Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проектного менеджмента обусловлена новыми вызовами, стоящими перед российской системой государственного управления. В современных условиях способность исполнительного аппарата своевременно выполнять запланированные проекты и задачи в рамках установленного бюджета и достигать поставленных целей приобретает решающее значение. Метод управления проектами направлен на мобилизацию и организацию ресурсов для достижения целей проекта. Управление проектами имеет много преимуществ.
Объектом проектного управления является проект, как группа специально организованных работ, направленных на решение конкретных задач или достижение конкретных целей, время их реализации ограничено, а также это связано с потреблением конкретных финансовых, материальных и трудовых ресурсов.
Применение методов управления проектами обеспечивает высокую надежность в достижении целей проекта и снижает затраты на его реализацию на 10-15%. Проектная работа не только направлена на достижение четких целей, но и ограничена четкими временными рамками, что полностью соответствует быстро меняющимся требованиям делового мира. Традиционные методы стали слишком трудоемкими и отнимают слишком много времени, чтобы продолжать активно их использовать. Для России внедрение современных методов и инструментов управления проектами имеет особое стратегическое значение. Только научившись эффективно использовать свои ресурсы, страна может быть конкурентоспособной на мировом рынке. В настоящее время управление проектами внедряется в деятельность органов местного самоуправления, поскольку это одна из самых популярных областей управления. В настоящее время в некоторых муниципалитетах накоплен опыт управления проектами, который также активно используется в деятельности административных органов.
Цель работы: анализ организационно-правовых аспектов проектной деятельности в администрации муниципального образования.
Задачи:
1. Изучить теоретические основы проектной деятельности в муниципальных образованиях.
2. Рассмотреть действующее законодательство, регулирующее проектную деятельность.
3. Проанализировать организационные структуры, поддерживающие проектную деятельность.
4. Выявить проблемы и предложить пути их решения
Объектом исследования является муниципальное образование
Предмет исследования: проектный подход в муниципальном управлении.
Теоретическая основа исследования представлена учебной, научной литературой, а также материалами периодической печати по теме исследования. Тема исследования находит отражение в работах таких авторов, как: Баранчеев В.П. [1], Глухов В.В. [5], Голов Р.С. [6], Шабуцкая Н.В. [7], Гришин В.В. [8] и др.
Методы исследования: анализ, синтез.
Информационной базой исследования выступают статистические данные Росстата.
Структура работы обусловлена поставленной целью и задачами и состоит из четырех глав, введения, заключения и списка использованных источников.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Проект представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на достижение уникальных результатов в условиях ограниченности времени и ресурсов. Программа представляет собой набор взаимосвязанных проектов и мероприятий, объединенных общей целью и скоординированных для повышения общей эффективности и управляемости.
Проектный портфель - это совокупность (перечень) проектов, которые объединены для эффективного управления с целью достижения стратегических целей. Проектная деятельность - это деятельность, связанная с началом, подготовкой, реализацией и завершением проекта (плана).
Функция и система развития предприятий или организаций должна строиться на основе соответствующих передовых достижений науки, техники и менеджмента в настоящее время. На этом этапе производство какой-либо продукции или услуг мало просто, нужно регулярно вносить инновации и создавать новые товары и услуги. Для этого необходимо привлечь инвестиции и осуществлять ряд процессов, которые не относятся к обычной деятельности компании, то есть необходим особый план, который будет эффективно реализовываться проектным управлением [13].
Проектное управление подразумевает методику руководства важной и масштабной задачей с определенной целью, установленными сроками и ограниченным ресурсным обеспечением. Такой подход способствует объединению постоянных линейных процессов, происходящих в компании и целевых разовых инициатив [12].
Благодаря научно-техническим достижениям, увеличению сложности реализуемых проектов, росту конкуренции по всей отрасли, укреплению интеграции, взаимодействия между производством и наукой, проектное руководство является актуальным для современного мира. Такой тип менеджмента позволяет:
добиться запланированных результатов, внедряя такие инициативы, которые в краткосрочной или долгосрочной перспективе станут наиболее выгодными
обеспечение разработки продукта с предварительно установленными качественными показателями;
выдерживать сроки получения результатов, синхронизируя их с иными работами;
эффективное руководство трудовым, финансовым и материально-техническими ресурсами.
