема является критически важной и требует повышенного внимания.
Первыми исследователями фенологических наблюдений, в экологическом образования детей были З. Д. Сизенко – Казанец, А. Ф. Мазурина, М. В. Лучич и др. и долгое время их методические пособия и рекомендации были большой помощью для педагогов дошкольных и школьных организаций. В дальнейшем разработкой исследований в этой области занимались советские педагоги в публикациях, методических изданиях (О. Иогансон, Р. М. Басс, А. А Быстров, А. М. Степанова, Э. И. Залкинд, Е. Геннингс, Е. И. Волкова и др.); не одно поколение педагогов училось по учебному пособию Софьи Алексеевны Веретенниковой. Большую роль сыграли работы ведущих педагогов и методистов (М. В. Лучич, С. А. Веретенникова, З. Д. Сизенко, А. М. Низова, Л. И. Пушнина, А. Ф. Мазурина и др.), центром внимания которых было формирование наблюдения как основного метода знакомства детей с окружающей природой.
У современных младших школьников очень специфическое представление о живом, они ограничены информацией получаемой из интернета и телевизора. Детям интересно, что происходит в виртуальном мире, а реальная жизнь остается в стороне. Такое неполное изучение вопроса, безразличие к нему, ведет к потребительскому отношению к природе в целом.
В связи с тем, что учебный курс «Окружающий мир» имеет практико-ориентированный характер, то обучение фенологическим наблюдениям младших школьников поможет им понять, как устроен мир, научиться использовать полученные на уроках знаний в повседневной практике. Все это определяет актуальность темы исследования.
Актуальность данного исследования прослеживается с нескольких сторон:
- социальной – необходимостью развития у младших школьников компетенций, т.е. практическое использованием знаний как условие успешного обучения и недостаточным уровнем практической ориентации обучения на уроках;
- педагогической – необходимостью организации фенологических наблюдений за растениями младшими школьниками на уроке и недостаточностью выбора разнообразных методов, форм и средств обучения учителями;
- методической – необходимостью использования фенологических наблюдений за растениями младшими школьниками и разработке методических рекомендаций по организации данного процесса.
Актуальность темы позволяет сформулировать тему исследования «образовательный потенциал фенологических наблюдений за растениями младшими школьниками».
Цель исследования – рассмотреть образовательное значение фенологических наблюдений за растениями младшими школьниками.
Объект исследования – процесс изучения фенологических наблюдений в школьном курсе «Окружающий мир».
Предмет исследования – образовательное значение фенологических наблюдений за растениями младшими школьниками.
Гипотеза: мы предполагаем, что использование фенологических наблюдений за растениями младшими школьниками позволит эффективно формировать природоведческие знания обучающихся и подготовить к дальнейшему изучению географии в основной школе.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие «фенологические наблюдения»;
2. Рассмотреть психологические особенности младшего школьного возраста;
3.Представить особенности организации изучения фенологических наблюдений за растениями в школьном курсе «Окружающий мир»;
4. Провести исследование среди учителей начальной школы и обучающихся на предмет использования фенологических наблюдений школьниками на практике;
5. Разработать методические рекомендации для учителей по сбору и анализу результатов фенологических наблюдений на примере изучения растений.
Методы исследования: анализ педагогической, психологической и методологической литературы; изучение нормативных, методических и учебно-программных документов, беседа, наблюдение.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды в области:
- специфики и особенностей фенологических явлений и сезонных явлений как объекта изучения фенологии (Н.А. Аксенова, О.В. Янцер);
- особенностях методики обучения географии и окружающего мира, в частности предметного содержания, а также методов сбора и анализа фенологических наблюдений (В.П. Дронов, А.А. Летягин, С.И. Хомченко, С.А. Яновская).
База исследования:
В исследовании приняло участие 21 обучающийся 3 класса и 3 учителя начальных классов.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные методические рекомендации могут быть использованы учителями в работе в организации фенологических наблюдений за растениями младшими школьниками. Также полученные результаты возможно использовать как в урочное так и внеурочное время в рамках фенологического кружка по окружающему миру.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложения.
