Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
РФ признана социальным государством, а это означает, что в таком государстве органы социальной защиты функционируют как обязательные элементы, призванные обеспечить реализацию прав и свобод человека и гражданина. Целью российского государства является обеспечение благосостояния граждан, создание условий, гарантирующих достойную жизнь и свободное развитие человека. В соответствии с Конституцией РФ (п.п.1,2 ст.7, п.1 ст.38, ст.41, ст.38) право на пенсионное обеспечение является одним из основных прав человека и гражданина.
Актуальность темы исследования. Пенсионная система, основным элементом которой является обязательное пенсионное страхование, является важнейшей социальной гарантией любого общества. По данным Росстата РФ на 01 января 2024 года количество пенсионеров на учете в Социальном фонде России (далее – СФР) составляло 41,075 млн. человек, снизившись на 1,7%. За 2023 год темпы сокращения численности пенсионеров ускорились в три раза по сравнению с 2022 годом, но не превысили показатель 2021 года, когда число пенсионеров сократилось на 970 тыс. человек. Перед государством стоит множество новых задач и целей по дальнейшей реализации реформ в области пенсионного страхования. Хорошо отлаженная система обязательного пенсионного страхования, которая затрагивает интересы практически всего трудоспособного населения, где она финансирует содержание граждан при наступлении старости и нетрудоспособности, и посредством ее деятельности обеспечивается их финансовая поддержка, является ключом к социальной стабильности и согласию. Таким образом, анализ размера пенсии и способов его корректировки, актуальна.
Объект исследования – общественные отношения, регулирующие особенности определения размера пенсии и способов его корректировки.
Предмет исследования – нормы права, регулирующие размер пенсии и способов его корректировки.
Цель курсовой работы – правовой анализ особенности определения размера пенсии и способов его корректировки.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1.дать понятия размера пенсии;
2.рассомтреть способы корректировки пенсии;
3.исследовать размер страховой пенсии по старости;
4.определить размер страховой пенсии по инвалидности;
5.проанализировать размер накопительной пенсии и социальной пенсии;
6.вявитиь особенности способов корректировки отдельных размеров пенсий.
Нормативно-правовую базу исследования составили: Конституция РФ, ФЗ от 15.12.2001 № 167-ФЗ, ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ, ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ, ФЗ от 15.12.2001 № 166-ФЗ, Закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1, иные нормативные акты по теме исследования.
Теоретическую основу исследования составили научные издания по исследуемой проблематике, статьи в периодических изданиях по исследуемой проблематике. При написании работы использовались научные труды следующих авторов: Антипьева Н.В., Афанасьев С., Багдасарян И.А., Гайдин Д., Григорьев И.В., Демидова И., Зайков Д.Е., Жабровский Р.А., Капитонова Е.А., Кириченко Н.С., Александрова Н.Г., Потапова Н.Д., Потапов А.В., Савин И.Г., Фартуков Д.Н., Поплавская Н.Н., Дорогин Р.В. и другие авторы.
Методологическую основу работы составляют диалектический, правовой, сравнительно-правовой и формально-логический методы. Необходимая глубина анализа и достоверность теоретических выводов достигается за счет применения общенаучных методов и специальных методов - научной абстракции, системного анализа, сравнительного анализа.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в ней теоретические положения могут быть использованы в целях дальнейшего изучения и решения актуальных проблем определения размера пенсии и способов его корректировки.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в ней положения, практические рекомендации могут быть в дальнейшем использованы при разработке целенаправленных и конкретных мер, направленных на совершенствовании пенсионной системы России.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗМЕРА ПЕНСИИ И СПОСОБОВ ЕГО КОРРЕКТИРОВКИ
1.1.Понятие размера пенсии
Пенсии - это регулярные денежные выплаты, предоставляемые гражданам при достижении определённого возраста, наступления инвалидности, в случае потери кормильца, а также за выслугу лет и особые заслуги перед государством. Право на пенсию определяется в соответствии с условиями и критериями.
Методика определения размеров страховых пенсий - ключевая часть пенсионной реформы 2015 г. С момента вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях[ Собрание законодательства РФ, 30.12.2013, № 52 (часть I), ст. 6965]" прямой порядок определения пенсионных прав был заменен опосредованным - новые пенсионные формулы определяют объем пенсионных прав в баллах (посредством индивидуального пенсионного коэффициента – далее ИПК).
