Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В настоящее время центральным вопросом социологии молодежи является организация досуговой и социально-культурной деятельности молодежи, и в первую очередь, студенчества. Досуг представляет собой важное социо-культурное явление. Во все времени досуг занимал важное место в жизни общества. И сегодня досуг занимает важное место не только в жизни каждого отдельного человека, но и в развитии и функционировании общества в целом. Правильно организованный досуг как культурный вид деятельности сближает людей, формирует идентичное, торжественное настроение, возникает чувство единства. Возникает праздничное настроение, которое объединяет в себе реальность и искусство [12].
Досуг оказывает преображающее воздействие на человека, человек раскрывается духовно, происходит формирование общечеловеческих чувств, ценностей и идеалов. При этом такие ценности являются основой формирования эстетических чувств, нравственных идеалов, физического совершенства и гармоничной личности. Под современным идеалом, обладающим различными ценностями, понимают всестороннюю реализацию интеллектуально-нравственной свободы, эстетической, творческой самостоятельности и высокой активности [7].
Досуг обладает огромным воспитательным потенциалом. Он позволяет решить проблему духовно-нравственного воспитания, приобщения человека к общечеловеческим социокультурным ценностям и морально-нравственным идеалам. На протяжении всего исторического развития общества эта проблема никогда не теряла своей актуальности [11].
Не утратила актуальности эта проблема и сегодня. Современное российское общество переживает глубокий кризис духовности и нравственности. Едва ли не на первое место выходит необходимость возрождения духовных традиций, поддержание морали, нравственных идеалов и патриотических чувств. Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое.
Особую значимость имеет организация досуга студентов, молодежи. Организация социально-культурной деятельности студентов будет способствовать их социокультурному, моральному и нравственному развитию, а также способствовать приобщению к духовным и социокультурным ценностям Российской Федерации, формированию нравственности, этики, вежливого общения. Также организованные массовые и индивидуальные мероприятия способствуют приобщению студенческой молодежи к международным традициям и ценностям, расширению кругозора [15].
Повышение занятости, вовлечение молодежи в активную деятельность, способствует профилактики таких социально неблагоприятных факторов, как безнадзорность, беспризорность, развитие отклоняющихся форм поведения [12]. Это связано с тем, что сегодня эти проблемы весьма остро беспокоят современное общество. В последние годы наблюдается рост преступности среди молодежи, увеличивается проявление неконтролируемой агрессии. Наибольшая общественная опасность такого положения состоит в том, что недостаточная занятость влечет за собой различные отклонения в поведении и характере, способствует развитию агрессивности, неудовлетворенности жизнью [16].
Необходимость разработки различных мероприятий, вовлечение молодежи в совместную деятельность, привлечение к творчеству, традициям, затрагивает не только личность, семью, и школу, но и общество в целом, способствует возрождению моральных и нравственных ценностей.
Проблематика исследования. Организация культурного досуга людей – достаточно сложный и трудоемкий процесс, который существовал во все времена и прошел долгий путь своего развития. В основе любой социально-культурной деятельности лежит необходимость удовлетворить потребности населения в области культуры. Сделать мероприятие, которое будет соответствовать всем требованиям и запросам общества, достаточно сложно. Такая организация требует длительной подготовки, тщательных репетиций, временных и материльных затрат. Важно не только организовать культурное мероприятие, но и максимально приблизить ее к условиям современности, отвечающим потребностям общества, края, региона.
Сегодня важной задачей является необходимость вызвать и постоянно стимулировать живой интерес к художественной литературе, к систематическому и серьезному чтению. Одним из способов формирования культуры чтения, является организация читательских практик для студенческой молодежи [5].
Степень разработанности тематики. Известно, что художественная литература обладает огромным воспитательным потенциалом. Она требует комплексного подхода к изучению. Тем не менее, в ходе анализа различных видов внеаудиторной, массовой работы со студентами, установлено, что организации литературных вечеров, читательских практик в учебных заведениях нашей страны уделяется недостаточно внимания. Однако сегодня уже наметилась тенденция к популяризации такого вида организации досуга среди студенческой молодежи. Также разработаны специальные элективные курсы и факультативы, направленные на изучение литературного творчества [7].