Во введении раскрывается методологический аппарат исследования. В первой главе приводится описание особенностей понятия «фенологические наблюдения» и раскрываются их виды и специфика. Описаны психологические особенности младшего школьного возраста. Рассмотрены особенности программного содержания фенологических наблюдений в рамках школьного курса «Окружающий мир».
Во второй главе представлено описание и анализ результатов проведенного анкетирования учителей и обучающихся на предмет использования фенологических наблюдений. Представлены методические рекомендации по организации фенологических наблюдений за растениями младшими школьниками.
В заключении представлены результаты по задачам исследования.
Список использованных источников включает 21 наименование.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ФЕНОЛОГИЧЕСКИХ НАБЛЮДЕНИЙ ЗА РАСТЕНИЯМИ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ
1.1 Понятие «фенологические наблюдения» в научно-педагогической литературе
Фенологию можно считать разделом экологии о сезонной ритмики географических ландшафтов (ландшафтной фенологией), поскольку сезонные изменения жизнедеятельности организмов, обитающих в одних и тех же условиях географической среды общего ареала, могут быть синхронными и различными.
Фенология всегда развивалась как пограничная дисциплина между биологией и географией. В биологии она изучает сезонные закономерности роста организмов, а в географии - закономерности абиотических условий среды и географическое расположение объектов наблюдения.
В настоящее время существуют общая и частная фенология, научная (теоретическая) и прикладная (практическая) [6].
Сезонные явления – периодические природные явления, вызванные годовым ходом метеорологических элементов. Времена года в средних широтах регулярны и постоянны. Смена времен года является результатом ежегодного обращения Земли вокруг Солнца, наклона земной оси к плоскости орбиты. Поэтому высота Солнца над горизонтом, угол падения солнечного света на Землю и количество поступающего солнечного света изменяются. Положение Земли на ее орбите определяет начало года. Однако астрономическое время времен года не соответствует времени сезонных изменений погоды и живой природы [1].
Сезонные изменения в животном мире изучаются в фенологии. Наблюдение за периодическими изменениями флоры и фауны называется фенологией.
Фенологические наблюдения – записи дат (число, месяц, год) наступления сезонных явлений природы, в определенных географических пунктах [1].
Фенологические наблюдения за абиотическими сезонными явлениями - образованием и таянием снежного покрова, замерзанием и таянием водоемов, первыми и последними заморозками и др. осуществляют по методике, принятой в руководствах метеорологических и гидрологических наблюдений [2].
Фрагмент для ознакомления
3
Аксенова, Н.А. Фенологические наблюдения / Н.А. Аксенова // Биология в школе. - 1994. - № 2. – 15 с. – Текст : непосредственный.
География и современные проблемы естественнонаучного познания : материалы Всерос. научн.-практ. конф., Екатеринбург, 3-4 дек. 2009 . Ч. 1-2. – 230 с. – Текст : непосредственный.
Дронов, В.П. География. 5-6 классы. Землеведение 5-е изд., стер. / В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. – Москва : «Дрофа», 2015. – 288 с. – Текст : непосредственный.
Карпов, А.О. Метод научных исследований - метод проектов / А.О. Карпов. – Текст : непосредственный // Педагогика. – 2012. - №7. – С.14-25.
Куприянова, М.К. Фенологические наблюдения во внеклассной краеведческой работе : учебное пособие для учителей биологии, географии, естествознания и природоведения средних школ / М.К. Куприянова, Ю.И. Новоженов, З.Г Щенникова; ред. совет.: А.М. Черняев (предс.) и др.; - Екатеринбург: Банк культурной информации., 2000. – 244 с. – Текст : непосредственный.