Основные цели менеджмента проектов могут [6]:
осваивать и реализовывать новые виды продукции, основанные на передовых технологиях, которые позволят добиться конкурентных преимуществ на рыночных рынках;
внедрение в компанию современной управленческой техники, которая способна повышать эффективность деятельности всех уровней руководства оперативной, тактической и стратегической систем;
снижение расходов на управление за счет улучшения оперативности работы и снижения численности персонала;
материальное мотивирование сотрудников к высококачественному труду, направленному на достижение результата;
привлечь инвестиции со стороны, внедряя перспективные инициативы;
концентрирование кадров, научно-технического и производственного ресурса, рациональное управление работой, что приводит к уменьшению количества времени на разработку, производство и снижению себестоимости.
В течение длительного времени организации и предприятия применяли традиционные методы управления. Проектный подход стал применяться только с 50-60-х годов XX века, хотя крупномасштабные замыслы люди воплощали в жизнь с давних пор, достаточно вспомнить постройку египетских пирамид, путешествия Колумба и Магеллана, освоение американского Запада. Сама концепция проекта содержит ряд отличительных особенностей от традиционного производственного процесса [11]:
универсальность каждого проекта, ориентированного на создание изделия, имеющего инновационные характеристики;
цель достижения конкретных, заранее заданных целей;
ограничение времени, ресурсов и финансов;
взаимосвязь многочисленных процессов разных уровней и скорость протекания.
Часто менеджмент проектов сравнивается с традиционным, что позволяет ясно понять их различия. Традиционный менеджмент отличаются такими свойствами [14]:
ориентированность на ход мероприятий и организации процесса;
отсутствие четкого ограничения сроков работы;
планируются все позиции, а ресурсы под ними расписываются;
концентрирование на выполняемых рабочих процессах и нормах;
характерны относительные надежности, которые часто превращаются в монотонность;
для выполнения задач приглашается постоянная рабочая группа.
Проектный подход рассматривает задачи, которые заметно отличаются от традиционных управленческих задач [15]:
ориентации на достижение определенной цели;
главное - это не организация работы, а достижение результата;
вся деятельность жестко ограничена финансовыми ресурсами и временной рамкой;
подробное планирование необходимого количества ресурсов, которые подходят для процессов;
определяется достижение поставленных целей по каждому этапу, процесс важный только для достижения поставленных целей;
итог - окончательное принятие всех произведений, каждая отдельная задача рассматривается лишь по общему успеху;
надежность всех действия предсказуема в результате достижения поставленных результатов;
выполнение функций часто не является нормированным, разнообразным и требует нестандартных подходов;
для каждой инициативы выбирается команда со специальными компетенциями и навыками в соответствии с целью проекта.
Большинство организаций России используют традиционные принципы управления, хотя у них есть трудности с подбором высококвалифицированных сотрудников, выполняющих постоянные повторяющиеся задачи. В то же время развитие компании может отталкиваться от инновационной бизнес-идеи с привлечением со стороны руководителей, исполнителей заданий. При этом необходимо быть готовым к дополнительным затратам на обучение и повышение квалификации персонала.
Следует сказать, что проекты национальной политики не только создают новые стандарты качества муниципальных и региональных управлений, но и формируют новые механизмы сотрудничества РФ с субъектами страны в рамках реализации социально-экономических приоритетов национальной политики [21]. Следует отметить также, что в рамках закона должны предусматриваться взаимодействия представителей национальных институтов по всему уровню в реализации национальных проектов. На данный момент федеральное право действительно не регулирует этих отношений. Однако при этом существуют нормативные акты как методические рекомендации. В настоящее время в некоторых субъектах РФ охотнее принимают участие в проектах по здравоохранению, культуре, образованию, формированию городского окружения, дорожному строительству, малому и среднему предпринимательству. Вопросы, касающиеся других национальных проектов, переданы федеральным органам власти, так как их возможности больше, чем у региональных [5].