Объект исследования – социокультурная деятельность студенческой молодежи.
Предмет исследования – читательские практики студенческой молодежи как вид социокультурной деятельности.
Цель исследования – исследовать роль читательских практик в организации социокультурной жизни и досуга студенческой молодежи.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать специфику чтения как одного из видов культурно-досуговой и досуговой деятельности.
2. Рассмотреть основные формы организации культурного досуга студентов;
3. Выявить взаимосвязь читательской практики с библиотечной деятельностью.
4. Исследовать уровень развития читательской культуры студенческой молодежи.
5. Предложить программу для организации читательских практик студентов.
Гипотеза исследования. В основу исследования положено предположение о том, что студенты нуждаются в специально организованной досуговой и социокультурной деятельности. Вместе с тем, достаточно остро стоит потребность в развитии читательской культуры, организации культурно-досуговой деятельности в сфере литературного чтения, читательских практик.
Методы исследования: теоретические (анализ литературных данных, требований ФГОС, программ, нормативно-правовых актов, историографических источников, научных публикаций), эмпирические (анкетирование, социологический опрос, эксперимент, беседа), математико-статистические.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы исследования читательских практик студенческой молодежи
1.1. Основные формы организации культурного досуга студентов
Традиционно выделяют следующие формы организации культурного досуга студенческой молодежи: кружки, творческие коллективы, студии любительского художественного, декоративно-прикладного, изобразительного и технического творчества, занятий на факультетах народных университетов, курсы прикладных знаний и навыков, творческие лаборатории, любительские объединения, группы, клубы по интересам (табл.1) [6-8].
Таблица 1. Характеристика и отличительные черты основных форм организации культурно-досуговой деятельности
Термин Определение Отличительные особенности вида клубного формирования
Кружок Группа (как правило, небольшая) людей, объединенных общими интересами и регулярной совместной деятельностью на основе этих интересов 1.Не имеет программы.
2.Состав участников фиксированный, на творческий сезон.
3. Состав участников из одной возрастной группы
Любительское
Объединение (самодеятельный коллектив) Клубное формирование, объединяющее людей с глубоким и устойчивым интересом к общему занятию, стремящихся обменяться его результатами и своими навыками. 1. Имеет репертуар, программу по развитию, график участия в массовых мероприятиях учреждения.
2. Есть свои уникальные культурные ценности, созданные в результате творческой деятельности.
3. Существует, как правило, в художественном самодеятельном творчестве.
Клуб по интересам Клубное формирование, создаваемое с целью организации общения людей с единым глубоким и устойчивым интересом к чему-либо. Характеризуется отсутствием деятельности по созданию культурных ценностей 1.Устойчивый состав – как правило, на несколько творческих сезонов.
2. Не имеет календарно-тематического плана, но возможна программа развития формирования.
3. Не создаются культурные ценности.
4. Направлено на творческое саморазвитие личности
Студия Коллектив любительского творчества, сочетающий в своей работе учебные, экспериментальные и производственные задачи 1. Должна иметь утвержденную программу, календарно-тематический план.
2. Термин применим к изобразительному, декоративно-прикладному, цирковому, театральному и техническому творчеству.
3. Предполагает проверку знаний без выдачи документа особого образца и дальнейшее обучение по данному направлению.
4. Может действовать несколько творческих сезонов в зависимости от объема знаний.
Курсы прикладных знаний Клубные формирования, задачей которых является обучение людей прикладным навыкам и умениям. Имеют периодически обновляемый состав участников. 1. Имеют утвержденную программу, календарно-тематический план на определенный период, но не более творческого сезона.
2. Периодическое обновление состава участников.
Творческая лаборатория Коллектив любительского творчества, сочетающий в своей работе экспериментальные и производственные задачи 1. Не имеет программы.
2. Создается для выполнения поставленной производственной задачи.