Куприянова, М.К. Патриарх фенологии документальная повесть о выдающемся советском фенологе В.А. Батманове / М.К. Куприянова, Т.И. Кузнецова. - Екатеринбург, 2010. - 344с. – Текст : непосредственный.
Летягин, А.А. География. Начальный курс / А.А. Летягин // Под ред. В.П. Дронова. – Москва : «Вентана - Граф», 2015. – 194 с. – Текст : непосредственный.
Лобанова, Т. Ю. Проектная деятельность как способ повышения познавательной активности в урочной и внеурочной деятельности школьников / Т.Ю. Лобанова, А. А. Лобанов. – Текст : непосредственный // Информатика в школе. – 2015. - №4. – С. 3-11.
Миронова, Ю. В. Методика организации фенологических наблюдений на пришкольном участке, в сквере или лесопарке для учеников 6–8-х классов / Ю.В. Миронова, - Текст : электронный // Биология. – 2005. – № 9 – Режим доступа: https://bio.1sept.ru/view_article.php?ID=200500909. (дата обращения 04.10.2024).
Программы для общеобразовательных учреждений: География. 6-11 классы / Составитель Е.В. Овсянникова. – Москва : Дрофа, 2009. - 128с. – Текст : непосредственный.
Ромашова, А.Т. О фенологической работе в школах / А.Т. Ромашова. – Текст : непосредственный // Биология в школе. - 1981. - № 4. – 36-38 с .
Скворцов, П.М Народный календарь природы как отражение особенностей сезонных климатических изменений / П.М. Скворцов. – Текст : непосредственный // Вестник МГОУ. Серия «Естественной науки» .- 2009. - №3. – С. 138-144.
Смирнова, Н.З. Пришкольный учебно-опытный участок : учебное пособие. Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева / Н.З. Смирнова, Е.А. Галкина. – Красноярск, 2009. – 192 с. – Текст : непосредственный.
Современное состояние фенологии и перспективы ее развития: материалы Всерос. науч.- практ. конф г. Екатеринбург, 15-16 декабря 2010 г., посвящ. 110-летию со дня рождения совет.фенолога В.А. Батманова / Урал. гос. пед. университет, Геогр.-биол. фак.; науч. ред. В.Г. Капустин, О.В. Янцер. Екатеринбург, 2010. – 203 с. – Текст : непосредственный.
Современные проблемы естественнонаучного образования: V Всероссийская (с международным участием) научно-методическая конференция учителей, преподавателей, студентов, магистрантов и аспирантов 74 дисциплин естественнонаучного цикла. Красноярск, 13-15 ноября 2012г. / отв. ред. Т.В. Голикова; ред. кол. ; Краснояр. гос. пед. ун-т им В.П. Астафьева. – Красноярск. 2012. – 300с с. – Текст : непосредственный.
Федеральный государственный образовательный стандарт официальный. – URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspxCatalogId=2661 12.12. (дата обращения 04.10.2024). – Текст : электронный.
Харин, Н.Г., Сезонные явления природы/ Н.Г. Харин, А.А. Кирильцева, И.Г. Грингоф. – Санкт-Петербург : Гидрометеоиздат, 1993. – 136 с. – Текст : непосредственный.
Хомченко, С. И. Как организовать фенологические наблюдения / С.И. Хомченко. – Текст : непосредственный // Биология в школе. – 1986. - №2. - С. 68-72.
Щенникова, З.Г. Летние фенологические наблюдения (для учащихся 5- 7 классов) / З.Г. Щенникова. – Текст : непосредственный // Биология в школе. - 1980. - № 3.
Яновский, С.А. Программа организации и ведения фенологических наблюдений / С.А. Яновский. – Москва : Экосистема, 1996 – 29 с. – Текст : непосредственный.
Янцер, О.В. Общая фенология и методы фенологических исследований: учебное пособие для студентов геогр.-биол. фак / О.В. Янцер, Е.Ю. Терентьева. – Екатеринбург : Изд-во УрГПУ, 2013. – 218 с. – Текст : непосредственный.