В связи с этим следует отметить, что пенсионная реформа в 2015 году была начата после разработки стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, которая была опубликована в 2014 году. Принятие решения о развитии пенсионной системы было обусловлено Распоряжением Правительства РФ от 25 декабря 2012 года № 2524-р[ Собрание законодательства РФ, 31.12.2012, № 53 (ч. 2), ст. 8029.], в котором говорилось о том, что одной из основных целей является обеспечение социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения.
В качестве целей развития пенсионной системы Правительство РФ сформулировало ряд задач:
-с целью обеспечения возможности получения пенсии по старости в размере 40% от утраченного заработка при наличии страхового стажа и средней заработной платы, необходимо обеспечить:
-обеспечение приемлемого уровня пенсии для среднего класса за счет участия в пенсионных системах, которые создаются корпорациями и частными лицами;
-обеспечение минимального размера пенсии по старости, который должен быть не менее 2,5 - 3 прожиточных минимумов пенсионера.
-соответствие пенсионных прав, формируемых в соответствии с источниками их финансового обеспечения; - соблюдение баланса между ними и другими составляющими.
Принятие предыдущего порядка расчета размеров пенсионных выплат авторами Стратегии было охарактеризовано как способ, который приводит к неравномерному распределению пенсионных прав застрахованных лиц и обязательств по их выплате. В связи с негативным демографическим фоном, было отмечено, что порядок расчета страхового стажа для трудовой пенсии формировал пенсионные обязательства в виде абсолютных сумм, которые не были обеспечены необходимыми финансовыми ресурсами. Это приводило к тому, что возникала необходимость в дополнительном финансировании[ Чистякова, Д. Н. Размер трудовой пенсии по старости и порядок его определения / Д. Н. Чистякова // NovaInfo.Ru. – 2024. – № 143. – С. 117.].
Разработчики Стратегии считали, что новая пенсионная модель должна была включать в себя:
-обеспечить соответствие между средними уровнями пенсий и заработной платы, а также их оптимальное соотношение;
-провести реформы по регулированию индексации пенсий и формированию размера пенсии с учетом трудового вклада работника.
-для того чтобы сформировать пенсионные права, необходимо заплатить более длительный срок страховых взносов.
-обеспечить выполнение обязательств государства по размеру пенсионных выплат, которые будут обеспечены страховкой.
В процессе разработки новых пенсионных формул, которые будут использоваться в период перехода от трудовых пенсий к страховым, законодатель должен руководствоваться принципами обеспечения стабильности правового регулирования, поддержания доверия к закону и действиям публичной власти, что потребовало соблюдения преемственности старых и новых правил для того, чтобы пенсионные права оставались в сохранности. И в результате, фиксированная часть трудовой пенсии (которая ранее была базисной частью трудовых пенсий) превратилась в фиксированную выплату к страховой пенсии. В связи с переходом на страховую пенсию по старости, инвалидности или потере кормильца страховая часть трудовых пенсий была преобразована в соответствующие страховые пенсии. Данная часть пенсионных выплат в рамках ФЗ "О накопительной пенсии" получила право на самостоятельную правовую регламентацию[ Колесник, А. П. О развитии пенсионной системы в современной экономической и социальной обстановке / А. П. Колесник // Социальное и пенсионное право. – 2024. – № 3. – С. 23.].
Таким образом, размер пенсии рассчитывается на основе следующих показателей:
1.индивидуальный пенсионный коэффициент - ИПК.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2.ФЗ от 14.07.2022 № 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования РФ" // Собрание законодательства РФ. - 2022. - № 29 (часть I). - Ст. 5203.
3.ФЗ "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ // СЗ РФ, 2013, № 52 (часть I), ст. 6965
Учебники, монографии, научные статьи
4.Абдукадиров, Х. А. Система пенсионного обеспечения как фактор мотивации производительности труда и дохода индивида / Х. А. Абдукадиров, М. М. Шарипова // Финансово-экономический вестник. – 2021. – № 3(27). – С. 26-36.
5.Антонова, Н. В. Пенсионное обеспечение на территориях с особым климатом: проблемы теории и практики / Н. В. Антонова // Пробелы в российском законодательстве. – 2023. – Т. 16, № 7. – С. 52-56.