3. Продуктом является инновационная методика или технология работы в отрасли
Группа Клубное формирование с переменным составом участников, объединенных единым интересом, создаваемое на определенный период для решения социокультурных проблем и задач Схоже с творческой лабораторией, но имеет менее короткий срок деятельности – только на решение одной задачи. Не вырабатывает методик и технологий культурной деятельности
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Азадовский, М. К. Эпические традиции в Сибири / М.К. Азадовский. - Чита, Вестник Просвещения, 1921, № 5-7, с. 11.
2. Азадовский, М. К. Сказительство и книга. Язык и литература / М.К. Азадовский. - Л., 1932, с. 16.
3. Бирженюк Г.М., Бузене Л.В., Горбунова Н.А. Методическое руководство культурно-просветительской работы. Учебное пособие для институтов культуры.– М.-1989. – 256 с.
4. Борисова, О.О. Выставочная деятельность библиотек // Рекламные и выставочные технологии в библиотечно-информационной деятельности / О. О. Борисова. - М., 2010. - С. 82-137.
5. Волков, Г.Н. Этнопедагогика: учеб.для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Г. Н. Волков. – М.: Академия, 2016. – 168 с.
6. Генкин Д.М., Конович А.А. Массовые театрализованные праздники и представления.– М.-1985. – 380 с.
7. Генкина Д.М. Организация и методика художественно-массовой работы.– М.-1987. – 130 с.
8. Горбатова И. Приглашение к творчеству.– М.-1987. -85 с.
9. Горецкий, В.Г. Народное творчество // Начальная школа. –2016. – № 4. / В. Г. Горецкий. – 46с.
10. Дригайло, В.Г. Культурно-массовая работа в системе библиотечно-информационного обслуживания // Технология работы библиотеки / В. Г. Дригайло. – М., 2009. - С. 262-275.
11. Ерошенков И.Н. Работа клубных учреждений с детьми и подростками.– М.-1982. – 300 с.
12. Жарков А.Д. Организация культурно-просветительской работы. Учебное пособие для институтов культуры.– М.-1989. – 160 с.
13. Зазерского Е.Я. и Соломоника А.Г. Организация и методика клубной работы. Учебник – М., "Просвещение", 1975. – 190 с.
14. Збаровская, Н. В. Выставочная деятельность публичных библиотек / Н. В. Збаровская. - СПб. : Профессия, 2004. – 224 с.
15. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 288 с.
16. Кузнецова, Е. Б. Выставочная работа библиотек в вопросах и ответах / Е. Б. Кузнецова. – М.: Чистые пруды, 2006. - 30 с.
17. Лаврушкина, В.В. В кущах информационного рая. Выставочная деятельность универсальной научной библиотеки: зачем и кому она нужна? // Библ. дело. - 2008. - № 10. - С. 32-34.
18. Леонова, Т. Г. Использование местных записей сказок в курсе фольклора.- "Учеп. Зап. Московск. обл. пед. ин-та. Труды кафедры русской литературы", 1964, вып. 9, с. 33 – 45.
19. Леонова, Т. Г. Обзор материалов фольклорных экспедиций Омского пединститута за 20 лет.- В кн.: Фольклор и литература Сибири, вып. 1. Омск, 1974, с. 84 - 87.
20. Мазаев А.И. Праздники как социально-художественное явление. М.: Просвещение, 1978. – 156 с.
21. Матвеева, Р. П. Творчество сибирского сказителя Е. И. Сороковикова-Магая / Р.П. Матвеева. - Новосибирск, 1976, с. 23 - 33.
22. Плахотный Н. В поисках активных форм клубной работы. Из опыта культурно-просветительной работы. – М.: ВНМЦ НТ и КПР, 1989. – 400 с.
23. Стародубцева, Л. Н. Актуальный проект для села. Передвижная книжная выставка // Библиополе. - 2008. - № 2. - С. 47-50.
24. Степанова, А. С. Интерактивные выставки: навстречу читателю // Новая б-ка. - 2009. - № 23. - С. 26-31.
25. Ушинский, К.Д. Родное слово / К.Д. Ушинский. - М.: Просвещение, 1954. – 365 с.