Таким образом, структура проектного управления предусматривает наличие взаимосвязанных компонентов, необходимых для определения целей, обеспечения успеха проектов, входящих в интегрированную систему менеджмента. Проектное управление является одним из самых эффективных средств, позволяющих эффективно решить стратегические задачи в условиях изменения условий функционирования государственного управления.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Баранчеев, В. П. Управление инновациями [Текст]: Учебник / В.П. Баранчеев, Н.П. Масленникова, В.М. Мишин. - М.: Юрайт, 2018. - 720 c.
2. Блохина, Т. К. Экономика и управление инновационной организацией [Текст]: Учебник / Т.К. Блохина, О.Н. Быкова, Т.К. Ермолова. - М.: Проспект, 2017. - 428 c.
3. Волков, О.И. Экономика предприятия [Текст]: Учебник /О.И. Волков//. М.: Инфра-М, 2017. – 340 с.
4. Гаврилов, Л. П. Инновационные технологии в коммерции и бизнесе [Текст]: Учебник / Л.П. Гаврилов//. - М.: Юрайт, 2018. - 388 c.
5. Глухов, В.В. Инновационное развитие экономики мегаполиса [Текст]: Учебник / В.В. Глухов. - М.: Лань, 2017. - 217 c.
6. Голов, Р.С. Системы управления инновационно-инвестиционной деятельностью промышленных организаций и подготовкой машиностроительного производства [Текст]: Монография / Р. С. Голов, А. В. Рождественский, А. П. Агарков и др.; под ред. д.э.н., проф. Р. С. Голова, д.э.н., проф. А. В. Рождественского. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2019. — 448 с.
7. Государственная инновационная политика России: история и перспективы [Текст]: Учебник / Н.В. Шабуцкая, Е.Д. Соломатина // Лесотехнический журнал. – 2019. - №4 - С. 274-285.
8. Гришин, В.В. Управление инновационной деятельностью в условиях модернизации национальной экономики [Текст]: Учебник / В.В. Гришин. - М.: Дашков и К°, 2017. - 514 c.
9. Ермасов, С. В. Инновационный менеджмент [Текст]: Учебник / С.В. Ермасов, Н.Б. Ермасова. - М.: Высшее образование, 2018. - 510 c.
10. Ефимова, О.В. Финансовый анализ [Текст]: Учебник /О.В. Ефимова //. – М.: Бухгалтерский учет, 2018. – 265 с.
11. Индикаторы инновационной деятельности: 2016 [Текст]: / Н.В. Городникова // Статистический сборник: сб. ст. /сост. Л.М. Гохберг. - М.: НИУ ВШЭ, 2017. - 320 с.
12. Инновационная политика России: история и современность [Текст] / И.В. Лукоянов // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». – 2018. - №3 - С. 1-10.
13. Инновационная политика России: проблемы развития [Текст] / В.А. Молчанова // Креативная экономика. – 2018. - №11 - С. 144-154.
14. Инновационная политика Российской Федерации: внутри-ивнешнеполитические аспекты [Текст] / Е.А. Данилова // Вестник Томского государственного университета. – 2019. - №3 (23) - С. 149-153.
15. Инновационное развитие России: роль нефтегазового бизнеса [Текст] / Т.В. Погодаева, Д.В. Жапарова, Н.А. Казанцева // Бурение и нефть. – 2019. - №11 - С. 18-21.
16. Инновационный маркетинг и маркетинг инноваций [Текст] // Мир экономики и права. 2016. № 7. С. 7-15.: Статья / Казаков С.П. - М.:ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 9с.
17. Инновационный менеджмент [Текст]: Учебник / Кузьминов А.Н., Погосян Р.Р., Юрков А.А.; Под ред. Джухи В.М., - 2-е изд. - М.:ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 380 с.
18. Ионов, А.Ф., Селезнева, Н.Н. Финансовый анализ [Текст]: Учебник /под ред. А.Ф. Ионова // – М.: Инфра – М, 2019. – 155 с.
19. Иншакова, Е. Г. Электронное правительство в публичном управлении : монография / Е. Г. Иншакова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 139 с.
20. Кнутов, А. В. Управление государственными и муниципальными закупками и контрактами : учебник и практикум для вузов / А. В. Кнутов. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 316 с.