6.Бирюков А.А. Технологии и виды оказания социально-правовой помощи населению // Вестник науки. 2020. Т. 2. № 6. - С.237.
7.Глотова, В. Г. Пенсионные системы стран мира: история, принципы построения, современность / В. Г. Глотова // Актуальные вопросы современной экономики. – 2022. – № 5. – С. 950-963.
8.Глотова, И. И. Пенсионное обеспечение и его проблемы в Российской Федерации / И. И. Глотова, А. Э. Бережная // Экономика и парадигма нового времени. – 2023. – № 2(19). – С. 42-46.
9.Гордеева, Н. В. Основные проблемы и перспективы развития пенсионной системы Российской Федерации / Н. В. Гордеева, А. Г. Гладковский // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. – 2023. – Т. 33, № 2. – С. 229-235.
10.Колесник, А. П. О развитии пенсионной системы в современной экономической и социальной обстановке / А. П. Колесник // Социальное и пенсионное право. – 2024. – № 3. – С. 23-26.
11.Куликова, Е. И. Российская пенсионная система и особенности ее трансформации / Е. И. Куликова // Сибирская финансовая школа. – 2021. – № 4(144). – С. 136-140. – EDN FPQIJP.
12.Лазарова, Л. Б. Проблемы развития пенсионной системы российской Федерации / Л. Б. Лазарова, И. П. Баскаева // Управленческий учет. – 2023. – № 7. – С. 244-252.
13.Лубсанова, Ю. Б. Проблемы современной пенсионной системы Российской Федерации и предложения по ее совершенствованию / Ю. Б. Лубсанова // Актуальные исследования. – 2023. – № 10(140). – С. 71-78.
14.Новокшонова, Е. Н. Обоснование целесообразности инвестирования средств пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд / Е. Н. Новокшонова, Т. А. Найденова // Экономика и предпринимательство. – 2020. – № 9(122). – С. 1196-1202.
15.Обзор: "Объединение ПФР и ФСС в 2023 году" //КонсультантПлюс, 2022. - С.1.
16.Обзор: "Чего ждать от налогов в 2023 году: факты и прогнозы" // КонсультантПлюс, 2022. - С.4.
17.Орещенкова Ю.А. Трансформация институтов обязательного пенсионного и социального страхования в России // Социальное и пенсионное право. 2023. № 4. С. 43 - 46.
18.Платыгин, Д. Н. Основы пенсионного законодательства: институт досрочных пенсий : учебное пособие для среднего профессионального образования / Д. Н. Платыгин, В. Д. Роик. - Москва : Издательство Юрайт, 2024. - 395 с.
19.Право социального обеспечения : учебник для среднего профессионального образования / Е. Е. Мачульская [и др.]. - 5-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2024. - 449 с.
20.Роик, В. Д. Пенсионное страхование и обеспечение : учебное пособие для вузов / В. Д. Роик. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 478 с.
21.Сагидуллина, Н. Пенсионное обеспечение население / Н. Сагидуллина // Проблемы научной мысли. – 2023. – Т. 7, № 1. – С. 5-7.
22.Сапунов А.В., Козлов Д.С. Оценка эффективности пенсионной реформы в Российской Федерации//Тенденции развития науки и образования. - 2020. - № 58-8. - С. 63- 67.
23.Синдяшкина, Е. Н. Пенсионные системы государств Центральной Азии / Е. Н. Синдяшкина // Россия и новые государства Евразии. – 2023. – № 1(58). – С. 92-108.
24.Спор об обязании назначить (перерассчитать) государственную пенсию по случаю потери кормильца (на основании судебной практики Московского городского суда) // Помощник адвоката: электрон. журн. 2024.
25.Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения России. - М: Проспект, 2020. 480 с.
26.Чистякова, Д. Н. Размер трудовой пенсии по старости и порядок его определения / Д. Н. Чистякова // NovaInfo.Ru. – 2024. – № 143. – С. 117-118.
27.Шермухамедова, Ш. А. Реформирование пенсионной системы в связи с изменением ожидаемой продолжительности жизни / Ш. А. Шермухамедова, М. Х. Кузиева // Интерактивная наука. – 2023. – № 9(85). – С. 86-87.
28.Юдина, Е. В. Негосударственный пенсионный фонд как юридическое лицо / Е. В. Юдина // Юрист. – 2020. – № 2. – С. 39-44.